НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2022 № А70-22957/2021

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

15 августа 2022 года

Дело № А70-22957/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шнайдер Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5695/2022) Департамента недропользования и экологии Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2022 по делу № А70-22957/2021 (судья Безиков О.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Карьерстрой» (ОГРН 1187232003331, ИНН 7203442021, адрес: 625048, город Тюмень, улица Республики, дом 90, квартира 138) к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635, адрес: 625004, город Тюмень, улица Володарского, дом 45), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента лесного комплекса Тюменской области (ОГРН 1057200733831, ИНН 7202138082, адрес: 625000, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34, 1) о признании недействительным приказа №1243-ОД от 30.09.2021 «О приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ ООО «Карьерстрой», о признании недействительным приказа №1244-ОД от 30.09.2021 «Об отказе ООО «Карьерстрой» в согласовании изменений технического проекта» (вместе с отказом - приложение к отказу), об обязании согласовать изменения в технический проект «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области - издать соответствующий приказ,

при участии в судебном заседании представителей:

от Департамента недропользования и экологии Тюменской области – Филимоновой Елены Андреевны по доверенности от 10.01.2022 № 1;

от общества с ограниченной ответственностью «Карьерстрой» - Бакировой Ирины Владимировны по доверенности от 10.01.2022 № 13; Беспаловой Яны Сергеевны по доверенности от 22.03.2022;

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Карьерстрой» (далее – заявитель, общество, ООО «Карьерстрой») обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Департаменту недропользования и экологии Тюменской области (далее – заинтересованное лицо, Департамент, административный орган) о признании недействительным приказа 30.09.2021 №1243-ОД от «О приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ ООО «Карьерстрой», о признании недействительным приказа от 30.09.2021 №1244-ОД «Об отказе ООО «Карьерстрой» в согласовании изменений технического проекта» (вместе с отказом - приложение к отказу). В качестве восстановлении нарушенного права общество просило обязать заинтересованное лицо согласовать изменения в технический проект «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области - издать соответствующий приказ.

Определением арбитражного суда от 31.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент лесного комплекса Тюменской области (далее – Департамент лесного комплекса).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2022 по делу № А70-22957/2021 заявленные требования удовлетворены, признаны недействительными приказы от 30.09.2021 №1243-ОД «О приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ ООО «Карьерстрой», от от 30.09.2021 № 1244-ОД «Об отказе ООО «Карьерстрой» в согласовании изменений в технический проект», изданные Департаментом в отношении ООО «Карьерстрой»: на Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем согласования изменений в технический проект «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области», предусмотренные обращением ООО «Карьерстрой» (вх.12643/21 от 27.08.2021), в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу. Этим же решением с заинтересованного лица в пользу ООО «Карьерстрой» взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.

Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что согласно пункту 9.1 условий лицензии именно ООО «Карьерстрой», как пользователь недр, обязан обеспечить подготовку и согласование технического проекта, в составе которого в обязательном порядке должен содержаться отчет о НИР, и несет ответственность за достоверность предоставленных сведений.

Податель жалобы считает ошибочным вывод суда первой инстанции о нарушении административным органом порядка проведения в отношении общества внеплановой выездной проверки, поскольку фактически Департаментом осуществлен выезд на место вырубки леса на участке недр «Падунский-5» в рамках рассмотрения поступившего обращения; суд первой инстанции в обжалуемом решении неправомерно применил статью 20.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), которая на момент вынесения оспариваемых приказов являлась недействующей.

По мнению Департамента, Приказ об отказе в согласовании изменений технического проекта является законным и обоснованным, учитывая, что общество в техническом проекте предусмотрело поблочную разработку карьера, а обязанность по проведению рекультивации в силу закона возложена на недропользователя, следовательно, требования Департамента о необходимости рекультивации земель после каждого блока разработки недр не противоречат нормам действующего законодательства и направлены на соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды.

ООО «Карьерстрой» представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.

В дополнениях к отзыву общество указало на то, что в лицензию ТЮМ 86157 ТЭ внесены изменения, положения лицензии приведены в соответствие с требованиями Закона о недрах. В частности, внесены изменения в раздел об обязательствах по пользованию недрами: исключен пункт, обязывающий представлять недропользователя экологические изыскания, в том числе журнал полевых наблюдений и перечень видов животных и растений (содержание отчета о научно-исследовательской работе (НИР)). Ранее требование содержалось в пункте 3.1 Условий пользования недрами. Ссылаясь на данное обстоятельство, общество считает, что приостановление действия лицензии и отказ в согласовании технического проекта с указанием в качестве основания - несоответствие отчета НИР действительности, является незаконным, поскольку предоставление отчета не предусмотрено законом и самой лицензией.

