ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Город Омск
06 мая 2013 года
Дело № А46-28817/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотова Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: Зайцевой И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2119/2013) Министерства государственно-правового развития Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 31.01.2013 по делу № А46-28817/2012 (судья Стрелкова Г.В.)
по заявлению открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) (ИНН 5508000095, ОГРН 1025500972342)
к Министерству государственно-правового развития Омской области (ИНН 5503078203, ОГРН 1045504004160)
о признании недействительным предписания от 29.06.2012 № 17 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя: Даниловский М.В. по доверенности №96-2012 от 20.12.2012; Ярош С.Н. по доверенности №11-11/ю от 08.02.2011;
от заинтересованного лица: Диденко Д.С. по доверенности №1980/1 от 05.06.2012; Шарушинский А.А. по доверенности №3726/1 от 26.10.2012;
установил :
Открытое акционерное общество Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) (далее – ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» (РЕЛЕРО), заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Министерству государственно-правового развития Омской области (далее – заинтересованное лицо, Министерство) о признании недействительным предписания от 29.06.2012 № 17 об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
Решением от 31.01.2013 по делу №А46-28817/2012 Арбитражный суд Омской области требования открытого акционерного общества Омское производственное объединение «Радиозавод имени А.С. Попова» (РЕЛЕРО) удовлетворил, признал недействительным предписание главного специалиста отдела контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела архивного управления Министерства государственно-правового развития Омской области Щербакова О.В., об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации от 29.06.2012 № 17.
Кроме того, суд взыскал с Министерства государственно-правового развития Омской области в пользу ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей.
В обоснование решения суд указал, что заинтересованным лицом не представлено доказательств того, что ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» включено в состав организаций, образующаяся документация которых после соответствующего отбора поступает в Государственный архивный фонд и подлежит государственному хранению.
Министерство государственно-правового развития Омской области в апелляционной жалобе просит решение суда 1 инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку факт включения в установленном порядке заявителя в список источников комплектования государственного архива Омской области заявителем не оспаривался, в связи с чем заинтересованным лицом в материалы дела данные доказательства и не представлялись; подобный список источников, в составе которых имеется ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» был согласован решением экспертно-проверочной комиссии Министерства 30.11.2007 №10 и 27.02.2009 №2.
В судебном заседании заинтересованное лицо поддержало доводы, изложенные в апелляционной жалобе и просило приобщить к материалам дела документы, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе.
В целях наиболее полного разрешения спора по существу суд апелляционной инстанции удовлетворил ходатайство заинтересованного лица и приобщил к материалам дела выписки из решений экспертно-проверочной комиссии Министерства 30.11.2007 №10 и 27.02.2009 №2.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал, что отсутствуют основания для отмены судебного акта, поскольку, судя по содержанию статьи 2 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», законодательство об архивном деле состоит из настоящего закона и принятых в соответствии с ним законодательных актов, что означает, что ранее принятые подзаконные акты действовать не могут; заинтересованным лицом нарушена процедура проведения проверки в части обязательности составления акта проверки с содержанием описания правонарушения, обстоятельств его установления и доказательств выявления данного нарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу и просил суд оставить решение суда без изменения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, явившихся на рассмотрение дела, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее установил, что во исполнение распоряжения Министерства государственно-правового развития Омской области от 05.05.2012 № 182р/2 главным специалистом отдела контроля за соблюдением законодательства в области архивного дела архивного управления Министерства государственно-правового развития Омской области Щербаковым О.В. проведена плановая выездная проверка ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова» с целью установления соответствия деятельности завода требованиям Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главного архивного управления при совете Министров СССР от 05.09.1985 № 263 (далее - Основные правила №263), Регламенту государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, утвержденного приказом Государственной архивной службы Российской Федерации от 11.03.1997 № 11.
