НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 № 08АП-7569/20

Арбитражный суд

 Западно-Сибирского округа

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тюмень                                                                     Дело № А46-5352/2020

Резолютивная часть постановления объявлена   декабря 2020 года

Постановление изготовлено в полном объеме   декабря 2020 года

Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего                     Малышевой И.А.

судей                                                    Буровой А.А.

                                                             Чапаевой Г.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» на решение от 25.06.2020 Арбитражного суда Омской области  (судья Солодкевич И.М.) и постановление от 16.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Котляров Н.Е., Шиндлер Н.А.) по делу № А46-5352/2020, принятые  по заявлению  федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (ОГРН 1025501246396, ИНН 5506032285) к Управлению Федерального казначейства по Омской области (ОГРН 1025500741530, ИНН 5503029414) о признании недействительным представления от 25.02.2020                    № 52-22-11/1375 в части.

Суд установил:

федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 9 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Омской области» (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Омской области (далее – УФК, Управление казначейства) о признании недействительным представления от 25.02.2020 № 52-22-11/1375 в части пункта 4 и требования по уточнению платежей в федеральный бюджет по данному нарушению (пункт 1 резолютивной части представления).

Решением Арбитражного суда Омской области от 25.06.2020, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда,  заявленное требование оставлено без удовлетворения.

Учреждение (далее также – кассатор) обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и  процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования. Кассатор считает ошибочным вывод судов о том, что спорная сумма дохода от  реализации таксофонных карт, удержания комиссионного вознаграждения и оказания услуг общественного питания получена без привлечения осужденных к труду; указывает, что осужденные привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания, а не по собственному волеизъявлению, следовательно, осужденный к лишению свободы не является стороной трудового договора; трудовой договор с осужденным к лишению свободы не заключается, при привлечении к труду издается приказ о привлечении к оплачиваемому труду, в должностной инструкции определяется круг обязанностей, поручаемых работнику; иных документов, подтверждающих трудоустройство осужденного, действующее законодательство не предусматривает, следовательно, документы, представленные в материалы дела, подтверждают факт принятия непосредственного участия осужденных в деятельности на спорных объектах, от которой получен доход. Кассатор отмечает, что судами не учтено распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.10.2007 № 1499-р «Об утверждении перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных», не приняты во внимание приказы Учреждения, которыми утверждены штатные расписания обслуживающего персонала из числа осужденных (от 06.07.2017 № 114-ОС) и Центра трудовой адаптации осужденных от 28.08.2017 № 401, не установлено то обстоятельство, что объект «Столовая», от деятельности которого получен спорный доход, и подразделение «Столовая», входящее в штатное расписание обслуживающего персонала из числа осужденных,- это разные структурные подразделения.

В отзыве на кассационную жалобу УФК считает доводы Учреждения несостоятельными, а судебные акты – законными и обоснованными, в связи с чем просит оставить их без изменения.

До начала судебного заседания от Управления казначейства поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя, которое удовлетворено кассационным судом.

Учитывая надлежащее извещение о времени и месте проведения судебного заседания лиц, участвующих в деле, кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие их представителей в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя
из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для отмены  или изменения судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Судами установлено и подтверждено материалами дела, что Управлением казначейства проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности Учреждения за период с 01.01.2018 по 31.12.2018, о чем составлен акт от 27.12.2019, в котором отражено, что Учреждением допущено, в том числе, нарушение статьи 160.1, пункта 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пунктов 3.2, 5.9 устава Учреждения.

Из акта ревизии от 27.12.2019 следует, что допущенное нарушение выразилось в том, что доходы Учреждения в сумме 2 243 279,19 руб. (в том числе: от реализации таксофонных карт различного номинала через магазин для родственников осужденных в сумме 524 959 руб., от реализации таксофонных карт различного номинала через работника бухгалтерии в сумме 1 343 434 руб., от удержания комиссионного вознаграждения в сумме 30 535,79 руб., от реализации услуг общественного питания в сумме 344 350,40 руб.) (далее – спорные доходы) не относятся к доходам, полученным от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, тогда как указанные доходы перечислены заявителем в доход федерального бюджета по кодам доходов:

320 114 11000 017000 440 (1 898 928,79 руб.) - средства, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в части реализации готовой продукции;

320 113 01150 017000 130 (344 350,40 руб.) - средства, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в части оказания услуг (работ).

Самостоятельными структурными подразделениями Учреждения - магазином и столовой, предусмотренными приказом Федеральной службы исполнения наказаний России от 27.10.2014, реализуется также продукция и оказываются услуги, не связанные с производственной деятельностью Учреждения (в магазине реализуются единые таксофонные карты различного номинала; в столовой оказываются услуги общественного питания, доходы от которых не относятся к доходам, полученным от привлечения осужденных к оплачиваемому труду).

25.02.2020 Управлением казначейства Учреждению выдано представление № 52/22-11/1375, в пункте 4 которого указано, что в нарушение статьи 160.1, пункта 10 статьи 241 БК РФ, пунктов 3.2, 5.9 устава учреждения заявитель полученные доходы от осуществления приносящей доход деятельности, не связанной с осуществлением собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в общей сумме 2 243 279,19 руб. отразил на лицевом счете администратора доходов Учреждения и направил на финансовое обеспечение осуществления функций Учреждения сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.