В дополнениях к отзыву изложено ходатайство о приобщении к материалам дела лицензию на пользование недрами ТЮМ 86157 ТЭ в измененной редакции.

Департаментом представлены дополнения к апелляционной жалобе, в которых указано, что лицензия на пользование недрами ТЮМ 86157 ТЭ в измененной редакции не влияет на законность обжалуемого решения суда первой инстанции, поскольку изменения, внесенные федеральными законами от 28.06.2022 № 218-ФЗ и № 228-ФЗ, и повлекшие необходимость актуализировать условия лицензии, вступили в силу после принятия оспариваемых приказов.

В указанных дополнениях Департамент также настаивает на том, что выезд на участок недр «Падунский-5» осуществлен в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2022 апелляционная жалоба Департамента на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2022 по делу № А70-22957/2021 принята к производству апелляционного суда и назначена к рассмотрению на 23.06.2022

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2022 рассмотрение указанной апелляционной жалобы по делу № А70-22957/2021 отложено на 14.07.2022, а определением от 14.07.2022 судебное заседание отложено на 11.08.2022.

В связи с нахождением в день рассмотрения апелляционной жалобы Департамента на решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2022 по делу № А70-22957/2021 судьи Лотова А.Н. в ежегодном оплачиваемом отпуске, определением апелляционного суда от 05.08.2022 произведена заменена судьи Лотова А.Н. на судью Шиндлер Н.А. По этой причине рассмотрение апелляционной жалобы на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –АПК РФ) проведено с самого начала.

В судебном заседании представитель Департамента н поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом представленных дополнений.

Представитель ООО «Карьерстрой» возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к отзыву, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Департамент лесного комплекса, надлежащим образом извещенный в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.

На основании части 1 статьи 266, статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившегося участника арбитражного процесса.

Представленная обществом в составе дополнения к отзыву копия лицензии на пользование недрами ТЮМ 86157 ТЭ в измененной редакции приобщена судом апелляционной инстанции к материалам дела в соответствии со статьей 268 АПК РФ и разъяснениями, приведенными в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», в целях всестороннего и полного рассмотрения дела.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к жалобе, отзыв, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.

Приказом Департамента от 22.07.2020 №0722-ОД обществу предоставлено право пользования участком недр местного значения «Падунский-5» для разведки и добычи песка по факту открытия обществом месторождения «Падунский-5».

Обществу выдана лицензия от 24.07.2020 ТЮМ 86157 ТЭ на право пользования недрами, с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на участке недр местного значения «Падунский-5», расположенном в квартале 101 (выделы 9, 11, 12, 20, 23), в квартале 100 (выделы 11, 20, 24) Падунского участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области. Срок действия лицензии – 24.07.2030.

23.08.2021 в Департамент поступило обращение о вырубке леса и наличии видов растений, занесенных в красную книгу.

30.08.2021 специалистом Департамента проведен осмотр участка недр«Падунский-5».

Согласно Акту в результате осмотра установлено, что лесные насаждения в квартале 100 и 101 Падунского участкового лесничества (урочище Падунское), Заводоуковского лесничества, в границах которого расположен участок недр «Падунский-5», представлены спелым сосновым насаждением. Состояние древесных насаждений не соответствует характеристике, приведенной в отчете НИР в составе Технического проекта «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе». Согласно отчету о НИР 80% площади проектируемого карьера занято возрастным типом травяно-кустарничкового соснового леса с примесью березы (раздел 1.3. страницы 8 отчета о научно-исследовательской работе (далее – НИР)). При этом в реальной ситуации лесные насаждения на участке недр «Падунский-5» пройдены рубками прошлых лет, отсутствует береза в составе насаждения с процентным содержанием в 40%, а также закладка учетных площадок проводилась без учета изменившихся растительных условий (на вырубке пробные площадки не закладывались).

Также осмотром установлено, что в точке с координатами 56,570354; 66,64557 в юго-западной части участка недр обнаружены барсучьи норы (городок). В таблице 1 раздела 2.3 главы 2 «Животный мир» отчета о НИР информация о барсуке как виде находящемся на территории объекта не отражена.

