ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
05 ноября 2015 года
Дело № А75-6580/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 ноября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Рязановым И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11067/2015) Государственного учреждения – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.08.2015 по делу № А75-6580/2015 (судья Заболотин А.Н.), принятое по заявлению открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания – региональные сети» (ОГРН 1078601003788, ИНН 8601033125) к государственному учреждению – региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре об оспаривании ненормативного правового акта,
при участии в судебном заседании представителей:
от Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - Белякова Анастасия Владимировна по доверенности № 211 от 03.09.2015 сроком действия по 03.09.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети» до перерыва - Зинченко Нина Владимировна по доверенности № 152/14 от 01.01.2015 сроком действия по 31.12.2015, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
установил :
открытое акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания - региональные сети» (далее - заявитель, общество, ООО «ЮТЭК - региональные сети») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - заинтересованное лицо, Фонд социального страхования) о признании недействительным решения от 22.05.2015 № 23/ОСС.Д об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и возложении на Фонд социального страхования обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов. Кроме того, заявитель просил взыскать расходы по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 18.08.2015 по делу № А75-6580/2015 требования Общества удовлетворены, решение от 22.05.2015 № 23/ОСС.Д признано недействительным, с Фонда социального страхования взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на необоснованность выводов заинтересованного лица о заключении ОАО «ЮТЭК – региональные сети» гражданско-правовых договоров, которыми урегулированы трудовые отношения, и необходимости начисления страховых взносов по таким договорам.
Суд первой инстанции со ссылкой на положения нормы статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации отметил, что квалификация гражданско-правового договора в качестве трудового возможна исключительно при наличии заявления физического лица - исполнителя по гражданско-правовому договору, и что органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, не наделены полномочием квалифицировать гражданско-правовые договоры в ином смысле, отличном от воли сторон, заключивших такой договор.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд социального страхования обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой в которой просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что положения части 2 статьи 15 и статьи 19 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляют Фонду социального страхования право переквалифицировать гражданско-правовые договоры в трудовые договоры в силу осуществления им функции по контролю за соблюдением правильности и своевременности уплаты страховых взносов. При этом согласно части 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации, которая в ступила в силу с 01.01.2014, не допускается заключение договоров между работником и работодателем гражданско – правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения.
В судебном заседании представитель Фонда социального страхования поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель ОАО «ЮТЭК - региональные сети» возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом 26.10.2015, был объявлен перерыв до 09 час. 50 мин. 29.10.2015
Об объявлении перерыва в судебном заседании, а также о времени и месте продолжения судебного заседания участники арбитражного процесса извещены, в том числе путем размещения объявления на официальном сайте Восьмого арбитражного апелляционного суда в сети «Интернет». После перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
ОАО «ЮТЭК - региональные сети» представлены письменные дополнения к отзыву на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в Фонда социального страхования. Дополнения к отзыву приобщены судом апелляционной инстанции к материалам дела.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
В период с 26.02.2015 до 24.03.2015 должностными лицами Фонда социального страхования в отношении ОАО «ЮТЭК - региональные сети» проведена проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, о чем составлен акт № 23/ОСС.Д от 28.04.2015 (т.1 л.д.24-27).
В результате проверки было установлено занижение базы для начисления страховых взносов в 2012 – 2014 годах на сумму 2 020 592 руб. 37 коп. Из акта проверки следует, что в проверяемом периоде страхователем заключались договоры гражданско-правового характера, которые имеют признаки трудовых договоров, на сумму 2 843 870 руб. 73 коп., в том числе в 2012 году в количестве 12 договоров на сумму 355 164 руб. 89 коп., в 2013 году в количестве 23 договора на сумму 1 323 653 руб. 33 коп., в 2014 году в количестве 26 договоров на сумму 1 165 052 руб. 51 коп.
По мнению заинтересованного лица, заключенным договорам присущи все элементы срочного трудового договора, в связи с чем такие договоры в нарушение части 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации подменили трудовые договоры, и в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» страховые взносы по заключенным договорам в 2012 - 2014 годах не начислялись.
По результатам рассмотрения материалов проверки должностным лицом Фонда социального страхлвания принято решение от 22.05.2015 № 23/ОСС.Д, которым ОАО «ЮТЭК – региональные сети» предложено уплатить пени в размере 1 875 руб. 78 коп. и отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда дополнительно начисленные страховые взносы в сумме 58 597 руб. 28 коп. (т.1 л.д.21-23).
Полагая, что решение от 22.05.2015 № 23/ОСС.Д является незаконным и нарушает права ОАО «ЮТЭК – Региональные сети», как страхователя, последний обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с соответствующим заявлением.
18.08.2015 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принял решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов государственных органов и органов местного самоуправления, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Положениями статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) предусмотрено, что обязательное социальное страхование является частью государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан и иных категорий граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Закона № 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ) и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов по конкретным видам обязательного социального страхования в соответствии с федеральными законами.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию определяет Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее - Закон № 255-ФЗ), (часть часть 1 статьи 1 указанного закона).
