НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.12.2020 № 08АП-10436/20

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

02 декабря 2020 года

                                                      Дело №   А46-13467/2018

Резолютивная часть постановления объявлена  01 декабря 2020 года.

Постановление изготовлено в полном объеме  декабря 2020 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,

судей  Брежневой О.Ю., Смольниковой М.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания  Омаровой Б.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-10436/2020 ) Банка ВТБ (публичное акционерное общество) на определение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу       № А46-13467/2018 (судья Горбунова Е.А.), вынесенное по результатам рассмотрения проекта плана реструктуризации долгов, в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Ткача Виктора Викторовича,

в отсутствие лиц, участвующих в споре,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Омской области от 16.10.2018 (резолютивная часть объявлена 09.10.2018) ФИО1 (далее – ФИО1, должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура реализации имущества гражданина, финансовым управляющим должника утверждена ФИО2 (далее - финансовый управляющий имуществом должника).

Определением Арбитражного суда Омской области от 09.02.2020 удовлетворено ходатайство ФИО1 о прекращении процедуры реализации имущества гражданина и переходе к процедуре реструктуризации долгов, в отношении ФИО1 введена процедура реструктуризации долгов гражданина; финансовым управляющим имуществом ФИО1 на период процедуры реструктуризации долгов утверждена ФИО2

19.05.2020 в материалы дела поступил протокол от 14.05.2020 № 1 собрания кредиторов должника с приложениями.

Согласно представленному протоколу на собрании кредиторов должника Банк ВТБ (публичное акционерное общество) (далее – Банк ВТБ (ПАО), кредитор, Банк), обладающий 96,737% голосов, проголосовал против утверждения плана реструктуризации долгов.

В представленном проекте плана реструктуризации (редакция 1), предложенном должником, учтена задолженность в размере 3 935 399 руб. 48 коп. (без учета задолженности по выплате алиментов), в том числе:

1) обязательства, обеспеченные залогом имущества должника, на сумму 3 267 476 руб. 58 коп.: Банк ВТБ (ПАО) - 1 652 836 руб. 72 коп. (42% от общей суммы задолженности); ФГКУ «Росвоенипотека» - 1 614 639 руб. 86 коп. (41,03% от общей суммы задолженности);

2) обязательства, обеспеченные залогом имущества должника, на сумму 667 922 руб. 90 коп.: АО «Кредит Европа Банк» - 75 635 руб. 21 коп. (1,92% от общей суммы задолженности); Банк ВТБ (ПАО) – 592 287 руб. 69 коп. (15,05% от общей суммы задолженности).

По расчету должника, приведенному в проекте плана реструктуризации, при реализации заложенного имущества требования кредиторов, обеспеченных залогом, будут погашены в размере 82,94%; остальные требования погашены не будут, ввиду отсутствия иного имущества у должника.

Согласно представленному проекту плана реструктуризации сумма, подлежащая направлению на погашение задолженности, составит 11 333 руб. 35 коп. ежемесячно (начиная со второго месяца реструктуризации), из которых АО «Кредит Европа Банк» - 1 283 руб. 66 коп., Банк ВТБ (ПАО) – 10 049 руб. 69 коп. (по кредитным договорам от 03.04.2017 <***>, от 19.09.2015 № 625/0040-0370823, от 25.04.2017                   № 633/0040-0603119).

План реструктуризации рассчитан на 36 месяцев, по окончании которого, согласно представленному графику платежей, задолженность перед кредиторами, чьи требования не обеспечены залогом имущества должника, будет погашена в полном объеме.

Относительно требований, обеспеченных залогом имущества должника, исходя из представленного плана, предлагается осуществлять гашение задолженности в соответствии с первоначальным графиком погашения по кредитному договору от 23.01.2017 <***>, за счет средств федерального бюджета Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно -ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

В ходе рассмотрения дела по существу должником представлен уточненный план реструктуризации долгов (редакция 2).