Наличие выявленных противоречий дало комиссии Департамента основания полагать о некачественной подготовке отчета о НИР, что может нанести ущерб окружающей среде и экологической безопасности при пользовании недрами.

С учетом изложенного, сделан вывод о том, что для оценки биоразнообразия участка недр необходимо предоставить результаты исследований в вегетационный период (с мая по сентябрь).

В связи с чем, комиссией Департаментам принято решение приостановить право пользования участком недр местного значения «Падунский-5» на срок до 30.09.2022.

30.09.2021 Департаментом издан Приказ №1243-ОД о приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ обществом по основаниям, указанным в приложении к приказу (т.1 л.д.49-51).

В качестве оснований для прекращения права пользования недрами в Приложении к приказу Департамента от 30.09.2021 №1243-ОД приведены ссылки на обращение и результаты проведенного осмотра, указанные судом выше.

Судом также установлено, что 27.08.2021 общество направило в Департамент для рассмотрения и согласования изменения в технический проект «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5».

Основанием для разработки изменений в технический проект послужило отрицательное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов (разработанного на основании договора аренды лесного участка в целях заготовки древесины от 26.01.2021 № 01-29/43-21), утвержденное Приказом Департамента лесного комплекса Тюменской области от 26.03.2021 №06/64.

Основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов послужило несоответствие запланированного в проекте освоения лесов периода проведения рубок лесных насаждений на лесном участке (2021 год) проектной документации на разработку участка недр местного значения «Падунский-5» (лицензия ТЮМ 86157 ТЭ), утвержденной Приказом Департамента от 07.10.2020 № 1044-ОД.

Для обеспечения согласования проекта освоения лесов и получения положительного заключения государственной экспертизы в Департамент лесного комплекса Тюменской области заявителю необходимо внести соответствующие изменения в проектную документацию.

Приказом Департамента №1244-ОД от 30.09.2021 Обществу было отказано в согласовании изменений в технический проект - «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области» (л.д.52-54 том 1).

В качестве оснований для отказа в согласовании изменений технического проекта послужил вывод Департамента о том, что замечания в части лесосечных работ, указанные в приложении кПриказу Департамента от 26.05.2021 №0645-ОД устранены в неполном объеме.

Кроме того, Департамент указал на обстоятельства, выявленные в ходе проведенного 23.08.2021 осмотра, а также на то, что ввиду приостановки права пользования недрами изменения техническогопроекта «Разработка участка недр местного значения«Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области» не могут быть согласованы.

Полагая, что приказы Департамента №1243-ОД и №1244-ОД не соответствуют требованиям действующего законодательства, нарушают права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Принятое Арбитражным судом Тюменской области решение от 31.03.2022 является предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.

При принятии решения об удовлетворении требования общества о признании недействительным приказа Департамента от 30.09.2021 №1243-ОД «О приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ ООО «Карьерстрой», суд первой инстанции, установив, что основанием для приостановления права пользования лицензии ТЮМ 86157 ТЭ явилось нарушение обществом пункта 4.1 условий пользования недрами, обязывающим владельца лицензии выполнять все виды работ с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды, выразившееся в некачественной подготовки отчета о НИР, что может нанести ущерб окружающей и экологической безопасности при пользовании недрами, пришел к выводу о том, что общество не могло нарушить лицензионные требования, поскольку не приступило к освоению участка. Судом отмечено, что отчет НИР составлен не заявителем, а НИИ Экологии и рационального использования природных ресурсов ФГАОУВО «Тюменский государственный университет», и был представлен обществом в Департамент в целях получения лицензии ТЮМ 86157 ТЭ. Также судом принято во внимание письмо Департамента от 11.06.2020 № 6401/20 о рассмотрении отчетов НИР, согласно которому составленные перечни растений и животных соответствуют описанным природным комплексам; на исследуемой территории виды растений, занесенные в красные книги Российской Федерации и Тюменской области, не выявлены; изыскания проведены в достаточном объем, возможно освоение участка для добычи ОПИ.

Кроме того, судом первой инстанции сделан вывод о том, что Департаментом существенно нарушен порядок проведения внеплановой выездной проверки в рамках осуществления регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; поступившее обращение гражданина, не соответствующее требованиям статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ), статье 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), статьи 59 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон № 248-ФЗ), фактически не могло являться основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия. Такое мероприятие проведено в нарушение требований статьи 10 Закона № 294-ФЗ, а также статей 21, 59, 60, 73 Закона № 248-ФЗ; контрольные мероприятия, на основании результатов которых, могла быть приостановлена лицензия общества, не проводились.

