НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 № А46-211/18

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                       Дело № А46-211/2018

Резолютивная часть постановления объявлена   октября 2018 года

Постановление изготовлено в полном объеме   ноября 2018 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Шабановой Г.А.

судей                                                    Киричёк Ю.Н.

                                                             Черноусовой О.Ю.

рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» на решение от 04.05.2018 Арбитражного суда Омской области (судья Захарцева С.Г.) и постановление от 25.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-211/2018 по заявлению общества
с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» (125445, город Москва, шоссе Ленинградское, 71 Г, ИНН 7704218694,
ОГРН 1027700272148) к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску (644007, город Омск, улица Булатова, 68, ИНН 5504108531, ОГРН 1055507075777) об оспаривании предписания от 11.10.2017 № 50.

В заседании приняли участие представитель общества с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри» – Гладун Е.Ю. по доверенности от 12.10.2018.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «МЕТРО Кэш энд Керри»
(далее – общество, ООО «МЕТРО Кэш энд Керри») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску (далее – управление) от 11.10.2017 № 50.

Решением от 04.05.2018 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 25.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного обществом требования отказано.

В кассационной жалобе и дополнениях к ней ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, просит отменить указанные судебные акты и удовлетворить заявленное им требования.

По мнению общества, судами не учтено, что положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам; требования Свода правил 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция              СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14.11.2016        № 798/пр (далее – СП 59.13330.2016), не распространяются на здания
и сооружения, введенные в эксплуатацию до 15.05.2017; доказательств ущемления прав инвалидов не представлено.

Управление в отзыве на кассационную жалобу просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения как соответствующие действующему законодательству.

Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе с учетом дополнений, отзыве на нее, возражениях на отзыв и выступлении присутствовавшего в заседании представителя общества, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. 

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения                          от 04.09.2017 № 69-р должностными лицами управления проведена плановая выездная проверка в отношении общества, осуществляющего свою деятельность в многофункциональном торговом комплексе по адресу: город Омск, проспект Академика Королёва, дом 15, корпус 1, в ходе которой установлены нарушения требований законодательства по обеспечению условий доступа инвалидам к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, предусмотренных статьей 15 Закона № 181-ФЗ.

По результатам проверки управлением 11.10.2017 составлен акт № 63 и выдано предписание № 50, которым обществу предложено в срок до 01.10.2018:

1.в соответствии с пунктами 5.1.1, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.10, 5.3.1                       СП 59.13330.2016 на прилегающем участке возле здания:

1.1. предусмотреть условия беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения маломобильных групп населения (далее – МГН) по участку к доступным входам с учетом требований  СП 42.13330;

1.2 разместить указатели направления движения к доступному входу, в том числе тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей (тактильно-контрастные указатели, выполняющие функцию предупреждения на покрытии пешеходных путей, следует размещать на расстоянии 0,8-0,9 м до препятствия);

1.3 нанести разграничительную дорожную разметку в местах пересечения пешеходного и транспортного путей;

1.4 оборудовать места отдыха, доступные для МГН (оборудованные навесами, скамьями с опорой для спины и подлокотником, указателями, светильниками и т.д.).

2. В соответствии с пунктами 6.2.3, 6.2.5, 6.3.1, 6.3.6, 6.5.8, 8.1.6, 8.4.4 СП 59.13330.2016:

2.1 обозначить тактильно-контрастными указателями (и предупреждающими знаками) направления движения, препятствия на основных путях движения МГН внутри здания (участки пола перед доступными дверными проемами и другое);

2.2 при входе для инвалидов по зрению установить информационную тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему;

2.3 внутри санитарно-бытового помещения, доступного для МГН, предусмотреть размещение системы двусторонней связи с диспетчером или дежурным и над входом оборудовать комбинированное устройство звуковой и визуальной (прерывистой световой) аварийной сигнализации;

2.4 у дверей санитарно-бытового помещения разместить со стороны ручки информационные таблички помещения (выполненные рельефно-графическим и рельефно-точечным способом);

2.5 предусмотреть оборудование места для посетителей с нарушением зрения, где будут размещены в доступной для них форме информация о расположении торговых залов и секций, ассортименте и ценники на товары, а также средства связи с администрацией;

2.6 предусмотреть зоны отдыха на два-три места, в том числе для инвалидов на креслах-колясках.

3. В соответствии с пунктами 6.1.6, 8.1.6 СП 59.13330.2016:

3.1 оборудовать место на стойке информации для обслуживания посетителей, использующих для передвижения кресло-коляску (функциональная зона обслуживания должна находиться на высоте не более 0,8-0,85 м над уровнем пола. Ширина и высота проема для ног должна быть не менее 0,75 м, глубина – не менее 0,5 м);

3.2 предусмотреть размещение на прозрачных полотнах дверей и ограждениях (перегородках) в здании яркой контрастной маркировки в форме прямоугольника высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м или в форме круга диаметром от 0,1 до 0,2 м на двух уровнях: 0,9-1,0 м и           1,3-1,4 м (контрастную маркировку допускается заменять декоративными рисунками или фирменными знаками, узорами и т.п. той же яркости).

