ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
26 апреля 2019 года | Дело № А70-17112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2019 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-2604/2019 ) Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.01.2019 по делу № А70-17112/2018 (судья Безиков О.А.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Цуриковой Ирины Ивановны (ОГРНИП 304720318000216, ИНН 720300405916)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1
об оспаривании в части требования № 350608 по состоянию на 06.07.2018, обязании возвратить неправомерно взысканные денежные средства в размере 114837 руб. 53 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 - Ануфриев Александр Викторович (по паспорту, по доверенности № 17 от 27.12.2018 сроком действия до 31.12.2019); Липчинская Наталья Павловна (по паспорту, по доверенности № 5 от 24.12.2018 сроком действия до 31.12.2019);
от индивидуального предпринимателя Цуриковой Ирины Ивановны - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
установил:
Индивидуальный предприниматель Цурикова Ирина Ивановна (далее – заявитель, ИП Цурикова И.И., предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) об оспаривании в части требования № 350608 по состоянию на 06.07.2018, обязании возвратить неправомерно взысканные денежные средства в размере 114 837 руб. 53 коп.
РешениемАрбитражного суда Тюменской области от 23.01.2019 по делу № А70-17112/2018 заявителя удовлетворены в полном объеме. Признано недействительным требование № 350608 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для организаций, индивидуальных предпринимателей) по состоянию на 06.07.2018 Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1, выставленное ИП Цуриковой И.И., в части обязания уплатить: недоимку в размере 114 809 руб. 78 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления за 2017 г. (КБК 18210202140061110160), пени в размере 27 руб. 75 коп. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 прочие начисления за 2017 г. (КБК 18210202140062110160). Суд возложил обязанность на Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 возвратить ИП Цуриковой И.И. за счет средств соответствующего бюджета неправомерно взысканные денежные средства в размере 114 837 руб. 53 коп. на основании отмененного УФНС России по Тюменской области решения о взыскании от 23.07.2018 № 81224, после вступления решения суда в законную силу.
Этим же судебным актом с Инспекции в пользу ИП Цуриковой И.И. взысканы судебные расходы в сумме 4 745 руб., понесенные по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на то, что при определении размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за расчетный период для индивидуальных предпринимателей применяющих упрощенную систему налогообложения (далее также – УСН), величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за расчетный период, при этом, расходы, предусмотренные статьей 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) в этом случае не учитываются. Налоговый орган полагает, что к рассматриваемым правоотношениям правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 № 27-П, не подлежит применению, так как выводу в указанном деле сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальным предпринимателем, применяющим общий режим налогообложения предусматривающего уплату налога на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Налоговый орган ссылает на то, что УСН имеет преимущества перед общей системой налогообложения, в силу чего проведение аналогии между ними невозможно при рассмотрении вопроса исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; для специальных режимов налогообложения устанавливаются иные правила расчета страховых взносов, в силу чего страховые взносы рассчитываются без учета расходной части. В подтверждение доводов налоговый орган ссылается на письмо Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369.
ИП Цурикова И.И. представила отзыв на апелляционную жалобу в порядке 262 АПК РФ.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Инспекции поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В порядке статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие ИП Цуриковой И.И., надлежащим образом извещенной о времени и месте слушания по делу.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв, заслушав представителя налогового органа, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, Цурикова И.И. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 15.11.1994.
Судом установлено, что на основании решения № 81224 от 23.07.2018 Инспекции о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени штрафа, процентов за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, взносов) в банках (далее - решение № 81224 от 23.07.2018), платежными ордерами от 25.07.2018 №12179 и №13601, а также инкассовыми поручениями от 23.07.2018 №129676, №129675 с расчетного счета ИП Цуриковой И.И. были списаны денежные средства в общей сумме 114 841,04 руб. (л.д.43-47).
Взыскание денежных средств произведено Инспекцией в связи с тем, что заявителем в добровольном порядке в срок до 18.07.2018 не уплачена сумма задолженности по страховым взносам и пени по требованию №350608 по состоянию на 06.07.2018 (л.д.42).
Не согласившись с указанным требованием, а также вынесенным на его основании решением №81224 от 23.07.2018, заявитель обжаловал их в Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области (далее – Управление, вышестоящий налоговый орган).
По результатам рассмотрения жалобы, вышестоящим налоговым органом было вынесено решение от 20.09.2018 №052, которым решение от 23.07.2018 №81224 отменено.
Полагая, что требование № 350608 по состоянию на 06.07.2018 Инспекции частично не соответствует закону, нарушает права ее и законные интересы, и у Инспекции возникла обязанность по возврату неправомерной взысканных денежных средств, ИП Цурикова И.И. обратилась в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
23.01.2019 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, обжалуемое Инспекцией в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» приняты Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», в соответствии с которыми полномочия по администрированию страховых взносов передаются с 01.01.2017 налоговым органам.
Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд Обязательного медицинского страхования» утратил силу с 01.01.2017 в связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ.