По результатам проверки составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 43 от 29.06.2012, в котором зафиксированы нарушения обязательных требований Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главного архивного управления при Совете Министров СССР от 05.09.1985 № 263:
1. Помещения архива объединения (рабочая комната для сотрудников, хранилище №1, хранилище № 2) не оборудованы охранной сигнализацией (абзац 7 введения к Основным правилам, пункт 5.1.8. Основных правил);
2. На оконные проемы в помещении хранилища № 2 архива объединения не
установлены распашные металлические решетки с замками, опечатываемыми пломбиром (абзац 7 введения к Основным правилам, п. 5.1.8. Основных правил);
3. Архив объединения не обеспечен достаточным количеством стеллажей и
металлических шкафов (сейфов) для размещения всего комплекса хранящихся в помещениях хранилищ архивных документов (дел) и учетных документов и обеспечения их физико- химической сохранности в течение установленных сроков хранения (абзац 7 введения к Основным правилам, п. 5.1.1, 5.1.30, 5.2.6, 8.1.4, 8.1.6 Основных правил);
4. Архив объедения не обеспечен коробками (папками или другими контейнерами) для хранения размещенных в помещении хранилища №2 архивных документов (дел) постоянного хранения: указанная категория документов (дел) хранится в заключенной в связки (абзац 7 введения к основным, п. 5.2.5. Основных Правил);
5. Представленный «Стандарт предприятия Система менеджмента качества.
Требования к документации. Управление документацией. Организационно-
распределительная документация» (разработан канцелярией объединения, утвержден и
введен в действие приказом генерального директора объединения от 09.04.2004 г. № 136; «Проверен на актуальность» в 2008 г. не согласован с казенным учреждением Омской области «Исторический архив Омской обл.» (далее КУ ИсА)) не обновлен с учетом изменений, произошедших в федеральной нормативно-правовой базе по делопроизводству в 2009 г. в части правил делопроизводства и методики разработки инструкций по делопроизводству (абзац 6 введения к Основным правилам, п. 2.1.2, 2.1.28 Основным правилам);
6. Представленная номенклатура дел объединения (на 2012 г.; утверждена и введена в действие приказом генерального директора объединения от 29.12.2011 № 411) не согласована с КУИсУ (абзац 6 введения к Основным правилам, п. 2.1.2, 2.1. 28 Основных правил);
7. Не внедрена в практику работы архива объединения обязательность
опечатывания или пломбирования в нерабочее время наружных дверей помещений архива объедения (п. 5.1.8 Основных правил);
8. Не проводится контроль за соблюдением архивом объединения установленного
срока передачи дел постоянного хранения объединения на государственное хранение: на ведомственном хранении сверх установленного 15-летнего срока хранения продолжают находиться дела постоянного хранения объединения за 1995-1996 годы (п. 1.3.1, 1.3.6 Основных правил, абзац 6 введения к Основным правилам, п. 13.1.1 Основных правил; Договор от 05.07.2007, заключенный между объединением и госучреждением Омской обл. «Государственный архив Омской области», об определении условий включения в список источников комплектования архива объединения и порядка передачи документов Архивного фонда РФ, образовавшихся в процессе деятельности объединения, на постоянное хранение в государственный архив);
9. Не сформированы в отдельные дела хранящиеся в архиве объединения личные карточки работников объединения, ошибочно размещенные и описанные в составе документов так называемых «Личных дел работников» (опись №3) за 1943- 2008 г.г. (п.1.3.1, 1.3.9, 2.2.1., 4.3.4., 7.4.1., 7.4.2., 7.4.4. Основных правил);
10. Не дооформлены обложки хранящихся в архиве объединения описанных дел по личному составу, сформированных из прошитых на три прокола приказов отдела кадров объединения за 1990-е годы (не указано: наименование объединения, дата дела, архивный шифр дела (номер дела по описи)), сформированных по заработной плате работников объединения (не указано: полное наименование объединения и количество листов в деле - за 1989-1994, 1997 гг.; архивный шифр дела - за 1956-1963, 1989-1994,1997 гг.) и формированных из актов о несчастных случаях в объединении за 1993 г. (не указано полное наименование объединения, архивный шифр дела) (п. 1.3.1., 1.3.9., вступление к разделу 4, п. 4.1.3., 4.1.24- 4.1.26, 4.1.29, 4.1.35, 4.3.4, 7.4,2);
11. Не составлены заверительные надписи (на листах-заверителях) к хранящимся в архиве объединения описанным делам по личному составу, сформированным из документов по з/п работников объединения за 1988, 1993, 1994 гг. сформированным из актов о несчастных случаях в объединении за 1993 г. (п. 1.3.1, 1.3.9, вступление к разделу 4, п.4.1.3, 4.1.16, 4.3.4, 7.4.2 Основных правил);
12. Не оформлены обложки хранящихся в архиве объединения описанных дел,
сформированных из управленческих документов постоянного хранения объединения за 2006-2008 гг. (п. 1.3.1,1.3.9, вступление к разделу 4, п. 4.1.1, 4.1.3., 4.3., 7.1.2 Основных правил);
