НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2022 № А46-15686/2021

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

08 августа 2022 года

Дело № А46-15686/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2022 года

Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2022 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Зюкова В.А.

судей Горбуновой Е.А., Зориной О.В.

при ведении протокола судебного заседания: Титовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5474/2022) межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Омской области на определение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2022 по делу № А46-15686/2021 (судья Солодкевич И.М.), вынесенное по результатам рассмотрения требования Федеральной налоговой службы (ОГРН 1047707030513, ИНН 7707329152, адрес: 127381, город Москва, улица Неглинная, дом 23) о включении в реестр требований кредиторов Майера Александра Александровича (24 февраля 1956 года рождения, место рождения: село Николаевка Черлакского района Омской области, адрес: Омская область, Черлакский район, село Елизаветинка, улица Труда, дом 1, ИНН 553903079732) 401 760 руб.,

при участии в судебном заседании:

Управления Федеральной налоговой службы по Омской области – представитель
Калаева Ю.В. (удостоверение № 354429 действительно до 23.01.2023, доверенность № 01-18/02171 от 11.02.2022 сроком действия до 23.12.2022),

установил:

решением Арбитражного суда Омской области 01.12.2021 (резолютивная часть оглашена 24.11.2021) по делу № А46-15686/2021 Майер Александр Александрович (далее также – должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура реализации имущества гражданина сроком до 24.04.2022, финансовым управляющим имущества Майера А.А. утверждёнТараненко Вячеслав Викторович (далее также – финансовый управляющий).

Сообщение об этом 30.11.2021 опубликовано в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (далее также – ЕФРСБ), 04.12.2021 размещено в газете «Коммерсантъ».

Федеральная налоговая служба (далее также – ФНС России, заявитель, кредитор, уполномоченный орган) в порядке, предусмотренном статьями 100, 213.24 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее также – Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ), обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием о включении 401 760 р. в третью очередь реестра требований кредиторов Майера А.А.

Определением суда от 19.04.2022 во включении требования Федеральной налоговой службы в размере 401 760 рублей в реестр требований кредиторов Майера Александра Александровича отказано.

Не соглашаясь с вынесенным определением, с апелляционной жалобой обратилась межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Омской области, просила обжалуемое определение отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование жалобы её заявитель указал следующее.

Расчет земельного налога в отношении физических лиц осуществляется налоговыми органами на основании информации о налоговой базе, характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого имущества, данные о которых представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (статья 85 Кодекса).

Вид налога

ОКТМО

Срок уплаты

Сумма

Налоговый период

Расчет по земельному налогу физических лиц

52644455

02.12.2019

225 666,00

2018

Расчет по земельному налогу физических лиц

52644455

01.12.2020

225 666,00

2019

451332,00

Данные начисления подтверждены налоговыми уведомлениями
№ 17206131 от 04.07.2019 (за 2018) и № 7963411 от 03.08.2020 (2019). Налоговые уведомления направлены должнику по адресу регистрации.

В связи с предоставлением льготы, произведен перерасчет земельного налога за 2018-2019 годы, в результате которого изменился срок уплаты за вышеуказанные периоды на 01.12.2021 г. с изменением сумм.

После проведенного перерасчета сумма земельного налога составила:

Вид налога

октмо

Срок уплаты

Сумма

Налоговый период

Расчет по земельному налогу физических лиц

52644455

01.12.2021

223 732,00

2018

Расчет по земельному налогу физических лиц

52644455

01.12.2021

178 028,00

2019

401 760,00

Таким образом, по мнению апеллянта, выводы суда о том, что сумма задолженности не изменилась ошибочны.

Кроме того, уполномоченный орган не согласен с выводами суда о пропуске сроков применении мер принудительного взыскания по налоговым уведомлениям
№ 17206131 от
04.07.2019 (за 2018) и № 7963411 от 03.08.2020 (2019).

При рассмотрении настоящего требования вопрос о применении мер принудительного взыскания по вышеуказанным налоговым уведомлениям до момента проведения перерасчета сумм земельного налога за 2018, 2019 гг. судом не исследовался, доказательства дополнительно не запрашивались. Вместе с тем, меры принудительного взыскания выносились, представлены в таблице ниже.

