НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 № 08АП-2841/08

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г.Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812) 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

26 августа 2008 года

Дело № А75-1011/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 года

Постановление изготовлено в полном объеме 26 августа 2008 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Шиндлер Н.А.,

судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Тайченачевым П.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2841/2008) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу на решение Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа от 18.04.2008 по делу № А75-1011/2008 (судья Мингазетдинов М.М.),

принятое по заявлению Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу

об обязании произвести зачет платежей в размере 170 920,63 руб. и возврат из бюджета переплату в размере 136 954,86 руб.

при участии в судебном заседании представителей:

от Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска - не явился, извещен;

от межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу - не явился, извещен;

УСТАНОВИЛ  :

Решением от 18.04.2008 по делу № А75-1011/2008 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа удовлетворил требование Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска (далее по тексту – Комитет, заявитель). Суд обязал межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу (далее – МИФНС № 1 по ХМАО, налоговый орган, податель жалобы) в порядке устранения нарушенных прав заявителя принять решение о зачете переплаты с накопительной части страховых платежей в размере 170 920,63 руб. и возврате переплаты по накопительной части страховых платежей в размере 136 954,86 руб.

В обоснование решения суд указал на то, что сторонами не оспаривается и подтверждается актом сверки от 01.04.2008 наличие у Комитета переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 307 886 руб. и недоимки по страховой части в размере 170 920,63 руб.

Согласно решению администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, является именно Федеральная налоговая служба. Возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений.

Суд в решении также указал, что начало течения трехлетнего срока, предусмотренного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, приходится на момент, когда Комитету стало известно о наличии переплаты, то есть, на момент составления баланса расчетов по состоянию на 01.04.2008. Заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате в пределах установленного срока.

МИФНС № 1 по ХМАО в апелляционной жалобе просит решение от 18.04.2008 по делу № А75-1011/2008 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом податель жалобы ссылается на то, что налоговым органам зачеты, возвраты в добровольном порядке проводить нельзя, поскольку в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) не определен орган, который производит зачет (возврат) излишне уплаченных (ошибочно уплаченных) сумм страховых взносов.

По мнению налогового органа, заявление о возврате суммы излишне уплаченного взноса может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы; предоставление заявления по истечению трех лет со дня уплаты подтверждается выписками из лицевого счета за период с 01.01.2002 по 31.12.2005.

В жалобе указано, что, исходя их толкования норм пункта 3 статьи 25 и статьи 3 Закона № 167-ФЗ, взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов, а также зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов не является предметом налогового контроля; Закон № 167-ФЗ прямо не называет орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов.

Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска письменный отзыв на апелляционную жалобу в суд не представил.

Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы проведено в отсутствие сторон по делу.

Суд апелляционной инстанции, изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

Распоряжением главы г. Ханты-Мансийска № 76-р от 07.03.2006 «Об упразднении Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска» (лист дела 9) решено ликвидировать Комитет. При составлении ликвидационной комиссией ликвидационного баланса, совместно с МИФНС № 1 по ХМАО проведена сверка налоговых обязательств Комитета. Согласно акту сверки № 601 (лист дела 69-73) по состоянию расчетов на 28.03.2008 у Комитета числится переплата по страховым взносам в Пенсионный фонд по накопительной часть пенсии в сумме 307 866,49 руб. и недоимка по страховой части страховых платежей в размере 170 920,63 руб.

Письмом от 05.02.2007 (лист дела 7) Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска» обратился в МИФНС № 1 по ХМАО с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 241 177,74 руб. и возврате излишне уплаченных сумм в размере 66 468,66 руб.

Письмом от 08.02.2007 № 99979 (лист дела 8) налоговый орган отказал в возврате и зачете переплаты, мотивировав это тем, что Законом № 167-ФЗ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных, а также ошибочно уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Согласно письму налоговые органы данные зачеты (возвраты) в добровольном порядке не проводят; проведение зачетов (возвратов) возможно только при наличии решения суда первой инстанции в пользу налогоплательщика.

Комитет, полагая, что отказ является незаконным, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действия налогового органа, выразившегося в отказе возвратить (зачесть) излишне уплаченных сумм страховых взносов, незаконным.

07.04.2008 заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои требования, просил обязать МИФНС № 1 по ХМАО возвратить возникшую переплату в сумме 307 866,49, при этом от требований о признании действий налогового органа, выразившихся в отказе возвратить (зачесть) излишне уплаченных сумм страховых взносов, незаконными Комитет отказался (лист дела 59, 79-80).

18.04.2008 Комитет уточнил свои требования, просил обязать МИФНС № 1 по ХМАО произвести зачет недоимки по уплате страховых взносов, зачисляемых в Пенсионный фонд на выплату страховой части трудовой пенсии, в размере 170 920,63 руб. и возвратить Комитету переплату по страховым взносам, зачисляемым на уплату накопительной части пенсии, в размере 136 945,86 руб.(лист дела 87, 89).

Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены

Означенное решение обжалуется налоговым органом в суде апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит решение по делу подлежащим изменению, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Закона № 167-ФЗ).

Пунктом 1 статьи 13 Закона № 167-ФЗ установлено, что страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям только в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены.

Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены. То есть, на возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование данный пункт не распространяется.

Как верно указал суд первой инстанции, администратором   поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, приведенному в приложении № 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» (в ред. от 18.12.2006) является Федеральная налоговая служба.

В соответствии с приказом Минфина России от 16.12.2004 № 116н
 «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в
 бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами
 бюджетной системы Российской Федерации» и письмом Минфина России о порядке
 возврата (возмещении) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм
 налогов от 27.12.2004 № 11-12-5/19 предусмотрен возврат (возмещение)
 плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате   и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений.

Согласно пункту 4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства, в том числе на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам.

Таким образом, возврат (зачет) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится налоговым органом.

Судом первой инстанции установлено, что наличие у Комитета переплаты по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 307 886 руб. и недоимки по страховой части в размере 170 920,63 руб. подтверждается актом сверки от 01.04.2008 и не оспаривается сторонами.

Порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов должен осуществляться в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. от 30.12.2006) зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (пункт 6 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Причем заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации).

Суду не представляется возможным установить, когда и в соответствии с какими платежными документами произведена Комитетом оплата страховых взносов, которые согласно акту сверки числятся как переплата.

При этом судом апелляционной инстанции не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о пропуске трехлетнего срока на подачу заявления о возврате переплаты со ссылкой на выписки из лицевого счета за период с 01.01.2002 по 31.12.2005.

В рассматриваемом случае необходимо учитывать правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 21.06.2001 № 173-О.

Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 № 173-0 пропуск трехлетнего срока, установленного статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, не препятствует заинтересованному лицу обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, поскольку в данном случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности установленные статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть, со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушенном праве.

Таким образом, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что заявление о возврате (зачете) может быть подано в суд в течении трех лет с момента, когда лицо узнало о наличии переплаты.

Однако, поскольку налоговым органом не приведены доказательства факта оплаты (дата и номер платежного поручения), то не представляется возможным утверждать, как это сделал в тесте решения суд, что трехлетний срок с момента уплаты был пропущен.

Согласно пункту 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации до обращения в суд налогоплательщик должен был обратиться с письменным заявлением о зачете в налоговый орган, который должен принять решение о зачёте.

Следовательно, до обращения в суд с требованием к налоговому органу о зачете (возврате) излишне уплаченной суммы налога Комитет обязан был обратиться с письменным заявлением о зачете (возврате) в МИФНС № 1 по ХМАО, то есть, соблюсти досудебный порядок урегулирования спора.

Письмом от 05.02.2007 (лист дела 7) Комитет по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска обратился в МИФНС № 1 по ХМАО с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов в размере 241 177,74 руб. и возврате излишне уплаченных сумм в размере 66 468,66 руб. В части, превышающей последнюю сумму, доказательства обращения Комитета в налоговый орган с заявлением о возврате в материалах дела отсутствуют.

В соответствии со статьей 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.

Согласно акту сверки (лист дела 70-73) у Комитета числится задолженность по страховым взносам, зачисляемым на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 170 920,63 руб., поэтому эту сумма следует зачесть из существующей переплаты.

Комитет в заявлении от 05.02.2007 просил возвратить 66 468,66 руб., а в заявлении в суд – 136 945,86 руб., следовательно, в отношении возврата 70 477, 2 руб. не соблюден досудебный порядок урегулирования спора, значит, заявление Комитета в этой части следует оставить без рассмотрения.

Судом первой инстанции с МИФНС № 1 по ХМАО в пользу Комитета взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 7 657 руб.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.

В связи с оставлением без рассмотрения заявления Комитета в части возврата 70 477,2 руб. взыскать с налогового органа следует государственную пошлину в размере 5 904,15 руб., а государственную пошлину в размере 1 752,82 руб. – вернуть Комитету из федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 18.04.2008 по делу № А75-1011/2008 изменить, изложив его в следующей редакции:

«Заявление Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска о зачете и возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов удовлетворить частично.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по
 Ханты-Мансийскому автономному округу принять решение о зачете переплаты
 страховых платежей с накопительной части на страховую часть в размере 170 920,63
 руб., а также о возврате переплаты по страховым платежам с накопительной части в
 размере 66 468,66 руб.

Заявление в части обязания межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу принять решение о возврате переплаты по страховым платежам с накопительной части в размере 70 477,2 руб. оставить без рассмотрения.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Ханты-Мансийскому автономному округу в пользу Комитета по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины 5 904,15 руб.

Возвратить Комитету по физической культуре и спорту администрации г. Ханты-Мансийска из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 752,82 руб., уплаченную по платежному поручению № 488 от 16.04.2008».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

Е.П. Кливер

О.Ю. Рыжиков