Оценив в соответствии со статьями 67, 68, 71 АПК РФ доводы сторон в совокупности с имеющимися в материалах деле документами, суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с изложенными выводами суда первой инстанции, приходит к выводу о недоказанности обстоятельств, необходимых для удовлетворения требования заявителя о признании недействительным приказа Департамента от 30.09.2021 №1243-ОД «О приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ ООО «Карьерстрой».

В статье 6 Закона о недрах указаны виды пользования недрами, к которым относится разведка и добыча полезных ископаемых.

В силу статьи 2, пункта 10 статьи 3, пункта 7 статьи 4 Закона о недрах распоряжение недрами, в том числе предоставление их участков в пользование в разрешительном порядке осуществляют публично-правовые образования.

Согласно части 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (часть 3 статьи 11 Закона о недрах).

Права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр (часть 7 статьи 9 Закона о недрах).

В соответствии со статьей 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно статье 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется на основании утвержденных технических проектов и иной проектной документации.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (абзац 4 статьи 23.2 Закона о недрах).

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 утверждено Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (далее – Положение № 118) (действующее в период спорных правоотношений).

Согласно Положению № 118 в рамках процедуры согласования уполномоченным органом технических проектов разработки участков недр выезд на территорию участка недр не предусмотрен, иными словами, уполномоченным органом рассматриваются поступившие от заявителя документы.

В свою очередь пользователь недр согласно условиям лицензии (пункт 9.1) несет ответственность за достоверность предоставленных сведений.

Частью 2 статьи 20 Закона о недрах в редакции, действующей на момент издания оспариваемых приказов, предусмотрено, что право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.

Согласно обжалуемому решению, суд первой инстанции, оценивая законность оспариваемого приказа от 30.09.2021, применил недействующую в спорный период редакцию статьи 20.1 Закона о недрах, что повлекло принятие в рассматриваемой части неверного решении.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Карьерстрой» является владельцем лицензии на право пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ, выданной Департаментом 24.07.2020 с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча песка на участке недр местного значения «Падунский-5», расположенном в квартале 101 (выделы 9, 11, 12, 20, 23), квартале 100 (выдел 11, 20, 24) Падункого участкового лесничества Заводоуковского лесничества в Заводоуковском городском округе Тюменской области.

Пунктом 4.1 условий пользования недрами предусмотрено, что владелец лицензии обязан, в том числе, выполнять все виды работ с соблюдением требований действующего законодательства Российской Федерации по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды (т.1 л.д. 86).

Согласно преамбуле условий пользования недрами раздел 4 признается существенным условием лицензии, невыполнение которого является основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр в установленном порядке (т.1 л.д. 82).

В рамках проверки обоснованности поступившего 23.08.2021 в Департамент коллективного обращение жителей Заводоуковского городского округа о недопущении вырубки леса и уничтожения редких видов растений (далее — обращение) сотрудниками административного органа 30.08.2021 проведен осмотр участка недр «Падунский-5», в ходе которого выявлены нарушения положений действующего законодательства Российской Федерации по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды.

Согласно акту осмотра от 30.08.2021 лесные насаждения на участке недр «Падунский-5» пройдены рубками прошлых лет, отсутствует береза в составе насаждения с процентным содержанием 40 %; закладка учетных площадок производилась без учета изменившихся растительных условий (на вырубке пробные площадки не закладывались);в юго-западной части участка недр обнаружены барсучьи норы (городок), но информация о барсуке как о виде, находящемся на территории объекта, в отчете по научно-исследовательской работе в области изучения животного и растительного мира.

Вопреки позиции суда первой инстанции, наличие выявленных противоречий дает основания полагать о недостоверности представленного обществом в Департамент отчета по научно-исследовательской работе в области изучения животного и растительного мира и свидетельствует о нарушении недропользователем пункта 4.1 условий пользования недрами, которое является существенным условием лицензии, невыполнение которого служит основанием для приостановления или досрочного прекращения права пользования участком недр в установленном порядке.

Тот факт, чтоотчет по научно-исследовательской работе в области изучения животного и растительного мира составлен не ООО «Карьерстрой», а НИИ Экологии и рационального использования природных ресурсов ФГАОУВО «Тюменский государственный университет» не свидетельствует о том, что обществом не допущено нарушения существенного условия лицензии, поскольку именно на ООО «Карьерстрой», как пользователя недрами, в силу вышеприведенного правового регулирования возложена обязанность обеспечить подготовку и согласование технического проекта, в составе которого в обязательном порядке должны быть указаны все сведения, содержащиеся в отчете о НИР.

