ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-11084/2023
г. Челябинск
04 сентября 2023 года
Дело № А47-12510/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Калашника С.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 июня 2023 года по делу № А47-12510/2021.
Муниципальное казённое предприятие «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению» (далее также – заявитель, МКП «НПБО», предприятие) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению финансового контроля администрации муниципального образования город Новотроицк (далее также – заинтересованное лицо, Управление) о признании незаконным представления от 13.07.2021 № 01-20/155.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по строительству, транспорту, дорожному и коммунальному хозяйству администрации муниципального образования город Новотроицк (далее также ? третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 15.06.2023 (резолютивная часть решения объявлена 07.06.2023) по делу № А47-12510/2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, МКП «НПБО» (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что при принятии решения судом не разрешен вопрос о том, что Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94-н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» не предусмотрено ведение раздельного учета. Судом первой инстанции в решении не обозначены мотивы и доводы о том, почему по разрешению данного вопроса в качестве доказательства не принята предоставленная заявителем бухгалтерская экспертиза. Решение содержит противоречивые и не основанные на законе и материалах дела выводы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, своих представителей не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела документам.
До начала судебного заседания от заинтересованного лица поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщён к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, постановлением администрации муниципального образования город Новотроицк от 28.08.2020 № 1223-п утвержден Порядок предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального образования город Новотроицк юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк (далее – Порядок).
Пунктом 3.3 Порядка установлено условие ведения Получателем субсидии раздельного бухгалтерского учета по видам ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка между Комитетом по строительству, транспорту, дорожному и коммунальному хозяйству администрации муниципального образования город Новотроицк и муниципальным казенным предприятием «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению» заключено соглашение от 28.09.2020 № 06/172 о предоставлении субсидий за счет средств бюджета муниципального образования город Новотроицк (далее – местный бюджет) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк (далее – Соглашение).
В соответствии с Соглашением, заключенным между МКП «НПБО» и Комитетом, субсидия предоставлялась юридическому лицу (определенному в конкурсном порядке) в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк.
Предметом Соглашения является предоставление из местного бюджета в 2020 года субсидии в целях финансового обеспечения затрат получателя, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк.
Согласно пункту 2.1 Соглашения, субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения в общем размере 3 622 414 руб. 72 коп.
Размер субсидии рассчитан в соответствии с пунктом 2.7 Порядка на основании планового расчета затрат П\получателя субсидии – локального сметного расчета № 1/20, ведомости объемов работ № 1/20.
Согласно пункту 4.3.3 Соглашения Получатель субсидии обязуется вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет средств Субсидии.
В соответствие пунктом 2.11 Порядка субсидия перечислена получателю субсидии платежным поручением от 30.09.2020 № 16877 в размере 3 622 414 руб. 72 коп.
Приказом директора МКП «НПБО» от 16.07.2020 № 2од утверждена учетная политика для целей бухгалтерского и налогового учета (далее – Учетная политика).
Согласно пункту 2 Учетной политики бухгалтерский учет ведется в соответствии пунктом 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее – ПБУ), разработанного на основании Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ), с применением Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94-н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению». Формы регистров бухгалтерского учета утверждены Учетной политикой Предприятия.
В соответствии с разделом 3 Порядка, для подтверждения расходов МКП «НПБО» представлял Комитету отчеты по форме согласно приложению № 3 к Порядку.
На основании приказов начальника управления финансового контроля администрации муниципального образования город Новотроицк от 31.03.2021 № 9-р, от 14.04.2021 № 10-р и от 20.04.2021 № 11-р проведена выездная проверка предоставления из бюджета муниципального образования город Новотроицк субсидии в целях оказания финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.
По результатам проведения проверки был составлен акт от 25.05.2021, согласно которому контрольным органом были выявлены следующие нарушения:
- учетная политика МКП «НПБО» не содержит порядка ведения раздельного учета доходов и расходов, осуществляемых за счет средств целевой субсидии;
- учетной политикой МКП «НПБО» не определен порядок распределения накладных расходов для целей отнесения их на затраты МКП «НПБО» по исполнению Соглашения;
- аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета обособленно по целевому финансированию МКП «НПБО» не осуществлялся;
- фактические затраты, отнесенные на исполнение Соглашения, обособленно не группировались в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат и иных регистрах, применяемых получателем целевых средств).
Таким образом, по мнению Управления финансового контроля администрации муниципального образования город Новотроицк МКП «НПБО» нарушено условие предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк в сумме 3 622 414 руб. 72 коп.
МКП «НПБО» представлены возражения на акт проверки 17.06.2021 № 168, по результатам рассмотрения которых контрольным органом предоставлен ответ на возражения от 24.06.2021 № 01-20/132.
