НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.12.2015 № 02АП-6045/15

47/2015-16523(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД

ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

Кремль, корпус 4, Нижний Новгород, 603082 

 http://fasvvo.arbitr.ru/ E-mail: info@fasvvo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции 

Нижний Новгород Дело № А28-304/2015  10 декабря 2015 года 

(дата изготовления постановления в полном объеме)
Резолютивная часть постановления объявлена 07.12.2015.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Новикова Ю.В., Шемякиной О.А.

при участии представителя 

от ответчика – Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской  Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области:  Погудина А.В. (доверенность от 11.01.2013 № 43АА0395923) 

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Российской Федерации в лице  Министерства обороны Российской Федерации, Министерства финансов Российской 

Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области,  Федерального казенного учреждения Военного комиссариата Кировской области 

на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2015,
принятое судьей Шилоносовой В.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015,
принятое судьями Поляковой С.Г., Малых Е.Г., Поляшовой Т.М.,
по делу № А28-304/2015

по иску Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской  Федерации в Кирово-Чепецком районе Кировской области 

(ИНН: 4312124087, ОГРН: 1024300752442)

к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации  (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636) и Министерства обороны Российской 

Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284)
о взыскании ущерба,

третье лицо – Федеральное казенное учреждение Военный комиссариат Кировской  области (ИНН: 4348009352, ОГРН: 1034316506454), 


и у с т а н о в и л :

Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в  Кирово-Чепецком районе Кировской области (далее – Фонд) обратилось в Арбитражный  суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов  Российской Федерации (далее – Минфин России), Министерства обороны Российской Федерации (далее – Минобороны России) о взыскании 28 478 рублей 48 копеек ущерба, воз- никшего в связи с предоставлением недостоверных сведений при назначении пенсии Любимовой В.Г. 

 К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требо- ваний относительно предмета спора, привлечено Федеральное казенное учреждение Воен- ный комиссариат Кировской области (далее – Комиссариат). 

 Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2015 иск удовлетворен  частично: с Российской Федерации в лице Минобороны России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Фонда взыскано 13 774 рубля 37 копеек в счет возмещения  ущерба. В удовлетворении остальной части требования отказано. 

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 решение  суда первой инстанции оставлено без изменения. 

Минобороны России не согласилось с принятыми судебными актами в части удовлетворения искового требования и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа  с кассационной жалобой и дополнением к ней. 

Заявитель жалобы считает, что суды применили не подлежащую применению ста- тью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, ущерб причинен истцу дей- ствиями работников Комиссариата, который является надлежащим ответчиком по делу и  должен самостоятельно нести ответственность в виде компенсации убытков. Кроме того,  Фонд пропустил срок исковой давности, который подлежит исчислению с момента полу- чения им справки от 25.02.2005 № 23. 

Минфин России посчитал незаконными принятые судебные акты и также обратился  в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой. 

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации. По его мнению, иск Фонда подлежит отказу в удовлетворении, так как органы Пенсионного фонда Российской Федерации несут ответственность за назначение, перерасчет и выплату трудовых пенсий, а также за осуществление  контроля за достоверностью сведений, представляемых для определения размера пенсии. 

В судебном заседании представитель Минфина России подтвердил позицию, изло- женную в кассационной жалобе. 

Комиссариат также не согласился с принятыми судебными актами и обратился в  Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит от- менить их и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в  полном объеме. 

 Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили нормы материального  права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. Комиссариат полагает, что ответственность работодателя в виде возмещения ущерба в размере  излишне выплаченной пенсии применяется только в случае невозможности удовлетворения требования за счет физического лица, являющегося пенсионером и получившего из- лишние суммы пенсии. Заявитель также полагает, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения в суд за спорной суммой убытков. 


Фонд в отзывах на кассационные жалобы Минфина России и Комиссариата возразил  относительно приведенных в них доводов, просил оставить жалобы без удовлетворения. 

Фонд, Минобороны России и Комиссариат, надлежащим образом извещенные о  времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представите- лей не направили. 

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 07.12.2015. 

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского  округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации. 

Как следует из материалов дела, для назначения трудовой пенсии Любимова В.Г.  предоставила в Фонд справку от 28.02.2005 № 23, выданную Объединенным военным ко- миссариатом г. Кирово-Чепецка, в которой указаны суммы заработка без расшифровки  выплат. Данные суммы учтены Фондом для расчета среднемесячного заработка и с  14.03.2005 Любимовой В.Г. установлена трудовая пенсия по старости. 

