ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
24 июня 2022 года | Дело № А81-10907/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.07.2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2022 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Усовой Ю.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5220/2022 ) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2022 по делу № А81-10907/2021 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1048900005252, ИНН 8901015913, адрес: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 28) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (ОГРН 1028900511529, ИНН 8900000174, адрес: 629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица республики, дом 43) об оспаривании пунктов 4, 15, 16 представления от 14.09.2021 №90-07-10/2869 и пункта 1 предписания от 03.11.2021 №90-07-10/3412,
при участии в судебном заседании представителя Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу - Бороздина Максима Владимировича по доверенности от 28.05.2020 № 514;
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заявитель, ГУ МЧС по ЯНАО обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Управлению федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее – заинтересованное лицо, УФК по ЯНАО) об оспаривании пунктов 4, 15, 16 представления от 14.09.2021 №90-07-10/2869 и пункта 1 предписания от 03.11.2021 №90-07-10/3412.
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2022 по делу № А81-10907/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГУ МЧС по ЯНАО обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель настаивает, что требования, изложенные в пункте 1 Предписания и пункте 4 Представления в части неправомерного применения районного коэффициента в размере 1,8 при расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, не основаны на нормах действующего законодательства и сложившейся судебной практики.Требования пунктов 15, 16 Представления в части отражения в бухгалтерской отчетности кредиторской задолженности в размере 1 799 212,41 руб. по предписанию УФК по ЯНАО от 28.06.2019 № 90-07-10/1675 являются необоснованными в связи с несогласием с расчетом задолженности.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступил.
В судебном заседании представитель ГУ МЧС по ЯНАО поддержал доводы апелляционной жалобы.
УФК по ЯНАО, надлежащим образом извещенное в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило
На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заявителя, установил следующие обстоятельства.
В период с 05.04.2021 по 11.06.2021 УФК ЯНАО на основании приказа от 18.03.2021 № 107 проведена плановая выездная проверка деятельности ГУ МЧС по ЯНАО по вопросу осуществления финансово-хозяйственной деятельности за 2019-2020 годы.
В ходе проверки УФК ЯНАО выявлено:
- в нарушение абзаца 2 статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), пункта 5 Приложения к постановлению Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания и других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», ГУ МЧС России по ЯНАО в 2019 году в 16 случаях допущена оплата денежных обязательств с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения, возникающие при исполнении обязательств, предусмотренных статусом работников казенных учреждений, а именно: при расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, применен районный коэффициент 1,8, вместо 1,5, что повлекло к переплате расходов на денежное содержание федеральных государственных гражданских служащих на общую сумму 484 091,45 рубль (556 427,45 - 13 %) (КБК 177 0309 10201 90049 121).
- в нарушение 162 БК РФ, статьи 9 Закона 402-ФЗ, пункта 111.2, Приложения № 2 к Приказу Минфина № 162н, пункта 281 Приложения № 2 к Приказу № 157н, в бухгалтерском учете Учреждения не отражена сумма кредиторской задолженности по предписанию Управления от 28.06.2019 № 90-07-10/1675 - 1 799 212,41 руб.,
- в нарушение статьи 162, части 1,2 статьи 264.1 БК РФ, части 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ, пункта 3 Приложения № 2 Инструкции № 157н установлено искажение показателей бюджетной (финансовой) отчетности Учреждения за 2020 год, выраженных в денежном измерении отчетности, а именно Баланса ф. 0503130 на 01.01.2021, Сведений о дебиторской (кредиторской) задолженности ф.0503169 на 01.01.2020 на сумму 1 799 212,41 руб., вследствие не отражения суммы кредиторской задолженности по предписанию Управления от 28.06.2019 № 90-07-10/1675 в бухгалтерском учете Учреждении (пункты 4, 15, 16 представления от 14.09.2021 № 90-07-10/2869 и пункт 1 предписания от 03.11.2021 № 90-07-10/3412. Иные нарушения, указанные в акте, заявителем не оспариваются).
По результатам проведенной проверки 25.06.2021 составлен акт проверки и вынесены представление и предписание, которыми ГУ МЧС по ЯНАО обязывается рассмотреть информацию об указанных нарушениях, принять меры к недопущению их в дальнейшем, провести технологические учебы с ответственными сотрудниками, по вопросам соблюдения требований, установленных нарушенными нормативно-правовыми актами, обеспечить возврат в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 484 091,45 руб., отразить в бюджетном учете сумму кредиторской задолженности (1799 212,41 руб.) по предписанию Управления от 28.06.2019 № 90-07-10/1675 в соответствии с действующим законодательством,проинформироватьУФК по ЯНАО о результатахисполнения представления в срок до 01.11.2021 и предписания в срок до 03.12.2021.
