НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 № 08АП-7050/19

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

22 июля 2019 года

                                              Дело № А81-767/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме июля 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Брежневой О.Ю., Рыжикова О.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-7050/2019 ) Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Департамент, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.04.2019 по делу № А81-767/2019 (судья Кустов А.В.), принятое по заявлению Государственного казённого учреждения «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-ненецкого автономного округа», ИНН 8901017526, ОГРН 1068901000926 (далее – ГКУ «ДКСиИ ЯНАО», Учреждение, заявитель) к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа (ИНН 8901017357, ОГРН 1058900022675) об оспаривании приказа от 30.10.2018 № 540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа»,

представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились,

установил:

Государственное казённое учреждение «Дирекция капитального строительства и инвестиций Ямало-ненецкого автономного округа» обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа об оспаривании приказа от 30.10.2018 № 540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа».

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.04.2019 требование заявителя удовлетворено, приказ от 30.10.2018 № 540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа» признан недействительным.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что приказ от 30.10.2018 № 540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа», которым принято решение о выбытии спорного имущества из состава государственной казны автономного округа и закреплении данных объектов за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» на праве оперативного управления, издан Департаментом в нарушение пункта 20 Порядка формирования имущества государственной казны Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2016 № 757-П, в отсутствие соответствующего обращения Учреждения и Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, в связи с чем, оспариваемый приказ является незаконным и подлежит признанию недействительным.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.04.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Обосновывая требования апелляционной жалобы, её податель настаивает на том, что в соответствии с положениями статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для осуществления уставных задач собственник государственного имущества закрепляет указанное имущество за учреждением, согласие которого на осуществление обозначенных действий не требуется, и на том, что доказательства объявления Учреждением об отказе от права оперативного управления на обозначенное имущество в материалах дела отсутствуют, следовательно, оспариваемый приказ издан законно и обоснованно и не нарушает прав и законных интересов заявителя.

До начала судебного заседания от Учреждения поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель выразил несогласие с доводами жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявили.

В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и письменный отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

В государственной собственности Ямало-Ненецкого автономного округа находятся сооружения в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы»:

- сооружение: Комплексная система очистки № 2 в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (1 этап), назначение: иные сооружения производственного назначения, площадь застройки 122,3 кв.м, кадастровый номер 89:08:020103:179, государственная регистрация права собственности от 18.08.2015 № 89 АА 356594, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, правый берег реки Полуй;

- сооружение: Комплексная система очистки № 1 в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (1 этап), назначение: иные сооружения производственного назначения, площадь застройки 243,3 кв.м, кадастровый номер 89:08:020103:178, государственная регистрация права собственности от 18.08.2015 № 89 АА 356593, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, правый берег реки Полуй;

- сооружение: Подъездная автодорога в составе объекта «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (2 этап), назначение: иные сооружения производственного назначения, протяжённость 321 м, кадастровый номер 89:08:020103:183, государственная регистрация права собственности от 18.08.2015 № 89 АА 356595, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, правый берег реки Полуй;

- сооружение: Благоустройство территории в составе объекта: «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» (1 этап), назначение: иные сооружения производственного назначения, площадь 18710,2 кв.м, кадастровый номер 89:08:020103:195, государственная регистрация права собственности от 18.08.2015 № 89 АА 346926, адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, правый берег реки Полуй.

Сооружения в составе объекта «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» построены в рамках реализации Адресной инвестиционной программы Ямало-Ненецкого автономного округа и включены в перечень строек и объектов Адресной инвестиционной программы на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2010 № 462-П (далее – Адресная инвестиционная программа).

В соответствии с Правилами формирования и реализации Адресной инвестиционной программы автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 30.03.2015   № 277-П) (далее – Правила), главным распорядителем средств окружного бюджета по Адресной инвестиционной программе является Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Государственным заказчиком объектов Адресной инвестиционной программы является казенное учреждение, являющееся получателем средств окружного бюджета по Адресной инвестиционной программе, – Учреждение.

Заявителю выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.12.2014 № 89306000-35-14.