В пункте 1 резолютивной части представления указано, что по нарушению, указанному в пункте 4 представления, Учреждению следует уточнить платежи в федеральный бюджет, представив соответствующее уведомление (уведомления) об уточнении вида и принадлежности платежа                  в УФК, в порядке, установленном приказом Федерального казначейства                    от 10.10.2008 № 8н. Уточнение необходимо произвести на закрепленные источники доходов федерального бюджета от приносящей доход деятельности, не связанной с привлечением осужденных к труду, в срок                   до 31.03.2020.

Не согласившись с представлением в указанной части, Учреждение оспорило его в судебном порядке.

Основанием для вынесения представления в оспариваемой части послужил вывод УФК о нарушении Учреждением порядка администрирования доходов в 2018 году, поскольку указанные доходы                    не относятся к доходам, полученным от привлечения осужденных                             к оплачиваемому труду.

Оставляя без удовлетворения заявленное требование, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 6, 41, 161, 241 БК РФ, статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьей 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьями 13, 17, 18 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314, приказом Управления Федеральной службы исполнений наказаний от 05.06.2015
№ 512 «Об осуществлении бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы» (действовал в проверяемый период), во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами пришли к выводу о том, что представление в оспариваемой части соответствует действующему законодательству.

  Суд кассационной инстанции, поддерживая выводы судов двух инстанций, исходит из положений норм материального права, указанных в судебных актах, и фактических обстоятельств.

Частью 10 статьи 241 БК РФ установлено, что доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, в том числе остатки средств федерального бюджета на начало текущего финансового года, образовавшиеся в связи с неиспользованием указанных доходов в отчетном году, в полном объеме зачисляются в федеральный бюджет, отражаются на лицевых счетах получателей бюджетных средств, открытых указанным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, и направляются на финансовое обеспечение осуществления функций указанных казенных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, в частности, штатные расписания обслуживающего персонала Учреждения из числа осужденных, должностные инструкции, принимая во внимание Положение о структурных подразделениях «Столовая» и «Магазин», утвержденные начальником Учреждения 09.01.2018, суды установили следующее:

- в штатное расписание обслуживающего персонала Учреждения из числа осужденных в подразделение «Столовая» введена должность подсобный рабочий 1 разряда (с 01.03.2018), в подразделение «Магазин» введена должность уборщик служебных помещений (с 01.02.2018);

- основной целью структурного подразделения «Столовая» является деятельность по организации общественного питания, продажа полуфабрикатов и отдельных видов продовольственных товаров; задачами подразделения «Магазин» (в регистрах учета данный магазин поименован как магазин для родственников) является организация мероприятий по продаже продукции Учреждения;

- на должность подсобного рабочего в «Столовую» и уборщика в магазин для родственников привлечен осужденный Жебриков О.В., в обязанности которого согласно должностных инструкций входили уборка столовой для сотрудников и магазина для родственников (мытье полов, окон, тары, деталей, изделий), подсобные, вспомогательные, а также погрузочно-разгрузочные работы.

Судами также установлено, что осужденный Будков А.Н. зачислен изготовителем пищевых полуфабрикатов 1 разряда, участка «По изготовлению полуфабрикатов»  с 16.10.2017; с 10.05.2018 Будков А.Н. отчислен с участка «По изготовлению полуфабрикатов» в связи с освобождением, а осужденный Жуманов К.Ж. зачислен изготовителем пищевых полуфабрикатов I разряда участка «По изготовлению полуфабрикатов»; приказами Учреждения от 06.07.2017 и от 02.02.2018 в штатное расписание обслуживающего персонала Учреждения из числа осужденных внесены изменения, с 01.07.2017 и с 01.02.2018 соответственно введена должность уборщика служебных помещений. Согласно должностным инструкциям изготовителей пищевых полуфабрикатов от 16.10.2017 и от 11.05.2018 Будков А.Н. и Жуманов К.Ж. обязаны, помимо участия в кулинарных процессах по изготовлению полуфабрикатов, осуществлять уборку помещений участка по изготовлению полуфабрикатов и магазина для осужденных.

В ходе ревизии УФК установлено, что услуги по общественному питанию в «Столовой» фактически оказывал  вольнонаемный служащий, который трудился в соответствии с утвержденным штатным расписанием.  

Материалами ревизии установлено также следующее: таксофонные карты и товар, реализованный за комиссионное вознаграждение, доходы от которых администрировались Учреждением как доходы от реализации готовой продукции, не являются продукцией Учреждения (им не произведены);    услуги по общественному питанию в «Столовой», доходы от которых администрировались Учреждением как  доход от осуществления собственной производственной деятельности в части оказания услуг (работ), оказаны сотрудникам Учреждения, то есть являются деятельностью по хозяйственному обслуживанию нужд сотрудников Учреждения; привлеченные к труду осужденные (исходя из круга поручаемых им обязанностей) не принимали непосредственного участия в деятельности на  объектах, от которой Учреждением был получен спорный доход.

Оценив  представленные в дело доказательства в совокупности,  суды пришли к правильному выводу о том, что спорные доходы Учреждением получены не от приносящей доход коммерческой деятельности по реализации работ (услуг) собственного производства и без привлечения осужденных к труду, в связи с чем обоснованно оставили заявленное требование Учреждения без удовлетворения.

Доводы Учреждения, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, не опровергают вывод судов, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебных актов.

Поскольку судами установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные отношения,  не допущено нарушений норм процессуального права, оснований для отмены (изменения) судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа

постановил:

решение от 25.06.2020 Арбитражного суда Омской области и постановление от 16.09.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу
№ А46-5352/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий                                     И.А. Малышева

Судьи                                                                  А.А. Бурова

                                                                            Г.В. Чапаева