НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2021 № 08АП-2278/2021

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

07 мая 2021 года

                                              Дело №   А75-19375/2020

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,

рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2278/2021) общества с ограниченной ответственностью «Сургутская энергосбытовая компания» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.02.2021 по делу № А75-19375/2020 (судья Чешкова О.Г.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628416, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, <...>) к обществу с ограниченной ответственностью «Сургутская энергосбытовая компания» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628416, ХМАО-Югра, <...>) о взыскании причиненного ущерба в размере 38 328 руб. 39 коп.,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее – истец, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сургутская энергосбытовая компания» (далее – ООО «Сургутэнергосбыт», общество, ответчик) о взыскании причиненного ущерба в размере 38 328 руб. 39 коп.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.02.2021 по делу № А75-19375/2020исковые требования удовлетворены частично. С  ООО «Сургутэнергосбыт» в пользу Управления взыскан ущерб в размере 8 517 руб. 42 коп. Этим же судебным актом с ООО «Сургутэнергосбыт» в федеральный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 2 000 руб.

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Управления, признал обоснованными требования истца в части взыскания переплаты за 2 месяца (август и сентябрь 2018 года) в общей сумме 8 517 руб. 42 коп. Отказывая в удовлетворении требований в оставшейся части, исходил из того, что в последующие месяцы (с октября 2018 года по апрель 2019 года)истец должен был обладать и располагал надлежащими сведениями о работе пенсионера ФИО1

Возражая против вынесенного судебного акта, ООО «Сургутэнергосбыт» в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.

В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что судом не исследовалось решение Пенсионного фонда о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),которым ФИО1 была назначена индексация пенсии как неработающему пенсионер.

По мнению подателя жалобы, выводы суда о правомерности требований заявителяо взыскании переплаты пенсии за август 2018 года и сентябрь 2018 года,которые должны были быть произведены в октябре 2018 года, являются ошибочными, так как 10.10.2018 ООО «Сургутэнергосбыт» представило Управлению сведения по форме СЗВ-М за сентябрь о ФИО1 как о работающем пенсионере.            Судом не исследованы обстоятельства того, что ФИО1, на момент предоставления сведений по форме СЗВ-М за август 2018 года, являясь генеральным директором Общества, был подписантом данных сведений и не мог не знать о неполном отражении сведений в форме СЗВ-М.

Просительная часть жалобы также содержит ходатайство об истребовании у Управления решения об индексации страховой пенсии ФИО1 как неработающему пенсионеру с 01.08.2018.

От Управления поступили возражения на апелляционную жалобу.

В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 335.1 ГПК РФ, статьей 272.1 АПК РФ.

В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. В то же время правила частей первой и второй статьи 232.4 ГПК РФ, абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 АПК РФ не применяются.

С учетом приведенных положений настоящая апелляционная жалоба рассматривается без вызова лиц, участвующих в деле, с извещением их посредством размещения соответствующих сведений на официальном интернет-сайте суда.

Рассмотрев апелляционную жалобу, возражения на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

11.09.2018 ООО «Сургутэнергосбыт» представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2018 года на 1 застрахованное лицо.

05.03.2019 обществом представлена дополняющая форма СЗВ-М за август 2018 года на 42 застрахованных лица, в том числе на ФИО1 (работающего пенсионера, 18.01.1949 рождения), несвоевременное представления сведений повлекло за собой индексацию пенсии ФИО1 как неработающему пенсионеру, образовалась переплата пенсии у ФИО1 в сумме  38 328 руб. 39 коп.

Из пояснений Управления следует, что не получив сведения о работе ФИО1 за август 2018 года, Управление загрузило сведения о прекращении трудовой деятельности в октябре 2018 года, выплата пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру произведена в ноябре 2018 года.Поскольку сведения в отношении ФИО1 как о работающем пенсионере были представлены в Управление только 05.03.2019, то загружены на индивидуальные лицевой счет в апреле 2019 года, тем самым выявлены нарушения по предоставлению сведений ООО «Сургутэнергосбыт».

Управление ссылается на то, что при выплате ФИО1 страховой пенсии с учетом индексации размера фиксированной выплаты к ней и корректировки размера страховой пенсии за август 2018 года не допустило счетной ошибки, в связи с чем полагает, что имеется совокупность условий, необходимая для возложения на ООО «Сургутэнергосбыт» мер ответственности в виде взыскания убытков в пользу Управления, а именно: противоправность действий (бездействия) ООО «Сургутэнергосбыт», наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между действиями ООО «Сургутэнергосбыт» и возникшими у Управления убытками.

