1205/2023-74671(2)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2023года Постановление изготовлено в полном объеме 07 декабря 2023 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10908/2023) общества с ограниченной ответственностью «Северстрой» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.09.2023 по делу № А75-18619/2022 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Северстрой» (ОГРН 1028600582295, ИНН 8602225824, адрес: 628403, город Сургут, улица Университетская, дом 11, офис 3.3) к Администрации города Сургута (ОГРН 1028600603525, ИНН 8602020249, адрес: 628408, город Сургут, улица Энгельса, 8), о признании незаконным уклонения от совершения действий по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, об обязании совершить действия по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены (были расположены) многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества,
при участии в судебном заседании посредством использования системы веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание) представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «Северстрой» - Житина Андрея Петровича по доверенности от 25.04.2023 сроком действия 1 год;
от Администрации города Сургута - Кушниренко Екатерины Николаевны по доверенности от 29.12.2012 № 657 сроком действия 31.12.2023;
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Северстрой» (далее – заявитель, общество, ООО «Северстрой») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с заявлением Администрации города Сургута (далее – заинтересованное лицо, Администрации) о признании незаконным уклонения от совершения действий по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, об обязании в течение тридцати календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда совершить действия по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены (были расположены) следующие многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества:
город Сургут, улица Московская: дом 43, кадастровый номер 86:10:0101244:322; город Сургут, улица Московская, дом 44, кадастровый номер 86:10:0101244:323; город Сургут, улица Московская, дом 46, кадастровый номер 86:10:0101244:327;
город Сургут, улица Московская, дом 47/2, кадастровый номер 86:10:0101244:331; город Сургут, улица Московская, дом 49, кадастровый номер 86:10:0101244:333;
город Сургут, улица Московская, дом 50, кадастровый номер 86:10:0101244:335; город Сургут, улица Московская, дом 52, кадастровый номер 86:10:0101244:342; город Сургут, улица Московская, дом 53, кадастровый номер 86:10:0101244:344; город Сургут, улица Московская, дом 53/2, кадастровый номер 86:10:0101244:345.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.09.2023 по делу № А75-18619/2022 в удовлетворении заявления отказано; с общества в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобе ее подателем указано, что правомочия собственника жилого помещения в многоквартирном доме не могут быть ограничены в зависимости от цели приобретения жилого помещения.
Апеллянт полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность, предусмотренная статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ); из-за перемены лица, являющегося собственником жилого помещения, права и обязанности органа местного самоуправления, предусмотренные жилищным законодательством, не изменяются; в силу статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) на застройщика возлагается лишь обязанность по подготовке проекта планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
Податель жалобы полагает незаконными выводы суда о том, что именно на застройщике в рассматриваемом случае возложена предусмотренная статьей 16 Федерального закона № 189-ФЗ обязанность, поскольку срок действия договора о развитии застроенной территории истек, а также по причине отсутствия объективной возможности выполнения застройщиком принятых на себя обязательств по постановке на кадастровый учет земельных участков; факт наличия утвержденного плана межевания не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО «Северстрой» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2022 по делу № А75-19049/2019 ООО «Северстрой» признано банкротом, в отношении общества открыта процедура конкурсного производства сроком на 1 год со дня принятия решения с применением правил параграфа 7 главы IX «Банкротство застройщика» Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Конкурсным управляющим назначен Сидор Павел Леонидович.
Заявитель является собственником жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по ул. Московская в городе Сургуте:
- дом 43 (кадастровый номер 86:10:0101244:322), квартира № 9 (кадастровый номер 86:10:0101244:1477);
- дом 44 (кадастровый номер 86:10:0101244:323, снесен), квартиры № 2 и № 3 (кадастровые номера 86:10:0101244:1490 и 86:10:0101244:403);
- дом 46 (кадастровый номер 86:10:0101244:327), квартиры № 1 (кадастровый номер 86:10:0101244:1524), № 3 (кадастровый номер 86:10:0101244:1711), № 5 (кадастровый номер 86:10:0101244:1539), № 6 (кадастровый номер 86:10:0101244:1540), № 7 (кадастровый номер 86:10:0101244:1534), № 11 (кадастровый номер 86:10:0101244:1530), № 12 (кадастровый номер 86:10:0101244:1541), № 14 (кадастровый номер 86:10:0101244:1523), № 15 (кадастровый номер 86:10:0101244:1537);
- дом 47/2 (кадастровый номер 86:10:0101244:331, снесен), квартиры № 5 (кадастровый номер 86:10:0101244:1558), № 7 (кадастровый номер 86:10:0101244:1560), № 8 (кадастровый номер 86:10:0101244:1561);
- дом 49 (кадастровый номер 86:10:0101244:333), квартиры № 2 (кадастровый номер 86:10:0101244:1581), № 3 (кадастровый номер 86:10:0101244:1576), № 5 (кадастровый номер 86:10:0101244:1578), № 6 (кадастровый номер 86:10:0101244:1579);
- дом 50 (кадастровый номер 86:10:0101244:335; снесен), квартиры № 3 (кадастровый номер 86:10:0101244:1584), № 5 (кадастровый номер 86:10:0101244:1590), № 7 (кадастровый номер 86:10:0101244:1598), № 8 (кадастровый номер 86:10:0101244:1599), № 10 (кадастровый номер 86:10:0101244:1587), № 13 (кадастровый номер 86:10:0101244:1594), № 16 (кадастровый номер 86:10:0101244:1597);
- дом 52 (кадастровый номер 86:10:0101244:342) квартиры № 4 (кадастровый номер 86:10:0101244:1605), № 7 (кадастровый номер 86:10:0101244:1612), № 15 (кадастровый номер 86:10:0101244:1616);
- дом 53 (кадастровый номер 86:10:0101244:344; снесен), квартиры № 2 (кадастровый номер 86:10:0101244:1626), № 3 (кадастровый номер 86:10:0101244:1628), № 5 (кадастровый номер 86:10:0101244:1629), № 6 (кадастровый номер 86:10:0101244:1630);
- дом 53/2 (кадастровый номер 86:10:0101244:345), квартира № 7 (кадастровый номер 86:10:0101244:1638).