В соответствии пунктом 9.1 условий лицензии ООО «Карьрстрои» несет ответственность за достоверность предоставленных сведений.

Отклоняя доводы общества о том, что в настоящее время в лицензию ТЮМ 86157 ТЭ в раздел об обязательствах по пользованию недрами внесены изменения: исключен пункт, обязывающий представлять недропользователя экологические изыскания, в том числе журнал полевых наблюдений и перечень видов животных и растений (содержание отчета о научно-исследовательской работе (НИР)), суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Федеральный закон от 28.06.2022 № 218-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон от 28.06.2022 № 228-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации «О недрах», повлекшие необходимость актуализировать условия лицензии, вступили в силу с 28.06.2022 со дня их официального опубликования, следовательно, вышеприведенные доводы общества со ссылкой на лицензию ТЮМ 86157 ТЭ в измененной редакции не влияют на законность оспариваемых приказов Департамента, принятых 30.09.2021, а также решения суда первой инстанции, принятого 31.03.2022

Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым указать следующее

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2127 «О порядке подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами» подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, установленных в лицензии на пользование недрами, требований по рациональному использованию и охране недр.

В силу пункта 1 раздела IV Приказа Минприроды № 218 от 25.06.2010 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья», проектная документация на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья должна содержать все данные, позволяющие производить анализ проектных решений без личного участия авторов.

В пункте 1.2 раздела 1 вышеуказанного Приказа приведен перечень необходимых исходных данных для подготовки проектной документации, в состав которого входит отчетная документация по результатам инженерных изысканий.

На основании части 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий не допускается.

Согласно пункту15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания - это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Согласно пункту 4.1 «СП 47.13330.2016. Свод правил. Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» (далее - свод) инженерные изыскания - это обязательная часть градостроительной деятельности, обеспечивающая комплексное изучение природных условий территории (региона, района, площадки, участка, трассы) и факторов техногенного воздействия на территорию объектов капитального строительства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 20 утвержден Перечень видов инженерных изысканий, включающий в том числе инженерно-экологические изыскания.

Согласно пункту 8.1.4 СП 47.13330.2016 в состав инженерно-экологических изысканий входят основные виды работ: в том числе изучение растительного покрова и животного мира.

В развитие обязательных положений и требований СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» разработан «СП 11-102-97. Инженерно-экологические изыскания для строительства». Данный документ обеспечивает выполнение обязательных требований СНиП 11-02-96 по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности в предпроектной и проектной документации в соответствии с действующим российским природоохранительным законодательством, отечественной и зарубежной практикой.

Свод также определяет состав инженерно-экологических изысканий, включающий изучение растительного и животного мира.

Отчет о научно-исследовательской работе участка недр местного значения представляет собой изыскания, включающие исследование животного и растительного мира на наличие животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Тюменской области.

Раздел проектной документации «Мероприятия о охране растительного и животного мира» оформляется на основании отчета «Изучение растительного и животного мира».

Таким образом, на сегодняшний день отчет о НИР как самостоятельный документ не подлежит предоставлению, поскольку все сведения, указанные в отчете о НИР, в обязательном порядке должны содержаться в техническом проекте.

В соответствии с требованиями к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержденными приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218, охрана растительного и животного мира входит в обязательном порядке в состав проектной документации на разработку месторождений.

Нарушение условий лицензии не ставится в зависимость от начала добычи полезного ископаемого на данном участке недр.

Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Интересы государства как собственника недр (статья 1.2 Закона о недрах) обеспечивают возможность приостановление осуществления права пользования недрами органами, предоставившими лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (статья 20.1 Закона о недрах).

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае оспариваемый Приказ от 30.09.2021 № 1243-ОД «О приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ ООО «Карьерстрой» принят Департаментом правомерно в целях исключения ущерба окружающей среде и обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами, , направлен на устранение выявленного нарушения.

Кроме того, судом первой инстанции неверно установлено, что Департаментом нарушен порядок проведения внеплановой выездной проверки, поскольку в рассматриваемом случае Департамент непроводил в отношении общества внеплановую выездную проверку, а выехал на место в рамках рассмотрения поступившего обращения, что согласуется с нормами Закона № 59-ФЗ.

