НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 № 02АП-524/2015

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

610007, г. Киров, ул. Хлыновская, 3,http://2aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Киров

10 марта 2015 года

Дело № А82-7457/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2015 года.     

Полный текст постановления изготовлен марта 2015 года .

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Черных Л.И.,

судей Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В. ,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Талановой У.Ю.,

при участии представителя общества: Разумова Р.Л. по доверенности от 31.12.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 по делу №А82-7457/2014, принятое судом в составе судьи Кокуриной Н.О.

по заявлению открытого акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания»

(ИНН: 7604192971, ОГРН: 1107604019181)

к Государственному учреждению - Ярославскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации

(ИНН: 7604006689, ОГРН: 1027600676344)

о признании недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество «Северная пригородная пассажирская компания» (далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд) от 03.04.2014 № 1226 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 заявленные требования удовлетворены.

Фонд с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.

По мнению Фонда, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю (8 рабочих часов в день при 5-ти дневной рабочей неделе); поэтому продолжительность оплачиваемого за счет средств Фонда времени, предоставляемого для ухода за детьми-инвалидами, составляет 32 часа (8 часов х 4 дня). При этом Фонд ссылается на статьи 91, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, указывает, что подтверждением его позиции является постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1048 «О порядке предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами».

Фонд надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. 

Общество отзыв на апелляционную жалобу не представило. В судебном заседании представитель Общества возразил на доводы Фонда.

Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Фонд провел выездную проверку правильности расходов Общества на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.09.2013 по 31.01.2014, по результатам которой составил акт от 07.03.2014 № 138-Р.

В ходе проверки Фонд установил, что Обществом произведены расходы с нарушением требований законодательства в сумме 17 074 рублей 69 копеек, поскольку при оплате дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом среднечасовой заработок сотрудника (при суммированном учете рабочего времени) необходимо умножать на количество часов, подлежащих оплате, то есть на количество рабочих часов по графику работы сотрудника, приходящихся на день отдыха, но не более 32 часов в месяц. Разница между суммой выплат, произведенных Обществом, и суммой, подлежащей оплате по мнению Фонда, на указанную сумму возникает из-за количества часов (по мнению Фонда, оплате подлежит не более 32 часов), при отсутствии различия в сумме среднечасового заработка сотрудника.

По результатам рассмотрения материалов проверки Фонд принял решение от 03.04.2014 № 1226 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 17 074 рублей 69 копеек.

Общество не согласилось с решением Фонда, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Ярославской области руководствовался пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, статьями 139, 262 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, и исходил из того, что оплата дополнительных выходных дней произведена Обществом в сумме, предусмотренной законом.

Рассмотрев апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со статьей 262 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.

Согласно статье 139 ТК РФ особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922, при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 настоящего Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате.

Из материалов дела следует, что работникам установлен суммированный учет рабочего времени, они работали по графику с разным количеством рабочих часов в день, превышающем 8 часов в день.

Общество определило средний часовой заработок работников в соответствии с требованиями законодательства, правильность его определения Фондом не оспаривается, Фонд при расчете сумм, подлежащих оплате при предоставлении работникам дополнительных выходных дней по уходу за детьми-инвалидами, исходил из тех же сумм среднего часового заработка работников, что и были определены Обществом.

Средний заработок работников Общество определило также в соответствии с действующим законодательством, а именно путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате (в оплачиваемые дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами).

Таким образом, средний заработок работников исчислен Обществом в точном соответствии с пунктом 13 вышеуказанного Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, оплата каждого дополнительного выходного дня произведена Обществом в размере среднего заработка, отсутствуют законные основания считать расходы на оплату дополнительных выходных дней произведенными с нарушением законодательства.

Материалами дела подтверждается и Фондом не оспаривается, что количество рабочих часов по графику работника в подлежащие оплате дополнительные выходные дни составляло более 8 часов. Оплата дополнительных выходных дней произведена из расчета количества фактических рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащем оплате. При этом из материалов дела следует, что продолжительность рабочего времени у работников не превышала нормального числа рабочих часов за учетный период в Обществе, доказательств превышения нормальной продолжительности рабочего времени у работников в спорной части Фондом в ходе проверки не установлено и не представлено.

Доводы Фонда о том, что работнику предоставляется только 32 часа в месяц дополнительного оплачиваемого времени отдыха, со ссылкой на пункт 11 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2014 № 1048, подлежат отклонению, поскольку в рассматриваемый период исчисления заработка и выплат названные Правила не действовали и не подлежали применению. Нормы действующего в рассматриваемый период законодательства Обществом не нарушены.

Позиция Фонда сводится к ограничению количества рабочих часов в день 8 рабочими часами, однако, данное ограничение в спорный период и при рассматриваемых правоотношениях не предусмотрено и ничем не подтверждается.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Ярославской области правомерно признал оспариваемое решение Фонда недействительным.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269. статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 01.12.2014 по делу №А82-7457/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ярославского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Председательствующий              

Л.И. Черных

Судьи

М.В. Немчанинова

Т.В. Хорова