В представленном проекте плана реструктуризации (редакция 2), предложенном должником, учтена задолженность в размере 3 935 399 руб. 48 коп. (без учета задолженности по выплате алиментов), в том числе:

1) обязательства, обеспеченные залогом имущества должника, на сумму 3 267 476 руб. 58 коп.: Банк ВТБ (ПАО) - 1 652 836 руб. 72 коп. (42% от общей суммы задолженности); ФГКУ «Росвоенипотека» - 1 614 639 руб. 86 коп. (41,03% от общей суммы задолженности);

2) обязательства, обеспеченные залогом имущества должника, на сумму 667 922 руб. 90 коп.: АО «Кредит Европа Банк» - 75 635 руб. 21 коп. (1,92% от общей суммы задолженности); Банк ВТБ (ПАО) – 592 287 руб. 69 коп. (15,05% от общей суммы задолженности).

По расчету должника, приведенному в проекте плана реструктуризации, при реализации заложенного имущества требования кредиторов, обеспеченных залогом, будут погашены в размере 82,94%; остальные требования погашены не будут, ввиду отсутствия иного имущества у должника.

Согласно представленному проекту плана реструктуризации сумма, подлежащая направлению на погашение задолженности, составит 15 833 руб. 31 коп. ежемесячно (начиная со второго месяца реструктуризации), из которых АО «Кредит Европа Банк» - 1 793 руб. 62 коп., Банк ВТБ (ПАО) – 14 039 руб. 89 коп. (по кредитным договорам от 03.04.2017 <***>, от 19.09.2015 № 625/0040-0370823, от 25.04.2017                           № 633/0040-0603119).

План реструктуризации рассчитан на 24 месяца, по окончании которого, согласно представленному графику платежей, задолженность перед кредиторами, чьи требования не обеспечены залогом имущества должника, будет погашена в полном объеме.

Относительно требований, обеспеченных залогом имущества должника, исходя из представленного плана, предлагается осуществлять гашение задолженности в соответствии с первоначальным графиком погашения по кредитному договору от 23.01.2017 <***> за счет средств федерального бюджета Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Определением Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу                         № А46-13467/2018 (далее – обжалуемое определение) утвержден план реструктуризации долгов гражданина ФИО1 в редакции № 2, предложенной должником. Суд обязал финансового управляющего не позднее, чем за месяц до истечения установленного срока исполнения плана реструктуризации долгов гражданина представить в арбитражный суд отчет о результатах исполнения гражданином утвержденного арбитражным судом плана реструктуризации долгов с приложением копий документов, подтверждающих погашение требований кредиторов, доказательства направления отчета кредиторам, требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина.

Не соглашаясь с вынесенным определением, с апелляционной жалобой обратился Банк ВТБ (ПАО), просил обжалуемое определение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать ФИО1 в удовлетворении заявления об утверждении плана реструктуризации долгов, признать ФИО1  несостоятельным (банкротом), ввести процедуру реализации имущества должника.

В обоснование жалобы её заявитель указал, что:

- условия плана реструктуризации гражданина не предполагают удовлетворение требований залогового кредитора Банка «ВТБ» (ПАО) в размере существенно большем, чем он мог бы получить в результате незамедлительной реализации имущества гражданина и распределения среднемесячного дохода должника за шесть месяцев;

- указание в кредитном договоре на погашение кредита в соответствии с общими условиями кредитования путем перечисления со специального счета                                ФГКУ «Росвоенипотека» либо со счета заёмщика или третьего лица означает лишь определение источника финансирования, но не влечет возложения обязательств по кредитному договору на учреждение и не освобождает заёмщика от исполнения обязательств;

- обязательство по возврату займа, полученного должником от Банка «ВТБ» (ПАО) 21.02.2017, возникло у должника с 22.02.2017, то есть требования не являются текущими, а подлежат включению в реестр требований кредиторов должника.

Законодательство устанавливает приоритет удовлетворения требований иного кредитора, нежели Российская Федерация, в случае нахождения в залоге жилого помещения одновременно у Банка и Российской Федерации;

- непогашение задолженности перед Банком в полном объеме по истечении срока, предусмотренного планом реструктуризации, а также акцессорного (залогового) обязательства может привести к необратимому нарушению прав и законных интересов кредитора;

- обращение должника с настоящим заявлением направлено на сохранение за должником права пользования имуществом, находящимся в залоге.

Стороны, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили. На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся участников арбитражного процесса.

Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения обжалуемого определения.

