ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
22 августа 2007 года | Дело №А70-1801/29-2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме августа 2007 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Яковлевой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-1066/2007 ) Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2007 по делу № А70-1801/29-2007 (судья Тихомиров В. В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ямал»
к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1
о признании незаконными постановлений 72 № 016414, 72 № 016415, 72 № 016416, 72 № 016403, 72 № 016405, 72 № 016407, 72 № 016409, 72 № 016411, 72 № 016412, 72 № 016413 от 20.03.2007,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью «Ямал»: представитель не явился, извещены надлежащим образом,
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1: представитель не явился, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Решением по делу Арбитражный суд Тюменской области удовлетворил заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Ямал» (далее – ООО «Ямал», общество) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 (далее – ИФНС России по г. Тюмени № 1) требования, признав незаконными и отменив постановления налогового органа серии 72 №№ 016414, 016415, 016416, 016403, 016405, 016407, 016409, 016411, 016412, 016413 от 20.03.2007 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде взыскания административного штрафа в общей сумме 40000 руб. 00 коп. (40000 руб. 00 коп. за совершение каждого административного правонарушения).
В апелляционной жалобе ИФНС России по г. Тюмени № 1 просит решение арбитражного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований со ссылкой на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и неправильное применение норм материального права. В частности, арбитражный суд первой инстанции неверно трактует разъяснения департамента регулирования расчетов Банка России о проверке соблюдения установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия. Выводы арбитражного суда о том, что доказательств, позволяющих сделать вывод о несоответствии дополнительного соглашения между банком и ООО «Ямал» от 10.01.2007 закону или иным правовым актом, налоговым органом не представлено, а также об отсутствии вины общества в превышении лимита остатка денежных средств в будний день (14.02.2007) являются необоснованными, противоречащими Порядку ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденному письмом Банка России от 22.09.1993 № 40, Положению Центрального Банка Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации».
В представленном до судебного заседания отзыве ООО «Ямал» просит решение арбитражного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Тюмени № 1 – без удовлетворения.
До начала судебного заседания от ИФНС России по г. Тюмени № 1 поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя налогового органа, которое суд счел необходимым удовлетворить. Суд апелляционной инстанции полагает возможным также рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ООО «Ямал», надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и не заявившего ходатайства об его отложении.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
На основании поручения и.о. заместителя начальника ИФНС России по г. Тюмени № 1 от 19.02.2007 налоговым органом было проведено мероприятие по контролю за соблюдением ООО «Ямал» законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт. В ходе данного мероприятия выявлено десять фактов накопления наличных денежных средств сверх установленного банком лимита (20000 руб.).
По результатам проверки составлены протоколы об административных правонарушениях 72 № 026051, 72 № 026052, 72 № 026053, 72 № 026077, 72 № 026078, 72 № 026079, 72 № 026080, 72 № 026081, 72 № 026082, 72 № 026083 от 13.03.2007.
Рассмотрев указанные протоколы и материалы об административном правонарушении, 20.03.2007 и.о. руководителя ИФНС России по г. Тюмени № 1 вынес постановления 72 № 016414, 72 № 016415, 72 № 016416, 72 № 016403, 72 № 016405, 72 № 016407, 72 № 016409, 72 № 016411, 72 № 016412, 72 № 016413 о привлечении ООО «Ямал» к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа на общую сумму 400000 рублей. (40000 рублей по каждому постановлению).
Полагая, что указанные постановления являются незаконными, ООО «Ямал» обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
21.06.2007 Арбитражным судом Тюменской области принято оспариваемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда (в редакции санкции статьи, действующей в рассматриваемом периоде).
В соответствии с пунктами 5, 6, 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден решением совета директоров Центрального Банка Российской Федерации от 22.09.1993 № 40) (далее по тексту - Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации) и пунктами 2.5, 2.6. Положения Центрального Банка Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации» (далее по тексту – Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации) предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
В силу пунктов 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации все поступления наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге; записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу; ежедневно в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Согласно пунктов 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем предприятиям, независимо от организационно - правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично - денежные расчеты. Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично - денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.
