ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
02 апреля 2021 года | Дело № А70-15879/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2021 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-97/2021 ) общества с ограниченной ответственностью «ИМЯ ГРУПП» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2020 по делу № А70-15879/2020 (судья Скачкова О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ИМЯ ГРУПП» (ОГРН 1027200824903, ИНН 7204039288, адрес: 625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Энергетиков, 6/3) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 (ОГРН 1047200671880, ИНН 7203000979, адрес: 625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, 15), Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (ОГРН 1047200667051, ИНН 7204087130625009, Тюменская область, город Тюмень, улица Товарное шоссе, дом 15) о признании незаконными действий,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью «ИМЯ ГРУПП» - Ярунов И.М. (полномочия директора общества подтверждены приказом № 1);
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 – Шакурова А.Ш. (представитель по доверенности от 02.02.2021 № 83 сроком действия до 31.12.2021);
от Управления Федеральной налоговой службы по Тюменской области – Куприянова Ю.А. (представитель по доверенности от 23.12.2020 сроком действия по 31.12.2021);
установил:
общество с ограниченной ответственностью «ИМЯ ГРУПП» (далее – заявитель, ООО «ИМЯ ГРУПП», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 3 (далее – Инспекция) и к Управлению Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – Управление) о признании незаконными действий, выразившиеся в направлении сообщения об отказе в предоставлении мер поддержки.
29.10.2020 в Арбитражный суд Тюменской области поступило заявление об уточнении требований, в котором общество отказалось от требований к Управлению.
В порядке статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом приняты уточненные требования заявителя.
Решением отказ общества от заявленных требований к Управлению принят судом, производство по делу в указанной части прекращено. В удовлетворении заявления общества о признании незаконными действий Инспекции, выразившихся в направлении сообщения об отказе в предоставлении мер поддержки, отказано.
Возражая против принятого по делу решения, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы её податель указывает, чтообщество ведет деятельность по ОКВЭД 56.10«Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания» с 2004 года, что подтверждается декларациями по ЕНВД, поданными с 2004 по 2020 годы, в которых указанный вид деятельности является основным, его доля в доходах общества составляет 99 процентов. Пунктом 1.5 устава общества также предусмотрено, что основным видом деятельности является деятельность ресторанов и кафе; ООО «ИМЯ ГРУПП» ежегодно направляло в ФСС заявление о подтверждении основного вида деятельности - деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания. ООО «ИМЯ ГРУПП» утверждает о том, что деятельность общества соответствует требованиям Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции правительство Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 (далее – Правила № 576), Перечню отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (далее – Перечень № 434), общество пострадало от ухудшения ситуации при ведении режима повышенной готовности, который привел к приостановке деятельности предприятий.
От Инспекции и Управления поступили отзывы на апелляционную жалобу с доказательствами направления указанных отзывов лицам, участвующим в деле.
В заседании суда апелляционной инстанции директор ООО «ИМЯ ГРУПП» поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Представители Инспекции и Управления высказались согласно доводам, изложенным в отзывах на апелляционную жалобу, просили оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзывы, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует, что ООО «ИМЯ ГРУПП» было зарегистрировано 19.02.2002 в регистрационной палате г. Тюмени, ОГРН 1027200824903 присвоен обществу 22.11.2002.
16.08.2008 ООО «ИМЯ ГРУПП» обратилось в МИФНС России № 14 по Тюменской области с заявлением о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме Р14001, а именно о внесении изменений в сведения о видах экономической деятельности. На странице 5 заявления первым и основным видом деятельности заявлена деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности управления предприятия (л. д. 108-115).
На основании поданного заявления в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 2087232263688 от 23.04.2008 об установлении основного вида деятельности – «деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности управления предприятия». На момент подачи заявления и внесения записи данной деятельности был присвоен код по ОКВЭД 74.1, так как до 10.07.2016 использовался старый классификатор ОКВЭД ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1). С 11.07.2016 Федеральная налоговая служба перешла на новую редакцию классификатора ОКВЭД-2.Замена кодов старого классификатора на коды нового классификатора для юридических и физических лиц, зарегистрированных до 11.07.2016, произведена автоматически. В результате замены кодов обществу присвоен код ОКВЭД 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета».
27.04.2020 ООО «ИМЯ ГРУПП» обратилось в налоговый орган с заявлением по форме Р14001 с целью изменения основного кода ОКВЭД в ЕГРЮЛ с ОКВЭД 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета» на 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (л. д. 101-107).
07.05.2020 Инспекцией принято решение о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ (запись за ГРН 2207202767110), код основного вида деятельности с 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета» изменен на 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» (л. д. 100).
19.05.2020 ООО «ИМЯ ГРУПП» обратилось в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, предусмотренной Правилами № 576.
26.05.2020 Инспекция отказала в предоставлении субсидий в связи с тем, что основной вид деятельности общества по состоянию на 1 марта 2020 года не был включен в перечень отдельных сфер деятельности, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, для оказания первоочередной адресной поддержки (л. д. 34-35).
Не согласившись с указанным решением инспекции, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой в управление.
Согласно ответу Управления по состоянию на 01.03.2020 основным видом деятельности общества в ЕРЮЛ указан код по ОКВЭД 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета». В соответствии с Правилами № 434 по состоянию на 01.03.2020 вид деятельности с кодом 69 не входит в перечень отраслей Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения коронавирусной инфекции (л. д. 32-33).
