ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
28 июля 2023 года
Дело № А46-3431/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 июля 2023 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мартыновым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6480/2023) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.05.2023 по делу № А46-3431/2023 (судья Третинник М.А.), принятое по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (ОГРН 1045504007658, ИНН 5503079359, адрес:644043, город Омск, улица Красный Путь, дом 3) к индивидуальному предпринимателю Капустину Андрею Викторовичу (ИНН 552502977409, ОГРНИП 319554300052661), при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,- Прокуратуры Омской области (ОГРН 1025500760460, ИНН 5503029140, адрес: 644099, город Омск, улица Тарская, дом 4), о взыскании 3 000 000 руб. 00 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области – Фертюк Никита Юрьевич по доверенность от 23.01.2023 № ИСХ-23/МСХ-367 сроком действия до 31.01.2024;
от индивидуального предпринимателя Капустина Андрея Викторовича – Шишкин Виталий Игоревич по доверенности от 12.04.2023 сроком действия 1 год;
от Прокуратуры Омской области – Сосковец Ирина Владимировна по удостоверению № 338022;
установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Капустину Андрею Викторовичу (далее – ответчик, ИП Капустин А.В., предприниматель) о взыскании денежных средств в сумме 3 000 000 руб. 00 коп., полученных из областного бюджета в качестве гранта «Агростартап».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Омской области (далее – Прокуратура, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.05.2023 по делу № А46-3431/2023 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Возражая против принятого по делу решения, Министерство в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель ссылается на то, что по итогам проверки, проведенной Прокуратурой, со стороны предпринимателя было выявлено нарушение требований подпункта 9 пункта 29 Порядка предоставления грантов из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов «Агростартап», установленного приложение № 4 к подпрограмме «Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития») (далее – Порядок), утвержденной Постановлением Правительства Омской области от 15.10.2013 № 252-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области» (далее – Постановление № 252-п), а именно в период с 2019 года по 2022 год не были созданы рабочие места.
Прокуратура представила отзыв на жалобу, в котором указала на то, что в ходе проверки со стороны предпринимателя было выявлено нарушение требований подпункта 9 пункта 29 Порядка, доказательства соблюдения условий соглашения были представлены только в ходе судебного разбирательства, в силу чего требования истца являются обоснованными.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Министерства и предпринимателя подтвердили получение отзыва третьего лица.
Данный отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель Министерства поддержал доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель предпринимателя оспаривал доводы жалобы, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представитель Прокуратуры поддержал доводы и требования Министерства, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. ИП Капустиным А.В. 15.07.2019 в Министерство подана заявка на участие в конкурсе для предоставления из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов «Агростартап», на основании которой 04.09.2019 между Министерством и ответчиком заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта «Агростартап» № 15-АНФ (далее – Соглашение).
20.09.2019 средства гранта в общей сумме 3 000 000 руб. 00 коп. перечислены на лицевой счет ИП Капустина А.В.
Прокуратурой проведена проверка, по результатам которой третье лицо пришло к выводу о нарушении ИП Капустиным А.В. условий предоставления субсидии, что выразилось в необеспечении создания, предусмотренных Соглашением рабочих мест, в связи с чем Прокуратурой 14.12.2022 в отношении Министерства вынесено представление.
Ввиду получения указанного представления, содержащего сведения о нарушении ответчиком условий представления субсидии, Министерство 26.12.2022 в адрес ИП Капустина А.В. направило уведомление о возврате в полном объеме средств областного бюджета, полученных в виде гранта «Агростартап».
В связи с невозвратом ИП Капустиным А.В. субсидии Министерство обратилось в суд с исковым заявлением.
Требования истца судом первой инстанции оставлены без удовлетворения, с чем Министерство не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены или изменения.
В силу пункта 1 статьи 1 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ) отношения, возникающие в процессе осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, относятся к бюджетным правоотношениям, регулируемым БК РФ.
Согласно части 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов; из местного бюджета (часть 2 статьи 78 БК РФ).
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 указанной статьи).
Постановлением Правительства Омской области от 13.10.2013 № 252-п утверждена Государственная программа Омской области «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области».
Приложением № 5 к Государственной программе утверждена подпрограмма «Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития», целью которой являлось формирование эффективного, конкурентоспособного, многоукладного агропромышленного производства.
Приложением № 4 к подпрограмме «Поддержка сельскохозяйственной деятельности малых форм хозяйствования и создание условий для их развития» был установлен Порядок предоставления грантов из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам грантов «Агростартап» (далее – Порядок), который определял цель предоставления из областного бюджета крестьянским (фермерским) хозяйствам (далее - КФХ) грантов «Агростартап», критерии отбора, условия и порядок предоставления грантов «Агростартап», а также порядок возврата остатков средств гранта «Агростартап», не использованных в течение 18 месяцев со дня их предоставления (далее - остатки гранта «Агростартап»), порядок возврата грантов «Агростартап» в случае нарушения условий их предоставления.
