НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.08.2021 № А07-3737/2021

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11093/2021

г. Челябинск

30 августа 2021 года

Дело № А07-3737/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 августа 2021 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Киреева П.Н., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Феличита» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2021 по делу №А07-3737/2021.

В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Феличита» - ФИО1 (доверенность от 21.07.2021, диплом)

Общество с ограниченной ответственностью «Феличита» (далее – заявитель, общество, ООО «Феличита») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства торговли и услуг Республики Башкортостан (далее – административный орган, Министерство) от 09.02.2021 №09-46-К-21, которым заявитель привлечен к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100000 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2021 (резолютивная часть решения объявлена 10.06.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.

ООО «Феличита» не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обжаловало его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на отсутствие в его действиях состава вмененного ему правонарушения. Обращает внимание на то, что реализация алкогольной продукции осуществлялась им на основании лицензии на оказание услуг общественного питания, и временные ограничения при продаже алкогольной продукции на этот вид деятельности не распространяются. Не согласен с выводом суда о том, что общество осуществляло продажу алкогольной продукции без характерных для предприятия общественного питания признаков. Также полагает несостоятельной ссылку административного органа на несоответствие объекта торговли требованиям ГОСТ 30389-2013, так как законодательство, регулирующее оборот алкогольной продукции, требования о соблюдении этого ГОСТа не содержит.

В судебном заседании представитель ООО «Феличита» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Министерство о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, в судебное заседание его представители не явились.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей административного органа.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, ООО «Феличита» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1080276008119 и осуществляет деятельность в торговом объекте по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шмидта – переулок Запорожский, д.7а. Основным видом деятельности общества является торговля розничная напитками в специализированных магазинах.

18.01.2021 в 23:17 часов в ходе осуществления систематического наблюдения на территории ГО г. Уфа и муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, на основании приказа от 18.01.2021 №6-с (л.д.24) Министерством, являющимся республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 5.22 Положения о Министерстве торговли и услуг Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства республики Башкортостан от 14.12.2020 №757) в указанном торговом объекте ООО «Феличита» выявлена розничная продажа алкогольной продукции покупателю в период ограничения с 23:00 до 8:00 часов, а именно – пива в стеклянных тарах. Факт реализации зафиксирован с применением видеорегистратора «СТРАЖ-Н» QС04.

В ходе проведенного осмотра, результаты которого оформлены протоколом №46-О-21 от 18.01.2021 с приложением фототаблицы (л.д.25-31), зафиксировано, что по указанному адресу находится одноэтажное отдельно стоящее здание, где располагается торговый объект: магазин, закусочная «Феличита». На входе в торговый объект имеется название магазина «Продукты» на башкирском и русском языке, имеется вывеска с наименованием юридического лица ООО «Феличита» с указанием круглосуточного режима работы, без перерыва и выходных. При входе в торговый объект справа имеется уголок покупателя с копией лицензии общества на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания №02РП00002146 от 09.08.2019 с приложением, копия свидетельства о постановке общества на учет в налоговом органе. На территории торгового объекта осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции на вынос, алкогольная продукция в торговом объекте посетителями не употреблялась. Также в ходе наблюдения установлено, что помещение торгового объекта представляют собой торговый зал, с оборудованным рабочим местом для продавца, которое имеет характерное для розничной продажи в магазинах оснащение оборудования для выкладки, демонстрации товаров, способы обслуживания и информирования потребителей о предлагаемых к продаже товаров. При этом покупателям не предлагаются и не оказываются услуги по потреблению алкогольной продукции в месте осуществления деятельности. В торговом зале располагаются 6 холодильных витрин (4 из них с алкогольной продукцией пиво и пивных напитков, 2 - безалкогольные напитки), 5 холодильных ларей с колбасными изделиями, молочными продуктами, мясными полуфабрикатами, выпечкой, мороженным, 13 стеллажей с продуктами питания, стеллаж с разливной алкогольной продукцией, а также стеллажи с водкой, коньяком, вином и винными напитками. Также в торговом зале располагаются восемь кранов для розлива пива, буфетная стойка белого цвета в количестве 1 ед., стоящий у кранов для разлива пива, имеется туалет с вывеской «Туалет для посетителей». Меню готовых блюд и винная карта отсутствует. В торговом объекте отсутствуют характерные для предприятия общественного питания признаки: отсутствует зал обслуживания посетителей, не осуществляется приготовление блюд или полуфабрикатов высокой степени готовности, отсутствуют фарфоровая либо стеклянная посуда для посетителей, оборудование для подогрева либо приготовления напитков и блюд для посетителей находятся в складском помещении, отсутствует вешалка для одежды посетителей, отсутствуют условия для соблюдения правил личной гигиены для посетителей, а именно санитарный узел для посетителей, который находится в подсобном помещении, совмещен с санитарным узлом для персонала. Организация не подпадает ни под какой тип общественного питания, указанный в ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования». При визуальном осмотре объекта торговли также установлено, что в холодильных витринах и витринах с оформленными ценниками для дальнейшей продажи населению в розничной продаже находилась алкогольная продукция (пиво, пивные напитки, водка, коньяк, вина и винные напитки) в ассортименте, в том числе:

1) пиво светлое пастеризованное «Старопрамен» ПЭТ, изготовитель: г.Екатеринбург, дата розлива: 07.11.2020, объем 1,3 л., алк. 4,2 % об., по цене 149 руб., в количестве 12 ед.;

2) пивной напиток нефильтрованный, осветленный, пастеризованный «Бочкарёв Баварское Белое», ПЭТ, изготовитель: г. Екатеринбург, дата розлива: 31.10.2020, объем 1,25 л., алк. 4,5 % об., по цене 107 руб., в количестве 14 ед.;

3) пиво светлое пастеризованное «Охота крепкое», ПЭТ, изготовитель: г. Стерлитамак, дата розлива: 04.12.2020, объем 1,3 л., алк. 8,1 % об., по цене 157 руб., в количестве 21 ед.;

4) водка «Альфа» с/б, объем 0.375 л., алк. 40%, изготовитель: АО «Башспирт», федеральная специальная марка: 30015352756 по цене 255 руб., в количестве 14 шт.;

5) коньяк Армянский «3 звезды», объем 0.25 л, аж. 40%, изготовитель: Армения, федеральная акцизная марка: 20035252007 по цене 396 руб., в количестве 7 шт.;

6) вино столовое полусладкое белое «Шардоне» с/б, объем 0.7 л, дата розлива: 07.09.2020, спирт. 10-11%, изготовитель: Россия, ставропольский край. Федеральная специальная марка:303162029448, по цене 195 в количестве 2 шт.

Также установлено наличие в ассортименте разливных алкогольных напитков:

1) напиток изготовленный на основе пива, «Brander Bier dark» («Брандер Бир темное») пастеризованное, Кега металлическая, об. 30л., изготовитель ООО «Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург, дата розлива 01.08.2020, алкоголь 3,5% об., по цене 125 рублей за литр;

2) пиво светлое пастеризованное «Жигулевское», Кега металлическая, об. 30 л. в количестве 3 шт., изготовитель ООО «Пивоваренная компания «Балтика», Самарская обл., Кинельский мкрн., дата розлива 10.12.2020 и 07.11.2020, алкоголь 4,0% об., по цене 78 рублей за литр;

3) пиво светлое «Челябинское Чешское традиционное», Кега металлическая об. 30 л., в количестве 3 шт., изготовитель: ООО «Пивоваренная компания «Балтика», Самарская обл., Кинельский мкрн., дата розлива 06.10.2020 и 30.10.2020, алкоголь 4,7% об., по цене 96 рублей за литр;

4) пиво светлое нефильтрованное неосветленное нефильтрованное «Сити Брю Прага нефильтрованное («City brew Прага нефильтрованное») Кега металлическая об. 30 л., в количестве 1 шт., изготовитель: ООО «Пивоваренная компания «Балтика», Самарская обл., Кинельский мкрн., дата розлива 26.06.2020, алкоголь 4,8% об., по цене 106 рублей за литр;

5) напиток пивной нефильтрованный осветленный «Blanche Biere пшеничное белое» («Блан Бир пшеничное белое») Кега металлическая об. 30 л., в количестве 1 шт., изготовитель: ООО «Пивоваренная компания «Балтика», Самарская обл., Кинельский мкрн., дата розлива 30.07.2020, алкоголь 4,8% об., по цене 107 рублей за литр;

6) пиво светлое «Самара живое светлое» непастеризованное кега металлическая об. 30 л., в количестве 1 шт., изготовитель: ООО «Пивоваренная компания «Балтика», Самарская обл., Кинельский мкрн., дата розлива 14.10.2020, алкоголь 4,0% об., по цене 80 рублей за литр.

При этом, осмотром установлено, что информация о цене за порцию алкогольной продукции указана за литр разливного пива, а так же за целую невскрытую тару с алкогольной продукцией.

Указанные обстоятельства квалифицированы административным органом, как нарушение требований пункта 9 статьи 16 и пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее – Закон №171-ФЗ).

02.02.2021 Министерством в отношении ООО «Феличита», в присутствии его директора, по факту выявленного нарушения составлен протокол об административном правонарушении №46-АП-21 по признакам правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ (л.д.42-43).

Определением от 02.02.2021 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09.02.2021 (л.д.44). Копия определения вручена законному представителю общества лично 02.02.2021, о чем свидетельствует соответствующая отметка на определении.