Налоговое

уведомление

Сумма

Требование об уплате

Срок

уплаты

Судебный приказ

17206131 от 04.07.2019 (за 2018)

225 666,00

90754 от 25.12.2020

24.01.2020

2а-501/2020

От 23.03.2020

7963411 от 03.08.2020 (за 2019)

225 666,00

(произведен перерасчет, сумма изменилась на 178 028,00 руб.)

93731 от 21.12.2021 (документом о выявлении недоимки от 13.12.2021 № 72908)

07.02.2022

Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.

Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.05.2022 жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 06.06.2022.

Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.

17.06.2022 и 28.07.2022 от Управления Федеральной налоговой службы по Омской области до начала судебного заседания поступили письменные пояснения и дополнения, которые приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель Управления Федеральной налоговой службы по Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает определение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит
его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Повторно рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены обжалуемого определения в части по следующим основаниям.

Как указано выше, Федеральная налоговая служба обратилась в Арбитражный суд Омской области с требованием овключении 401 760,00 руб., в том числе основной долг - 401 760,00 руб. - в третью очередь реестра требований кредиторов Майер А.А.

Основанием представления требования о включении задолженности в реестр требований кредиторов Майера А. А. явилось наличие задолженности по земельному налогу за 2018-2019 гг. в общей сумме 401 760,00 руб.

Майер Александр Александрович является плательщиком земельного налога.

Согласно налоговому уведомлению от 04.07.2019 № 17206131 уполномоченным органом на основании части 2 статьи 52 НК РФ начислен земельный налог за 2018 год на сумму 225 666,00 руб. по сроку уплаты 02.12.2019, а также согласно налоговому уведомлению от 03.08.2020 № 7963411 начислен земельный налог за 2019 год на сумму 225 666,00 руб. по сроку уплаты 01.12.2020.

В связи с невыполнением обязанности по оплате налога по налоговому уведомлению от 04.07.2019 № 17206131, должнику выставлено требования об уплате налога от 25.12.2019 № 90754 на сумму 235 820,06 руб., в том числе земельный налог за 2018 год в размере 225 666,00 руб.

Майер А.А. обязанностей по уплате налогов в установленные законодательством сроки не исполнил, ФНС России приняты меры принудительного взыскания, предусмотренные статьей 48 НК РФ, в мировой суд направлено заявление о выдачи судебного приказа.

На основании заявления уполномоченного органа № 1530 от 20.02.2020, мировым судьей судебного участка № 105 в Черлакском судебном районе Омской области

23.03.2020 вынесен судебный приказ № 2а-501/2020 о взыскании задолженности по
земельному налогу за 2018 в размере 238 354,91 руб., в том числе земельный налог за 2018 год в размере 225 666,00 руб.

На основании полученного судебного приказа Черлакским районным отделом судебных приставов возбуждено исполнительное производство 14531/20/55038-ИП от 28.05.2020.

При этом, 09.08.2021 вынесено постановление об отмене окончания (прекращения) исполнительного производства.

С учетом вступившего в законную силу судебного приказа о взыскании задолженности за 2018 год, наличии неоконченного исполнительного производства, требование в размере 223 732 рубля (земельный налог, основного долг) подлежит удовлетворению.

В части включения в реестр требований кредиторов задолженности по земельному налогу за 2019 год, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции о пропуске срока на обращение в суд на основании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Так, уполномоченный орган, указал, что согласно абзацу девятому пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в случае, если налогоплательщик - физическое лицо, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами.

К федеральным законам, в соответствии с которыми налоговые органы вправе получать сведения, подтверждающие право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу, относятся, в том числе, Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (часть восьмая статьи 5.1), Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (пункт 2 части 1 статьи 10), Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 8 статьи 1), Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Кодекса" (подпункт "г" пункта 76 статьи 2).

На основании сведений, полученных в рамках вышеуказанного межведомственного взаимодействия и подтверждающих право налогоплательщика - физического лица на налоговую льготу по налогу, налоговый орган вносит сведения в автоматизированную информационную систему ФНС России и при наличии оснований в соответствии с положениями статьи 52 Кодекса проводит перерасчет налога.

Так, в соответствии с подпунктом 8 пунктом 5 статьи 391 Кодекса, налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков: пенсионерам, получающим пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лицам, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

На основании изложенного уполномоченным органам с учетом положений ст. 391 Кодекса предоставлен налоговый вычет с 01.01.2017 года и 22.12.2020 (за пределами установленного срока уплаты налога физическим лицами, указанные налоги нужно уплатить не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (годом)) произведен перерасчет земельного налога за 2017 - 2019 года, налог уменьшен на сумму, в том числе: за 2017 год в сумме 1934,00 руб., за 2018 год - 1934,00 руб., за 2019 год - 1632,00 руб. Указанная информация отразилась в карточке расчета с бюджетом.

