НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2022 № А70-8119/2022

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

01 августа 2022 года

Дело № А70-8119/2022

Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6691/2022) Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования(Росприроднадзор) на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2022 по делу № А70-8119/2022 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) (ОГРН 1047200624789, ИНН 7202128616, адрес: 625000, город Тюмень, улица Республики, дом 55) к руководителю службы по промышленной безопасности, охране труда и экологии общества с ограниченной ответственностью «Стеклотех» (ОГРН 1077203012260, ИНН 7203190631, адрес: 625521, Тюменская область, Тюменский район, р.п. Богандинский, улица Кирова, дом 10А, строение 5) Лаврентьеву Юрию Анатольевичу о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (протокол об административном правонарушении от 07.04.2022 № 810),

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,

установил:

Северо-Уральское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – заявитель, Управление, Росприроднадзор) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении руководителя службы по промышленной безопасности, охране труда и экологии общества с ограниченной ответственностью «Стеклотех» Лаврентьева Юрия Анатольевича (далее – заинтересованное лицо, Лаврентьев Ю.А., руководитель) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2022 по делу № А70-8119/2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что для ООО «Стеклотех» стеклобой является не отходом, а сырьем для производства стеклотары, ООО «Стеклотех» не осуществляет подлежащую лицензированию деятельность, поскольку не осуществляет технологических операции с отходами, а приобретает уже отсортированный стеклобой в качестве сырья, следовательно, и в действия (бездействиях) должностного лица OОО «Стеклотех» - руководителя службы по промышленной безопасности, охране труда и экологии Лаврентьева Ю.А. состав вменяемого административного правонарушения отсутствует.

Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось
в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный
акт об удовлетворении требований о привлечении к административной ответственности.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что в рамках проверки с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО»
по Тюменской области 16.02.2022 на основании заявки Управления от 15.02.2022
№ 03-3344 осуществлен отбор 2 проб отходов боя стекла в складе необработанного стекла, по результатам анализа которых пробам присвоен IV класс опасности отходов
и установлен компонентный состав. Управлением установлено, что ООО «Стеклотех» осуществляет деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов IV класса опасности, а именно: бой стекла, составляющую лицензируемый вид деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности; журналами учета уничтожения отходов за 2019-2021 годы, государственными статистическими отчетностями о форме 2-ТП (отходы)
за 2019-2021 годы, отчетами об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля за 2019-2021 годы подтверждается что отход «бой стекла», относящийся к V классу опасности, является отходом производства и потребления. Лаврентьев Ю.А. подлежит административной ответственности как должностное лицо Общества в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

От Лаврентьева Ю.А. в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором руководитель не соглашается с доводами подателя апелляционной жалобы, просит оставить решение суда первой инстанции
без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайства об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи
156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее,
суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. В период с 14.02.2022 по 11.03.2022, на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки от 10.02.2022 № 81-рш Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Стеклотех», по результатам которой установлено следующее.

ООО «Стеклотех» осуществляет деятельность по производству полых стеклянных изделий на производственной площадке по адресу: 625521, Тюменская область, Тюменский район, р.п. Богандинский, ул. Кирова, д. 10А, строение 5. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, поставлен на государственный учет объектов НВОС, с присвоением 1-ой категории негативного воздействия и кодом 71-0172-000175-П.

ООО «Стеклотех» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на основании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 10.12.2018 № 127/л, утвержденных приказом Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 10.12.2018 № 747-н, согласно которому установлены нормативы образования и лимиты на размещение для 47 видов отходов, образующихся в результате деятельности на производственной площадке ООО «Стеклотех». Срок действия 10.12.2023.

Юридическим лицом в адрес Управления до 01.02.2022 направлены государственные статистические отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2019-2021 годы.

ООО «Стеклотех» в рамках проверки предоставлены сведения по учету движения отходов за 2019-2021 годы, согласно которым:

- за 2019 год образовано – 22 534,2887 тонн отходов I-V класса опасности; принято от другого индивидуального предпринимателя и юридического лица -13 030,345 тонн; утилизировано – 35 032,7509 тонн; передано – 22 439,1058 тонн: из них для утилизации - 35,8780 тонн, для обезвреживания - 4,7200 тонн, для захоронения – 22 398,5078 тонн. Наличие отходов на конец 2019 года составило 3 742,7630 тонн;

- за 2020 год образовано – 21 470,0483 тонн отходов I-V класса опасности; принято от другого индивидуального предпринимателя и юридического лица -21 591,411 тонн; утилизировано – 43 344,89 тонн; передано - 266,1463 тонн: из них для утилизации - 111,614 тонн, для обезвреживания - 2,274 тонн, для захоронения - 152,2583 тонн. Наличие отходов на начало 2020 года составило 3 193,186 тонн;

- за 2021 год образовано – 16 991,02 тонн отходов I-V класса опасности; принято от другого индивидуального предпринимателя и юридического лица -23 205,644 тонн; утилизировано – 39 998,74 тонн; передано - 386,26 тонн: из них для обработки - 0,028 тонн, для утилизации - 99,07 тонн, для обезвреживания -5,235 тонн, для захоронения - 281,93 тонн. Наличие отходов на начало 2022 года составило 3 004,855 тонн.