Указанные сведения подтверждаются выписками о зарегистрированных правах из Единого государственного реестра недвижимости, представленных заявителем в материалы дела.
Упомянутые квартиры включены в конкурсную массу ООО «Северстрой», за исключением фактически отсутствующих объектов недвижимости с пометкой «снесён».
Согласно сведениям публичной кадастровой карты земельные участки под указанными многоквартирными домами по ул. Московской в городе Сургуте не образованы, в связи с чем, руководствуясь статьёй 16 Федерального закона № 189-ФЗ 04.08.2022, общество обратилось в Администрацию с требованием об образовании и постановке на кадастровый учет земельных участков под названными многоквартирными домами (л.д. 16).
Письмом от 23.08.2022 № 01-02-9488/2 Администрация отказала в совершении испрашиваемых действий, сославшись на заключенный между сторонами договор о развитии застроенной территории части микрорайона 21-22 города Сургута от 11.03.2016, предусматривающий обязанность общества в срок о 31.12.2021 передать Администрации благоустроенные жилые помещения для предоставления их гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Кроме того, Администрация сослалась на постановление Администрации от 24.08.2016 № 6397, которым утверждена корректировка проекта межевания территории части микрорайона 2122 города Сургута, подлежащего развитию, указав, что согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно
осуществляться исключительно в соответствии с проектом межевания территории (л.д. 17- 18).
ООО «Северстрой», полагая, что бездействие Администрации нарушает его права и законные интересы как собственника жилых помещений, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу части 3 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Образование указанного в части 3 названной статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета (часть 4 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ).
Согласно части 4.1 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ образование указанного в части 3 названной статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае требования заявителя к Администрации о совершении действия по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков под многоквартирными домами на ул. Московская в г. Сургуте, в которых находятся квартиры, принадлежащие на праве собственности обществу, заявлены без учета требований градостроительного законодательства и обязательств, исполнение которых на момент рассмотрения спора возложено на общество.
Материалами дела подтверждается, что на территории города Сургута действовала муниципальная адресная программа сноса и реконструкции многоквартирных домов на 6 отдельных застроенных территориях города Сургута на 2011-2020 год, утвержденная решением Думы города Сургута от 04.03.2011 (т.1 л.д. 56-59).
Между Администрацией и ООО «Северстрой» 11.03.2016 заключён договор о развитии застроенной территории - части микрорайона 21-22 города Сургута № 17-103755/6, приложением № 1 к которому установлен перечень строений, подлежащих сносу при развитии территории части микрорайона 21-22 города Сургута. Срок договора установлен до 31.12.2021.
По условиям указанного договора, заключенного по результатам аукциона, общество приняло на себя обязательства разработать и направить на утверждение проект планировки и проект межевания спорной территории, в срок до 31.12.2019 приобрести (создать) и передать в собственность муниципального образования городской округ город Сургут благоустроенные жилые помещения для предоставления их гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма; обеспечить за свой счет установление границ земельных участков на местности в соответствии с документацией по планировке и межеванию, проведение в отношении этих земельных участков кадастровых работ и государственного кадастрового учета; осуществить строительство на территории в соответствии с проектом планировки и проектом межевания (т.1 л.д. 61-63).
Указанный договор на момент обращения общества к Администрации с требованием от 04.08.2022 и принятия оспариваемого решения, как и на момент рассмотрения спора судом первой инстанции является действующим, обязательства сторон по нему не прекращены.
В силу подпункта 6 пункта 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения.
Таким образом, договор № 17-10- 3755/6 о развитии застроенной территории заключен Администрацией в целях сноса аварийных и непригодных для проживания домов в микрорайоне 21-22 города Сургута и улучшения жилищных условий, проживающих в них граждан.