4. В соответствии с пунктами 6.5.1-6.5.3, 6.5.9  СП 59.13330.2016:

4.1 обозначить знаками, указателями доступные (не доступные) для МГН, элементы здания, помещения, места получения услуг (в местах, в которых находятся недоступные для инвалидов элементы здания (входы/выходы, лестницы и т.п.), устанавливаются указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу);

4.2 унифицировать технические средства информирования, ориентирования и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания различных категорий инвалидов и МГН, и на путях их движения, обеспечить визуальную, звуковую, радио- и тактильную информацию и сигнализацию, обеспечивающие указание направления движения, идентификацию мест и возможность получения услуги (применяемые средства информации (в том числе знаки и символы) должны быть идентичными в пределах здания и т.п. и соответствовать знакам, установленным действующими нормативными документами);

4.3 разместить информирующие тактильные таблички для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля (размещаются рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м): 4.3.1 перед входом в здание с указанием наименования учреждения, времени оказания услуг (приемных часов); 4.3.2 перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием номера и назначения помещения.

5. В соответствии с пунктами 5.2.1, 5.2.4 СП 59.13330.2016 на территории парковки:

5.1 выделить 10% машино-мест (но не менее одного места) для людей с инвалидностью, в том числе количество специализированных расширенных машино-места (из расчета при числе мест: от 201 до 500 – 8 мест и дополнительно 2% от количества мест свыше 200); нанести горизонтальную дорожную разметку; разметка места для стоянки (парковки) транспортных средств инвалида на кресле-коляске следует предусматривать размером              6,0 x 3,6м;

5.2 оборудовать все выделяемые для людей с инвалидностью места стоянки (парковки) транспортных средств дорожными знаками.

6. В соответствии с пунктами 6.2.4, 6.2.23  СП 59.13330.2016:

6.1 понизить высоту порогов дверных проемов на эвакуационных выходах № 22, 23 (с внешней стороны выходов) со стороны высота перепада уровня прилегающей поверхности участка не должен превышать 0,014 м);

6.2 предусмотреть контрастную со стеной окраску полотен дверей на эвакуационных выходах № 22, 23.

Не согласившись с указанным предписанием, ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для выдачи обществу оспариваемого предписания, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленного им требования.

Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из следующего.

В силу части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ                       «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица контролирующего органа в пределах предоставленных полномочий обязаны выдать проверяемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.

Согласно части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1);возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности (пункт 5); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика (пункт 6).

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур выделяется не менее 10 % мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов (часть 9 статьи 15 Закона № 181-ФЗ).

Пунктом 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ              «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотрено, что положения части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 01.07.2016 исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Вместе с тем, как верно отмечено судами обеих инстанций, указание на применение положений части 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектам, не может умалять прав инвалидов и маломобильных групп населения на социальную поддержку, на создание для них доступной среды, несоблюдение требований законодательства является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 4 статьи 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и услуг, предоставляемых Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, их территориальными органами, подведомственными организациями и учреждениями, организациями, предоставляющими услуги населению в сферах, правовое регулирование которых осуществляется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи утвержден приказом Минпромторга России от 18.12.2015 № 4146.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30.12.2009                               № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее – Технический регламент) жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.

Данный Закон распространяется на все этапы жизненного цикла здания или сооружения (часть 2 статьи 3 Технического регламента).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014   № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В пункт 41 названного Перечня включены положения Свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации             от 27.12.2011 № 605 (далее – СП 59.13330.2012).

Согласно пункту 1.2 СП 59.13330.2012 и пункту 1.4 СП 59.13330.2016 требования названных документов необходимо учитывать при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, отведенные для них земельные участки, включая подходы к зданиям и сооружениям, входные узлы, внутренние коммуникации, пути эвакуации, помещения проживания и для предоставления услуг (обслуживания) и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство. В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд МГН при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках «разумного приспособления».

Под «разумным приспособлением» понимается внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод (статья 2 Конвенции ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, пункт 3.38                           СП 59.13330.2016).

Таким образом, вопреки позиции общества действие  СП 59.13330.2016 распространяется, в том числе на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и МГН.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что исполнение оспариваемого предписания не предполагает проведения реконструкции здания торгового центра и не требует существенных затрат, арбитражные суды обоснованно отказали ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» в удовлетворении заявленного требования.

Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.

Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 04.05.2018 Арбитражного суда Омской области и постановление от 25.07.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-211/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     Г.А. Шабанова

Судьи                                                                  Ю.Н. Киричёк

                                                                            О.Ю. Черноусова