10.10.2019 Управление направило уведомление в ООО «Сургутэнергосбыт» о необходимости возместить указанную переплату в течение 30 дней с момента получения письма.

В адрес Управления от ООО «Сургутэнергосбыт» поступил ответ на уведомление № 1920 от 23.10.2019, со ссылкой общества на то, что решением от 22.04.2019 отказано в привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

ФИО1 перечислялась проиндексированная пенсия (16.11.2018 в сумме 34 635 руб. 70 коп. за ноябрь 2018 года; 16.11.2018 в сумме 12 776 руб. 13 коп. доплата за август 2018 года, сентябрь 2018 года, октябрь 2018 года; 18.12.2018 в сумме 34 635 руб. 70 коп. за декабрь 2018 года; 18.01.2019 в сумме 34 635 руб. 70 коп. за январь 2019 года; 18.02.2019 в сумме 34 635 руб. 70 коп. за февраль 2019 года; 18.03.2019  в сумме 34 635 руб. 70 коп. за март 2019 года, 18.04.2019  в сумме 34 635 руб. 70 коп. за апрель 2019 года).

Поскольку на момент подачи искового заявления денежные средства от ООО «Сургутэнергосбыт» в бюджет Пенсионного фонда не поступили, каких-либо действий по возмещению причиненного вреда в добровольном порядке ООО «Сургутэнергосбыт» не предприняло, Управление обратилось в суд с настоящим иском.

11.02.2021 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял решение, обжалуемое Управлением в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его изменения.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытком понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Порядок и условия возмещения причиненного ущерба установлены главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации.

Согласно пунктам 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации); при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Для взыскания убытков истец должен доказать совокупность обстоятельств: наличие убытков и их размер, вину причинителя вреда, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действием (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действием (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).

В отсутствие хотя бы одного из указанных условий обязанность лица возместить причиненный вред не возникает.

Таким образом, истец, требуя возмещения убытков, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать наличие всех указанных элементов ответственности в их совокупности.

Сложившиеся правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее -  Закон № 400-ФЗ), Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее -  Закон № 27-ФЗ), Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Частью 6 статьи 16 Закона № 400-ФЗ установлено, что размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии ежегодно корректируется с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год.

Как следует из положений Федерального закона от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», вступившим в силу с 01.01.2016, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу, индексации подлежат страховые пенсии только неработающим пенсионерам.

Согласно пункту 1 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с пунктом 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 400-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ).

Частью 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1 - 3 названной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.

Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Данные сведения представляются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Об утверждении формы «Сведения о застрахованных лицах».

В силу части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по каждому отдельному периоду - месяцу на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за этот отчетный период. При этом у Пенсионного фонда отсутствуют полномочия и обязанность по проверке факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы каким-либо иным способом, не предусмотренным действующим законодательством.

Согласно части 7 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

По смыслу указанных норм, в случае, если сведения о конкретном застрахованном лице (являющемся также получателем пенсии) страхователем в срок не представлены, такое лицо считается прекратившим работу, и, соответственно, выплата пенсии производится ему с учетом индексации как неработающему пенсионеру в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Частью 8 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ установлено, что в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-ФЗ, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения (часть 5 статьи 28 Закона № 400-ФЗ).

Таким образом, страхователю надлежит возместить Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством, в случае, если им представлены недостоверные сведения, что повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Из приведенных выше норм следует, что сведения о том, осуществляет ли пенсионер работы и (или) иную деятельность, Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору или заключивших договоры гражданско-правового характера, по форме СЗВ-М.

Исходя из части 4 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на Пенсионный фонд (в данном случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании форм СЗВ-М, которые, в свою очередь, ежемесячно обязан представлять страхователь (в данном случае ответчик).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 885н утверждены Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила).

Согласно пункту 84 Правил выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим) работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законом № 167-ФЗ, производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Закона № 400-ФЗ.

Из пункта 85 Правил следует, что определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Пунктом 86 Правил предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 Закона № 400-ФЗ, осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

При прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 9 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 настоящей статьи.

В соответствии с частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Пунктом 88 Правил установлено, что в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Закона № 400-ФЗ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 Правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил).

Согласно пункту 101 Правил излишне выплаченные пенсионеру суммы пенсии в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, определяются за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором возникло обстоятельство, являющееся основанием для прекращения выплаты пенсии в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 Закона № 400-ФЗ, по дату устранения указанного обстоятельства включительно.