13. Не оформлены хранящиеся в архиве объединения описанные дела по личному составу, сформированные из приказов о премировании работников объединения за 1997 г. (п. 1.3.1, 1.3.9, вступление к разделу 4, п. 4.1.1, 4.1.3, 4.3.4, 7.4.2 Основных правил);
14. Не оформлены и не описаны хранящиеся в архиве объединения дела по личному составу, сформированные из табелей учета и использования рабочего времени и подсчета заработка работников объединения (обеспечение льгот при работе в условиях «Вредного производства») за 1980-1990 гг. (п. 1.3.1, 1.3.9, вступление к разделу 4, п.4.1.1, 4.1.3, 4.3.4, вступление к разделу 7, п. 7.4.1 Основных правил);
15. К связкам хранящихся в архиве объединения дел постоянного хранения и дел по личному составу объединения не составлены установленной формы (состав реквизитов) ярлыки (на имеющихся на связках ярлыках не указано: наименование объединения наименование структурного подразделения, номер фонда, номер описи; в значительном количестве ярлыков не указаны годы дел, включенных в связки) (п. 5.2.5 Основных правил);
16. В помещениях хранилищ архива объединения не проведено топографирование и нее составлены карточки постеллажного топографического указателя (п. 5.2.7, 5.2.8 Основных правил);
17. Не проведена работа по обеспечению физической сохранности хранящихся в
архиве объединения описанных дел по личному составу, сформированных из документов по заработной плате работников объединения за 1993,1994 гг.: налицо разрывы и разрыхления физической основы обложек дел и документов в данных делах (п. 1.3.2, вступление к разделу 5 основных правил);
18. Не утверждены экспертно-проверочной комиссией министерства
государственно-правового развития омской области (ЭКП МГПР) опись № 1 дел
постоянного хранения объединения (типовые управленческие документы) за 2005-2008 гг.и опись № 4 дел постоянного хранения объединения (ранее не внесенный в соответствующие разделы описи №1 комплекс учредительных документов объединения как акционерного общества) за 1992-2008 гг. (п. 7.1.16, 7.1.17 Основных правил);
19. Не согласованы с ЭПК МГНР опись № 2 дел по личному составу объединения за 2005 -2008 гг., опись № 5 дел по личному составу объединения (невостребованные трудовые книжки работников) за 1955 -2008 гг. (п. 7.4.6 Основных правил).
Предписанием № 17 об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверки соблюдения законодательства об архивном деле в Российской Федерации от 29.06.2012, в целях устранения выявленных нарушений законодательства об архивном деле в Российской Федерации предписано в установленный срок осуществить следующие мероприятия:
- оборудовать помещения архива объединения охранной сигнализацией;
- установить на оконные проемы в помещении хранилища № 2 распашные металлические решетки с замками, опечатанными пломбиром;
- заменить установленный в помещении хранилища № 2 картотечного типа металлический шкаф с выдвижными ящиками на необходимое (из расчета размера стены и объема не размещенных на стеллажах архивных документов (дел)) количество стационарных стеллажей;
- установить в помещениях хранилищ сейфы или для хранения в них учетных документов архива объединения;
- обеспечить архив объединения необходимым количеством коробок (папок или других контейнеров) для хранения в них архивных документов (дел) постоянного хранения объединения;
- разработать новую редакцию «Стандарта предприятия» объединения или инструкцию по делопроизводству в объединении. Разработанный документ представить на согласование в казенное учреждение омской области «Исторический архив Омской области»;
- согласовать номенклатуру дел объединения с КУ ИсА;
- постоянно производить опечатывание или пломбирование наружных дверей помещения архива объединения в нерабочее время;
- передать на хранение в КУ ИсАдела постоянного хранения объединения за 1995-1996 годы;
- изъять из так называемых личных дел работников объединения за 1994-2008 годы личные карточки работников объединения; провести в отношении физической основы данных документов необходимую реставрационную работу; сформировать из документов отдельные дела (по году увольнения; внутри дела – по алфавиту фамилий работников); сформировать дела оформить и описать; опись дел (опись№3 дел по личному составу (личные карточки работников)) согласовать с экспертно-проверочной комиссией Министерства государственного правового развития Омской области;
- разместить на стеллажах весь комплекс дел по личному составу, хранящихся в помещении хранилища № 2 архива объединения;
- разместить в сейфах металлических стеллажах учетные документы архива объединения;
- оформить (дооформить) дела постоянного хранения и дела по личному составу объединения;
- оформить и описать дела по личному составу объединения, сформированные из табелей учета и использования рабочего времени и подсчета заработка работников объединения; опись дел согласовать с ЭПК МГПР;