По результатам проведенной проверки Управлением предъявлено требование о возврате в срок до 01.09.2021 в бюджет муниципального образования город Новотроицк денежных средств в сумме 3 622 414 руб. 72 коп. в связи с нарушением получателем субсидии – МКП «НПБО» условий предоставления субсидии.
Не согласившись с вынесенным органом финансового контроля представлением от 13.07.2021 № 01-20/155, МКП «НПБО» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление от 13.07.2021 № 01-20/155 принято Управлением на основании полного исследования всех существенных обстоятельств и не противоречит нормам закона.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) предусмотрено предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).
Субсидии в числе прочего предоставляются из местного бюджета – в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления (подпункт 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса).
Указанной статьей Бюджетного кодекса также определено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в частности, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий (подпункт 1 пункта 3).
В соответствие с подпунктом 1 пункта 1.1 статьи 346.15, подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации предприятие, получившее средства целевого финансирования, обязано вести раздельный учет доходов (расходов (в том числе денежных средств, имущественных прав, материальных запасов, основных средств, нематериальных активов, дебиторской задолженности) и обязательств (кредиторская задолженность), а также иных объектов учета), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. Порядок ведения раздельного учета разрабатывается предприятием самостоятельно и закрепляется в учетной политике.
Пунктом 3.3 Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального образования город Новотроицк юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным} учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк, утвержденным постановлен нем администрации муниципального образования город Новотроицк от 28.08.2020 № 1223-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидий за счет средств бюджета муниципального образования город Новотроицк юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк» установлено условие ведения получателем субсидии раздельного бухгалтерского учета по видам ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с пунктом 4.3.3 Соглашения о предоставлении субсидий за счет средств бюджета муниципального образования город Новотроицк (далее – местный бюджет) юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным» учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам-производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения зато, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк от 28.09.2020 № 06/172, заключенного между Комитетом по строительству, транспорту, дорожному и коммунальному хозяйству администрации муниципального образования город Новотроицк и МКП «НПБО», получатель субсидии – МКП «НПБО» обязуется вести обособленный аналитический учет операций, осуществляемых за счет средств субсидии.
В ходе проверки Управлением установлены нарушения получателем субсидии – МКП «НПБО» требований к отчетности, предоставляемой Комитетом по строительству, транспорту, дорожному и коммунальному хозяйству администрации муниципального город Новотроицк в соответствии с пунктом 3.1 Порядка предоставления субсидии:
- отчеты фактического объема затрат в связи с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения, по форме согласно приложению № 3 к Порядку за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года не подписаны Главным распорядителем (КСТДиКХ), то есть фактически не приняты;
- отсутствуют копии платежных документов с указанием в текстовой части, за что произведен платеж;
- отсутствуют копии первичных документов, по которым производился платеж (счета-фактуры, акты выполненных работ, счета на оплату или УПД);
- отсутствуют локальные сметные расчеты, составленные Получателем субсидий и согласованные с Главным распорядителем, в случае выполнения работ силами Получателя субсидий;
- отсутствуют заверенные копии заключенных договоров подряда на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения (в случае выполнения работ силами субподрядных организаций) за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года;
- в отчётах за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года отсутствуют реквизиты: «Приложение: Заверенные копии подтверждающих документов на___листах», подтверждающие документы.
Управлением установлено, что учетная политика МКП «НПБО» не содержит порядка ведения раздельного учета доходов и расходов, осуществляемых за счет средств целевой субсидии. Учетной политикой МКП «НПБО» не определен порядок распределения накладных расходов для целей отнесения их на затраты МКП «НПБО» по исполнению Соглашения.
Аналитический учет расходов по статьям затрат в регистрах бухгалтерского учета обособленно по целевому финансированию МКП «НПБО» не осуществлялся. Фактические затраты, отнесенные на исполнение Соглашения, обособленно не группировались в регистрах аналитического учета (карточке фактических затрат по калькуляционным статьям затрат, ведомости затрат и иных регистрах, применяемых получателем целевых средств).
Таким образом, МКП «НПБО» нарушено условие предоставления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения затрат, связанных с выполнением работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения на территории муниципального образования город Новотроицк в сумме 3 622 414 руб. 72 коп.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным представления от 13.07.2021 № 01-20/155 у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы распределяются между сторонами в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, судебные расходы относятся на её подателя.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 15 июня 2023 года по делу № А47-12510/2021оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия «Новотроицкое предприятие по благоустройству и озеленению» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Г. Плаксина
Судьи А.А. Арямов
С.Е. Калашник