НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 № 08АП-8368/20

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Тюмень                                                                   Дело № А75-24363/2019

Резолютивная часть постановления объявлена   января 2021 года

Постановление изготовлено в полном объеме   января 2021 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Киричёк Ю.Н.

судей                                                    Шабановой Г.А.

                                                             Шохиревой С.Т.

при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписирассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» на постановление
от 07.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Котляров Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу № А75-24363/2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» (111024, город Москва, улица 2-я Энтузиастов, дом 5, корпус 1, этаж/комната/офис 2/18/1, ИНН 7720403052, ОГРН 5177746212420) к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 104, ИНН 8601011604, ОГРН 1028600513149) об обязании выдать заключение.

В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» Бекетова А.С.
по доверенности от 10.09.2020.

Суд установил:

общество с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Наш дом» (далее - общество, ООО «СЗ «Наш дом») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Службе жилищного
и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган, служба) с заявлением, уточненным
в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), об обязании выдать заключение о готовности проекта строительства.

Решением от 26.06.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) заявленное требование удовлетворено.

Постановлением от 07.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, и оставить в силе решение суда первой инстанции.

По мнению подателя кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о наличии у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа, поскольку обществом были представлены все необходимые документы для выдачи заключения.

В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.

Проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в судебном заседании представителя общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит оставлению без изменения.

Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «СЗ «Наш дом» выступает застройщиком в правоотношениях долевого строительства на основании положений Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ
«Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 214-ФЗ).

30.09.2019 общество обратилось в службу с заявлением о выдаче заключения о готовности проекта строительства, одновременно представив расчет степени готовности, рассчитанный исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство; заключение общества с ограниченной ответственностью «Кадастровый центр» (далее - ООО «Кадастровый центр») от 30.09.2019 № 67; расчет степени готовности проекта; выписку из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве от 29.08.2019 № КУВИ-001/2019-21196483; бухгалтерский баланс на 30.06.2019, отчет о финансовых результатах за январь - июнь 2019 года, обороты счета 08 за 1 полугодие 2019 года.

Письмом от 18.03.2020 № 27-Исх-1776 служба отказала в выдаче положительного заключения, указав, что в составе заявления
о готовности проекта строительства не были представлены технический план по объекту строительства «Многоквартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения по адресу: г. Нефтеюганск,               3 микрорайон, участок 14/1» и ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до даты подачи заявления
о готовности проекта строительства.

Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным отказа в выдаче заключения.

Удовлетворяя заявленное требование суд первой инстанции пришел
к выводу о том, что обществом представлены все документы в соответствии с требованиями, изложенными в постановлении Правительства Российской Федерации от 22.04.2019 № 480 (далее – Постановление № 480).

Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции указал на наличие
у административного органа правовых оснований для вынесения оспариваемого отказа, поскольку ООО «СЗ «Наш дом» не приложен расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной суммарно
в соответствии с готовностью конструктивных элементов во всех объектах недвижимости, указанных в разрешении на строительство, а также ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее, чем за 15 дней до дня подачи заявления о готовности проекта строительства.

Оставляя постановление суда апелляционной инстанции без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.

Согласно части 16 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2018
№ 478-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об участии
в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 478-ФЗ) привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, связанное с возникновением
у них права собственности на объекты долевого строительства и права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, которые на момент привлечения таких денежных средств не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, допускается только
с использованием счетов, предусмотренных статьей 15.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – счета эскроу), по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019,
в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), если договоры участия в долевом строительстве с участниками долевого строительства таких объектов недвижимости заключались до 01.07.2019, за исключением договоров участия в долевом строительстве, заключенных в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства), которые соответствуют установленным Правительством Российской Федерации критериям, определяющим степень готовности таких объектов и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве. Методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) указанным в настоящей части критериям, перечень документов, необходимых для определения соответствия таких объектов этим критериям, и период, в течение которого застройщик может направить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу устанавливаются Правительством Российской Федерации. На основании заявления застройщика контролирующий орган выдает заключение о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу и размещает в
 информационной системе заявление застройщика, заключение контролирующего органа о соответствии критериям или отказ в выдаче заключения контролирующего органа о соответствии критериям не позднее трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения.