- составить и приклеить на коробки с делами постоянного хранения объединения ярлыки с установленным перечнем обязательных реквизитов; составить и прикрепить к связкам с делами по личному составу объединения ярлыки с установленным перечнем обязательных реквизитов (срок до 25.12.2012);
- провести в помещениях хранилищ архива объединения топографирование; составить на каждый стеллаж карточку постеллажного топографического указателя;
- представить на утверждение ЭПК МГПР опись №1 дел постоянного хранения объединения за 2005-2008 годы и опись № 4 дел постоянного хранения объединения за 1992-2008 годы;
- представить на согласование в ЭПК МГПР опись №2 дел по личному составу объединения за 2005-2008 годы и опись № 5 дел по личному составу объединения (невостребованные трудовые книжки работников) за 1995-2008 годы.
ОАО ОмПО «Радиозавод им. А.С. Попова», считая предписание не соответствующим закону и нарушающим его права в сфере экономической деятельности, обратилось в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
Судом 1 инстанции заявленные требования были удовлетворены. Означенное решение обжалуется заявителем в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, а решение по делу соответствующим требованиям законодательства по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации «Об архивном деле в Российской Федерации» №125-ФЗ от 22.10.2004 (Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации») настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Законодательство об архивном деле в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 2 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации»).
Порядок создания архивов предусмотрен статьей 13 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации», согласно которой государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
Как установлено статьей 16 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» №125-ФЗ от 22.10.2004, контроль за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной власти, в том числе специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела, в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В пределах Омской области данные полномочия возложены на Министерство государственно-правового развития Омской области, что подтверждается пунктом 4 статьи 3 Закона Омской области от 12.09.2011 №1385-03 «Об архивном деле в Омской области», Указом Губернатора Омской области от 30.01.2004 №23 «Об организации деятельности Министерства государственно-правового развития Омской области», постановлением Правительства Омской области от 08.02.2012 № 23-п «Об организации и осуществлении регионального государственного контроля (надзора) на территории Омской области», приказом Министерства от 28.05.2009 № 18п/1 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства государственно-правового развития Омской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства об архивном деле в Российской Федерации», приказом Министерства от 17.05.2011 года № 16п/1 «Об утверждении Положения об архивном управлении Министерства государственно-правового развития Омской области», приказом Министерства от 07.08.2012 № 21п/1 «Об утверждении Административного регламента проведения проверок в сфере архивного дела на территории Омской области».
Таким образом, заинтересованное лицо на территории Омской области является полномочным органом по контролю за соблюдением законодательства об архивном деле в Российской Федерации.
Статья 14 названного закона регламентирует организацию управления архивным делом в Российской Федерации. В частности, пункт 5 данной статьи предусматривает, что государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане в целях обеспечения единых принципов организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов руководствуются в работе с архивными документами законодательством Российской Федерации (в том числе правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Следовательно, содержание названной выше статьи 2 и пункта 5 статьи 14 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» означает, что на территории Российской Федерации законодательство об архивной деятельности состоит из данного закона и принятых в соответствии с ним подзаконных актов, в том числе, правил, регламентирующих принципы организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, утвержденные Правительством Российской Федерации.
Статья 20 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» предусматривает, кто является источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Согласно пункту 1 данной статьи государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.
Государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора (пункт 2 статья 20 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации».
Заявитель не отрицает, что в его деятельности образуются документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, в силу чего он попадает под определение источников комплектования архивов.