Поступившее 23.08.2021 в Департамент коллективное обращение жителей Заводоуковского городского округа о недопущении вырубки леса и уничтожения редких видов растений в форме электронного документа содержит ФИО заявителя, адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, то есть соответствует требованиям, предъявляемым пунктом 3 статьи 7 Закона № 59-ФЗ к обращениям.

Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (часть 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 9 Закона № 59-ФЗ в случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо может обеспечить его рассмотрение с выездом на место..

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 10 Закона № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение, что и было сделано Департаментом.

При таких обстоятельствах следует признать, что приказ Департамента от 30.09.2021 №1243-ОД «О приостановлении права пользования недрами ТЮМ 86157 ТЭ ООО «Карьерстрой» является законным и не нарушает прав и законных интересов общества.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2022 по делу № А70-22957/2021 в указанной части подлежит изменению.

По вопросу отказа в согласовании изменений технического проекта, изложенного в Приказе №1244-ОД от 30.09.2021, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции и исходит из следующего.

Согласно позиции Департамента, в связи с приостановлением права пользования недрами изменениятехнического проекта «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области» не подлежат согласованию, что не может быть признано правомерным.

В соответствии с пунктами 1, 2, 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Статьей 23.2 Закона о недрах определено, что разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.

В соответствии со статьей 23.2 Закона о недрах Правительством Российской Федерации утверждено Положение №118, которое устанавливает порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Как предусмотрено пунктом 2 Положения №118, подготовка проектной документации заключается в разработкеобоснованных технических итехнологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Проектная документация до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (пункта 5 Положения №118).

Пунктом 14 Положения №118 определено, что требования к структуре и оформлению проектной документации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами определяются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Основаниями для принятия комиссией или уполномоченным органом решения об отказе в согласовании проектной документации предусмотрены пунктом 21 Положения №118.

В соответствии с пунктом 22 Положения, в решении об отказе в согласовании проектной документации приводятся обоснование отказа и рекомендации по доработке проектной документации.

Отказывая в согласовании изменений в технический проект, Департамент не обосновал такой отказ, равно как и не указал в оспариваемом Приказе № 1244-ОД конкретные несоответствия проектной документации условиям пользования недрами и (или) законодательству РФ.

Приказ №1244-ОД не содержит указания на пункты условий пользования недрами (Приложение № 1 к лицензии) и на конкретные положения законодательства РФ.

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, подготовленные изменения в технический проект соответствуют установленным требованиям.

Земельный (лесной) участок, на котором расположен участок недр «Падунский-5», образован, поставлен на кадастровый учет, заключены договоры аренды лесного участка с Департаментом лесного комплекса Тюменской области, определен объем изъятия древесины (весь запас древесины подлежит изъятию в 2021 году).

Исходя из аргумента о необходимости блочной разработки карьера, предшествующая этому вырубка лесов, по мнению Департамента, также должна быть блочной. Однако утверждение Департамента о блочной вырубке лесов не согласуется с технологией разработки карьера в виду следующего.

07.10.2020 Департаментом принят Приказ №1044-ОД «О согласовании Обществу технического проекта «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области».

В соответствии с пунктами 3.2.1, 3.2.2 технического проекта, утвержденного приказом №1044-ОД, валка леса запланирована в период подготовительных работ в 2020 году, то есть одновременно на всей площади участка 42,1 га.

В изменениях в технический проект (пункты 3.2.1, 3.2.2) указано, что валка леса производится в период подготовительных работ на всей площади участка 42,1 га, объем рубок определяется в проекте освоения лесов в соответствии с Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки».

Участок недр местного значения Падунский-5 расположен на землях лесного фонда Российской Федерации – лесной участок: кадастровый № 72:08:1801001:1363, площадью 42,1 га, местоположение Тюменская область, Заводоуковское лесничество, Падунское участковое лесничество, урочище Падунское, квартал 100 (выделы 11,20,24)), квартал 101 (выделы 9, 11, 12, 20, 23).

В связи с чем, между обществом и Департаментом лесного комплекса Тюменской области заключены следующие договоры:

- договор аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых № 160-43-20 от 26.11.2020 (срок действия договора аренды 9 лет с момента государственной регистрации – с 27.11.2020 по 26.11.2029);

- договора аренды лесного участка на заготовку древесины № 01-29/43-21 от 26.01.2021 (срок действия договора 11 месяцев).

