НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2016 № 18АП-2415/2016

    ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-2415/2016

г. Челябинск

04 апреля 2016 года

Дело № А47-10875/2015

Резолютивная часть постановления объявлена марта 2016 года .

Постановление изготовлено в полном объеме апреля 2016 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 января 2016г. по делу № А47-10875/2015 (судья Лазебная Г.Н.).

Открытое акционерное общество «Южно-Уральский никелевый комбинат» (далее – общество, заявитель, плательщик) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительными решений Государственного учреждения - Оренбургского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Фонд, ответчик) от 02.09.2015 № 1/24, 2/24, 3/24, 4/24 об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (далее - обжалуемые решения).

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 22.01.2016 (резолютивная часть решения объявлена 13.01.2016) заявленные требования удовлетворены. Признаны недействительными решения Фонда от 02.09.2015 № 1/24, 2/24, 3/24, 4/24 об отказе в привлечении к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Фонд обязали устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

С Фонда в пользу общества взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 12 000 рублей.

Фонд не согласился с указанным судебным актом, и обжаловал  его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что судом неправильно определен характер спорных выплат как перечисления социального характера, поскольку поставлен в зависимость от цели, на которую направляет их работник. Стимулирующая надбавка выплачивается работнику предприятия в рамках трудовых отношений и зависит от выполнения им своих трудовых функций. Такая выплата не поименована в статье 9 Федерального закона  от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ). Понятие стимулирующей выплаты определено только в составе заработной платы. Считает необоснованной ссылку суда на Постановление Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 14.05.2013 №17744/12, так как в судебном акте указана правовая позиция применительно к выплатам иного характера.

От заявителя в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.

  Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание стороны не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в отношении заявителя проведены камеральные проверки, представленных 24.04.2015 плательщиком сведений о внесении страховых взносов, уточненных расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации. Результаты проверки отражены в актах камеральной проверки от 20.07.2015 №№ 1/24, 2/24, 3/24, 4/24 (л.д. 34-35, 53-54, 55-56, 57-58 т. 1) в соответствии с которыми установлено нарушение законодательства о страховых взносах.

По результатам рассмотрения акта проверки  № 1/24 от 20.07.2015 Фондом вынесено решение № 1/24 от 02.09.2015 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы - 4ФСС РФ в части доначисленых страховых взносов в сумме 53 659 руб. 52 коп., сумму отразить в отчете (л.д. 31-33 т.1).

По результатам рассмотрения акта проверки  № 2/24 от 20.07.2015 учреждением вынесено решения № 2-24 от 02.09.2015 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы - 4ФСС РФ в части доначисленых страховых взносов в сумме 52 564 руб. 14 коп., сумму отразить в отчете (л.д. 67-69 т.1).

По результатам рассмотрения акта проверки  № 3/24 от 20.07.2015 учреждением вынесено решения № 3-24 от 02.09.2015 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы-4ФСС в части доначисленых страховых взносов в сумме 59 559 руб. 16 коп., сумму отразить в отчете (л.д. 70-73 т.1).

По результатам рассмотрения акта проверки  № 4/24 от 20.07.2015 учреждением вынесено решения № 4-24 от 02.09.2015 об отказе в привлечении общества к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах. Заявителю предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета и расчет формы - 4ФСС РФ в части доначисленых страховых взносов в сумме 60 828 руб. 84 коп., сумму отразить в отчете (л.д. 74-76 т.1).

Как следует из содержания этих решений, основанием для доначисления указанных сумм недоимки послужили выводы фонда о том, что плательщик неправомерно занизил базу для начисления страховых взносов путем не отнесения к объекту обложения страховыми взносами сумм выплат целевой стимулирующей надбавки к заработной плате  работников, подавших заявление на перечисление добровольных страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (далее – Федеральный закон № 56-ФЗ).

Не согласившись с выводами заинтересованного лица, изложенными в решениях, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что целевая стимулирующая надбавка не подлежит обложению страховыми взносами.

Выводы суда являются правильными, соответствуют действующему законодательству, материалам дела.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

В силу положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.

Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Федеральногозакона №212-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Как следует из материалов дела при проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлено, что обществом исключены из облагаемой базы выплаты сотрудникам целевой стимулирующей надбавки к заработной плате.

Указанные суммы исключены обществом по статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ.

Фонд пришел к выводу о том, что такие выплаты производятся в рамках трудовых отношений, не поименованы в статье 9 Федерального закона № 212- ФЗ и потому подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В силу данных норм основанием для начисления страховых взносов являются выплаты, предусмотренные системой оплаты труда и произведенные в пользу работников в связи с выполнением ими трудовых обязанностей за определенный трудовой результат. Между тем сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Подпунктом «и» пункта 2 части 1 статьи  9 Федерального закона №  212-ФЗ установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого Федерального закона, все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением: выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов; выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы; компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников.

В силу статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 165 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» на предприятии 30.04.2010 утверждено «Положение о корпоративном пенсионном обеспечении персонала» (далее - положение), на основании которого обществом производится стимулирование сотрудников. Порядок осуществления стимулирующих выплат установлен разделом 5.3.1 указанного положения.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что указанная выплата не зависит от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой работы, уровня общих и специальных знаний работника, не исчисляется исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, не предусмотрена трудовым договором с работником, не зависит от трудовых успехов работника и не является средством вознаграждения за труд, следовательно эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Указанная правовая позиция сформирована в определении Верховного Суда РФ от 22.09.2015 № 304-КГ15-10924 по делу № А27-22113/2014, а также в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 № 17744/12 и обоснованно применена судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, потому доводы жалобы в указанной части суд апелляционной инстанции находит несостоятельными.

Доводы Фонда относительно того, что спорные выплаты являются иными выплатами, предусмотренными законодательством, осуществляемыми в рамках трудовых отношений и подлежащими обложению страховыми взносами, не основана на нормах материального права.

Приведенные в апелляционной жалобе доводы Фонда являлись предметом исследования суда первой инстанции, и не опровергают правильные и обоснованные выводы суда первой инстанции.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

С учетом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 22 января 2016г. по делу № А47-10875/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Оренбургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                      Н.Г. Плаксина

Судьи                                                                                   А.А. Арямов

         М.Б. Малышев