Пунктом 29 Порядка (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения, ред. – от 28.08.2019 № 85) предусмотрено, что Условиями предоставления грантов «Агростартап» являются:
1) указание главой КФХ или гражданином Российской Федерации достоверных сведений в документах, направленных в конкурсную комиссию, согласно пунктам 12, 13 настоящего Порядка;
2) осуществление главой КФХ деятельности по ведению КФХ в течение не менее 5 лет со дня предоставления грантов «Агростартап»;
3) приобретение имущества в соответствии с планом расходов бизнес-плана;
4) сохранение и использование главой КФХ имущества, приобретенного за счет средств гранта «Агростартап», в течение не менее 5 лет со дня предоставления гранта «Агростартап» (в части приобретенных сельскохозяйственных животных - неснижение общего количества их голов), за исключением глав КФХ, представивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы, в связи с которыми не удалось сохранить или использовать соответствующее имущество;
5) неприобретение за счет средств гранта «Агростартап» имущества по сделке, участники которой являются взаимозависимыми лицами.
6) имущество, приобретенное за счет средств гранта «Агростартап», не подвергается продаже, дарению, передаче в аренду, обмену, вкладу или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением внесения в виде пая в кооператив) в течение 5 лет со дня получения гранта «Агростартап», а также направлено исключительно для развития КФХ, главой которого является заявитель;
7) использование полученного гранта «Агростартап» на развитие КФХ, а также собственных, в том числе заемных средств, в соответствии с планом расходов бизнес-плана в течение 18 месяцев со дня предоставления гранта «Агростартап». Изменение главой КФХ плана расходов бизнес-плана, в том числе в пределах предоставленного гранта «Агростартап», подлежит согласованию с конкурсной комиссией в порядке, утвержденном Министерством;
8) оплата за счет собственных средств не менее 10 процентов стоимости приобретений, указанных в плане расходов бизнес-плана;
9) создание не менее двух постоянных рабочих мест (за исключением рабочего места главы КФХ), основанных на трудовых договорах, на один грант «Агростартап» в год получения гранта «Агростартап» в случае, если сумма гранта «Агростартап» составляет 2 млн. рублей или более, и не менее одного рабочего места (за исключением рабочего места главы КФХ), основанного на трудовом договоре, если сумма гранта «Агростартап» составляет менее 2 млн. рублей;
10) сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта «Агростартап»;
11) в течение 4 лет с года, следующего за годом получения гранта «Агростартап», обеспечение в отчетном году среднемесячного уровня оплаты труда каждого работника, принятого в соответствии с подпунктом 9 настоящего пункта, не ниже размера минимальной заработной платы, установленного в Омской области на последний календарный день отчетного года и увеличенного на районный коэффициент;
12) представление в Министерство отчетности о достижении значений результатов предоставления гранта «Агростартап» (в течение 5 лет) по форме и в сроки, которые утверждены Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, с приложением копий документов (договоров, актов приемки выполненных работ, накладных, платежных поручений, кассовых чеков, квитанций об оплате и иных установленных законодательством Российской Федерации документов), подтверждающих оплату статей расходов, указанных в плане расходов бизнес-плана в отчетном периоде;
13) согласие получателя гранта «Агростартап» и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по соглашению (далее - договоры), в соответствии с пунктом 5 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления гранта «Агростартап». Данное условие подлежит включению в соглашение о предоставлении гранта «Агростартап» (далее - соглашение), договоры.
Согласно пункту 30 Порядка (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент заключения соглашения, ред. – от 28.08.2019 № 85) результатами предоставления гранта «Агростартап» являются:
1) ежегодный прирост выручки от деятельности, на которую предоставляется грант «Агростартап», направленной на производство в КФХ сельскохозяйственной продукции в течение срока реализации бизнес-плана не менее уровня, указанного в производственной программе бизнес-плана на соответствующий календарный год (процентов);
2) количество новых постоянных рабочих мест, созданных в КФХ (единиц);
3) среднемесячный уровень оплаты труда каждого работника, принятого в соответствии с подпунктом 9 пункта 29 настоящего Порядка.
Согласно пункту 35 Порядка обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов «Агростартап» осуществляется Министерством и уполномоченным органом государственного финансового контроля.
Как было выше сказано, между ИП Капустиным А.В. и Министерством 04.09.2019 было заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта «Агростартап» № 15-АНФ (Соглашение).