Действительно, подобный список источников, в составе которых имеется ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» был согласован решением экспертно-проверочной комиссии Министерства 30.11.2007 №10 и 27.02.2009 №2 на основании заключенного между сторонами гражданско-правового договора, который в п.2.2. лишь содержит указание на обязанность по обеспечению хранения архивных документов в специализированных хранилищах и осуществление комплекса работ по упорядочению архивных документов, в том числе, по личному составу.
Следовательно, заявитель, как лицо, в деятельности которого образуются документы, подлежащие хранению, в государственном архиве, обязан соблюдать условия накопления, хранения и передачи данных документов, оговоренные в договоре.
Как следует из оспариваемого предписания и акта проверки, заявителю вменяется нарушение Основных правилам работ ведомственных архивов, утвержденных приказом Главного архивного управления при совете Министров СССР от 05.09.1985 № 263, которые, судя по преамбуле, являются обязательными для всех министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий страны, включенных в состав организаций, образующаяся документация которых после соответствующего отбора поступает в Государственный архивный фонд СССР и подлежит государственному хранению, а не нарушение условий договора.
Однако, по мнению суда апелляционной инстанции, из содержания статьи 2, 14 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» не следует, что после принятия данного закона на территории Российской Федерации действуют правила, регламентирующих принципы организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, утвержденные Государственным архивным фондом СССР.
После вступления в силу Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» был принят целый ряд подзаконных нормативных актов, которые регламентируют порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в государственных, муниципальных органах, органах судебной системы и т.д.
Однако, законодательство Российской Федерации, принятое на основании Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» не содержит нормативных актов, регламентирующих порядок хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в негосударственных организациях, которые осуществляют хранение документов на основании договора с государственными или муниципальными архивами.
Не содержит таких правил и Закон Омской области от 02.09.2011 №1385-ОЗ «Об архивном деле в Омской области».
В силу статьи 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, иные государственные органы Российской Федерации разрабатывают и утверждают по согласованию со специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечни документов, образующихся в процессе их деятельности, а также в процессе деятельности подведомственных им организаций, с указанием сроков хранения.
Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации обеспечивают в соответствии с правилами, установленными специально уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, отбор, подготовку и передачу в упорядоченном состоянии документов Архивного фонда Российской Федерации на постоянное хранение в государственные и муниципальные архивы. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением и транспортировкой, выполняются за счет средств органов и организаций, передающих документы.
Негосударственные организации обеспечивают отбор и передачу в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, отнесенных к федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности, с правом возмещения произведенных на эти цели расходов за счет средств соответственно федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и бюджета муниципального образования в порядке, установленном органом местного самоуправления
Таким образом, не смотря на то, что пункт 3 названной статьи предусматривает для негосударственных организации обязанность по обеспечению отбора и передачи в упорядоченном состоянии в государственные и муниципальные архивы находящихся в их владении архивных документов, данная обязанность может быть обеспечена к исполнению посредством выдачи предписания лишь тогда, когда законодательством Российской Федерации будет регламентирован порядок, в частности, хранения документов, подлежащих сдаче в государственный архив, негосударственными организациями, осуществляющими сбор данных документов на договорной основе.
Не принимается судом во внимание и ссылка заинтересованного лица на постановление мирового судью судебного участка №90 Центрального административного округа города Омска от 21.08.2012, которым генеральный директор ОАО ОмПО «Радиозавод имени А.С. Попова» Шнайдер В.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов.
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
Каких-либо обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному делу, названное постановление не содержит. Кроме того, выводы суда апелляционной инстанции о признании незаконным ненормативного акта основаны на действующих анализе правовых норм, разногласий в оценке обстоятельств у лиц, участвующих в деле не имеется.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо указывает на то, что ссылалось на постановление мирового суда применительно в статье 64, а не 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с названной статьей доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, консультации специалистов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы.
По мнению суда апелляционной инстанции постановление мирового суда по иному делу не является указанным в статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменным и вещественным доказательством.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и делает вывод о законности решения о признании оспариваемого предписания незаконным.
Указание суда 1 инстанции на то, что заявитель не является источником комплектования государственного архива является ошибочным, но это не повлекло принятия неправильного решения.
Расходы по уплате государственной пошлины не распределяются в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, поскольку податель апелляционной жалобы был освобожден от ее уплаты в силу указания частью 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Министерства государственно-правового развития Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 31.01.2013 по делу № А46-28817/2012 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
Л.А. Золотова
О.А. Сидоренко