НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 № 08АП-12334/20

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 декабря 2020 года

                                                      Дело № А70-14175/2020

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2020 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лотова А.Н.,

судей Ивановой Н.Е., Шиндлер Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бралиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-12334/2020) общества с ограниченной ответственностью «Липовое» на решение от 13.10.2020 Арбитражного суда Тюменской области по делу № А70-14175/2020 (судья Минеев О.А.) по заявлению Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области (ОГРН 1057200723315, ИНН 7202137709) к обществу
с ограниченной ответственностью «Липовое» (ОГРН 1107232003570, ИНН 7202204095) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в судебном заседании представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Липовое» – Байрамова Э.Ю. (по доверенности от 08.10.2020 сроком действия 1 год);

от Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области – Скородзиевской Е.В. (по доверенности № 5 от 09.01.2020 сроком действия по 29.01.2021).

установил:

департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области (далее – заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Липовое» (далее – заинтересованное лицо, ООО «Липовое», общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2020 по делу № А70-10222/2019 предъявленные требования удовлетворены. ООО «Липовое» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3 000 000 руб.

Возражая против принятого по делу решения, заинтересованное лицо в апелляционной жалобе просит его отменить или изменить полностью или в части,  принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы ее податель указывает, что департаментом в ходе административного расследования, не был установлен факт реализации алкогольной продукции; судом неверно сделан вывод о торговле алкогольными напитками в баре; в ходе административного расследования департаментом не учтены смягчающие и отягчающие обстоятельства, кроме того департаментом допущены нарушения в порядке привлечения общества к административной ответственности, поскольку департаментом проводилась плановая проверка по соблюдению обществом правил режима повышенной готовности, и департамент не привлек общество к ответственности по статье 20.6 КоАП РФ, что также не учтено судом; общество полагает, что штраф можно заменить предупреждением, поскольку такое правонарушение совершено впервые, либо полагает возможным снизить штраф ниже низшего предела.

В письменном отзыве на жалобу департамент просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представителем заинтересованного лица поддержаны доводы жалобы.

Представитель департамента поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей заинтересованного лица и департамента, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Из материалов дела следует, что 18.07.2020 в ходе профилактического межведомственного мероприятия, проводимого на основании приказа директора Департамента от 14.04.2020 № 29 «О профилактических мероприятиях в условиях режима повышенной готовности, введенного постановление Правительства Тюменской области от 17.03.2020 №120-п» (далее – профилактическое мероприятие) был осуществлен выезд в пляжный клубный комплекс «Липовое», расположенный по адресу: г.Тюмень, 7 км Велижанского тракта, д.15.

В ходе осмотра при входе на территорию пляжного клуба установлен информационный щит, где указано, что деятельность на территории пляжного клуба осуществляет ООО «Липовое», (ИНН 7202204095, адрес места нахождения: 625031, Тюменская область, город Тюмень, Велижанский тракт 7 км, д. 15).

В частности, установлено, что в помещении объекта общественного питания пляжного бара установлен кассовый аппарат Атол FPrint-22nTK, № 00106307152313, карточка регистрации данной контрольно-кассовой техники в ходе осмотра представлена не была, кроме того на «барной станции» и под барной стойкой была выявлена алкогольная продукция – 16 бутылок, находящаяся в незаконном обороте, в ассортименте:

– винный напиток «Мартини Фиеро», емкостью 1,0 л, крепостью 14,9 %, в количестве 7 штук;

– напиток спиртной на основе рома «Оакхарт ориджинал», 1,0 л, крепостью 35,0 %, в количестве 5 штук;

– виски шотландский купажированный «Бэллс Ориджинал», 1,0 л, 40,0 %, в количестве 3 штук;

– виски купажированный «Бэллс ориджинал» 0,7л, 40,0 %, 1 штука.

При этом часть бутылок, находящаяся на «барной станции» была вскрыта, на них отсутствовала заводская укупорка, бутылки были снабжены дозатором типа «гейзер», подготовлены для реализации (приготовления напитков).

Вышеуказанная алкогольная продукция, находящаяся на объекте общественного питания, была изъята протоколом, о чем сделана отметка в пункте № 5 протокола осмотра от 18.07.2020.

