НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.01.2022 № 02АП-8775/2021

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

Дело № А28-8360/2021

10 января 2022 года

Резолютивная часть постановления объявлена января 2022 года .   

Полный текст постановления изготовлен января 2022 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Волковой С.С., Минаевой Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.А.,

при участии в судебном заседании представителя Прокуратуры Кировской области–Момотюка В.В., действующего на основании доверенности от 29.12.2021,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казённого учреждения Администрация Ильинского сельского поселения Немского района Кировской области

на решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2021

по делу №А28-8360/2021,

по заявлению первого заместителя прокурора Кировской области

к Администрации Ильинского сельского поселения Немского района Кировской области (ИНН: 4320002519, ОГРН: 1054309512905)

о признании незаконным бездействия и об обязании устранить допущенные нарушения, 

установил:

первый заместитель прокурора Кировской области (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Ильинского сельского поселения Немского района Кировской области (далее – ответчик, Администрация Ильинского сельского поселения, Администрация), выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), об обязании ответчика разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.

Решением Арбитражного суда Кировской области от30.08.2021 заявленные требования удовлетворены, бездействие Администрации признано незаконным, на ответчика возложена обязанность в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить соответствующий правовой акт.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация Ильинского сельского поселения обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе ответчик указывает на то, что при принятии решения по делу суд первой инстанции не учел положения Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ), регламентирующие вопросы местного значения и порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Ответчик полагает, что Администрация не уполномочена действующим законодательством на дачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах и, как следствие, не правомочна разрабатывать и утверждать административный регламент, устанавливающий порядок предоставления соответствующей услуги. Помимо изложенного, заявитель просит принять во внимание, что суд первой инстанции не дал мотивированную оценку доводам Администрации.

Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу и дополнение к нему, в которых отразил, что не усматривает правовых оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, просит в удовлетворении жалобы отказать.

Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено18.10.2021 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 19.10.2021 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). На основании указанной нормы участвующие в деле лица надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.

Судебное заседание, состоявшееся 01.12.2021, на основании статьи 158 АПК РФ было отложено до 13 часов 00 минут .01.2022 .

В соответствии со статьей 18 АПК РФ и в связи с невозможностью по причине нахождения в отпуске дальнейшего участия судьи Ившиной Г.Г. в рассмотрении настоящего дела 10.01.2022 была произведена ее замена на судью Волкову С.С., рассмотрение дела начато сначала.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал правовую позицию, занятую прокурором по делу.

Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, при проведении анализа соблюдения законодательства о налогах и сборах прокуратурой установлен факт бездействия Администрации Ильинского сельского поселения Немского района Кировской области, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Полагая, что бездействие Администрации является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми в рамках настоящего дела требованиями.

Суд первой инстанции, придя к выводу о наличии оснований для признания оспариваемого бездействия ответчика незаконным, удовлетворил заявленные прокурором требования, обязал Администрацию в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, представленного отзыва на апелляционную жалобу и дополнения к нему, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В силу части 2 статьи 198 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лицарбитражный суд в судебном заседании осуществляетпроверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Предметом заявленных в рамках настоящего дела требований является бездействие Администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, предусмотренной статьями 21, 34.2 НК РФ.

Под бездействием понимается неисполнение соответствующими органами, осуществляющими публичные полномочия, обязанности, возложенной на них нормативными правовыми актами и иными актами, определяющими их полномочия.

Как следует из содержания пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон №210-ФЗ), под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Законом №131-ФЗ и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправленияна решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий(не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона),если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Статьями 14-16Закона №131-ФЗ определен круг вопросов местного значения применительно к каждому виду муниципального образования.

В силу пунктов 1, 2 части 1, части 3 статьи 14 Закона №131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся, среди прочего, составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

В соответствии с пунктом 4 статьи НК РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (статья 15 НК РФ).

В ответ на требование прокуратуры от 16.02.2021 №02-06-2021 о предоставлении информации о принятых и действующих на территории муниципального образования нормативных правовых актов в сфере налогообложения Администрация в письме от 19.02.2021 указала на наличие решений Ильинской сельской Думы от 24.11.2015 №161 «Об установлении налога на имущество физических лиц» (с изменениями), от 25.11.2019 №125 «Об установлении земельного налога», в соответствии с которыми на территории муниципального образования Ильинское сельское поселение Немского района Кировской области установлены и введены в действие соответствующие местные налоги.

В силу части 1 статьи 19 Закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Таким образом, сфера предоставления муниципальных услуг может не ограничиваться только решением вопросов местного значения.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать отфинансовых органов муниципальных образованийписьменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

Пунктом 2 статьи 34.2 НК РФ предусмотрено, что финансовые органы муниципальных образований дают письменные разъясненияналогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах.

В силу пункта 3 статьи 34.2 НК РФфинансовые органы муниципальных образований дают письменные разъяснения в пределах своей компетенции в течение двух месяцев со дня поступления соответствующего запроса. По решению руководителя (заместителя руководителя) соответствующего финансового органа указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Из вышеприведенных положений налогового законодательства следует, что финансовые органы муниципальных образований обязаны давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, а налогоплательщики вправе требовать от финансового органа соответствующих разъяснений. При этом положения пунктов 2 и 3 статьи 34.2 НК РФ, распространяя свое действие на финансовые органы муниципальных образований, не ограничивают виды таких муниципальных образований, устанавливая лишь требование по предоставлению письменных разъяснений в пределах своей компетенции .