 В Фонд 24.10.2013 представлена новая справка от 15.10.2013 № 34348/2 с расшиф- ровкой выплат, выданная Комиссариатом, из которой стало известно, что при расчете заработка в первоначально представленной справке были учтены суммы выходного пособия  при сокращении штатной численности гражданского персонала, хотя на данные выплаты  не начислялись страховые взносы. 

 Сведения, указанные в справке от 28.02.2005 № 23, привели к завышению размера  пенсии, выплачиваемой Любимовой В.Г., а именно: за период с 14.03.2005 по 31.12.2013  переплата составила 28 478 рублей 48 копеек. 

 В этой связи Фонд направил в Комиссариат заявление от 27.02.2014 № 1139-11, в  котором предложил возместить указанную сумму в срок до 01.04.2014. 

 Отказ возместить сумму причиненных убытков в добровольном порядке послужил  основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском. 

Руководствуясь статьями 8, 15, 16, 195, 196, 200, 1069, 1083 Гражданского кодекса  Российской Федерации, статьями 13, 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О  трудовых пенсиях в Российской Федерации», Арбитражный суд Кировской области ча- стично удовлетворил исковое требование. Суд исходил из того, что убытки подлежат воз- мещению за счет лица, по вине которого они причинены; срок исковой давности для обращения Фонда в арбитражный суд не пропущен. 

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его  решение без изменения. 

Рассмотрев кассационные жалобы, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не  нашел правовых оснований для их удовлетворения. 

 В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон № 173-ФЗ) физические и  юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в до- кументах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии, а работода- тели, кроме того, – за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуаль- ного (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. 

 В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных  в пункте 1 статьи 25 Закона № 173-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой  пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выпла-


ту трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации (пункт 3 указанной статьи). 

 В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо,  право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем раз- мере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело  или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повре- ждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо  получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было  нарушено (упущенная выгода). 

 Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации  вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения  вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. 

 При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправ- ность поведения ответчика, наличие и размер понесенных убытков, а также причинную  связь между противоправным поведением ответчика и наступившими убытками. 

 Факт наличия недостоверных сведений, содержащихся в справке от 28.02.2005

 № 23, представленной для назначения Любимовой В.Г. пенсии, судами установлен и под- твержден материалами дела. 

 Доказательств, указывающих на наличие в действиях Любимовой В.Г. признаков  недобросовестности при обращении ее с заявлением о назначении пенсии, в материалы де- ла не представлено. 

 При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили исковое требование в  обжалуемой части с учетом наличия вины и самого истца. 

 Взыскание суммы ущерба с Минобороны России, как главного распорядителя  средств федерального бюджета, соответствует пункту 3 статьи 158 Бюджетного кодекса  Российской Федерации, согласно которому главный распорядитель средств федерального  бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образова- ния выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по ис- кам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образо- ванию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в  результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местно- го самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежно- сти, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов  местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. 

 В подпункте 31 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082,  определено, что министр обороны Российской Федерации является главным распорядите- лем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России  и реализацию возложенных на него полномочий. 

 Согласно пунктам 4, 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Ука- зом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609, военные комиссариаты яв- ляются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и  входят в состав военных округов. Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, мате- риальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие доволь- ствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения 


и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном  бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации. Финан- сирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ас- сигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий  год Министерству обороны Российской Федерации. 

 Довод заявителей жалоб о пропуске Фондом срока исковой давности подлежит от- клонению в силу следующего. 

 Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий  срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со стать- ей 200 Кодекса. 

 Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со  дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации). 

 Принимая во внимание, что Комиссариат обязан представлять достоверные сведе- ния, необходимые для установления и выплаты трудовой пенсии, срок исковой давности в  данном случае подлежит исчислению с 24.10.2013 – даты представления новой справки  Фонду, поскольку с этого момента Фонд узнал о нарушении своего права. 

 С учетом даты обращения Фонда в арбитражный суд срок исковой не пропущен.   Оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда округа не имеется. 

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями  для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. 

 Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассаци- онных жалоб не рассматривался, поскольку заявители на основании подпункта 1.1 пункта  1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от ее уплаты. 

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа 

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 18.06.2015 и постановление Второго  арбитражного апелляционного суда от 03.09.2015 по делу № А28-304/2015 оставить без  изменения, кассационные жалобы Российской Федерации в лице Министерства обороны  Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области, Федерального казенного учреждения Военного комиссариата Кировской области – без удовлетворения.  

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную  силу со дня его принятия. 

Председательствующий Т.В. Шутикова 

Судьи Ю.В. Новиков 

 О.А. Шемякина