Согласно статье 32  Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ                                  «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 АПК РФ дела о банкротстве граждан, в том числе, индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

В силу положений пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, регулируются параграфами 1.1 и 4 главы X Закона о банкротстве, а при отсутствии специальных правил, регламентирующих особенности банкротства этой категории должников, - главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI Закона о банкротстве.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве предусмотрено, что план реструктуризации долгов гражданина может быть представлен в отношении задолженности гражданина, соответствующего следующим требованиям: гражданин имеет источник дохода на дату представления плана реструктуризации его долгов; гражданин не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство; гражданин не признавался банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов; план реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течение восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

В статье 213.15 Закона о банкротстве приведен перечень документов, которые должны быть представлены приложением к плану реструктуризации.

Порядок представления плана реструктуризации долгов гражданина установлен статьей 213.12 Закона о банкротстве.

В соответствии с пунктом 12 статьи 213.8 Закона о банкротстве принятие решения об утверждении или об отказе в утверждении плана реструктуризации долгов гражданина относится к исключительной компетенции собрания кредиторов. После одобрения собранием кредиторов план реструктуризации утверждается арбитражным судом (пункт 1 стать 213.17 Закона о банкротстве).

Согласно протоколу собрания кредиторов должника от 14.05.2020 № 1 план реструктуризации долгов ФИО1 не одобрен кредиторами.

В силу пункта 4 статьи 213.17 Закона о банкротстве, в случае, если собранием кредиторов не одобрен план реструктуризации долгов гражданина, арбитражный суд вправе утвердить этот план при условии, что его реализация позволяет полностью удовлетворить требования конкурсных кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества гражданина, иные требования конкурсных кредиторов и требования уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов, в размере существенно большем, чем конкурсные кредиторы и (или) уполномоченный орган могли бы получить в результате немедленной реализации имущества гражданина и распределения его среднемесячного дохода за шесть месяцев, и указанный размер составляет не менее чем пятьдесят процентов размера требований таких кредиторов и уполномоченного органа.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» от 13.10.2015 (далее - Постановление № 45), суд, рассматривающий дело о банкротстве, утверждает план реструктуризации долгов (как одобренный, так и не одобренный собранием кредиторов) только в том случае, если он одобрен должником, поскольку должник является непосредственным его участником и исполнение плана обычно осуществляется им самим, а также поскольку должник обладает наиболее полной информацией о своем финансовом состоянии и его перспективах. Одобрение плана должником может быть выражено как в форме письменного заявления (абзац 7 пункта 1 статьи 213.15 Закона о банкротстве), так и сделано устно в ходе судебного заседания по рассмотрению вопроса об утверждении плана. В последнем случае факт одобрения плана должником отражается в протоколе судебного заседания.

Согласно пункту 33 Постановления № 45 максимальный срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать трех лет со дня вынесения судом определения об утверждении плана. В том случае если по условиям плана реструктуризации долгов срок его реализации составляет менее трех лет, то по заявлению должника, с учетом мнения конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, этот срок может быть продлен судом, но не более чем до трех лет (пункт 2 статьи 213.14 и пункт 6 статьи 213.20 Закона о банкротстве).

В соответствии с пунктом 34 Постановления № 45 суд не утверждает план реструктуризации долгов, если по окончании срока его реализации должник в будущем не сможет рассчитываться с теми кредиторами, срок исполнения обязательств перед которыми не наступил (например, если не имеющий стабильного дохода должник передает все основное имущество кредиторам, срок исполнения обязательств перед которыми наступил).

Как усматривается из материалов дела, требования кредиторов первой и второй очереди реестра требований кредиторов отсутствуют, требования кредиторов третьей очереди составляют 2 320 759 руб. 62 коп., из которых:

требования Банка «ВТБ» (ПАО) в размере 1 652 836 руб. 72 коп. обеспечены залогом имущества должника;

требования АО «Кредит Европа Банк» в размере 75 635 руб. 21 коп. (без обеспечения залогом имущества должника);

требования Банка «ВТБ» (ПАО) в размере 589 596 руб. 48 коп. (без обеспечения залогом имущества должника);

 требования Банка «ВТБ» (ПАО) в размере 2 691 руб. 21 коп. (пени).