Юридическое лицо в предоставленной в рамках проверки отчетности указывает образование и прием для утилизации такого отхода как - бой стекла (код ФККО 3 41 901 01 20 5), относящегося к V классу опасности.

Согласно данным журнала учета движения отходов за 2021 год, ООО «Стеклотех» в 2021 году приняло от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отходы: бой стекла для дальнейшей утилизации в количестве 23 205,644 тонны, образовано на предприятии отходов: бой стекла в количестве 16 682,935 тонн, было накоплено с конца 2020 года отходов: бой стекла в количестве 3 193,186 тонн, утилизировано в 2021 году – 39 998,74 тонны, передано для захоронения ГП Тюменской области «КОМТЕХ» отходов: бой стекла в количестве 78,17 тонн, перешло на 2022 год – 3 004,855 тонн.

Согласно данным журнала учета движения отходов за 2020 год, ООО «Стеклотех» в 2020 году приняло от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отходы: бой стекла для дальнейшей утилизации в количестве 21 591,411 тонны, образовано на предприятии отходов: бой стекла в количестве 21 289,662 тонн, было накоплено с конца 2019 года отходов: бой стекла в количестве 3 742,763 тонн, утилизировано в количестве 43 344,89 тонны, передано для захоронения отходов: бой стекла в количестве 85,76 тонн, перешло на 2021 год – 3 193,186 тонн.

В рамках проверки с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по Тюменской области 16.02.2022 на основании заявки Управления от 15.02.2022 № 03-3344 осуществлен отбор 2 проб отходов: бой стекла в складе необработанного стекла, а именно:

- проба № 149 - (№ пробы по акту: 1; № пломбы: 58087396) - отходы производства и потребления; место отбора: Тюменская область, Тюменский район, р. п. Богандинский, ул. Кирова, д. 10 А, производственная площадка; проба, объединенная из 5 точечных проб;

- проба № 150 - (№ пробы по акту: 2; № пломбы: 58087397) - отходы производства и потребления; место отбора: Тюменская область, Тюменский район, р. п. Богандинский, ул. Кирова, д. 10 А, производственная площадка; проба, объединенная из 5 точечных проб.

Отбор проб регламентируется: ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3.3.2-03, НД на методики измерений. Контролируемые показатели: компонентный состав отходов, класс опасности отходов.

Результаты проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний проб отходов №№ 149, 150, представлены в протоколах испытаний №№ 88/22 - ОБ с заключением от 28.02.2022; №№ 89/22- ОБ с заключением от 28.02.2022.

Определение класса опасности проб проведено методом биотестирования, при анализе в качестве тест-объектов использованы одноклеточные зелёные водоросли Chlorellavulgaris Beijer и ветвистоусые ракообразные Daphniamagna Straus.

По результатам биотестирования, проба отхода (водная вытяжка) № 149 оказывает острое токсическое действие на гидробионтов. Установлена кратность разведения тестируемой пробы, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует до 10 раз, что соответствует IV классу опасности отходов (протокол испытаний № 88/22 - ОБ).

Тестируемая проба отхода (водная вытяжка) № 150 не оказывает острого токсического действия на гидробионтов, что соответствует V классу опасности отходов (протокол испытаний № 89/22 - ОБ).

Согласно «Критериям отнесения отходов к I - V классам по степени негативного воздействия на окружающую среду», утвержденных Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, классы опасности устанавливаются по кратности разведения (Кр) водной вытяжки, при которой вредное воздействие на гидробионтов отсутствует, при ее определении, применяется не менее двух тест-объектов из разных систематических групп. За окончательный результат принимается класс опасности, выявленный на тест-объекте, проявившем более высокую чувствительность к анализируемому отходу.

Установлен компонентный состав проб отходов (протоколы испытаний № 163/22-О, № 164/22 -О):

- отходы производства и потребления (проба № 149): бой стекла - 99%, бумага - 0,61 %, пластмасса (полиэтилен) - 0,39 %;

- отходы производства и потребления (проба № 150): бой стекла - 98%, бумага - 2,00 %.