Из материалов дела следует, что Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице заместителя управляющего Тюменским (городским) отделением № 29 (Банк) и общество с ограниченной ответственностью «Ямал» (Клиент) 05.06.2006 заключили договор № 5799 банковского счета.
Согласно представленному в материалы дела расчету на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на 2007 год, для ООО «Ямал» установлен лимит остатка кассы в сумме 20000 руб.; срок сдачи выручки - 1 раз в два дня, при образовании сверхлимитного остатка; порядок сдачи выручки - в кассу банка.
Пунктом 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской установлено, что лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе предприятия (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и другие), а также в соответствии с договором банковского счета.
В материалах дела имеется заверенная копия письма ООО «Ямал» № 01 от 10.01.2007, адресованного руководителю АК Сберегательный банк РФ Тюменское (городское) отделение № 29, согласно которому общество просит разрешить сдавать денежную выручку за выходные и праздничные дни в первый рабочий день недели или установить лимит на эти дни в размере 150000 руб. 00 коп. (входящий номер канцелярии банка от 10.01.2007).
На основании указанного письма между АК Сберегательный банк РФ Тюменское (городское) отделение № 29 и ООО «Ямал» было заключено дополнительное соглашение к договору № 5799 банковского счета, согласно которому с 10.01.2007 ООО «Ямал» на выходные и праздничные дни установлен «Расчет лимита остатка кассы» в размере 150000 руб.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации и Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской, указывает, что действующее законодательство предусматривает возможность пересмотра лимитов остатка наличных денежных средств в кассе организации, то есть, как полагает налоговый орган, возможность изменения лимитов, а не возможность установления каких-либо дополнительных лимитов для отдельных случаев, как-то: выходные и праздничные дни. Нормы, содержащиеся в указных актах, носят императивный характер, следовательно, несут запрет на совершение таких действий.
Указанная позиция ИФНС России по г. Тюмени № 1 расценивается судом апелляционной инстанции как несостоятельная.
Вышеобозначенным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской установлено, что лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично - денежного оборота предприятий с учетом особенностей режима его деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков.
Нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации, действительно, не предусмотрено установление дополнительного лимита остатка кассы на выходные и праздничные дни, однако, и запрета совершения подобных действий не имеется.
По мнению суда апелляционной инстанции, указанный вывод подтверждается также и действиями самого Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации (открытое акционерное общество) в лице филиала – Тюменского (городского) отделения № 29 (Западно-Сибирский банк), который в своей деятельности руководствуется в первую очередь нормативными актами Центрального Банка Российской Федерации. Дополнительное соглашение от 10.01.2007 к договору банковского счета № 5799 от 05.06.2006 составлено и подписано указанным банком, что свидетельствует о возможности установления лимитов на выходные и праздничные дни с учетом специфики деятельности ООО «Ямал» в сфере ресторанного бизнеса и соответствует требованиям пункта 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской.
Суд первой инстанции также обоснованно учел, что согласно разъяснениям департамента регулирования расчетов Банка России при проверке соблюдения установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия, необходимо учитывать, что наличные денежные средства предприятия за выходные дни, не являющиеся днями работы учреждения банка, не считаются сверхлимитным остатком наличных денег в кассе (письмо банка № 16-27 от 13.06.2007, лист дела 49).
Согласно письму АК Сберегательный банк РФ Тюменское (городское) отделение № 29 от 23.03.2007 режим работы кассы банка по приему выручки у юридических лиц: с понедельника по пятницу - с 09 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, с 15 часов 00 минут до 16 часов до 00 минут; в последний рабочий день месяца - с 09 часов 00 минут до 14 часов 00 минут; выходные дни - суббота и воскресенье.