Определением Арбитражного суда Омской области от 09.10.2019 требование федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» сумме  1 614 639 руб. 86 коп. к ФИО1 признано обоснованным и подлежащим удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после погашения требований кредиторов, включенных в реестр, как требование, обеспеченное залогом имущества должника.

Во исполнение требований статьи 213.15 Закона о банкротстве к плану реструктуризации долгов ФИО1 (редакция 1), представленному собранию кредиторов (редакция 1) приложены:

1) заявление ФИО1 о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии гражданина требованиям, установленным статьей 213.13 Закона о банкротстве, от 07.05.2020;

2) справка об отсутствии судимости и факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования от 07.05.2020 № 055/24150-Е;

3) кредитный отчет, полученный из бюро кредитных историй, на 12.11.2019;

4) сведения об источниках дохода гражданина за шесть месяцев, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов (справка от 27.04.2020 № 128, справки о доходах по форме 2-НДФЛ за 2019 год и январь-апрель 2020 года);

5) документы, подтверждающие наличие/отсутствие имущества и имущественных прав гражданина: сведения о наличии счетов и иной информации     ПАО Сбербанк от 30.04.2020, согласно которым ценные бумаги, акции у должника отсутствуют;

ответ ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» от 13.02.2020 № 10 об отсутствии у должника результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, ответ УМВД России по Омской области от 26.03.2020                     № 19-1/3084;

справка БУ Омской области «Омский центр кадастровой оценки и технической документации» от 11.03.2020 № 829703 согласно которой ФИО1 в числе собственников объектов недвижимости на территории Омской области не значится, право бесплатной приватизации жилого помещения не использовал, ранее в числе собственников объектов недвижимости не значился;

ответ Гостехнадзора Омской области от 10.03.2020 № 20 об отсутствии зарегистрированных тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов, зарегистрированных на имя ФИО1;

ответ Межрайонной ИФНС России № 12 по Омской области от 10.03.2020 № 06- 21/09750@, в соответствии с которым отсутствуют сведения о принадлежащих ФИО1 долях (паях) в уставных капиталах каких-либо юридических лиц;

выписка из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты от 11.02.2020 № 00-00-4001/5025/2020- 64390, согласно которой в собственности у ФИО1 находится жилое помещение, по адресу <...>, площадью 62,9 кв.м. (зарегистрирована ипотека в силу закона, номер регистрации 55:36:000000:50279-55/001/2017-4).

Дополнительно к доработанному проекту плана реструктуризации (редакция 2) должником представлены: заявление о достоверности и полноте прилагаемых документов, соответствии гражданина требованиям, установленным статьей 213.13 Закона о банкротстве, от 11.06.2020; выписки по банковским счетам, письмо ФГКУ «Росвоенипотека». 27.07.2020 в материалы дела поступила справка финансового управляющего об отсутствии текущей задолженности.

План реструктуризации (редакция 2), предложенный должником, рассчитан на 24 месяца, с погашением общей суммы задолженности равными платежами (за исключением первого месяца исполнения плана).

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 49 с ФИО1 взысканы алименты на содержание несовершеннолетних детей (ФИО3, ФИО4) в размере 1/3 части всех видов заработка и (или) доходов ежемесячно.

Должник не судим, в отношении него отсутствуют сведения о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования (справка от 07.05.2020 № 055/24150-Е).

Данные о банкротстве должника в течение последних пяти лет, а также об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности в материалах дела отсутствуют.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ФИО1 проходит военную службу по контракту в войсковой части 7543 с 14.09.2017 по настоящее время, имеет постоянный ежемесячный доход, состоящий из денежного довольствия и пенсии (денежной выплаты (ветеран боевых действий).

Согласно сведениям, представленным финансовым управляющим, на 04.06.2020 на счет должника поступили денежные средства (денежное довольствие военнослужащих) в общей сумме 264 647 руб. 16 коп.

В соответствии со справкой Пенсионного Фонда Российской Федерации от 11.03.2020 № АФ-1-1958к ФИО1 является получателем ежемесячной денежной выплаты (ветеран боевых действий) в размере 3 062 руб.