Постановлением от 09.02.2021 ООО «Феличита» привлечено к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб. (л.д.45-47).

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения, а также о соблюдении процедуры привлечения к административной ответственности.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение на предмет законности и обоснованности в полном объеме.

Частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Объективная сторона вменяемого правонарушения заключается в нарушении особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, не указанных в частях 1, 2 и 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ.

Такие требования и правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены, в частности, положениями Закона №171-ФЗ.

В силу пункта 7 статьи 2 этого Закона, под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Статьей 26 Закона №171-ФЗ установлены ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В силу пункта 1 этой статьи в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются в том числе розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.

Статьей 16 указанного закона установлены особые требования к розничной продаже и потреблению алкогольной продукции. В частности, пунктом 9 этой статьи предусмотрено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, розничной продажи алкогольной продукции в случае, если указанная продукция размещена на бортах водных и воздушных судов в качестве припасов в соответствии с правом ЕАЭС и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой в магазинах беспошлинной торговли.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 17 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017, осуществление лицом розничной продажи алкогольной продукции в ночное время в нарушение пункта 9 статьи 16 Закона №171-ФЗ подлежит квалификации по части 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что ООО «Феличита» осуществляет розничную продажу алкогольной продукции в соответствии с лицензией на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания регистрационный номер 02РП00002146 от 09.08.2019, сроком действия по 04.08.2021.

Проведенным Министерством осмотром принадлежащего обществу торгового помещения по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Шмидта – переулок Запорожский, д.7а, зафиксирован факт продажи алкогольной продукции без характерных для предприятия общественного питания признаков, с нарушением установленного запрета (с 23 часов до 8 часов).

В частности, осмотром установлено, что в торговом объекте общества в ночное время (после 23 часов) была осуществлена реализация на вынос пива в стеклянных тарах, что заявителем по существу не оспаривается.

Общество полагает, что такая реализация осуществлена в порядке оказания услуг общественного питания, в связи с чем нормативно установленное временное ограничения продажи алкогольной продукции на такую реализацию не распространяется.

Этот довод заявителя рассмотрен и обоснованно отклонен судом первой инстанции.

Требования к предприятиям общественного питания установлены в ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования», содержащем классификацию предприятий общественного питания по характеру деятельности и по типам.

Проведенным осмотром установлено, что в торговом объекте общества отсутствуют характерные для предприятия общественного питания признаки: отсутствует зал для обслуживания посетителей; не осуществляется приготовление блюд или полуфабрикатов высокой степени готовности; отсутствует фарфоровая либо стеклянная посуда для посетителей; оборудование для подогрева либо приготовления напитков и блюд для посетителей находятся в складском помещении; отсутствует вешалка для одежды посетителей; отсутствуют условия для соблюдения посетителями личной гигиены (санитарный узел для посетителей находится в подсобном помещении, совмещен с санитарным узлом для персонала). Таким образом, торговый объект заявителя не подпадает ни под какой тип предприятий общественного питания, предусмотренный ГОСТ 30389-2013.

Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения в настоящем случае положений указанного ГОСТа поскольку регулирующее оборот алкогольной продукции законодательство не содержит требований об их соблюдении, подлежит отклонению.

Положения ГОСТ 30389-2013 в рассматриваемой ситуации обоснованно применены административным органом в целях оценки осуществляемой заявителем деятельности на предмет наличия признаков оказания услуг общественного питания, что является необходимым для оценки такой деятельности на предмет соблюдения ограничений, установленных пунктом 9 статьи 16 Закона №171-ФЗ.

С учетом установленных административным органом обстоятельств следует признать подтвержденным наличие в действиях общества объективной стороны вмененного ему правонарушения.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Учитывая, что правонарушение совершено в результате активных действий заявителя и в материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для не совершения этих действий, суд полагает подтвержденной вину заявителя в совершении правонарушения (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Таким образом, наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ подтверждено.

Обстоятельств, исключающих административную ответственность, не установлено.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, являющихся самостоятельным основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, административным органом в ходе производства по делу не допущено.

Нарушение выявлено Министерством в порядке осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Протокол об административном правонарушении составлен Министерством в соответствии с пунктом 64 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.

Оспоренное постановление вынесено Министерством в порядке части 1 статьи 23.50 КоАП РФ.

Размер примененной меры ответственности соответствует минимальному размеру санкции части 3 статьи 14.16 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.

В этой связи оснований для признания незаконным и отмены оспоренного постановления у суда не имелось.

Всем доказательствам, представленным сторонами, и обстоятельствам дела суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, основания для ее переоценки у суда апелляционной инстанции отсутствуют.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, не установлено.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 18.06.2021 по делу №А07-3737/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Феличита» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи П.Н. Киреев

Н.Г. Плаксина