Согласно статье 4.4 Закона № 255-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 8 указанного Федерального Закона предусмотрено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 2 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, также не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, - любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Следовательно, в соответствии с положениями части 1 статьи 7, части 1 статьи 8, пункта 2 части 3 статьи 9 Закона № 212-ФЗ, взаимосвязанными с соответствующими положениями федеральных законов о конкретных видах обязательного социального страхования, выплаты по гражданско-правовым договорам не включаются в базу при исчислении страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Таким образом, из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Содержание процитированных выше норм позволяет сделать вывод о том, что выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, ни при каких условиях не включаются в базу для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается Фондом социального страхования, спорные гражданско-правовые договоры, заключенные Обществом с физическими лицами - исполнителями работ и услуг, не содержат соответствующих условий о возложении на ОАО «ЮТЭК – Региональные сети» обязанности по уплате страховщику страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Следовательно, ОАО «ЮТЭК – Региональные сети» правомерно не осуществляло перечисление предусмотренных Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» и Законом № 212-ФЗ страховых взносов по таким договорам в проверяемый период.
При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что правоотношения, сложившиеся между Обществом и физическими лицами в рамках спорных договоров, имеют характер трудовых правоотношений, обоснованно отклонены судом первой инстанции, как не основанные на нормах действующего законодательства, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Названной статьей также закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений.
В соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Таким образом, из приведенных норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданско-правовые договоры, заключенные между участниками гражданских правоотношений, по общему правилу должны расцениваться как добровольные действия сторон, направленные на возникновение соответствующих прав и обязанностей в интересах сторон такого договора, пока иное не доказано в установленном законом порядке.
Так, статьёй 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации, введённой Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2014, установлено, что признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться:
- лицом, использующим личный труд и являющимся заказчиком по указанному договору, на основании письменного заявления физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору, и (или) не обжалованного в суд в установленном порядке предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения части 2 статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации;
- судом в случае, если физическое лицо, являющееся исполнителем по указанному договору, обратилось непосредственно в суд, или по материалам (документам), направленным государственной инспекцией труда, иными органами и лицами, обладающими необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами.
Таким образом, из буквального содержания процитированной статьи Трудового кодекса Российской Федерации следует, что квалификацию гражданско-правового договора в качестве трудового может осуществить заказчик по гражданско-правовому договору либо суд при наличии определенных обстоятельств.
При этом иных нормативных положений, регулирующих порядок признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями, действующее законодательство не содержит, в связи с чем, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, рассматриваемым полномочием по квалификации гражданско-правовых договоров в ином смысле, отличном от воли сторон, заключивших такой договор, вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, не обладают.
Правовых оснований для вывода об обратном в апелляционной жалобе Фондом социального страхования не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено. При этом ссылки подателя жалобы на постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.06.2015 по делу № А24-5517/2014 судом апелляционной инстанции во внимание не принимаются, поскольку соответствующий судебный акт не имеет преюдициального значения для разрешения настоящего дела.
Более того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что признание отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями может осуществляться только по инициативе:
1) физического лица, являющегося исполнителем по указанному договору (выраженной в соответствующем заявлении);
2) государственного инспектора труда (выраженной в предписании об устранении нарушения части второй статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации);
3) государственной инспекции труда, иных органов и лиц, обладающих необходимыми для этого полномочиями в соответствии с федеральными законами (в случае направления ими соответствующих материалов (документов) в суд).
Следовательно, органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов, для целей проверки правильности и полноты начисления таких взносов может быть лишь учтен факт состоявшейся квалификации отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, в качестве трудовых отношений с учетом положений части 4 статьи 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Иными словами, включение вознаграждений, выплачиваемых Обществом по спорным договорам гражданско-правового характера, в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть осуществлено только в случае, если правоотношения, возникшие по таким договорам, признаны трудовыми в порядке, установленном статьей 19.1 Трудового кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем из материалов дела не усматривается, что физические лица - исполнители по спорным договорам – обращались к ОАО «ЮТЭК – Региональные сети» или в суд с соответствующим заявлением, что судом вынесено соответствующее решение о признании отношений трудовыми, или,что в адрес Общества было вынесено предписание государственного инспектора труда об устранении нарушения части второй статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Фондом социального страхования в рамках проведения контрольных мероприятий за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов спорные договоры не могли быть учтены в качестве трудовых, а осуществляемые на основании таких договоров выплаты не могли быть включены в состав базы для начисления страховых взносов.
Как правильно указал суд первой инстанции, при указанных выше обстоятельствах Обществом не допущено занижение базы для начисления страховых взносов, поэтому и основания для доначисления последних отсутствуют.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение Фонда социального страхования не соответствует нормам действующего законодательства, в связи с чем обоснованно признано судом первой инстанции недействительным.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд социального страхования освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по его апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18.08.2015 по делу № А75-6580/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н. Киричёк
Судьи
Е.П. Кливер
О.Ю. Рыжиков