Сумма пенсионных выплат на расчетном счете должника на 04.06.2020 составляет 23 275 руб. 99 коп.

В собственности должника имеется жилое помещение с кадастровым номером 55:36:000000:50279, площадью 62.9 кв. м., на праве собственности, по адресу: <...> (зарегистрирована ипотека в силу закона, номер регистрации 55:36:000000:50279-55/001/2017-4).

За период процедуры банкротства должника сформирована конкурсная масса в размере 287 923 руб. 15 коп. (23 275 руб. 99 коп. - ежемесячная денежная выплата (ветеран боевых действий), 264 647 руб. 16 коп. - денежное довольствие военнослужащих), а также от ФГКУ «Росвоенипотека» в счет погашения кредитных обязательств, обеспеченных ипотекой жилого помещения, поступили денежные средства в размере 510 496 руб. 31 коп.

Общий размер требований кредиторов должника:

по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника составляют 3 267 476 руб. 58 коп. (Банк ВТБ (ПАО) - 1 652 836 руб. 72 коп. (42% от общей суммы задолженности); ФГКУ «Росвоенипотека» - 1 614 639 руб. 86 коп. (41,03% от общей суммы задолженности);

по обязательствам, не обеспеченным залогом имущества должника составляют 667 922 руб. 90 коп.

Предполагаемая сумма к получению кредиторами в ходе реализации плана реструктуризации долгов составляет 667 922 руб. 90 коп. (100 % по обязательствам, не обеспеченным залогом имущества должника).

Согласно представленному плану реструктуризации, имеющаяся в конкурсной массе сумма денежных средств в размере 287 923 руб. 15 коп. будет направлена на погашение задолженности по обязательствам, не обеспеченным залогом имущества должника, оставшаяся сумма в размере 378 999 руб. 75 коп. будет погашена должником в течение 24 месяцев.

Планом реструктуризации предусмотрены графики расчетов с кредиторами по каждому кредитному договору:

Таблица 6. График расчетов с АО «Кредит Европа Банк» (страницы 7-8 обжалуемого судебного акта),

Таблица 7.1. График расчетов с Банк ВТБ (ПАО) по кредитному договору от 03.04.2017 <***> (страницы 8-9 обжалуемого судебного акта),

Таблица 7.2. График расчетов с Банк ВТБ (ПАО) по кредитному договору от 19.09.2015 № 625/0040-0370823 (страницы 9-10 обжалуемого судебного акта),

Таблица 7.3. График расчетов с Банк ВТБ (ПАО) по кредитному договору от 25.04.2017 № 633/0040-0603119 (страница 10-11 обжалуемого судебного акта).

Разделом 4.2 Плана реструктуризации предусмотрено положение о том, что погашение задолженности по кредитному договору от 23.01.2017 <***> будет осуществляться в соответствии с первоначальным графиком погашения по кредитному договору от 23.01.2017 <***> - Федеральным государственным казенным учреждением «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих».

Суд первой инстанции, утверждая предложенный должником план реструктуризации задолженности в редакции № 2, установил, что у ФИО1 есть источник дохода, он не имеет неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики и до даты принятия заявления о признании гражданина банкротом истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство. ФИО1 соответствует требованиям, установленным статьей 213.13 Закона о банкротстве для утверждения плана реструктуризации долгов гражданина; из материалов дела следует наличие возможности восстановления платежеспособности должника; у залогового кредитора отсутствует какой-либо риск, так как он вправе при прекращении поступления платежей от ФГКУ «Росвоенипотека» требовать отмены плана реструктуризации и обращения взыскания на залоговое имущество; представленный должником план реструктуризации долгов (редакция 2) права Банка не нарушает.

Соглашаясь с изложенными выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции принимает во внимание нижеследующее.

Как усматривается из материалов дела, на основании кредитного договора от 23.01.2017 <***> Банк ВТБ 24 (ПАО) предоставил ФИО1 (участнику накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих) денежные средства в сумме 1 838 507 руб. на 146 месяцев с взиманием за пользование кредитом 12,1 % годовых для целевого использования: приобретения в индивидуальную собственность предмета ипотеки (квартира, расположенная по адресу: <...>).