Налоговые уведомления после срока уплаты при перерасчете не переформировывались.

После проведенного перерасчета сумма земельного налога составила за 2019 год 178 028 рублей.

В адрес должника уполномоченным органом направлено требование от 21.12.2021
№93731 на общую сумму 401 760,00 руб., в том числе земельный налог за 2018 год в размере 223 732,00 руб., земельный налог за 2019 год в размере 178 028,00 рублей.

Оценивая данный довод, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также НК РФ) предусмотрено, что заявление о взыскании налогов, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пунктом 3 статьи 48 НК РФ устанавливает специальный порядок обращения в суд налогового органа (таможенного органа), согласно которому требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица предъявляется налоговым органом (таможенным органом) в порядке приказного производства. В порядке искового производства такие требования могут быть предъявлены налоговым органом (таможенным органом) только со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа и не позднее шести месяцев от этой даты.

Пунктом 11 Обзора судебной практики от 20.12.2016 разъяснено, что утрата возможности принудительного исполнения требований по обязательным платежам исключает возможность их удовлетворения в процедуре банкротства, что в соответствии с положениями статей 71, 100 Закона о банкротстве влечет признание данных требований необоснованными.

В соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом, требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Налоговым органом было выставлено требование №103240 от 18.12.2020 об оплате налога за 2019 года со сроком оплаты до 02.02.2021, то есть срок на обращение в суд истек в августе 2021 года, а с заявлением налоговый орган обратился в январе 2022 года, то есть с пропуском шестимесячного срока.

При этом, довод о том, что срок оплаты был изменен в связи с перерасчетом подлежит отклонению судом.

Начиная с 2018 года для пенсионеров предусмотрен налоговый вычет в размере необлагаемой земельным налогом кадастровой стоимости 600 кв. м одного участка. Если его площадь больше 600 кв. м, то в отношении оставшейся части исчисляется налог. Такой вычет предоставляется автоматически на основании сведений ПФР или по соответствующему заявлению пенсионера, поданному в любой налоговый орган.

Вместе с тем, п. 2.1 ст. 52 НК РФ установлено, что перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем 1 данного пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

То есть, по убеждению суда, налоговый орган мог произвести перерасчет и в пределах срока для взыскания задолженности, с учетом того, что такой перерасчет осуществляется на основании сведений ПФР.

Как указывает налоговый орган (в пояснениях от 28.07.2022) в налоговый орган поступили сведения 28.11.2020 о том, что Майер А.А. является пенсионером с 24.02.2016, то есть у уполномоченного органа была время для перерасчета сумм налога в пределах шестимесячного срока.

Иное толкование указанных статей Налогового кодекса Российской Федерации позволит продлевать сроки принудительного взыскания, вместе с тем, статья 52 НК РФ не допускает даже производить перерасчёт если он влечет увеличение сумм налогов, также перерасчет не должен влечь и увеличение сроков принудительного взыскания.

Действия налоговых органов не должны ухудшать положения налогоплательщиков.

Пунктом 7 ст. 3 НК РФ предусмотрено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента).

Судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

При этом, новое налоговое уведомление налоговым органом в адрес должника не направлялось.

При таких обстоятельствах, основания для включения требования уполномоченного органа за 2019 год в реестр требований кредиторов должника отсутствуют.

Несоответствие выводов суда обстоятельствам дела влечет отмену судебного акта в части.

С учетом изложенного, определение суда подлежит отмене в части, требования в размере 223 732 рубля основного долга с отнесением в третью очередь удовлетворения являются обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника с отнесением в третью очередь удовлетворения.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Омской области от 19.04.2022 по делу
№А46-15686/2021 отменить в части отказа во включении в реестр требований кредиторов задолженности в сумме 223 732 рубля.

В указанной части принять новый судебный акт.

Включить в реестр требований кредиторов должника Майер Александра Александровича требование Федеральной налоговой службы в размере 223 732 рубля основного долга с отнесением в третью очередь удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления
в полном объеме.

Председательствующий

В.А. Зюков

Судьи

Е.А. Горбунова

О.В. Зорина