В качестве основания излишней выплаты пенсионеру ФИО1 страховой пенсии истцом указано на обстоятельства того, что 11.09.2018 ООО «Сургутэнергосбыт» представило сведения по форме СЗВ-М (исходная) за август 2018 года на 1 застрахованное лицо. 05.03.2019 обществом  была представлена дополняющая форма СЗВ-М за август 2018 года на 42 застрахованных лица, в том числе на ФИО1 Несвоевременное представление сведений повлекло за собой индексацию пенсии ФИО1 как неработающему пенсионеру, образовалась переплата пенсии в сумме  38 328 руб. 39 коп. за период с августа 2018 по апрель 2019 года.

Из пояснений Управления также следует, что не получив сведения о работе ФИО1 за август 2018 Управление загрузило сведения о прекращении трудовой деятельности в октябре 2018 года, выплата пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру произведена в ноябре 2018 года.Поскольку сведения в отношении ФИО1 как о работающем пенсионере были представлены в Управление только 05.03.2019, то загружены на индивидуальные лицевой счет в апреле 2019 года, тем самым выявлены нарушения по предоставлению сведений ООО «Сургутэнергосбыт».

Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требования Управления, исходил из того, что из пояснений сторон и материалов дела следовало, что сведения по форме СЗВ-М, включая сведения о ФИО1 как работающем пенсионере, предоставлялись ООО «Сургутэнергосбыт» за период с сентября 2018 года (были представлены 10.10.2018) и по апрель 2019 года своевременно и без замечаний. Соответственно, с октября 2018 года и по апрель 2019 года истец располагал надлежащими сведениями о работе пенсионера ФИО1, в силу чего в указанной части требований истца отказано, требования в части взыскания переплаты за 2 месяца (август и сентябрь 2018 года) в общей сумме 8 517 руб. 42 коп. удовлетворены.

В апелляционной жалобе ООО «Сургутэнергосбыт» оспаривает выводы суда, указывает на то, что судом не исследовалось решение Пенсионного фонда о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),которым ФИО1 была назначена индексация пенсии как неработающему пенсионер. Просительная часть жалобы также содержит ходатайство об истребовании у Управления решения об индексации страховой пенсии ФИО1 как неработающему пенсионеру с 01.08.2018.

Суд апелляционной инстанции принимает во внимание указанный довод ответчика и усматривает основания для изменения решения суда, исходя из следующего.

Судом апелляционной инстанции установлено, что решение об индексации пенсии страховой пенсии ФИО1 как неработающему пенсионеру в виде отдельного документа Управление не принималось.

Однако, из представленной в материалы дела выписки о состоянии вклада ФИО1 за период с 01.08.2018 по 12.09.2019 и расчета излишне выплаченных гражданину сумм пенсии следует, что ежемесячная сумма переплат составляла 4 258 руб. 71 коп., фактически решение об индексации было принято 15.10.2018 (произведена первая капитализация).

Между тем, как было правомерно установлено судом первой инстанции, ООО «Сургутэнергосбыт» предоставило сведения о ФИО1 как работающем пенсионере за сентябрь 2018 года 10.10.2018, то есть по состоянию на 15.10.2018 Управление уже обладало сведениями о ФИО1 как о работающем пенсионере.

Из выписки о состоянии вклада ФИО1 за период с 01.08.2018 по 12.09.2019 следует, что в августе и сентябре 2018 года ФИО1 начислялась пенсия без учета индексации (в размере 30 376 руб. 99 коп.).

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются основой, но не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного основания для индексации пенсии при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления.

Управление в силу положений статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии могло и обязано было осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем.

По состоянию на 15.10.2018 (решение об индексации пенсии) располагало сведениями о ФИО1 как о работающем пенсионере, так как 10.10.2018 корректные сведения были предоставлены ответчиком, однако их не учло, дополнительную проверку не провело.

Ссылки Управления на технологические особенности процесса обработки форм отчетности в автоматизированном режиме, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку указанные внутриорганизационные проблемы Управления не могут быть переложены на сторону ответчика.

Таким образом, основания для удовлетворения требований истца за август и сентябрь 2018 года отсутствуют, равно как и отсутствуют основания для взыскания с ответчика ущерба за более поздний период (с октября 2018 года по апрель 2019 года).

С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.02.2021 по делу № А75-19375/2020 подлежит  изменению с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, подпунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сургутская энергосбытовая компания» удовлетворить, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.02.2021 по делу № А75-19375/2020  изменить, изложив его в следующей редакции:

«В удовлетворении заявления государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сургуте Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) к обществу с ограниченной ответственностью «Сургутская энергосбытовая компания» о взыскании причиненного ущерба в размере 38 328 руб. 39 коп. отказать в полном объеме».

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановленияв полном объеме по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Судья

Н.А. Шиндлер