Не согласившись с указанными ненормативными актами, ГУ МЧС по ЯНАО обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением, не оспаривая размер сумм, указанных как нарушение в денежном выражении.
Принятое Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа решение от 30.03.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетныхправоотношенийявляетсяконтрольнойдеятельностьюФедерального казначейства (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Приосуществленииполномочийповнутреннемугосударственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются органам и должностным лицам, уполномоченным в соответствии с названным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных настоящим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях (пункт 2 статьи 269.2 БК РФ).
На основании пунктов 1, 2 статьи 270.2 БК РФ в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.
Согласно части 2 статьи 270.2 под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных бюджетных нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому бюджетному нарушению:
1) требование об устранении бюджетного нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий бюджетного нарушения в случае невозможности его устранения.
В случае неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения орган финансового контроля в соответствии с частью 3 статьи 270.2 БК РФ направляет объекту контроля предписание при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате этого нарушения.
Согласно части 5 статьи 306.2 БК РФ в случае неустранения бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 БК РФ и указанного в представлении, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня окончания срока исполнения представления, уведомление о применении бюджетных мер принуждения (к которым, в частности, относится сокращение бюджетного финансирования) финансовому органу (органу управления государственным внебюджетным фондом), а копию такого уведомления -участнику бюджетного процесса, в отношении которого проводилась проверка (ревизия).
Неисполнениепредставленияорганавнутреннегогосударственного(муниципального) финансового контроля является основанием для применения к лицу, не исполнившему такое представление, наряду с применением бюджетных мер принуждения, мер ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В части применения коэффициента в размере 1,8 (пункт 4 представления, пункт 1 предписания).
Как следует из материалов проверки, в период с 01.2019 по 08.2019 при расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих ГУ МЧ России по ЯНАО неправомерно был заложен и применен районный коэффициент в размере 1,8.
Выводы контрольного органа основаны на том, что финансирование ГУ МЧС по ЯНАО, осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, поэтому к заработной плате работников подлежит применению районный коэффициент 1,5, установленный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 4 сентября 1964 г. № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Заявитель, оспаривая ненормативные акты казначейства, ссылается на судебную практику по аналогичным делам в 2008-2009 гг. в том числе и судебную практику Арбитражного суда ЯНАО.
Вместе с тем, заявителем не учтено, что Решение исполкома Совета народных депутатов ЯНАО Тюменской области от 25.02.1991 № 53 «Об установлении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих на территории Ямало - Ненецкого автономного округа» на который он ссылается в своем заявлении, фактически утратил силу в связи с принятием Закона ЯНАО от 16.12.2004 № 89-ЗАО, установившего единый районный коэффициент к заработной плате работникам учреждений, финансируемых за счет средств окружного бюджета.
Закон ЯНАО от 16.12.2004 № 89-ЗАО не подлежит применению в отношении работников организаций, финансируемых из средств федерального бюджета.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) оплата труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, производится в повышенном размере (статья 146 ТК РФ).
В состав заработной платы, помимо вознаграждения за труд в зависимости от его сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, включаются также компенсационные выплаты (в том числе за работу в особых климатических условиях) и стимулирующие выплаты (часть 2 статьи 129 ТК РФ).
Статья 148 ТК РФ гарантирует оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на работах в местностях с особыми климатическими условиями, в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Эти нормы конкретизированы в статьях 315, 316, 317 ТК РФ, предусматривающих, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Размеры и порядок применения районных коэффициентов и процентных надбавок устанавливаются Правительством РФ.
Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
На федеральном уровне до настоящего времени соответствующих постановлений не принято, поэтому в силу части 1 статьи 423 ТК РФ к заработной плате работников подлежат применению районные коэффициенты (для производственных и непроизводственных отраслей экономики) и процентные надбавки, установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР или органами государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению районные коэффициенты, установленные федеральными органами государственной власти, органами государственной власти бывшего Союза ССР.