По результатам отбора проб отходов, проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний, выполненных в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора, установлено, что в пробе отходов производства и потребления № 149 присвоен IV класс опасности отходов и установлен компонентный состав; в пробе отходов производства и потребления № 150 присвоен V класс опасности отходов и установлен компонентный состав.

В результате проверки Управление пришло к выводу о том, что ООО «Стеклотех» осуществляет деятельность по сбору, обработке и утилизации отходов IV класса опасности, а именно: бой стекла, составляющую лицензируемый вид деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию и размещению отходов I-IV классов опасности.

Согласно пункту 1.1 должностной инструкции руководителя службы по промышленной безопасности, охране труда и экологии ООО «Стеклотех» (далее - инструкция), утвержденной генеральным директором ООО «Стеклотех» Е.А. Острягиной 01.06.2020, руководитель службы относится к категории руководителей.

Руководитель службы должен знать законы и нормативные акты в области экологической безопасности (пункт 1.4 инструкции).

В силу положений инструкции, руководитель службы обязан осуществлять работу по охране труда, промышленной безопасности и экологии в Обществе; организовывать в разработке и контролировать функционирование системы управления экологией в Обществе; обязан осуществлять контроль соблюдения в подразделениях организации действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов, и нормативов по охране окружающей среды и разрабатывать проекты перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контролировать их выполнение; обязан осуществлять контроль за соблюдением экологических стандартов и нормативов за состоянием окружающей среды в районе расположения общества.

Приказом от 04.06.2020 № 149-к «О приеме работника на работу» на должность руководителя службы по промышленной безопасности, охране труда и экологии назначен Лаврентьев Ю.А.

С учетом указанного административным органом сделан вывод о том, что руководителем службы по промышленной безопасности, охране труда и экологии ООО «Стеклотех» Лаврентьевым Ю.А. ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности, в частности допущено осуществление деятельности по сбору, обработке, утилизации отходов IV класса опасности, а именно: бой стекла, которым согласно лабораторным исследования присвоен IV класс опасности отходов, в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении от 07.04.2022 № 810 по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении должностного лица Общества - Лаврентьева Ю.А.

12.04.2022 Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора
в порядке статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Лаврентьева Ю.А. к административной ответственности.

11.05.2022 Арбитражный суд Тюменской области принял обжалуемое
в апелляционном порядке решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции
в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении
к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол
об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, которая
в силу требований закона подлежит лицензированию.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности
без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны.

Субъективная сторона правонарушения может быть выражена в форме умысла или неосторожности.

Субъектами данного правонарушения являются лица, осуществляющие лицензируемые виды предпринимательской деятельности и имеющие соответствующие лицензии.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи
с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях
не допускается

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 99-ФЗ под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью,
в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Согласно статье 1 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ):

- отходы производства и потребления – вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- обращение с отходами – деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

- сбор отходов – прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;

- обработка отходов – предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

- утилизация отходов – использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация).

Статьей 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии
с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
ООО «Стеклотех» осуществляет деятельность по производству полых стеклянных изделий на производственной площадке по адресу: 625521, Тюменская область, Тюменский район, р.п. Богандинский, ул. Кирова, д. 10А, строение 5. Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, поставлен
на государственный учет объектов НВОС, с присвоением 1-й категории негативного воздействия и кодом 71-0172-000175-П.

ООО «Стеклотех» осуществляет деятельность в области обращения с отходами производства и потребления на основании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 10.12.2018 № 127/л, утверждённых приказом Управления Росприроднадзора по Тюменской области от 10.12.2018 № 747-н, согласно которому установлены нормативы образования и лимиты на размещение для 47 видов отходов, образующихся в результате деятельности на производственной площадке ООО «Стеклотех». Срок действия 10.12.2023.

Основным сырьем для производства стекла в деятельности общества является кварцевый песок, кальцинированная сода и известняк, а также специальные добавки, которые необходимы для получения необходимого цвета или особых свойств стекла. Однородная смесь исходных сырьевых материалов для производства стекла называется шихтой. Стеклянный бой используется как добавка в шихту для экономии ресурсов.

Из пояснений руководителя следует, что один из способов снижения себестоимости изделий из стекла связан с введением в технологический процесс дополнительного количества стеклобоя, что способствует экономии сырьевых материалов, улучшению экологии за счёт снижения доли шихты, снижения температуры варки стекла в ванной печи. Использование стеклобоя – это ресурсосбережение с обеспечением безотходной технологии.

