НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 № 02АП-8810/14

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

06 ноября 2014 года

Дело № А29-5575/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 06 ноября 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2014 года.

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Савельева А.Б.,

судей Поляковой С.Г., Тетервака А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бочаровой М.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя ответчика ФИО1, действующей на основании доверенности от 23.06.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми

на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2014 по делу № А29-5575/2014, принятое судом в составе судьи Скрипиной Е.С.,

по иску открытого акционерного общества «Газпром» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: - общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта», Агентство Республики Коми по управлению имуществом (ИНН: <***>, ОГРН: <***>), Администрация муниципального образования городского округа «Ухта» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о признании права собственности,

установил:

открытое акционерное общество «Газпром» (далее - ОАО «Газпром», истец) обратилось с иском в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Коми (далее - Управление, ответчик) с требованием о признании права собственности на недвижимое имущество: «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10», расположенное по адресу: <...>, застроенная площадь 3139,5 кв.м., инвентарные номера объектов, входящих в его состав согласно технического учета: 87:425:002:300 948, 87:425:002:100 333, 87:425:002:300 953, 97:425:002:300 954, 87:425:002:100 334 (далее - объект, спорный объект).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2014 исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с названным решением, Управление обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что Управление надлежащим ответчиком по делу не является, истцом избран ненадлежащий способ защиты права.   Ответчик также обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с ходатайством об участии в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи через Арбитражный суд Республики Коми.

Данное ходатайство апелляционным судом рассмотрено и удовлетворено.

Заявитель в порядке статьи 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участвовал в судебном заседании апелляционной инстанции путем использования системы видеоконференц-связи, доводы жалобы в судебном заседании поддержал.

Истец явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом; в отзыве на апелляционную жалобу просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Третьи лица - агентство Республики Коми по управлению имуществом, администрация муниципального образования городского округа «Ухта», общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ухта» явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123, пунктами 3, 5 статьи 156, пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Законность решения Арбитражного суда Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2014 проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 05.11.1992 № 1333 «О преобразовании Государственного газового концерна «Газпром» в Российское акционерное общество «Газпром» Совет Министров – Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.02.1993 № 138 учредил Российское акционерное общество «Газпром». РАО «Газпром» в качестве юридического лица зарегистрировано 25.02.1993.

Уставный капитал РАО «Газпром» сформирован из 100 процентов капитала (имущества) дочерних предприятий, к числу которых относилось и государственное предприятие «Севергазпром» (впоследствии реорганизованное в ООО «Севергазпром»).

Согласно договору от 07.09.1993 года «О закреплении за предприятием «Севергазпром» РАО «Газпром» имущества, являющегося собственностью РАО «Газпром», во исполнение п. 1 Приказа РАО «Газпром» № 2 от 31.03.1993, все имущество, созданное или приобретенное Предприятием «Севергазпром» в результате его деятельности является собственностью РАО «Газпром».

Постановлением правления ОАО «Газпром» № 49 от 19.05.1999 Предприятие по добыче, переработке и транспортировке газа «Севергазпром» преобразовано в Общество с ограниченной ответственностью «Севергазпром» и зарегистрировано Администрацией города Ухты 30.06.1999.

В соответствии с п. 1.8 Устава (в редакции 1999 года) ООО «Севергазпром» являлось правопреемником Предприятия по добыче, переработке и транспортировке газа «Севергазпром» ОАО «Газпром» в отношении всех его имущественных и неимущественных прав и обязанностей, в том числе прав пользования землей, недрами и природными ресурсами.

Решением единственного участника от 21.01.2008 № 36 ООО «Севергазпром» переименовано в ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Заказчиком строительства объекта выступало государственное предприятие по добыче, переработке и транспортировке газа «Севергазпром».

Строительство объекта осуществлялось на земельном участке предоставленном в установленном на тот период законодательством порядке в соответствии с Распоряжением Совета Министров Коми АССР № 249-р от 15.05.1980 года.

Объект «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10» был введен в эксплуатацию 25.08.1995 года, что подтверждается актом о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта. С 25.08.1995 года и по настоящее время Объект как единый организационно и технологически взаимосвязанный имущественный комплекс системы водоснабжения и канализации числится на балансе истца, что подтверждается инвентарными карточками учета основных средств. Объекту был присвоен инвентарный номер ОАО «Газпром» — инв. № 125198.

В настоящее время земельный участок общей площадью 469 285 кв.м., категория земельного участка — «Земли промышленности и иного специального назначения», поставлен на кадастровый учет. Земельный участок с кадастровым номером 11:20:02 01 001:2518, предоставлен в аренду ОАО «Газпром» на основании Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по РК от 04.08.2009 № 263.