Исходя из того, что оплата труда федеральных гражданских служащих ГУ МЧС по ЯНАО, осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета, поэтому к заработной плате работников подлежит применению районный коэффициент 1,5, установленный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, других отраслей народного хозяйства, непосредственно обслуживающих население, занятых в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Указанная позиция изложена в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.02.2014 (в ред. от 26.04.2017).
Доводы заявителя, о том, что применение в рассматриваемых правоотношениях Постановлений Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18 не соответствует требованиям части 3 статьи 15, статьи 19 Конституции Российской Федерации, нормам международного права, содержащимся во Всеобщей декларации прав человека, поскольку Постановление от 04.09.1964 № 380/П-18, устанавливающее порядок применения коэффициентов, не было опубликовано, правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Поскольку данное Постановление принято до введения в действие Конституции РФ и в связи с этим содержащееся в указанной норме требование об обязательном официальном опубликовании правовых актов на него не распространяется (Решение Верховного Суда РФ от 03.11.2005 № ГКПИ05-1141 «Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 6 приложения к Постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 04.09.1964 № 380/П-18).
В части неотражения в бухгалтерском учете суммы кредиторской задолженности по предписанию Управления от 28.06.2019 № 90-07-10/1675 (пункты 15, 16 Представления).
В соответствии с пунктом 1 статьи 264.1 БК РФ единая методология бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливается Минфином в соответствии с положениями Бюджетного кодекса. Согласно пункту 2 указанной статьи бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.
Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлены единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета (статья 1).
В соответствии со статьей 2 данного Закона его действие распространяется, в том числе, на государственные органы.
В силу статьи 3 Закона о бухгалтерском учете:отчетный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность; факт хозяйственной жизни -сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта,финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств; - организации бюджетной сферы - это в том числе государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.
Согласно пункту . 1 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций бюджетной сферы устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
На основании указанной нормы, а также в силу пункта 1 статьи 264.1 БК РФ Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - Инструкция № 191н).
В соответствии с п. 7 Инструкции № 191н бюджетная отчетность составляется на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством РФ для получателей бюджетных средств.
В целях составления годовой бюджетной отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном экономическим субъектом в рамках формирования его учетной политики.
Согласно п. 14 Инструкции № 191н в графах «На начало года» показываются данные о стоимости активов, обязательств, финансовом результате на начало года (вступительный баланс), которые должны соответствовать данным граф «На конец отчетного периода» предыдущего года(заключительный баланс) с учетомизменений показателей вступительного баланса, отраженных в сведениях об изменении остатков валюты баланса.
Основанием для вынесения Управлением оспариваемого представления явилось то обстоятельство, что в бухгалтерском учете Учреждения не отражена сумма кредиторской задолженности по предписанию Управления от 28.06.2019 № 90-07-10/1675 - 1 799 212,41 руб.
Указанная задолженность образовалась по итогам проведения УФК по ЯНАО плановой выездной проверка деятельности ГУ МЧС по ЯНАО по вопросу использования федерального бюджета на оплату труда за 2016-2018 годы.
Так в ходе проверки УФК по ЯНАО выявлено, что при расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих за 2017-2018 годы неправомерно применен районный коэффициент в размере 1,8 (нарушение в денежном выражении 1 799 212,41 руб.).
По результатам проведенной проверки 24.05.2019 составлен акт проверки и вынесено, в том числе предписание № 90-07-10/1675.
Предписанием от 28.06.2019 № 90-07-10/1675 ГУ МЧС по ЯНАО обязывается обеспечить в срок не позднее 01.10.2019 возмещение средств в доход федерального бюджета в размере 1 799 212,41 руб.
Не согласившись с указанным ненормативным актом, ГУ МЧС по ЯНАО оспорило его в судебном порядке.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17.10.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.03.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2020 ГУ МЧС по ЯНАО в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Таким образом, судебными актами подтверждено нарушение ГУ МЧС по ЯНАО бюджетного законодательства за 2017-2018 годы в связи с неправомерным применением районного коэффициента в размере 1,8 при расчете денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (нарушение в денежном выражении 1 799 212,41 руб.), следовательно, ГУ МЧС по ЯНАО в бухгалтерском учете должен был отразить сумму кредиторской задолженности до ее уплаты (возмещения) в бюджет.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований ГУ МЧС по ЯНАО.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2022 по делу № А81-10907/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | О.Ю. Рыжиков | |
Судьи | Н.Е. Иванова А.Н. Лотов |