Согласно положениям частей 1, 2 статьи 46.2 ГрК РФ в редакции, действовавшей в спорный период, по договору о развитии застроенной территории одна сторона обязуется в установленный договором срок своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств других лиц выполнить обязательства в соответствии с пунктами 3 - 6 части 3 настоящей статьи, а другая сторона (орган местного самоуправления) обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств в соответствии с пунктами 7 - 9 части 3 настоящей статьи. Договором могут быть предусмотрены иные обязательства сторон в соответствии с частью 4 настоящей статьи. Договор заключается органом местного самоуправления, принявшим решение о развитии застроенной территории, с победителем открытого аукциона на право заключить такой договор или иным лицом в соответствии с частями 17.2, 17.3, 25 и 28 статьи 46.3 ГрК РФ.
Существенные условия договора о развитии застроенной территории перечислены в части 3 статьи 46.2 ГрК РФ; к таковым, в том числе относятся условие о цене права на заключение договора; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, подготовить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки подготовки таких документов; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, создать либо приобрести, а также передать в государственную или муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения и расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии; максимальные сроки выполнения указанного обязательства; обязательство лица, заключившего договор с органом местного самоуправления, осуществить строительство на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с утвержденным проектом планировки застроенной территории, в том числе в соответствии с этапами строительства, а также с графиками осуществления строительства каждого объекта капитального строительства в предусмотренные указанными графиками сроки; обязательство органа местного самоуправления утвердить проект планировки застроенной территории, включая проект межевания застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, а также утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями минимально допустимого уровня обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетными показателями максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения; максимальные сроки выполнения указанного обязательства).
Пунктом 18 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2020 № 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» (далее – Закон № 494-ФЗ) глава 5.1 ГрК РФ (статьи 46.1-46.11) признана утратившей силу с 30.12.2020. При этом договоры о развитии застроенных территорий, заключенные в соответствии с ГрК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в законную силу Закона № 494-ФЗ), сохраняют свое действие в соответствии с условиями таких договоров с учетом особенностей, предусмотренных частью 6 статьи 18 Закона № 494-ФЗ, а изменение и расторжение таких договоров осуществляется в порядке, действовавшем на день заключения таких договоров (часть 5 статьи 18 Закона № 494-ФЗ).
Таким образом, договор о развитии застроенной территории - части микрорайона 21- 22 города Сургута № 17-10-3755/6 сохраняет свое действие на прежних условиях, в том числе сохраняется и обязанность общества, предусмотренная пунктом 3.1.3 договора - обеспечить за свой счет установление границ земельных участков на местности в соответствии с документацией по планировке и межеванию, проведение в отношении этих земельных участков кадастровых работ и государственного кадастрового учета
Следовательно, указанная обязанность (образовать и поставить на кадастровый учет земельные участки в соответствии с документацией по планировке и межеванию, в том числе в отношении земельных участков под спорными домами) возложена на общество в
силу главы 5.1 ГрК РФ и обязательств, принятых на себя обществом по договору о развитии застроенной территории № 17-10-3755/6.
Правовые основания по образованию и постановке на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, у заинтересованного лица отсутствуют.
Приложением № 1 к договору № 17-10-3755/6 установлен перечень строений, подлежащих сносу при развитии территории части микрорайона 21-22 города Сургута, в указанный перечень включены и спорные дома, в которых общество, выполняя свои обязательства по договору о развитии застроенной территории № 17-10-3755/6, приобретало квартиры для дальнейшего сноса этих домов.
Кроме того, по условиям договора № 17-10-3755/6 на общество возложена обязанность разработать и направить на утверждение проект внесения изменений в ранее утвержденный постановлением Администрации от 23.03.2015 № 1934 проект планировки и проект межевания части микрорайона 21-22 города Сургута с учетом градостроительных регламентов и местных нормативов градостроительного проектирования (пункт 3.1.1 договора); осуществить строительство на указанной территории в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, подготовленным в соответствии с пунктом 3.1.1 договора (пункт 3.1.4 договора).
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что постановлением Администрации от 24.08.2016 № 6397 произведена корректировка проекта межевания территории части микрорайона 21-22 города Сургута, утвержденная в установленном градостроительным законодательством порядке (т.1 л.д. 109-110, 116-123).
Предлагаемые обществом действия по постановке на кадастровый учет земельных участков под домами, право собственности на квартиры в которых общество приобрело в рамках исполнения обязательств по договору о развитии застроенной территории, не соответствуют откорректированному проекту межевания территории части микрорайона 21-22 города Сургута.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 11.3 ЗК РФ в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона № 494-ФЗ и подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям, исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах территории, в отношении которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности заключен договор о ее развитии.
С учетом изложенного требование общества об обязании Администрации образовать и поставить на кадастровый учет земельные участки под спорными многоквартирными домами без учета проекта планировки и межевания территории части микрорайона 21-22 города Сургута, утвержденного постановлением Администрации от 24.08.2016 № 6397, обоснованно признано судом первой инстанции незаконным как противоречащее нормам градостроительного законодательство.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не нашли своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые имеют юридическое значение, влияют на обоснованность и законность решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.10.2023 заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. По результатам рассмотрения апелляционная жалобы государственная пошлина подлежит взысканию с общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.09.2023 по делу № А75-18619/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Северстрой» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председательствующий Н.Е. Иванова Судьи А.Н. Лотов
Н.А. Шиндлер