23.01.2017 между ФИО1 и ФГКУ «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечение военнослужащих» заключен договор целевого жилищного займа № 1611/00246765, предоставляемого участнику накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих для погашения первоначального взноса при получении ипотечного кредита и погашения обязательств по ипотечному кредиту <***> от 23.01.2017, по условиям которого ФГКУ «Росвоенипотека» предоставило ФИО1 целевой жилищный заём за счет накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именном накопительном счете ФГКУ «Росвоенипотека».

Целевой жилищный заём предоставлен на период прохождения участником накопительно - ипотечной системы военной службы.

Согласно статье 14 Федерального закона от 20.08.2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» целевой жилищный заем предоставляется на период прохождения участником накопительно-ипотечной системы военной службы и является беспроцентным в этот период.

В силу положений Федерального закона «О накопительно - ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» целевой жилищный заем предоставляется на погашение обязательств по ипотечному кредиту (займу) в соответствии с графиком погашения этого кредита (займа), определенным соответствующим договором, а также на досрочное полное (частичное) погашение кредита (займа).

Источником предоставления участнику накопительно - ипотечной системы целевого жилищного займа являются накопления для жилищного обеспечения, учтенные на именном накопительном счете участника (части 5 и 6 статьи 14 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»).

Согласно кредитному договору <***> от 23.01.2017, заключенному Банком и должником, заемщик дает кредитору согласие (заранее данный акцепт) на периодическое исполнение требований (в том числе платежных требований) кредитора по уплате платежей, предусмотренных подпунктами 5.3.2, 5.3.3, 535.1 Правил, в погашение кредита со счета целевого жилищного займа, с карточного счета (при наличии) и с текущего счета, а также дает кредитору поручение на осуществление операций, предусмотренных пунктом 5.3.4 Правил, в соответствии с условиями договора в сумме, соответствующей требованию кредитора.

При этом списание денежных средств в счет периодического исполнения текущих обязательств по возврату основного долга и уплате процентов по кредиту со счетов заемщика, открытых у кредитора, за исключением счета целевого жилищного займа и текущего счета, может быть осуществлено только после исключения заемщика из реестра участников накопительно - ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.

В соответствии с указанными договорами ФГКУ «Росвоенипотека» перечисляет в счет погашения задолженности ФИО1 денежные средства Банку ВТБ (ПАО).

Согласно справке по текущему счету должника за период процедуры реализации имущества должника и реструктуризации долгов (по состоянию на 23.06.2020) сумма, перечисленная ФГКУ «Росвоенипотека», составила 510 496 руб. 31 коп.

В материалы дела должником представлено письмо ФГКУ «Росвоенипотека», согласно которому исполнение обязательств по договору целевого жилищного займа Учреждением не прекращалось.

Таким образом, правомерны выводы суда первой инстанции о том, что отсутствует факт нарушения графика поступления денежных средств от                           ФГКУ «Росвоенипотека», что также не опровергается Банком ВТБ (ПАО).

Право требования к ФГКУ «Росвоенипотека» о погашении им кредитных обязательств за должника не подлежит включению в конкурсную массу ФИО1, поскольку согласно пункту 2 статьи 131 Закона о банкротстве из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущественные права, связанные с личностью должника, в том числе права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности, средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в случаях, установленных законом, а также иное предусмотренное настоящим Федеральным законом имущество.

Права требования к ФГКУ «Росвоенипотека» о погашении им кредитных обязательств за должника на основании Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», учитывая основания его возникновения и его обусловленность нахождением ФИО1 на военной службе, которая выражается в наличии у ФИО1 права воспользоваться накопительно - ипотечной системой жилищного обеспечения военнослужащих исключительно в период прохождения им военной службы и возникновением у него обязанности возвратить все полученные в рамках указанной системы средства в случае увольнения с военной службы, является правом требования, тесно связанным с личностью ФИО1, так как это право сохраняется только при продолжении службы по контракту.

Следовательно, такое требование не может быть включено в конкурсную массу.

АО «Кредит Европа Банк», а также Банк ВТБ (ПАО) в части включенных в реестр требований в размере 589 596 руб. 48 коп. (по кредитным договорам                           <***> от 03.04.2017, № 625/0040-0370823 от 19.09.2015, № 633/0040- 0603119 от 25.04.2017), в размере 2 691 руб. 21 коп. (пени) не вправе претендовать на погашение указанных требований за счет продажи или востребования в деле о банкротстве ФИО1 права требования к ФГКУ «Росвоенипотека».