В соответствии с частью 16 статьи 8 Закона № 478-ФЗ Постановлением № 480 утверждены критерии, определяющие степень готовности многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) и количество заключенных договоров участия в долевом строительстве, при условии соответствия которым застройщику предоставляется право на привлечение денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 01.07.2019 (далее - Критерии); методика определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям (далее - Методика); перечень документов, представляемых застройщиком для определения соответствия многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости (проекта строительства) критериям (далее - Перечень).

Согласно Перечню подлежат представлению следующие документы: заявление о выдаче заключения о степени готовности объекта и возможности заключения договоров участия в долевом строительстве без использования счетов эскроу; расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных расходов на строительство; расчет степени готовности проекта строительства, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов во всех объектах недвижимости, указанных в разрешении на строительство; выписка из Единого государственного реестра недвижимости о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве; ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за     15 дней до дня подачи заявления; регистры бухгалтерского учета застройщика или выписки из них в отношении проекта строительства.

Согласно пунктам 12, 13 Методики при подготовке заключения контролирующий орган вправе получить от застройщика дополнительные документы, необходимые для оценки степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из стоимости выполненных работ, в случае если документы, представленные застройщиком на бумажных носителях и (или) размещенные в единой информационной системе жилищного строительства, не позволяют сделать вывод о правильности осуществленных застройщиком расчетов. В случае запроса контролирующим органом указанных дополнительных документов срок подготовки заключения может быть продлен не более чем на 5 рабочих дней.

По итогам анализа представленных документов контролирующий орган формирует и направляет застройщику почтовым отправлением или через личный кабинет застройщика в единой информационной системе жилищного строительства заключение или отказ в выдаче заключения. Заявление застройщика о выдаче заключения и заключение или отказ в выдаче заключения подлежат размещению контролирующим органом в единой информационной системе жилищного строительства не позднее 3 рабочих дней со дня принятия контролирующим органом соответствующего решения.

Согласно пункту 1 Критериев многоквартирный дом и (или) иной объект недвижимости либо несколько многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в пределах одного разрешения на строительство (далее - проект строительства), возведение которых осуществляется
с привлечением денежных средств участников долевого строительства без использования счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве, представленным на государственную регистрацию после 1 июля 2019 г., должны одновременно соответствовать критериям, установленным настоящим документом.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Критериев степень готовности проекта строительства составляет не менее 30 процентов.

Пунктами 2, 3, 4 Методики определено, что степень готовности проекта строительства определяется с учетом степени готовности проекта строительства, рассчитанной исходя из размера фактически понесенных затрат на строительство, и степени готовности проекта строительства, рассчитанной суммарно в соответствии с готовностью конструктивных элементов всех объектов недвижимости, указанных в разрешении на строительство (далее - степень готовности конструктивных элементов проекта строительства).

При этом расчет степени готовности конструктивных элементов проекта строительства осуществляется кадастровым инженером в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено абзацем вторым настоящего пункта (пункт 6 Методики).

В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 24.07.2007
№ 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ) результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план, технический план или акт обследования.

При этом, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, оформление результатов кадастровых работ в иных формах Закон № 221-ФЗ не предусматривает.

Согласно части 13 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

Указанные требования утверждены Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.12.2015 № 953
«Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений».

Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся
в материалах дела доказательства суд апелляционной инстанции установил, что общество, обращаясь в административный орган с заявлением,
не представило подготовленный кадастровым инженером в установленном законодательством Российской Федерации порядке расчет степени готовности конструктивных элементов проекта (представленные обществом в материалы дела заключение ООО «Кадастровый центр» от 30.09.2019 № 67 и расчет степени готовности проекта, подготовленный обществом самостоятельно, не соответствуют по форме и содержанию результату кадастровых работ (техническому плану)) и ежеквартальную отчетность застройщика, сформированную не ранее, чем за 15 дней до дня подачи заявления (к заявлению обществом приложена только бухгалтерская (финансовая) отчетность, ежеквартальная отчетность застройщика, сформированная не ранее чем за 15 дней до дня подачи заявления,
в нарушение изложенных выше положений законодательства
не представлена).

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что обществом
в административный орган не был представлен полный комплект документов, предусмотренный Постановлением № 480, суд апелляционной инстанции обоснованно отменил решение суда первой инстанции
и отказал в удовлетворении заявленного обществом требования.

Доводы подателя кассационной жалобы не опровергают выводы апелляционного суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.

Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

постановление от 07.10.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-24363/2019 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                                    Ю.Н. Киричёк

Судьи                                                                                 Г.А. Шабанова

                                                                                           С.Т. Шохирева