При осуществлении осмотра производилась фото- и видеосъемка на камеру мобильного телефона Honor 8, модель JSN-L21, которая в последующем записана на диск DVD+R «Mirex» и приложена к протоколу.

Так, согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенного на официальном портале Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Российской Федерации (далее - ФСРАР РФ), по адресу: Тюменская область, г.Тюмень, 7 км Велижанского тракта, д. 15, отсутствуют организации с действующей лицензией на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

12.08.2020 в отношении заинтересованного лица составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Указав на осуществление ООО «Липовое» оборота в форме хранения алкогольной продукцией в отсутствие лицензии, департамент обратился в суд с настоящим заявлением.

Требования заявителя удовлетворены, с чем заинтересованное лицо не согласилось, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены или изменения.

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.

Под оборотом алкогольной продукции понимается закупки (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции (пункт 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции; производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции; розничная продажа алкогольной продукции; перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение, поставки и розничная продажа произведенной сельскохозяйственными производителями винодельческой продукции.

Исходя из фактических обстоятельств административного дела, в том числе протокола об административном правонарушении от 12.08.2020 по делу № 182-Ю-14.17/2020, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обществом осуществлялось хранение алкогольной продукции как вид лицензируемой деятельности.

Материалами дела установлено и не оспаривается обществом, что торговую деятельность на территории пляжного клуба осуществляет ООО «Липовое».

При осмотре присутствовали представитель ООО «Липовое» Зюркалов А.А., а также Таран Ефим Вадимович, который согласно пункту 1.2 договора подряда от 17.07.2020 № 01, выполняет обслуживание гостей в баре общества, расположенном на пляже комплекса «Липовое» по адресу: г. Тюмень, ул. Велижанский тракт, д. 15.

При проведении административного расследования у общества на основании определения от 22.07.2020 были истребованы сведения, необходимые для разрешения дела об административном правонарушении.

Так, ООО «Липовое» в лице представителя Зюркалова А.А. были представлены документы:

– карточка регистрации контрольно-кассовой техники Атол FPrint-22nTK№ 0004 5999 6403 4363, заводской номер ККТ-00106307152313. Согласно карточке данный кассовый аппарат принадлежит ООО «Липовое», данная контрольно-кассовая техника используется для продажи подакцизных товаров и зарегистрирована в налоговом органе с 04.07.2020. При проведении осмотра данный кассовый аппарат был установлен в баре, о чем свидетельствуют фото- и видеоматериалы;

– документы, подтверждающие право собственности на здания (сооружения), помещения, земельный участок, на котором расположен и осуществляет свою деятельность пляжный клуб «Липовое», в том числе пляжный бар – выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы общества, согласно которым факт осуществления ООО «Липовое» хранения алкогольной продукции для последующей ее реализации не подтверждается материалами дела, коллегия апелляционного суда отмечает следующее.

Исходя из объяснений Таран Е.В.выявленная алкогольная продукция была им закуплена для личных целей и пронесена на территорию общества 17.07.2020, к объяснению приложены чеки.

Из представленных чеков следует, что была приобретена следующая алкогольная продукция:

– виски купажированный «Бэллс ориджинал», емкостью 0,7 л, 40,0 %, в количестве 5 штук;

– напиток спиртной на основе рома «Оакхарт ориджинал», емкостью 1,0 л, крепостью 35,0 %, в количестве 14 штук;

– винный напиток «Мартини Фиеро», емкостью 1,0 л, крепостью 14,9 %, в количестве 15 штук;

– виски шотландский купажированный «Бэллс Ориджинал», емкостью 0,7 л, 40,0%, в количестве 6 штук;

– ром «Барсело Бланко» емкостью 1,0 л, 37,5%, в количестве 4 штук.

На основании информации с портала ФСРАР РФ административным органом установлено, что выявленная в ходе осмотра бара на пляже ООО «Липовое» 18.07.2020 алкогольная продукция была приобретена в ООО «Метро Кэш энд Керри».

При проведении осмотра было выявлено 16 бутылок из 44 бутылок приобретенных Таран Е.В.

Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции, полагает обоснованным вывод департамента, что разница между закупленной и пронесенной на территорию общества Тараном Е.В. алкогольной продукцией и выявленной в ходе проведения осмотра бара на пляже ООО «Липовое» указывает на оборот алкогольной продукции на территории общества в пляжном баре.

Материалы дела, в том числе – видеозапись осмотра объекта, принадлежащего ООО «Липовое», свидетельствуют о том, что при обнаружении заявителем алкогольной продукции заинтересованным лицом не оспаривались обстоятельства нахождения таковых на «барной станции» и под барной стойкой.

Утверждение общества о том, что реализацию алкогольной продукции ООО «Липовое» не осуществляло, отклоняется судом апелляционной инстанции, как необоснованный исходя из утверждения представителя ООО «Липовое» о том, что Таран Е.В., осуществлял продажу алкогольной продукции от имени общества, следовательно, именно указанное лицо несет ответственность за нахождение алкогольной продукции на данном торговом объекте.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о доказанности осуществленного ООО «Липовое» хранения алкогольной продукции в отсутствие лицензии, что квалифицируется в соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Запрет на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии установлен пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ.

При установленных по настоящему делу обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает установленным факт наличия в действиях ООО «Липовое» события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В рассматриваемом случае вина общества выражается в том, что у ООО «Липовое» имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не представлены заинтересованным лицом.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного КоАП РФ, судом апелляционной инстанций не установлено.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы о нарушении департаментом требований законодательства при производстве административного расследования, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее.

В соответствии с частью 3 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В данном случае основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило обнаружение достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

На основании положений статьи 28.7 КоАП РФ в случае, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения.

Исходя из положений части 3 статьи 28.7 КоАП РФ, на момент вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в распоряжении соответствующего должностного лица имеются только данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В силу части 6 статьи 28.7 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется по окончании административного расследования. Таким образом, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, завершающим административное расследование, и именно в нем фиксируются основные сведения, отражающие сущность совершенного правонарушения и характеризующие лицо, привлекаемое к ответственности, полученные в ходе расследования.

С учетом приведенных положений административного законодательства суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении, департамент в действительности располагал данными о событии правонарушения, тогда как обстоятельства такового и допустившее его лицо установлены в рамках административного расследования, что получило необходимую формализацию при составлении протокола об административном правонарушении от 18.07.2020.

Административное наказание назначено судом первой инстанции в пределах санкции части 3 статьи 14.17 КоАП РФ с учетом всех обстоятельств дела и в пределах давностного срока привлечения к административной ответственности.

Оснований для признания правонарушения малозначительным или замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение не установлено.

Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела не усматривается исключительный характер допущенного обществом административного правонарушения. При этом финансовое положение общества, говорит о том, что деятельность осуществляется и имеется прибыль, согласно представленной ответчиком оборотно-сальдовой ведомости по счету 90 за период 01.01.2020 -17.07.2020 выручка ООО «Липовое» по состоянию на 18.07.2020 составила 8 204 600 руб., тот факт, что ООО «Липовое» состоит в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства, не дает оснований для оценки финансового состояния заинтересованного лица как неблагоприятного.

Частью 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ определено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (статья 3.4 КоАП РФ).

Незаконный оборот алкогольной продукции сопряжен с угрозой жизни и здоровью населения, что, по убеждению апелляционного суда, исключает возможность применения в настоящем случае положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Апелляционная коллегия учитывает, что совершенное обществом административное правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок оборота алкогольной продукцией, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере.

С учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного ООО «Липовое» правонарушения и степени его социальной опасности, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для применения положений части 3.2 статьи 4.1, статьи 4.1.1 КоАП РФ, замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением, назначения наказания в размере менее минимального размера административного штрафа. Доказательств наличия исключительных обстоятельств, способствовавших совершению правонарушения, подателем жалобы в материалы дела не представлено.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что удовлетворив требования заявителя, суд первой инстанции принял по делу законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии со статьей 204 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем судебные расходы по уплате государственной пошлины заинтересованным лицом не понесены, апелляционным судом не распределяются.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Липовое» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.10.2020 по делу № А70-14175/2020 – без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

А.Н. Лотов

Судьи

Н.Е. Иванова

 Н.А. Шиндлер