В соответствии с условиями договоров аренды, общество обязуется по истечении срока их действия или в случае досрочного прекращения срока их действия освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов созданных для освоения лесного участка, и осуществить рекультивацию земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию в соответствии с проектом рекультивации земель и требованиями законодательства Российской Федерации (подпункт «т» пункта 3.4 договора № 160-43-20 и подпункт «х» пункта 3.4 договора № 01-29/43-21).

На основании договора аренды лесного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых №160-43-20 от 26.11.2020 заявителем разработан проект освоения лесов, на которое Обществом получено положительное заключение государственной экспертизы, утвержденное Департаментом лесного комплекса Тюменской области от 19.01.2021 № 06/13.

Однако на проект освоения лесов, разработанный заявителем на основании договора аренды лесного участка на заготовку древесины № 01-29/43-21 от 26.01.2021, получено отрицательное заключение государственной экспертизы, утвержденное Департаментом лесного комплекса Тюменской области от 26.03.2021 № 06/64.

Основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы явилось указание года рубок лесных насаждений – 2020.

Вместе с тем, в вышеуказанных договорах аренды лесных участков и утвержденном проекте освоения лесов, указан весь объем древесины, подлежащей изъятию (заготовке) на всем арендованном участке площадью 42,1 га.

Так, в соответствии с пунктом 7.3 проекта освоения лесов, проектируемый объем рубок лесных насаждений на всем лесном участке площадью 42,1 составляет 11,0268 тыс.куб.м., год проведения рубок - 2021 год, то есть Департаментом лесного комплекса Тюменской области установлен один ежегодный блок изъятия древесины.

В соответствии с пунктом 1.4 договора аренды лесного участка № 01-29/43-21 от 26.11.2021, ежегодный объем заготовки древесины составляет 11,1331 тыс.куб.м.

Таким образом, вывод заявителя о том, что технология разработки карьера не предполагает его поэтапное (блочное) освоение, является обоснованным.

Судом принято во внимание, что технический проект был согласован Приказом Департамента от 07.10.2020 № 1044-ОД без замечаний, при этом общество заявляло о внесении изменений в технический проект в части корректировки периодов рубок лесных нахождений.

Таким образом, в данном случае изменения коснулись только года рубок лесных насаждений с 2020 года на 2021 год, следовательно, именно в этой части Департамент должен был согласовать изменения в технический проект, то есть исправить техническую ошибку в части года рубок с 2020 года на 2021 год.

Кроме того, из системного толкования пунктов 3.4 и 3.14 Условий пользования недрами следует, что Общество, исходя из периода добычи песка, должно разработать и утвердить единый проект рекультивации, а не поэтапные проекты рекультивации по мере реализации отдельных блоков разработки участков недр.

Особенности рекультивации земель, указанных в части 2 настоящей статьи, меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 60.12 Лесного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила рекультивации).

Согласно пункту 3 Правил рекультивации, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно пункту 26 Правил рекультивации, лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктах 3 и 4 настоящих Правил, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 15 Правил рекультивации, проект рекультивации подлежит согласованию с исполнительным органом государственной власти и органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае проведения рекультивации в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, лицами, указанными в пункте 3 или подпункте «б» пункта 4 настоящих Правил.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2.35 Положения о Департаменте лесного комплекса Тюменской области, утвержденного Постановлением Правительства Тюменской области от 09.07.2007 № 153-п, в Тюменской области исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным на предоставление лесных участков, находящихся в государственной собственности в аренду, является Департамент лесного комплекса.

Соответственно, данныйорган уполномочен осуществлять согласования проектов

рекультивации земель, относящихся к землям лесного фонда.

В свою очередь, в соответствии с пунктами 2.2.22 и 2.16 Положения о Департаменте, утвержденногоПостановлением Правительства Тюменской области от 13.06.2005 № 73-п,Департаментосуществляет согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения; утверждает проекты рекультивации земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель, находящихся в собственности Тюменской области либо государственная собственность на которые не разграничена, при переводе таких земель или земельных участков в другую категорию, связанных с добычей полезных ископаемых; земель промышленности и иного специального назначения,находящихся в собственности Тюменской области либо государственная собственность на которые не разграничена.

Принимая во внимание, что земельный участок, арендованный заявителем, относится к лесному фонду Российской Федерации (государственная собственность), Департамент в данном случае не уполномочен утверждать проекты рекультивации земель, относящихся к землям лесного фонда Российской Федерации.

