ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Киров
21 сентября 2009 года
Дело № А28-5432/2009-117/33
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хоровой Т.В.,
судей Лобановой Л.Н., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Метелевой Е.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя: ФИО1, действующей на основании доверенности от 06.04.2009 года,
представителя ответчика: ФИО2, действующей на основании доверенности от 15.05.2009 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования
на решение Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2009 по делу №А28-5432/2009-117/33, принятое судом в составе судьи Вихаревой С.М.,
по заявлению Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонд обязательного медицинского страхования
к Администрации Верхнекамского района,
о взыскании 2 230 653 рублей 06 копеек,
установил:
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее – Учреждение, ТФОМС, взыскатель) обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Кировской области к Администрации Верхнекамского района (далее – Администрация, должник) о взыскании 2 230 653 рублей 06 копеек задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год и пени за несвоевременную уплату страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2009 в удовлетворении заявленных требований Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования отказано в части страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год в сумме 658 200 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000-2003 годы в сумме 1 498 083 рубля 35 копеек, а всего в сумме 2 156 283 рубля 35 копеек.
В остальной части заявление государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования оставлено без рассмотрения.
Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования с принятым решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 22.07.2009 в указанной части отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Учреждением требований.
По мнению заявителя жалобы, суд первой инстанции в решении необоснованно сослался на пункт 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», поскольку в нем имеются ввиду плательщики страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающих граждан. Фонд считает, что в рассматриваемой ситуации нормы налогового законодательства применяться не могут.
Ссылаясь на статьи 2, 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статью 19 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000 № 118-ФЗ, Положение о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1, взыскатель указывает на нарушение Администрацией сроков уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан и наличие у ответчика задолженности по состоянию на 01.10.2009 по уплате взносов в сумме 658 200 рублей и пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в общем размере 1 498 083 рубля 35 копеек за 2000, 2001-2003 годы.
Администрация Верхнекамского района Кировской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, указывает, что срок для взыскания спорных сумм фондом пропущен.
В судебном заседании апелляционного суда представители Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования и администрации Верхнекамского района Кировской области поддержали позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на жалобу.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решениями Верхнекамской районной Думы утверждены средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения, подлежащие перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования, в следующих размерах, а именно: на 2000 год в сумме 1 414 700 рублей (решение Верхнекамской районной Думы от 21.01.2000 № 22/4, на 2001 год в сумме 1 227 000 рублей (решение Верхнекамской районной Думы от 26.01.2001 № 31/10), на 2002 год в сумме 1864 000 рублей (решение Верхнекамской районной Думы от 14.02.2002 №7/11), на 2003 год в сумме 1 005 800 рублей (решение Верхнекамской районной Думы от 18.02.2003 № 13/4, в редакции решения от 25.12.2003 № 19/58).
Уплата указанных страховых взносов производилась ответчиком несвоевременно.
28.05.2003 определением арбитражного суда по делу № А28-4837/03-177/16 утверждено мировое соглашение, в соответствии с которым Администрация обязуется уплатить Учреждению в срок до 25.07.2006 недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и пени за период с 01.01.2000 по 31.12.2002 в общей сумме 4 064 880 рублей, в том числе, 2 806 200 рублей дола по взносам и 1 258 680 рублей пени. В указанное мировое соглашение включена задолженность по страховым взносам за 2000 год, 2001, 2002 год и пени, начисленные на указанную задолженность, до 31.12.2002 года включительно.
В связи с невозможностью исполнения Администрацией взятых на себя обязательств по оплате задолженности 06.03.2007 года она обратилась в суд с заявлением о предоставлении рассрочки исполнения указанного определения.
Определением арбитражного суда от 02.04.2007 года Администрации была предоставлена рассрочка исполнения определения от 28.05.2003 года об утверждении мирового соглашения сроком на 5 месяцев, до 30.08.2007 года.
Задолженность по взносам и пеням была погашена администрацией в установленные с учетом рассрочки графиком платежей сроки.