Согласно техническому паспорту 3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10 включает в себя здание Канализационной насосной станции -2 (КНС-2 бытовых стоков) площадью 80 кв.м. (в соответствии с данными технического учета инвентарный номер: 87:425:002:300 948, Лит. К); сооружение Иловые площадки (карты), застроенной площадью 1241,6 кв.м. (в соответствии с данными технического учета инвентарный номер: 87:425:002:100 333 Лит. П); здание Канализационных очистных сооружений (КОС), площадью 1703,6 кв.м. (в соответствии с данными технического учета инвентарный номер: 87:425:002:300 953, Лит. Л); здания Станции доочистки, площадью 532,4 кв.м. (в соответствии с данными технического учета инвентарный номер: 87:425:002:300 954, Лит. Л1); сооружение Блок резервуаров, застроенной площадью 162,0 кв.м. (в соответствии с данными технического учета инвентарный номер: 87:425:002:100 334, Лит. Б) неразрывно связанных между собой системами трубопроводов в подземном исполнении с глубиной заложения от 3 до 4 метров. При проведении технической инвентаризации и учета филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» по Республике Коми по состоянию на 23.12.20 09 сведения об учтенном объекте недвижимости внесены в реестр объектов градостроительной деятельности, что свидетельствует о возведении сооружения, прочно связанного с землей.

Подтверждением технической связанности объекта с землей является наличие фундамента, его характеристики, способ прикрепления объекта к фундаменту, заглубленность (подвальная часть заглублена до отметки - 5м.), а также материал, из которого изготовлен объект. Конструктивным решением основания под объектом «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10» являются сваи глубиной от 3 м. до 4.м., ростверк, фундаментные блоки и монолитный пояс.

В соответствии со схемой водоотведения КС-10 границы объекта «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10» непосредственно примыкает к объектам недвижимого имущества, право собственности ОАО «Газпром» на которые зарегистрировано ранее и которые участвует в производственном процессе водоотведения:

— «Внеплощадочная сеть канализации» инв. 125191 № гос. регистрации 11-11-20/043/2007-645, свидетельство 11АА№502994;

—«Внутриплощадочные сети канализации КС-10» инв. № 125196, № гос. регистрации 11-11-20/014/200/8-289, свидетельство № 11АА№ 504176 —«Внутриплощадочные сети канализации КС-10» инв. № 125195, № гос. регистрации 11-11-20/014/200/8-286, свидетельство № 11АА№ 504177

«3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10» является неотъемлемой составляющей системы водоотведения Сосногорского ЛПУМГ, предназначенной для хозяйственно-бытового комплекса водоотведения объектов жизнедеятельности, производственного процесса транспортировки газа по магистральному газопроводу и санитарных целей.

ООО «Газпром трансгаз Ухта» (Предприятие «Севергазпром», ООО «Севергазпром» - ранее) заключает договоры на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в систему очистки «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10». В соответствии с договорами на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.08.1998№ 2/ВК/98, впоследствии договором от 01.08.2003№ 42, на сегодняшний день договор от 26.05.2009№ 41 осуществляется прием сточных вод от Абонентов в систему канализации КС-10, дальнейшая их очистка на объекте «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10» и сброс очищенной воды в р. Ижма, что отражено в актах эксплуатационной ответственности сторон, являющихся неотъемлемой частью указанных договоров.

Источниками водоснабжения КС-10 являются 4 артезианские скважины, согласно лицензии на право пользования недрами СЫК 02089 ВЭ от 31.07.2008, (ранее на основании лицензий: СЫК № 00737 ВЭ от 10.11.1994, выданной Предприятию «Севергазпром» РАО «Газпром»; СЫК № 01399 ВЭ от 28.03.2000, выданной ООО «Севергазпром») расположенные к востоку от КС-10 на расстоянии 06.-1,6 км. в долине р. Ижма. Сброс нормативно-очищенных сточных вод осуществляется в р. Ижма (приток реки Печора). Площадка 4-х цехов КС-10 находится в перелах водоохраной зоны р. Ижмаю

Согласно Решению о предоставлении водного объекта в пользование Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 08.12.2008 № 85, Разрешению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Печорского управления) № 29 от «На сброс загрязняющих веществ окружающую среду» ООО «Газпром трансгаз Ухта» вправе осуществлять сброс сточных вод в р. Ижма после осуществления очистки сбрасываемых сточных вод с использованием объектов, входящих в состав «3-го комплекса водоснабжения и канализации КС-10», а именно: Биологических очистных сооружений, производительностью 800 м3/сут. в составе установки КУ-200 (4 шт.) блока доочистки производительностью 1400 м3/сут., блока резервуаров.