Как верно отмечено судом первой инстанции, Банк ВТБ (ПАО) находится в привилегированном положении по отношению к другим конкурсным кредиторам в части удовлетворения его требований по кредитному договору <***> от 23.01.2017, так как указанные требования погашаются за неплатежеспособного должника специальным субъектом - ФГКУ «Росвоенипотека (что также отмечено в  постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2020 по делу № А46-13467/2018).

Суд апелляционной инстанции отмечает, что план реструктуризации предусматривает, в том числе в качестве цели восстановление платежеспособности должника.

Предложенный должником план реструктуризации долгов гражданина, вопреки доводам апелляционной жалобы, не является заведомо экономически неисполнимым.

Доказательства недостоверности или фальсификации приложенных к плану реструктуризации документов Банком в материалы дела не представлены.

При этом реализация имущества должника в рамках процедуры реализации имущества гражданина (на введении которой настаивает Банк), хоть и является средством скорейшего удовлетворения требований кредиторов, может повлечь нарушение прав самого должника (при наличии подтвержденной возможности утверждения плана реструктуризации долгов и восстановления платежеспособности должника).

Последствия признания гражданина банкротом существенным образом ограничивают права должника (статья 213.30 Закона о банкротстве), поэтому намерение осуществить расчеты с кредиторами в процедуре реструктуризации, в том числе в целях сохранения имущества само по себе не является недобросовестным, является законным интересом и должно подлежать судебной защите.

Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что реализация имущества (как правило, вещей, бытовой техники) в делах о банкротстве в большинстве случаев осуществляется по существенно заниженным ценам (в основном на последних этапах снижения цены посредством публичного предложения).

Таким образом, доводы жалобы о том, что в случае открытия процедуры реализации имущества должника требования Банка подлежат более полному и скорейшему удовлетворению, достаточными доказательствами не подтверждены.

Как отмечено выше, последствия признания гражданина банкротом существенным образом ограничивают права должника.

Так, согласно пункту 1 статьи 213.30 Закона о банкротстве в течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

В силу пункта 3 статьи 213.30 Закона о банкротстве в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

При таких обстоятельствах арбитражный суд, разрешая вопрос о выборе процедуры, подлежащей применению в деле о банкротстве гражданина, обязан исходить из того, что признание гражданина банкротом и введение в отношении него процедуры реализации имущества является крайней мерой, применяемой в случае, когда на основании достоверных и достаточных доказательств арбитражным судом установлена невозможность разработки и исполнения должником плана реструктуризации его долгов, невозможность полного удовлетворения требований кредиторов должника в рамках реабилитационной процедуры - процедуры реструктуризации долгов гражданина.

Представленный должником и утвержденный судом первой инстанции план реструктуризации долгов не нарушает права и законные интересы кредиторов должника, а также соответствует требованиям Закона о банкротстве, является экономически исполнимым.

Согласно статье 2 Закона о банкротстве реструктуризация долгов гражданина - реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

То есть реструктуризация долгов гражданина в соответствии с планом реструктуризации представляет собой отсрочку исполнения гражданином своих обязательств, но не бесконтрольную, а осуществляемую под контролем суда и финансового управляющего.

Права и законные интересы кредиторов должника защищены пунктом 2 статьи 213.23 Закона о банкротстве, согласно которому в случае неисполнения гражданином обязательства перед конкурсным кредитором или уполномоченным органом в соответствии с условиями плана реструктуризации долгов гражданина конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обязательства перед которыми не исполнены и требования которых включены в план реструктуризации долгов гражданина, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об отмене плана реструктуризации долгов гражданина.

С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными, поскольку не содержат фактов, которые не были учтены, проверены судом при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта либо опровергали выводы суда.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.

Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Омской области от 21.08.2020 по делу                                  № А46-13467/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Банка ВТБ (публичное акционерное общество) – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

          Н.Е. Котляров

Судьи

            О.Ю. Брежнева

 М.В. Смольникова