Согласно пункту 3.3 Соглашения предусмотрено направление расходов в соответствии с Правилами предоставления субсидии:
1) Трактор Беларус 82.1-23/12-23/32 -1 ед.;
2) Жатка валковая зерновая прицепная ЖВЗП-7.0 -1 ед.;
3) Телки молочного направления - 31 гол.
Пунктом 3.4 Соглашения было предусмотрено в качестве условия предоставлении субсидии достижение результатов в соответствии с Правилами предоставления субсидий и Соглашением. Иные условия предоставления субсидии в соответствии с Правилами предоставления субсидий (пункт 3.5).
Пунктом 5.1.3 Соглашения установлено, что главный распорядитель средств областного бюджета обязуется требовать возврата субсидии в случае нарушения получателем условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, выявленного по фактам проверок, проведенных главным распорядителем средств областного бюджета и уполномоченным органом государственного финансового контроля
Также главный распорядитель средств областного бюджета обязуется определить конкретные показатели результативности в соответствии с Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением и осуществлять оценку их достижения (пункт 5.1.5); требовать возврата Субсидии в случае, если Получателем не достигнуты установленные значения конкретных показателей результативности, в размере, пропорционально невыполненным показателям (пункт 5.1.6).
В частности, в пункте 5.3.1 Соглашения предусмотрено, что получатель субсидии обязуется создать не менее 2 постоянных рабочих мест (за исключением рабочего места главы КФХ), основанных на трудовых договорах, на один грант «Агростартап» в год получения гранта «Агросартап» в случае, если сумма гранта «Агростартап» составляет 2 млн. рублей или более, и не менее одного рабочего места (за исключением рабочего места главы КФХ) основанного на трудовом договоре, если сумма гранта «Агростартап» составляет менее 2 млн. рублей.
В случае недостижения установленных значений показателей результативности получатель субсидии обязуется вернуть субсидию (часть субсидии) в срок, установленный пунктом 6.3 настоящего Соглашения (пункт 5.3.3).
Приложением № 1 к Соглашению установлен результат предоставления гранта «Количество новых постоянных рабочих мест, созданных в крестьянском (фермерском) хозяйстве», плановое значение которого - 3 единицы, который должен быть достигнут в 2019 году.
Согласно материалам дела, во исполнение указанных требований 25.12.2019 ИП Капустиным А.В. утверждено штатное расписание, в соответствии с которым создано 3 рабочих мест, а также заключены трудовые договоры с Бугаевой Л.В., Гомоном С.В. и Красюком А.П.
В течение 2020 года ответчиком было трудоустроено 5 человек, в течение 2021 года – 6 человек, в течение 2022 года – 5 человек, в подтверждение чего представлены штатное расписание на период с 25.12.2019 по 2020 год № 4 от 25.12.2019, штатное расписание на период 2021-2022 годы № 18 от 20.12.2020, штатное расписание на 2023 год № 23 от 01.12.2022, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2019 год в отношении трех застрахованных лиц, представленные 28.02.2020, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2020 год в отношении пяти застрахованных лиц, представленные 17.02.2021, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2021 год в отношении шести застрахованных лиц, представленные 04.02.2022, сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2022 год в отношении пяти застрахованных лиц, сформированные 13.01.2023, трудовые договоры от 25.12.2019 № 7-1, № 7-2, № 7-3, от 11.03.2020 № 7-4, от 01.07.2020 № 7-5, от 01.03.2021 № 7-6, от 22.09.2021 № 7-7, от 01.10.2021 № 7-8, от 14.12.2021 № 7-9, от 01.12.2022 № 7-10, от 28.12.2022 № 7-11.
Указанные документы опровергают доводы истца о несоблюдении ответчиком условий предоставления субсидии.
Вопреки позиции Министерства, обстоятельства того, что Прокуратура вынесла в отношении Министерства представление 14.12.2022, в котором указала на нарушение ИП Капустиным А.В. условий предоставления субсидии (несоздание рабочих мест, предусмотренных Соглашением), сами по себе не являются безусловным доказательством нарушения ответчиком условий предоставления субсидии и опровергаются материалами дела.
Вопреки позиции Прокуратуры, сами по себе обстоятельства того, что доказательства соблюдения условий соглашений были представлены ответчиком только в ходе судебного разбирательства, не являются основаниями для удовлетворения требований истца.
Каких-либо доказательств недостоверности документов, суду не представлено, в силу чего у суда отсутствуют основания для признания их недопустимыми доказательствами.
С учетом вышеизложенного, основания для удовлетворения требований Министерства отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции считает, что Министерством в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы судом не распределяются по причине освобождения подателя жалобы от уплаты таковой.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.05.2023 по делу № А46-3431/2023 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председательствующий
Н.А. Шиндлер
Судьи
Н.Е. Иванова
О.Ю. Рыжиков