НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2007 № 02АП-3/2007


Второй арбитражный апелляционный суд

610017, г. Киров. Ул. Молодой Гвардии, 49

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

13 марта 2007 г.                                                    Дело № А31-6484/2006-21

(дата принятия резолютивной части постановления)

23 марта 2007 г.

(дата изготовления постановления в полном объеме)

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Караваевой А. В., судей Олькова .М., Лысова Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей  Караваевой А. В.,

рассмотрев апелляционную жалобу Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда РФ по Островскому району Костромской области

на решение Арбитражного суда Костромской области от 17.11.2006 года по делу № А31-6484/2006-21, принятое судьей Авдеевой Н.Ю.

по заявлению Государственного учреждения – Отдел Пенсионного фонда РФ по Островскому району Костромской области

к индивидуальному предпринимателю Смирнову Леониду Викторовичу

о взыскании 136 руб. 80 коп.,

установил:

Государственное учреждение – Отдел Пенсионного фонда РФ по Островскому району Костромской области  (далее -  Пенсионный фонд, заявитель) обратилось  в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о взыскании с главы крестьянского (фермерского) хозяйства «Березовка» Смирнова Леонида Викторовича (далее – предприниматель, ответчик) 136 руб. 80 коп. финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений за 2005г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Решением суда первой инстанции от 17.11.2006 года в удовлетворении заявленных требований  заявителю отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом Пенсионный фонд обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой  просит решение суда от 17.11.2006 года отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

       По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.

      Заявитель и ответчик  в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения  апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом. Ответчик отзыв на апелляционную жалобу не представил.

        В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

        Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав имеющиеся в деле документы, проанализировав доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

14.06.1991 года зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство «Березовка», главой которого является Смирнов Леонид Викторович.

Должностным лицом Управления установлено, что Смирнов Л.В. в срок до 01.03.2006 года не исполнил обязанность по представлению сведений за 2005 год, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

18.05.2006 года начальником Отдела принято решение N 18 о привлечении Смирнова Л.В.  к ответственности, предусмотренной  статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 года № 27-ФЗ, за непредставление в установленные законом сроки сведений, необходимых для ведения  индивидуального (персонифицированного) учета,  в виде штрафа в размере 136 руб. 80 коп.,  что составляет  10% от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 1368 руб. 80 коп. (из них 1200 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 168 руб. 80 коп. на накопительную часть трудовой пенсии).

Смирнову Л.В. направлено требование от 18.05.2006 года № 18 об уплате суммы штрафа в добровольном порядке в десятидневный срок с момента получения требования.

В связи с неуплатой ответчиком штрафа в добровольном порядке в установленный срок Управление обратилось за его принудительным взысканием в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, рассмотрев материалы дела и заслушав представителя заявителя, сделал вывод о том, что, поскольку территориальным органом Пенсионного фонда РФ после получения заявления о регистрации в качестве страхователя крестьянского (фермерского) хозяйства не произведены действия по регистрации главы крестьянского хозяйства в качестве страхователя, то вина ответчика в совершении правонарушения отсутствует.

Указанная позиция суду апелляционной инстанции представляется ошибочной в связи со следующим.

В силу пункта 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство, образованное до введения в действие части 1 ГК РФ, является юридическим лицом до момента регистрации изменений его правового статуса по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" предусмотрено, что крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранять статус юридического лица на период до 01.01.2010 года (пункта 3 статьи 23 Закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ).

Гражданский кодекс РФ в качестве предпринимателя называет главу крестьянского хозяйства, так как он совершает сделки по распоряжению имуществом хозяйства, представляет его интересы во взаимоотношениях с другими предпринимателями, государственными и муниципальными органами, общественными организациями.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы Федерального закона от 11.06.2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств, а согласно части 2 указанной статьи право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На основании статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 235 Налогового кодекса РФ, действовавшей до 01.01.2007 года, члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям и признаются плательщиками единого социального налога.

Следовательно, для целей налогообложения глава фермерского хозяйства приравнивается к индивидуальным предпринимателям и обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Таким образом, независимо от того, в какой форме крестьянские (фермерские) хозяйства осуществляют деятельность (крестьянские (фермерские) хозяйства с правами юридического лица и без образования юридического лица), главы и члены хозяйств уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в установленном порядке.

Согласно статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ, Закон) наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.

В силу пункта 4 статьи 28 Закона порядок и сроки уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством Российской Федерации. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2003 года N 148 утверждены Правила исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в размере, превышающем минимальный размер фиксированного платежа.

Эти Правила согласно пункту 1 распространяются на глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации, применяемая в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 167-ФЗ).

Следовательно, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнов В.Л.  выступает как страхователь и как застрахованное лицо.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ) установлено, что страхователь представляет необходимые сведения в органы Пенсионного фонда Российской Федерации один раз в год, но не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице.

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 17 Федерального закона N 27-ФЗ).

Вместе с тем из содержания данной нормы следует, что размер санкций определяется в процентном отношении от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

По смыслу названных норм, фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.

Вместе с тем в определении от 12.04.2005 N 164-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что конституционно-правовой смысл этих положений не может быть выявлен без учета их взаимосвязи с иными положениями Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и места в системе действующего пенсионного законодательства.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", закрепляющий виды трудовых пенсий, их структуру, условия назначения (статьи 5, 7 - 9, 27, 28), предусматривает, что установление застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета (пункт 3 статьи 6). Эти средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает и с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Федерального закона.

В силу статей 22 и 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения, и,  соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии. Уплата страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии не  предполагается.

Конституционно-правовой смысл пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выявленный в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 года N 164-О, в силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" является общеобязательным и исключает любое иное их толкование в правоприменительной практике.

С учетом указанного, глава крестьянского (фермерского) хозяйства  Смирнов Л.В., 1962 года рождения, в 2005 году должен был уплачивать в Пенсионный фонд страховые взносы по установленным тарифам только на финансирование страховой части трудовой пенсии, то есть 1200 рублей. Соответственно, сумма штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования составляет 120 рублей. Страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии уплате не подлежат, соответственно и требование по взысканию штрафа с суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии является необоснованным.

Неправильное применение норм материального права согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Костромской области от 17 ноября 2006 года следует отменить. Принять по делу новый судебный акт.

Государственная пошлина по делу и по апелляционной жалобе относится на ответчика и подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьей  258,  пунктом 2 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Костромской области от 17 ноября 2006 года по  делу № А31-6484/2006-21 отменить. Принять новое решение. 

Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова Леонида Викторовича в бюджет Пенсионного фонда финансовые санкции в размере 120 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2005 год. В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Главы крестьянского (фермерского) хозяйства Смирнова Леонида Викторовича в доход федерального бюджета госпошлину по делу в сумме 333 рубля 33 копейки и по апелляционной жалобе в сумме 666 руб. 67 коп.

Выдать исполнительные листы.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в  порядке, установленном ст.ст. 273-277 АПК РФ.

Председательствующий                                                       А.В. Караваева

Судьи                                                                                         Т.М. Олькова

                                                                                                     Т.В. Лысова