Для осуществления государственной регистрации права собственности автономного округа на законченный строительством объект «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно-изыскательские работы» (1 этап) государственный заказчик в адрес Департамента письмом от 30.07.2015 № 3724-КП направил комплект документов.

На основании представленных документов Департаментом осуществлены мероприятия по государственной регистрации права собственности автономного округа на указанные сооружения.

По окончании мероприятий по государственной регистрации права собственности автономного округа на объекты в адрес Администрации муниципального образования города Салехард (далее – Администрация) направлено предложение о приеме в муниципальную собственность города Салехард государственного имущества автономного округа для использования в целях, установленных статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Письмом от 21.09.2015 исх. № 10110-02/1630 Администрация сообщила об отказе в принятии данного объекта в связи с выявленными недостатками при обследовании объектов, а также о готовности принять спорный объект при условии устранения застройщиком указанных в письме замечаний и обеспечении затрат на содержание объекта.

В связи с этим в адрес Департамента строительства и жилищной политики автономного округа направлены письма о принятии мер по устранению недостатков, выявленных при обследовании сооружений, от 23.09.2015 № 501-16/5304, от 11.09.2015 № 501-15/2122, от 20.07.2016 № 501-16/3980 и от 07.09.2016 № 501-16/4882.

20.10.2015 в адрес заинтересованного лица от Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа поступила информация о ходе устранения выявленных замечаний на объектах.

26.10.2015 в адрес Администрации письмами от 26.10.2015 № 501-15/2596 и от 10.11.2015 № 501-15/2747 повторно направлено предложение о приеме в муниципальную собственность города Салехарда сооружений.

11.12.2015 Администрацией принято решение о несогласовании принятия в муниципальную собственность города Салехарда указанного объекта (письма от 11.12.2015 № 10.01-10/131, от 23.11.2015 № 6451, от 29.09.2015 № 989).

30.10.2018 Департаментом издан приказ № 540 «Об объектах государственного имущества Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – приказ от 30.10.2018 № 540) о закреплении вышеуказанного объекта на праве оперативного управления за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО».

Полагая, что приказ от 30.10.2018 № 540 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

08.04.2019Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округапринял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом часть 5 статьи 200 АПК РФ предусматривает, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Департаменте имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2013 № 269-П (далее – Положение о Департаменте), Департамент является центральным исполнительным органом государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность в сфере управления, распоряжения, организации учета государственного имущества автономного округа.

Согласно пункту 2.1.6 Положения о Департаменте заинтересованное лицо осуществляет от имени автономного округа управление и распоряжение государственным имуществом автономного округа, в том числе входящим в состав казны автономного округа.

В целях упорядочивания и оптимизации процедуры формирования имущества государственной казны Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2012 года № 80-ЗАО «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Ямало-Ненецкого автономного округа» постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2016 № 757-П утвержден Порядок формирования имущества государственной казны Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – Порядок).

Пунктом 20 раздела III Порядка предусмотрено, что решение о выбытии имущества из состава государственной казны автономного округа при закреплении объектов за органом государственной власти автономного округа, иным государственным органом автономного округа, государственным учреждением автономного округа на праве оперативного управления, за государственным унитарным предприятием автономного округа на праве оперативного управления или хозяйственного ведения принимается в виде правового акта уполномоченного органа на основании следующих документов:

- обращение органа государственной власти автономного округа, иного государственного органа автономного округа, государственного учреждения автономного округа, государственного унитарного предприятия автономного округа о закреплении имущества, входящего в состав государственной казны автономного округа, на соответствующем вещном праве;

- перечень имущества, предлагаемого к закреплению, с указанием сведений о наименовании имущества, количестве, индивидуализирующих характеристиках объектов, позволяющих их идентифицировать, балансовой стоимости имущества, инвентарного номера;

- письменное предложение исполнительного органа государственной власти автономного округа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного автономного (бюджетного) учреждения автономного округа, о закреплении имущества на праве оперативного управления за государственным автономным (бюджетным) учреждением автономного округа;

- письменное предложение исполнительного органа государственной власти автономного округа, на который возложены координация и регулирование деятельности государственного автономного (бюджетного) учреждения автономного округа, о категории движимого имущества, подлежащего закреплению на праве оперативного управления за государственным автономным (бюджетным) учреждением автономного округа.