Общество, считая действия Инспекции, выразившиеся в направлении сообщения об отказе в предоставлении мер поддержки, незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Заявление оставлено без удовлетворения судом первой инстанции, с чем ООО «ИМЯ ГРУПП» не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» утверждены Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (Правила № 576).
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
Правилами № 576 определено, что получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.
Пунктом 3 Правил № 576 определены основные условия для получения субсидии, в том числе:
- включение получателя субсидии в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»,
- отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции;
- у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
- количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 (Перечень № 434).
В данный перечень входит «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» (код 56), и не входит «Деятельность в области права и бухгалтерского учета» (код 69).
Из материалов дела следует, что 16.08.2008 ООО «ИМЯ ГРУПП» обратилось в МИФНС России № 14 по Тюменской области с заявлением о внесении в ЕГРЮЛ изменений в отношении основного вида деятельности общества. На странице 5 заявления первым и основным видом деятельности была заявлена деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности управления предприятия.
На основании поданного заявления в ЕГРЮЛ была внесена запись ГРН 2087232263688 от 23.04.2008 об установлении основного вида деятельности – «деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита, консультирования по вопросам коммерческой деятельности управления предприятия» (ОКВЭД 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета»).
Согласно данным ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года ООО «ИМЯ ГРУПП» имело код основного вида деятельности ОКВЭД 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета», следовательно, не соответствовало условия предоставления субсидий, установленным Правилами № 576.
Изменения в ЕГРЮЛ, в результате которых ОКВЭД 69 «Деятельность в области права и бухгалтерского учета» изменено на 56.10 «Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания» были произведены решением Инспекции от 07.05.2020 по заявлению общества от 27.04.2020.
Таким образом, вид деятельности общества был изменен после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 № 576 по инициативе общества.
Доводы подателя жалобы о том, что ООО «ИМЯ ГРУПП» с 2004 года фактически осуществляет деятельность по ОКВЭД 56.10«Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания», что подтверждается декларациями по ЕНВД, отчетностью в ФСС и уставом общества, отклоняются апелляционным судом, поскольку согласно части 4 статьи 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) ответственность за достоверность и корректность сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», несет лицо, внесшее соответствующие сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Из материалов дела следует, что в 2008 году сведения о том, что ООО «ИМЯ ГРУПП» осуществляет деятельность в области права и бухгалтерского учета были внесены директором Яруновым Игорем Михайловичем, в графе 6 заявления о внесении сведений в ЕГРЮЛ директор общества подтвердил, что содержащие в заявлении сведения достоверны и соответствуют требованиям действующего законодательства, что подтверждается подписью Ярунова И.М. (л. д. 100).
Таким образом, внесение недостоверных сведений порождает юридические последствия, которое возлагаются на лицо их внесшее.
Кроме того, положениями пункта 5 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ предусмотрено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений (в частности, кода по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности – подпункт «п» пункта 1 статьи 5 указанного закона)обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
Соответственно, в течение трех рабочих дней с момента фактического изменения основного вида деятельности ООО «ИМЯ ГРУПП» обязано было сообщить данные сведений налоговому органу и обеспечить достоверность отраженных в ЕГРЮЛ.
Между тем, обществом вышеуказанная обязанность не исполнена.
При этом Правилами № 576 определены конкретные условия для получения субсидии, при соблюдении или несоблюдении которых делается вывод уполномоченным органом о наличии или отсутствии оснований для предоставления субсидии, то есть имеет место установление императивных норм, подлежащих неукоснительному соблюдению, тем самым не допускается толкование условий, установленных Правилами, которое противоречит буквальному содержанию положений Постановления № 576.
Таким образом, налоговым органом правомерно установлено наличие оснований для отказа в удовлетворении заявлений общества о получении субсидии, ввиду несоответствия условиям, определенным актом уполномоченного органа, для получения субсидии.
В Письме ФНС России от 07.07.2020 № БС-19-11/148@ сделаны аналогичные выводы о том, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) вид деятельности по коду ОКВЭД не является основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 1 марта 2020 года, установлено невыполнение требований абзаца второго пункта 1 Правил № 576, что исключает возможность получения указанным юридическим лицом субсидии.
В Письме ФНС России от 10.07.2020 № БВ-4-3/11186@ обращается внимание на то, что в случае, если осуществляемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем вид деятельности по коду ОКВЭД не является его основным видом экономической деятельности согласно ЕГРЮЛ (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года, относящимся к сферам деятельности, в наибольшей степени пострадавшим в результате распространения новой коронавирусной инфекции, устанавливается невыполнение требований пункта 2 Постановления № 409 и абзаца 2 пункта 1 Правил № 576, что исключает возможность получения соответствующих мер государственной поддержки.
Доводы общества о том, что ООО «ИМЯ ГРУПП» фактически осуществляет деятельность по ОКВЭД 56.10«Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания», не могут являться основанием для вывода о неправомерности отказа налоговым органом в предоставлении обществу субсидии, поскольку административный орган определяет получателя субсидии по формальным признакам, указанным в пункте 3 Правил и не наделен правом проверять фактическую деятельность претендента на получение субсидии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются судом апелляционной инстанции в полном объеме, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям законодательства.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ИМЯ ГРУПП» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 20.11.2020 по делу № А70-15879/2020 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | Н.А. Шиндлер | |
Судьи | Н.Е. Иванова О.Ю. Рыжиков |