Взыскателем, с учетом исполнения указанного мирового соглашения, администрации начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в общей сумме 1 572 453 рубля 06 копеек, том числе,
- 350 227 рублей 47 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000 год за период с 01.01.2003 по 25.01.2005;
- 221 097 рублей 75 копеек пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2001 год за период с 01.01.2003 по 28.02.2005;
- 424 077 рублей 93 копейки пени за несвоевременную уплате страховых взносов за 2002 год за период с 01.01.2003 по 30.06.2005;
- 577 049 рублей 91 копейка пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2003 год за период с 28.01.2003 по 30.06.2009.
В адрес ответчика направлено требование от 01.10.2008 № 2 об уплате задолженности по страховым взносам и пени в срок до 08.12.2008 в сумме 2 156283 рубля 35 копеек, в том числе 658 200 рублей- страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год, 1 498 083 рубля 35 копеек- пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000- 2003 годы. Указанное требование получено ответчиком 05.12.2008, им не оспорено, в добровольном порядке не исполнено.
10.07.2009 года в адрес должника направлено требование от 01.07.2009 года № 3 об уплате задолженности по страховым взносам и пени в срок до 19.07.2009 года в сумме 2 230 653 рубля 06 копеек, в том числе, 658 200 рублей- страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2003 год, 1 572 453 рубля 06 копеек – пени за несвоевременную уплату страховых взносов за 2000-2003 годы.
Неисполнение Администрацией указанных требований послужило основанием для обращения Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о взыскании с администрации Верхнекамского района Кировской области задолженности по взносам и пеням в общей сумме 2 230 653 рублей 06 копеек за 2000 – 2003 годы в судебном порядке.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год», статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год», пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса, отказал в удовлетворении Учреждению в обжалуемой в апелляционном порядке части требований по причине обращения его за взысканием задолженности по взносам и пеням за пределами установленного налоговым законодательством срока.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1 «О медицинском страховании граждан Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 02.04.1993 № 4741-1; от 23.12.2003 № 185-ФЗ) страхователем при обязательном медицинском страховании для неработающего населения является местная администрация (органы местного самоуправления).
Согласно статье 17 указанного Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1, платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляют Советы Министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области и автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация за счет средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах при их формировании на соответствующие годы с учетом индексации цен.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в территориальные фонды обязательного медицинского страхования производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 № 4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» (далее по тексту - Положение).
Задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения уплачивается плательщиками в порядке, действующем до введения в действие части второй Кодекса.
В пункте 3 названного выше Положения установлено, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных) производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
В соответствии с пунктом 5 Положения органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.
По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов. Пеня начисляется за каждый день просрочки по взносам органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения - 0,1 процента с суммы недоимки (пункт 7 положения).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 02.01.2000 № 14-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год» по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов в фонды обязательного медицинского страхования неуплаченная сумма считается недоимкой и взыскивается с плательщиков страховых взносов с начислением пеней. Пени начисляются на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования вправе взыскивать в бесспорном порядке суммы недоимок и пеней со всех счетов, в том числе валютных, за исключением ссудных и бюджетных счетов, плательщиков страховых взносов, платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения - юридических лиц.
Взыскание финансовых санкций, включая штрафы, с юридических лиц, а также сумм недоимок и пеней, финансовых санкций и штрафов с иных категорий плательщиков, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, осуществляется в судебном порядке.
В силу статьи 26 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», пункта 12 Положения все споры по вопросам начисления и уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, удержания пеней, взыскания недоимок и применения финансовых санкций разрешаются в судебном порядке.
Согласно пункту 7 Положения по истечении установленных сроков уплаты страховых взносов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней. К недоимке относится и сумма задолженности, выявленная при проверке плательщика страховых взносов.
В пункте 8 Положения определено, что на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.
Следовательно, в части, не урегулированной специальными актами, взыскание недоимок и пеней с плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения должно производиться по правилам части первой Налогового кодекса Российской Федерации на условиях, установленных в отношении плательщиков налогов.