С 01.01.2017 вопросы исчисления и уплаты страховых взносов регулируются главой 34 НК РФ.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
В частности, указанные выше плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые за расчетный период 2017 года определяются следующим образом:
- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 23 400 руб. (7 500 руб. / месяц x 26% x 12 месяцев);
- в случае, если величина дохода индивидуального предпринимателя за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 23 400 руб. за расчетный период 2017 года плюс 1% суммы дохода индивидуального предпринимателя, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Как следует из материалов дела, ИП Цурикова И.И. применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Как указано в пункте 2 статьи 432 НК РФ, суммы страховых взносов за расчетный период (2017 год) уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса в срок до 31.12.2017, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Как следует из материалов дела, Инспекция при расчете размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, лица, применяющего УСН (с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов), исходила из доходов без учета расходов в соответствии с абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для индивидуальных предпринимателей признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а в случае, предусмотренном абзацем 3 подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 данной статьи для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 Кодекса «Порядок определения доходов».
Статья 346.15 НК РФ устанавливает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 настоящего Кодекса - доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Согласно положениям статьи 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, для целей исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты указанного налога.
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, страховые взносы за 2017 год правомерно исчислены и уплачены предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов.
Из представленной заявителем налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2017 год, следует, что общая сумма дохода составила 22 585 316 рублей, расходы - 18 713 544 руб.
Таким образом, с учетом приведенных выше норм налогового законодательства, а также правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.11.2016 №27-П, суд пришел к выводу, что заявителем обоснованно произведен расчет подлежащих уплате страховых взносов за 2017 год исходя из суммы доходов за вычетом документально подтвержденных расходов: 22 585 316 рублей – 300 000 руб. – 18 713 544 рубля = 3 571 772 рублей *1%= 35 717,72 рубля.
Заявителем произведена уплата сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа в общей сумме 23 400 рублей, что подтверждается платежными поручениями №127 от 31.03.2017, №286 от 30.06.2017, №461 от 29.09.2017, №643 от 28.12.2017.
Сумма рассчитанного страхового взноса в размере 35 717,72 руб. уплачена заявителем в установленный срок, что подтверждается платежным поручением от 29.06.2018 №291.
Таким образом, ИП Цурикова И.И. в полном объеме исполнила свои обязательства по уплате страховых взносов. Налоговый орган необоснованно произвел доначисление и взыскание страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ за 2017 год в размере 114 809,78 руб., а также пени в сумме 27,75 руб.
Довод налогового органа о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, к рассматриваем правоотношениям не подлежит применению, отклоняется апелляционным судом, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Так выводы Конституционного Суда Российской Федерации сформулированы не применительно к конкретной системе налогообложения, а к принципам определения базы для начисления страховых взносов в общем, что согласуется с позицией, изложенной в пункте 27 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017.
При этом суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что изменения в законодательство, регулирующее порядок начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (признание Закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 утратившим силу и введение в действие главы 34 НК РФ), были внесены до принятия постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П. Соответственно, нет оснований утверждать, что законодатель знал о выявленном конституционно-правовом смысле норм Закона № 212-ФЗ, регулирующих порядок определения базы для начисления предпринимателями страховых взносов, и сознательно и целенаправленно, вопреки позиции Конституционного суда Российской Федерации, установил в главе 34 НК РФ различный порядок определения данной базы для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Следовательно, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция обоснованно применена судом первой инстанции и в рассматриваемой ситуации.
Довод налогового органа о том, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и поддержанную в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273, по иску предпринимателя о признании вышеуказанного письма Министерства финансов Российской Федерации недействующим, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273 указано на то, что оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации имеет информационно-разъяснительный характер и в силу статьи 1 НК РФ, статьи 13 АПК РФ не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, следовательно, содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов. Верховный Суд Российской Федерации указал, что изложенные в письмах разъяснения Минфином России официально не опубликованы, не изменяют и не дополняют законодательство о налогах и сборах.
В связи с изложенным необоснованным является довод налогового органа о неприменении Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (за 2017 года) со ссылкой на его принятие ранее письма Минфина России от 12.02.2018 № 03-15-07/8369.
Также апелляционный суд считает необходимым обратить внимание на то, что решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу № АКПИ18-273 не содержит вывода о том, что позиция, отраженная в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 № 27-П, не может быть применена к рассматриваемым правоотношениям.
Таким образом, с учетом названных выше норм права, а также в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 № 27-П, страховые взносы за 2017 год правомерно исчислены и уплачены предпринимателем исходя из сумм дохода за минусом расходов.
В силу положений статьи 79 НК РФ сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В рассматриваемом случае заявителем доказаны основания возникновения переплаты по страховым взносам, и, соответственно, возврата излишне уплаченных сумм, подлежащих возврату ИП Цуриковой И.И.
В соответствии со статьей 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
Поскольку у заявителя с учетом изложенной выше позиции не возникло недоимки по уплате страховых взносов, соответственно у Инспекции отсутствовали правовые основания для направления заявителю требования № 350608 от 06.07.2018 в оспариваемой части.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции не имеется.
Суд апелляционной инстанции не разрешает вопрос о распределении судебных расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе, поскольку Инспекция при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу освобождения от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Тюмени № 1 оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 23.01.2019 по делу № А70-17112/2018 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.
Председательствующий | Н.А. Шиндлер | |
Судьи | А.Н. Лотов О.А. Сидоренко |