Канализационная насосная станция бытовых стоков (КНС №2 инвентарный номер: 87:425:002:300 948, Лит. К,) предназначена для приёма хозяйственно-бытовых сточных вод с объектов промплощадки КС-10, котельной РП, сторонних потребителей, и перекачки сточных вод на станцию биологической очистки (БОС), расположенную в здании Канализационных очистных сооружений (инвентарный номер: 87:425:002:300 953, Лит. Л). После биологической очистки сточные воды поступают на Станцию доочистки (инвентарный номер: 87:425:002:300 954, Лит. Л1), где происходят механическую доочистку и через блок резервуаров (инвентарный номер: 87:425:002:100 334, Лит. Б) сбрасываются в р. Ижму. Образующийся при биологической очистке стоков ил периодически сбрасывается в Иловые площадки (карты, инвентарный номер 87:425:002:100 333 Лит. П), в которых он обезвоживается и хранится 3 года. После 3-х летней выдержки и проверки на нейтральность для окружающей среды ил вывозится на поля, где используется в качестве удобрений.

При эксплуатации системы канализации осуществляются ремонтно-профилактические работы в соответствии с утвержденным на предприятии планом. Планы проведения ремонтно-профилактических работ за период с 2002 года по 2009 год представлены в материалы дела. Эксплуатирующей и обслуживающей организацией объекта «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10» является Сосногорское ЛПУМГ филиал ООО «Газпром трансгаз Ухта». Эксплуатация объекта входит в сферу деятельности работников Сосногорского ЛПУМГ, в том числе, обязанности обслуживания возложены на операторов очистных сооружений службы ТВС Сосногорского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Ухта» (копии рабочих (производственных) инструкций имеются в материалах дела).

Таким образом, объект «3-й комплекс водоснабжения и канализации КС-10» эксплуатируется истцом с соблюдением норм санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда с момента ввода в эксплуатацию объекта недвижимости.

Следовательно, ОАО «Газпром» добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным объектом с 25.08.1995 года, несет бремя содержания, уплачивает установленные для данного вида недвижимого имущества налоги.

Факт владения и пользования истцом спорным имуществом как своим собственным с 1995 года установлен также арбитражным судом при рассмотрении дела №А29-7359/2010.

Ссылаясь, в том числе, на указанный вступивший в законную силу судебный акт, ОАО «Газпром» обратилось в суд с иском о признании за ним право собственности на спорный объект в силу приобретательной давности.

Апелляционный суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, анализируя позиции сторон настоящего спора, не нашел оснований для отмены или изменения обжалуемого решения в силу следующего.

В силу пункта 1 статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В силу пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», приобретаемое в силу приобретательной давности, подлежит государственной регистрации после установления факта приобретательной давности в предусмотренном законом порядке.

Арбитражный суд первой инстанции, исходя из представленных в материалы дела доказательств, согласился с доводами истца о владении и пользовании обществом «Газпром» спорным объектом как своим собственным объектом с 1995 года, а также, установив, что с указанного момента и на момент подачи искового заявления в суд срок, установленный статьей 234 Гражданского кодекса, истек, требования истца о признании права собственности ОАО «Газпром» на спорное недвижимое имущество в силу приобретательной давности удовлетворил.

Не оспаривая фактические обстоятельства по делу, Управление считает себя ненадлежащим ответчиком, ссылается на ненадлежащий способ защиты права.

Возражения заявителя жалобы о том, что Управление надлежащим ответчиком по делу не является, правомерно отклонены судом первой инстанции со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и приложению № 7 к приказу Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 № 278 (раздел II), в силу которых именно Управление является государственным органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении имущества, находящегося в собственности государства.

В пункте 15 постановления Пленумов №10/22 разъяснено, что давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности. Давностное владение признается открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении. Принятие обычных мер по обеспечению сохранности имущества не свидетельствует о сокрытии этого имущества. Давностное владение признается непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.

Согласно пункту 16 постановления Пленумов №10/22 по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество.

В пункте 19 постановления Пленумов указано, что возможность обращения в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности в силу приобретательной давности является прежний собственник имущества.

В данном случае, поскольку истец доказал факт создания спорного объекта в результате строительства, финансирование которого осуществлялось за счет государственных средств, спорное имущество не может быть признано бесхозяйным (статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации), ввиду того, что изначально находилось в государственной собственности.

При таких обстоятельствах иск предъявлен к Управлению правомерно, суд первой инстанции нарушений процессуального права при рассмотрении настоящего дела не допустил.

С учетом изложенного, при совокупности указанных выше обстоятельств суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме.

Исследование представленных сторонами доказательств произведено арбитражным судом надлежащим образом.

На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель жалобы от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет освобожден, в связи с чем госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.08.2014 по делу №А29-5575/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Коми – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий

А.Б. Савельев

Судьи

С.Г. Полякова

А.В. Тетервак