Общество использует обратный стеклобой (представляет собой отходы производства самого стеклозавода, образующийся от брака при технологическом режиме и который возвращается в технологический процесс) и привозной подготовленный (очищенный, отсортированный) стеклобой (бывшее в употреблении стекло разного вида, собранное и переработанное определенным образом, определенными компаниями, имеющими предназначенное для дальнейшего использования в производстве стекла) в составе шихты в ограниченном количестве
(до 25-35 %) как вторичное сырье, к которому предъявляются определенные требования, предусмотренные ГОСТ 34035-2016 «Межгосударственный стандарт. Упаковка стеклянная. Бой для стекловарения. Общие технические условия».

Таким образом, как установлено судом первой инстанции и следует
из материалов дела, общество закупает подготовленный стеклобой, соответствующий требованиям ГОСТ, как один из компонентов для варки стекломассы. Отходы производства и потребления ООО «Стеклотех» не приобретаются, поскольку обществом не осуществляется утилизация отходов.

В апелляционной жалобе Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора настаивает на доводах о том, что ООО «Стеклотех» осуществляет деятельность по сбору, обработке, утилизации боя стекла, который относится к IV классу опасности, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Вместе с тем, как установлено протоколами испытаний № 163/22-0, № 164/22-0 компонентный состав проб стеклобоя № 149, № 150 соответствует требованиям, предъявляемым ГОСТ к бою для стекловарения 2-го сорта, как к вторичному сырью для производства стеклотары.

Из объяснений общества и представленных в дело доказательств следует, что стеклобой для заинтересованного лица является не отходом, а сырьем для производства стеклотары. Входной контроль стеклобоя осуществляется в соответствии с ГОСТ 34035-2016 «Межгосударственный стандарт. Упаковка стеклянная. Бой для стекловарения. Общие технические условия», в соответствии с которым, для контроля качества стеклянного боя на соответствие требованиям настоящего стандарта,
от партии произвольно из разных мест отбирают объединенную пробу в количестве 5%, не менее 20 кг. Допускается отбирать пробу стеклобоя в меньшем количестве,
но позволяющую получить объективные результаты контроля качества.

Партию стеклянного боя считают соответствующей требованиям вышеуказанного стандарта, если объединенная проба удовлетворяет требованиям стандарта по показателям: цвету, размеру кусков, количеству примесей
(пункт 5.4. стандарта).

Таким образом, ГОСТ не предусмотрено проведение биотестирования боя для стекловарения, в связи с тем, что бой для стекловарения является сырьем
для стекольных заводов и независимо от класса опасности не относится к отходам производства и потребления.

Исходя из изложенного, стеклобой для варения не может относиться к отходам, поскольку не уничтожается и не подлежит захоронению, а используется в качестве сырья для продукции.

В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 05.05.2016 № 04-12-27/9376, отнесение веществ (материалов), образующихся в результате производственной деятельности
на предприятии, к отходам, а также отнесение технологических процессов и операций на предприятии к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов должно осуществляться на основании и в соответствии
с уставной, проектной, технологической и иной документацией предприятия.

Вместе с тем вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом разрабатываемые нормативные и нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования
и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании

Кроме того, как верно указано судом первой инстанции, пунктом 4.6 ГОСТ Р 51769-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование
и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения» (введен в действие постановлением Росстандарта от 28.06.2001 № 251-ст) закреплено, что лицензии выдают на осуществление такого вида деятельности по обращению с отходами, в результате которого юридическое или физическое лицо, ее осуществляющее, получает прибыль (транспортирование, переработка, складирование, захоронение, уничтожение отходов и другие виды деятельности).

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что, поскольку общество не осуществляет прием отходов стеклобоя от иных лиц с целью дальнейшей переработки за соответствующую плату, то есть утилизацию, обезвреживание, хранение, складирование отходов в специальных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, захоронение, а приобретает уже отсортированный стеклобой в качестве сырья, то ООО «Стеклотех» не осуществляет подлежащую лицензированию деятельность, а, следовательно, и в действиях (бездействиях) должностного лица OОО «Стеклотех» - руководителя службы по промышленной безопасности, охране труда и экологии Лаврентьева Ю.А. состав вменяемого административного правонарушения отсутствует.

Таким образом, административным органом не доказано событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении установленного в данной статье срока давности со дня совершения административного правонарушения.

Срок давности привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ составляет три месяца (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2019 № 3-П).

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возобновление производства по делу об административном правонарушении.

С учетом того, что вменяемое нарушение выявлено Управлением 11.03.2022 (дата составления акта проверки № 11 АОВ), то трехмесячный срок давности привлечения Лаврентьева Ю.А. к административной ответственности истек, что также исключает возможность удовлетворения требований заявителя.

Доводы апелляционной жалобы верных выводов суда первой инстанции не опровергают, а выражают свое несогласие с ними, что не может случить причиной для отмены судебного решения.

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2022 по делу № А70-8119/2022 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Н.Е. Иванова

А.Н. Лотов