Положениями и иными специальными актами не установлен период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания сумм недоимок и пеней, поэтому применению подлежат соответствующие нормы налогового законодательства.
В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действующей в спорный период, налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) определено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Кодекса. Данное положение применяется также при взыскании пеней (пункт 11 статьи 48 Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Кодекса), указанные нормы подлежат применению и при взыскании в судебном порядке недоимок по налогам с юридических лиц (пункт 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Сроки, указанные в пункте 3 статьи 48 Кодекса, являются пресекательными и восстановлению не подлежат. Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Учитывая, что пени носят компенсационный характер и являются производной от основного обязательства, суд первой инстанции правомерно посчитал, что срок на взыскание пени за несвоевременную уплате страховых взносов истек одновременно с истечением срока для взыскания недоимки.
Как следует из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, должником в соответствии с условиями мирового соглашения уплачены страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2000 год - 25.01.2005, за 2001 год – 28.02.2005, за 2002 год - 30.06.2005.
С учетом изложенного и приведенных выше норм, суд первой инстанции правильно указал, что сроки для обращения заявителя в суд с заявлением о взыскании взносов за 2003 год подлежат исчислению с 26.12.2003 года : 3 месяца ( пункт 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации) плюс 10 дней (срок для добровольного исполнения требования), плюс 6 месяцев ( пункт 3 статьи 48 Кодекса), с заявлением о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов подлежали в рассматриваемом случае исчислению следующим образом, а именно: за 2000 год с 26.01.2005, за 2001 год- с 01.03.2005, за 2002 год – с 01.07.2005, за 2003 год с 26.12.2005 - 3 месяца (пункт 1 статьи 70 Кодекса) плюс 10 дней (срок на добровольное исполнение требования) плюс 6 месяцев (пункт 3 статьи 48 Кодекса).
Фактически требование об уплате спорной задолженности направлено фондом в адрес администрации 02.12.2008 года, то есть за пределами установленного срока.
Учитывая сроки, установленные Кодексом для направления требования об уплате задолженности, принимая во внимание, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что заявление о взыскании с Администрации задолженности и пеней, начисленных на задолженность по страховым взносам за 2000, 2001, 2002, 2003 годы, Учреждение направило в арбитражный суд за пределами установленного налоговым законодательством срока, а именно: 27.04.2009.
Между тем, о наличии задолженности по пеням, за взысканием которых фонд обратился в арбитражный суд, заявителю было известно задолго до выставления требования об уплате задолженности по пеням. Так, задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000 год полностью была погашена администрацией 25.01.2005, за 2001 год- 22.02.2005, за 2002 год - 30.06.2005, последний текущий платеж за 2003 год погашен 30.10.2007, что подтверждено расчетами пеней, представленными Фондом. Однако с заявлением о взыскании задолженности по пеням за несвоевременную уплату страховых взносов за названные периоды, фонд обратился в арбитражный суд только в апреле 2009 года.
В этой связи оснований для удовлетворения требований Учреждения и взыскания с администрации Верхнекамского района Кировской области задолженности по страховым взносам и пеней за несвоевременную уплату взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 2000, 2001, 2002, 2003, начисленных по состоянию на 01.10.2008 в сумме 2 156 283 рублей 35 копеек у суда первой инстанции не имелось.
Арбитражный суд Кировской области правомерно отказал Государственному некоммерческому финансово-кредитному учреждению Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части по той причине, что заявление о взыскании долга было предъявлено ТФОМС в суд за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем апелляционная жалоба Фонда удовлетворению не подлежит.
Нарушения или неправильного применения судом первой инстанции норм материального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Кировской области от 22.07.2009 по делу №А28-5432/2009-117/33 в обжалуемой Учреждением части оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного некоммерческого финансово-кредитного учреждения Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования в указанной части – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Т.В. Хорова
Судьи
Л.Н. Лобанова
Л.И. Черных