С учетом полномочий Департамента, при подготовке раздела технического проекта, предусматривающего мероприятия по охране и рациональному использованию земельных ресурсов, рекультивации земель в соответствии со статьей 23.2 Закона №2395-1 достаточно указания сведений о перечне мероприятий, принципиальных схемах и способах рекультивации нарушенных земель.

Таким образом, мероприятия по рекультивации земель должны проводиться обществом, использующим леса, на основании проекта рекультивации, сроки проведения которой устанавливаются в проекте рекультивации на основании лицензии (в данном случае пункт 3.4 Условий пользования недрами), а также условий договоров аренды лесного участка, требований законодательства Российской Федерации.

В связи с чем, для каждого договора аренды лесного участка заявителем в сроки, предусмотренные указанными договорами, должен разрабатываться свой проект рекультивации, подлежащий согласованию Департаментом лесного комплекса Тюменской области.

Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) входит в состав сведений лесохозяйственного регламента.

Состав лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержден Приказом Минприроды России от 27.02.2017 №72.

Общие сведения о проектируемых ежегодных объемах заготовки древесины входят в состав проекта освоения лесов.

Состав проекта освоения лесов и порядка его разработки утвержден Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69.

В соответствии с условиями договора аренды на заготовку древесины № 01-29/43-21 от 26.01.2021 заявитель принимает лесной участок с целью заготовки древесины, ежегодный объем заготовки древесины приведен в приложении № 3 к договору аренды (пункт 1.4 договора) и составляет 11,1331 тыс. куб.м.

Требования к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья, утвержден Приказом Минприроды РФ от 25.06.2010 № 218, раздел или подраздел «допустимые ежегодные объемы изъятия древесины» – не содержит.

При этом Департамент, рекомендуя о включении в технический проект допустимых ежегодных объемов изъятия древесины, соответствующих правовых обоснований, на которых основаны данные указания, не предоставил.

Принимая во внимание изложенное, Департамент при согласовании изменений в технический проект и подготовке оспариваемого приказа нарушил требования к порядку согласования технической документации, в том числе, не указал несоответствие проектной документации требованиям законодательства Российской Федерации и условиям пользования недрами.

Отказ, являющийся приложением к приказу, не содержит конкретных замечаний к разделам, содержащимся в изменениях в технический проект, при этом основан на претензиях к разделам, ранее согласованным Департаментом в техническом проекте без нареканий.

Вывод о том, что минимизации ущерба окружающей среде при разработке карьера будет способствовать именно поэтапная рубка леса, и соответственно, поэтапное проведение биологической рекультивации отработанного участка недр, Департаментом не доказан.

При таких обстоятельствах Департамент не имел правовых оснований для отказа в согласовании изменений в технический проект, в связи с чем приказ от 30.09.2021 № 1244-ОД «Об отказе ООО «Карьерстрой» в согласовании изменений в технический проект», правомерно признан судом первой инстанции незаконным.

С учетом изложенного решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2022 по делу № А70-22957/2021 подлежит изменению, с изложением с изложением резолютивной части в новой редакции.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тюменской области от 31.03.2022 по делу № А70-22957/2021 изменить, изложить его в следующей редакции:

«Признать недействительным приказ № 1244-ОД от 30.09.2021 «Об отказе ООО «Карьерстрой» в согласовании изменений в технический проект», изданный Департаментом недропользования и экологии Тюменской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Карьерстрой».

Обязать Департамент недропользования и экологии Тюменской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем согласования изменений в технический проект «Разработка участка недр местного значения «Падунский-5» в Заводоуковском городском округе Тюменской области», предусмотренные обращением Общества с ограниченной ответственностью «Карьерстрой» (вх.12643/21 от 27.08.2021), в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Департамента недропользования и экологии Тюменской области (625000, г.Тюмень, ул.Советская, д.61; зарегистрирован 15.07.2005 ОГРН 1057200722061, ИНН 7202137635) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Карьерстрой» (625048, г.Тюмень, ул.Республики, д.90, кв.138; зарегистрировано 12.02.2018 ОГРН 1187232003331, ИНН 7203442021) судебные расходы в размере 3000 (три тысячи) рублей, понесенные по уплате государственной пошлины.

В остальной части требований Общества с ограниченной ответственностью «Карьерстрой» отказать».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председательствующий

О.Ю. Рыжиков

Судьи

Н.Е. Иванова

Н.А. Шиндлер