Понятие финансовых органов муниципальных образований приведено в статье 6 БК РФ, в силу которой названные органы представляют собой органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов.

Администрация Ильинского сельского поселения Немского района Кировской области (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется Уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 1 Положения об Администрации Ильинского сельского поселения Немского района Кировской области, утвержденного решением Ильинской сельской Думы от 17.02.2016 №193, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).

Согласно статье 34 Устава муниципального образования Ильинское сельское поселение Немского района Кировской области (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) Администрация поселения является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции. Администрация поселения обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением. К компетенции Администрации поселения отнесены разработка проекта местного бюджета на очередной финансовый год, обеспечение исполнения местного бюджета и подготовка отчета об исполнении местного бюджета; осуществление иных исполнительно-распорядительных полномочий, предусмотренных федеральным и областным законодательством и настоящим Уставом.

Как указывалось ранее, к числу вопросов местного значения сельского поселения отнесены, в том числе установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения. В этой связи в силу закона налогоплательщики имеют право получать письменные разъяснения по вопросам применения нормативных правовых актов соответствующего сельского муниципального образования о местных налогах и сборах, предоставлять которые обязан финансовый орган такого муниципального образования.

Установление в статье 34 Устава поселения обозначенных выше полномочий исполнительно-распорядительного органа муниципального образования с учетом содержания статьи 6 БК РФ свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае сама Администрация Ильинского сельского поселения наделена статусом финансового органа данного муниципального образования и полномочна в силу распространения на нее действия положений подпункта 2 пункта 1 статьи 21, пунктов 2, 3 статьи 34.2 НК РФ предоставлять письменные разъясненияналогоплательщикам по вопросам применения принятых в Ильинском сельском поселении нормативных правовых актов о местных налогах и сборах.

В связи с изложенным довод ответчика о том, что Администрация не уполномочена на дачу письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах и, как следствие, не правомочна разрабатывать и утверждать административный регламент, устанавливающий порядок предоставления соответствующей услуги, основан на неверном толковании норм права.

Праву налогоплательщика на получение разъяснений корреспондирует обязанность финансовых органов муниципальных образований давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. С этой целью разрабатывается порядок предоставления таких   разъяснений.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон №59-ФЗ) установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Поскольку порядок и деятельность финансового органа муниципального образования по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах установлены нормами НК РФ, обращения налогоплательщиков по указанным вопросам не регулируется нормами Закона №59-ФЗ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что соответствующая функция должна быть реализована органом местного самоуправления в рамках предоставления муниципальных услуг в порядке, определяемом Законом №210-ФЗ.

Предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (часть 1 статьи 12 Закона №210-ФЗ).

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Закона №210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, предоставлять названные услуги в соответствии с административными регламентами, которые в силу пункта 4 статьи 2 Закона №210-ФЗ представляют собой нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Административный регламент разрабатывается в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения муниципальной услуги, установления порядка и стандарта предоставления муниципальной услуги.

Отсутствие правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, влечет неопределенность в деятельности финансового органа по предоставлению данной муниципальной услуги, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности.

В нарушение приведенных выше положений действующего законодательства Администрация Ильинского сельского поселения не приняла меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах. Данное обстоятельство ответчиком не оспорено.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о доказанности материалами дела факта неправомерного бездействия Администрации, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах.

Относительно указания ответчика на то, что суд первой инстанции не привел мотивы, по которым отклонил доводы Администрации, изложенные в обоснование возражений относительно заявленных требований, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 168 АПК РФпри принятии решения арбитражный суд оценивает доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

То обстоятельство, что в судебном акте не содержится выводов, касающихся оценки каждого из заявленных доводов, и соответствующих мотивов отклонения данных аргументов, не свидетельствует о том, что доказательства и доводы не были исследованы и оценены судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения.

Повторно исследовав и оценив обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ во взаимной связи с положениями подлежащего применению законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае имелась предусмотренная статьями 198, 201 АПК РФ совокупность условий, необходимых для признания бездействия Администрации незаконным, в связи с чем суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования Прокурора. Оснований для иных выводов из имеющихся материалов дела не усматривается.

Придя к выводу о наличии со стороны ответчика незаконного бездействия, суд первой инстанции при наличии к тому законных оснований возложил на Администрацию обязанность разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий предоставление муниципальной услуги по даче письменных разъяснений налогоплательщикам по вопросам применения нормативных правовых актов муниципального образования о местных налогах и сборах, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении, в связи с чем отклоняются как не влияющие на правильность принятого судебного акта.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Кировской области от 30.08.2021 по делу №А28-8360/2021 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации Ильинского сельского поселения – без удовлетворения.

Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кировской области от30.08.2021 по делу №А28-8360/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казённого учреждения Администрация Ильинского сельского поселения Немского района Кировской области – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

Председательствующий              

                                П.И. Кононов

Судьи

                                С.С. Волкова

                                Е.В. Минаева