Как уже отмечалось выше, срок сдачи выручки для ООО «Ямал» установлен 1 раз в два дня, при образовании сверхлимитного остатка. Помимо этого, дни - 20.01.2007, 21.01.2007, 27.01.2007, 28.01.2007, 03.02.2007, 04.02.3007, 10.02.2007, 17.02.2007, 18.02.2007, то есть дни, когда налоговым органом были выявлены накопления денежных средств сверх лимита - 20000 руб., являются выходными днями, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В апелляционной жалобе налоговый орган также ссылается на письмо Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Тюменской области № 25-2-18/9522 от 28.05.2007 (листа дела 39), в котором Управление поясняет, что учитывая режим работы ООО «Ямал» (с 12.00 до 2.00 час.) организации следовало установить срок сдачи выручки – на следующий день.
Суд апелляционной инстанции полагает, что указанное обстоятельство никоим образом не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований ООО «Ямал» и отмены обжалуемого решения, поскольку общество должно нести ответственность, предусмотренную действующим законодательством, только при наличии в его действиях вины.
Как уже отмечалось выше, письмом № 01 от 10.01.2007 ООО «Ямал» извещало АК Сберегательный банк РФ Тюменское (городское) отделение № 29 о режиме своей работы и объеме кассовых оборотов в выходные дни, в связи с чем просило пересмотреть лимит остатка кассы.
Поскольку в рассматриваемой ситуации специализированной организацией, пересматривающей как остатки лимитов, так и срок сдачи выручки, является банк, на общество не может быть возложена ответственность за предложенную банком в дополнительном соглашении от 10.01.2007 к договору банковского счета формулировку установления лимитов.
Кроме того, указанное письмо Главного управления получено налоговым органом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, а потому не может служить надлежащим доказательством совершения обществом вменяемых ему в вину административных правонарушений.
Более того, в указанном письме Главное управление уточняет, что направит рекомендации Тюменскому (городскому) отделению № 29 АК Сберегательный банк Российской Федерации по данному вопросу, а кроме того, делает вывод, что издание письма № 16-22 от 10.01.2007 и заключение сторонами дополнительного соглашения от 10.01.2007 к договору банковскому счета произведено в рамках законодательства и условий договора.
В ходе проверки был также выявлен факт превышения лимита остатка наличных денежных средств в кассе ООО «Ямал» в будний день - 14.02.2007.
Из материалов дела следует, что 14.02.2007 в 12 часов 54 минуты, сотрудники налогового органа произвели контрольную закупку, в 14 часов 07 минут был снят Z-отчет, который показал закрытие смены № 237 и сумму выручки 4097 руб.
Согласно акту проверки № 018058 от 14.02.2007, проверочное мероприятие закончилось в 15 часов 20 минут, касса банка по приему наличных денежных средств в тот день работала до 16 часов 00 минут, следовательно, кассир организации не мог успеть сдать сверхлимитную наличность до момента закрытия кассы банка. Довод налогового органа в апелляционной жалобе на непосредственную близость отделения банка от места нахождения организации не опровергает указанного вывода арбитражного суда первой инстанции.
Кроме того, в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции было установлено, что фактически ресторан «Ямал» обслуживал посетителей 14.02.2007 до 02 часов, то есть смена закончилась 15.02.2007 в 02 часа 32 минуты. Судом также установлено, что 13.02.2007 выручка ООО «Ямал» была сдана в кассу АК Сберегательный банк РФ Тюменское (городское) отделение № 29, следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что образовавшийся 14.02.2007 сверхлимитный остаток денежной наличности мог быть сдан в кассу банка 15.02.2007, является правомерным.
С учетом изложенного, в действиях ООО «Ямал» отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (по причине отсутствия в действиях общества события административного правонарушения и вины в его совершении), что повлекло обоснованное удовлетворение требований общества судом первой инстанции.
Удовлетворив требования ООО «Ямал», суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба ИФНС России по г. Тюмени № 1 удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В И Л:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 21.06.2007 по делу № А70-1801/29-2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | Л.А. Золотова | |
Судьи | О.А. Сидоренко Н.А. Шиндлер |