Основанием для списания имущества с баланса государственного казенного учреждения автономного округа, не обладающего вещными правами на переданное ему имущество, являются правовой акт уполномоченного органа и акт приема-передачи имущества, или акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов, или накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону.

Исполнительным органом государственной власти автономного округа, на который возложены координация и регулирование деятельности Учреждения, является Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 30.10.2018 Департаментом издан приказ № 540 о закреплении объекта: «Комплекс речного вокзала в городе Салехард, в том числе проектно - изыскательские работы» на праве оперативного управления за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО».

Вместе с тем, ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» и Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в адрес заинтересованного лица не направлялись обращения о закреплении имущества, входящего в состав государственной казны автономного округа, указанного в приказе от 22.11.2018 № 540, на праве оперативного управления за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО».

Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, Департаментом в материалы дела не представлено.

При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, в соответствии со статьей 123.21 ГК РФ для осуществления уставных задач собственник государственного имущества закрепляет указанное имущество за учреждением, согласие которого на осуществление обозначенных действий не требуется, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку содержание соответствующей статьи, равно как и иных норм ГК РФ не позволяет установить, что для закрепления государственного имущества за учреждением на праве оперативного управления не требуется согласие учреждения.

При этом пунктом 20 раздела III Порядка прямо предусмотрено, что выбытие имущества из состава государственной казны автономного округа при закреплении объектов за государственным учреждением автономного округа на праве оперативного управления возможно только при наличии обращения учрежденияо закреплении имущества, входящего в состав государственной казны автономного округа, на соответствующем вещном праве.

Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждается факт ненаправления Учреждением и Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в адрес заинтересованного лица обращений о закреплении имущества, входящего в состав государственной казны автономного округа, указанного в приказе от 22.11.2018 № 540, на праве оперативного управления за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемый приказ издан Департаментом в нарушение пункта 20 раздела III Порядка.

Утверждения заинтересованного лица о том, что доказательства объявления Учреждением об отказе от права оперативного управления на объект, указанный в приказе от 22.11.2018 № 540, в материалах дела отсутствуют, отклоняются судом апелляционной инстанции ввиду того, что реализация указанного права Учреждением возможна только в случае, если имущество закреплено за учреждением на законных основаниях, и такая передача не затрагивает его права и законные интересы, в то время как в рассматриваемом случае имущество, входящее в состав государственной казны автономного округа, указанное в приказе от 22.11.2018 № 540, закреплено за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» на праве оперативного управления неправомерно.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что закрепление указанного имущества за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» на праве оперативного управления влечет наступление у Учреждения обязанности нести бремя его содержания, в том числе уплачивать налоги на соответствующее имущество.

Так, Учреждение в письменном отзыве на апелляционную жалобу пояснило, что в связи с закреплением имущества, входящего в состав государственной казны автономного округа, указанного в приказе от 22.11.2018 № 540, за ГКУ «ДКСиИ ЯНАО» на праве оперативного управления, за период с 30.10.2018 по 10.06.2019 у Учреждения возникнет обязанность уплатить налог на имущество в размере 9 969 007 руб.

Кроме того, у заявителя появится необходимость выделения дополнительных бюджетных средств на содержание переданного в оперативное управление объекта, в том числе на охрану и обслуживание указанного объекта.

Таким образом, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что оспариваемый приказ является незаконным, необоснованным и нарушает права и законные интересы Учреждения.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным приказа от 30.10.2018 № 540.

По мнению суда апелляционной инстанции, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно установлены судом первой инстанции на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Учитывая изложенное выше, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины в связи с подачей апелляционной жалобы не рассматривался, так как Департамент освобожден от её уплаты в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 08.04.2019 по делу № А81-767/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий судья                                                         Е.П. Кливер

Судьи                                                                                            О.Ю. Брежнева

                                                                                                       О.Ю. Рыжиков