НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 № 18АП-4086/19

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-4086/2019

г. Челябинск

14 мая 2019 года

Дело № А76-33541/2018

Резолютивная часть постановления объявлена апреля 2019 года .

Постановление изготовлено в полном объеме мая 2019 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

судей Костина В.Ю., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Индустриальный парк «Станкомаш» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2019 по делу №А76-33541/2018 (судья Костылев И.В.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью Индустриальный парк «Станкомаш»Сазина А.В. (доверенность № 23 от 29.04.2019), Чванина И.В. (директор, решение от 21.07.2017);

Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. ЧелябинскаЗайнуллина З.Н. (доверенность № 03-01/41 от 09.01.2019), Муксимова Н.И. (доверенность № 03-01/29 от 09.01.2019), Амелин А.С. (доверенность № 03-01/17 от 09.01.2019);

Челябинской городской ДумыБеловолов Е.С. (доверенность № ГД1-12-1038 от 17.11.2017).

Общество с ограниченной ответственностью Индустриальный парк «Станкомаш» (далее – заявитель, ООО ИП «Станкомаш», общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Челябинска (далее – заинтересованное лицо, ИФНС по Ленинскому району, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 30.05.2018 № 10430.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Челябинская городская Дума (далее – третье лицо).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 18.02.2019 (резолютивная часть объявлена 13.02.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ООО ИП «Станкомаш» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ООО ИП «Станкомаш» считает, что заявителем выполнены все условия применения льготы по земельному налогу согласно решению Челябинской городской Думы «О земельном налоге на территории г.Челябинска» от
22.11.2005 №8/11 (далее - решение Челябинской городской Думы №8/11); неправильное применение судом первой инстанции нормы п.2 приложения №2 к решению Челябинской городской Думы №8/11; судом нарушена норма п.3 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс);ссылается на необходимость применения понятия «Территория индустриального парка», содержащегося в ГОСТ Р 56301 -2014; Минпромторг РФ не ведет реестр «льготируемых» земельных участков; спорные земельные участки эксплуатируются парком, а также используются в целях ведения промышленного производства промышленной продукции.

До судебного заседания в суд апелляционной инстанции налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он указал, что решение суда является законным и обоснованным, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на неё.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, представленной ООО ИП «Станкомаш» 25.10.2017.

По результатам проверки составлен акт от 08.12.2018 № 64209 и вынесено решение от 30.05.2018 № 10430 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым заявителю предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 5 684 435 руб.

Основанием для доначисления земельного налога послужил вывод инспекции о том, что ООО ИП «Станкомаш» в 2016 году не имело право на льготу по земельному налогу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 74:36:0303001:33, 74:36:0303001:32, 74:36:0000000:52586, 74:36:0000000:52585, 74:36:0302002:683, которые не в ходили в площадь индустриального парка 131 га, которая была определена на 2016 год и учитывалась в реестре индустриальных (промышленных) парков, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России).

Налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением налогового органа, направил апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 03.09.2018 №16-07/004807 решение инспекции было утверждено.

Общество, полагая незаконным и нарушающим его права решение инспекции, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.

  Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для признания оспариваемого решения инспекции недействительным.

Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.

Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.

Исходя из требований, установленных п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Пунктом 2 статьи 387 НК РФ определено, что устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление величины налогового вычета для отдельных категорий налогоплательщиков.

В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Решением Челябинской городской Думы от 22.11.2005 № 8/11 «О земельном налоге на территории города Челябинска» на территории города Челябинска в соответствии с главой 31 НК РФ установлен земельный налог.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 2 к решению Челябинской городской Думы от 22.11.2005 № 8/11 (в редакции решения Челябинской городской Думы от 30.08.2016 № 23/11) установлен перечень дополнительных категорий налогоплательщиков, для которых установлены налоговые льготы по земельному налогу, а именно: «освобождаются от налогообложения управляющие компании индустриальных (промышленных) парков, включенные в реестр индустриальных (промышленных) парков, управляющих компаний индустриальных (промышленных) парков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015 № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков», и резиденты индустриальных (промышленных) парков, включенные в реестр, формирующийся управляющими компаниями, - в отношении земельных участков, находящихся в границах территории индустриальных парков, в целях ведения промышленного производства промышленной продукции в течение 3 налоговых периодов, начиная с года, в котором управляющие компании индустриальных (промышленных) парков впервые подтвердили соответствие требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков.».

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» индустриальный (промышленный) парк определен как совокупность объектов промышленной инфраструктуры, предназначенных для создания промышленного производства или модернизации промышленного производства и управляемых управляющей компанией - коммерческой или некоммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее – Закон № 488-ФЗ) предусмотрено, что применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, к управляющей компании индустриального (промышленного) парка и субъектам деятельности в сфере промышленности, использующим объекты промышленной инфраструктуры, находящиеся в составе индустриального (промышленного) парка, осуществляется при условии соответствия индустриального (промышленного) парка и его управляющей компании требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Подтверждение соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к индустриальному (промышленному) парку и управляющей компании индустриального (промышленного) парка, осуществляется уполномоченным органом в лице Министерства промышленности и торговли (Положение о Министерстве промышленности и торговли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 438) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2015     № 794 «Об индустриальных (промышленных) парках и управляющих компаниях индустриальных (промышленных) парков» утверждены Требования к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности (далее – Требования к индустриальным паркам) и Правила подтверждения соответствия индустриального (промышленного) парка и управляющей компании индустриального (промышленного) парка требованиям к индустриальным (промышленным) паркам и управляющим компаниям индустриальных (промышленных) парков в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности (далее – Правила подтверждения).

В пункте 4 Требований к индустриальным паркам определено, что применение мер стимулирования деятельности в сфере промышленности осуществляется в отношении, в том числе управляющей компании индустриального (промышленного) парка, при условии соответствия управляющей компании индустриального (промышленного) парка определенным требованиям, одно из которых заключается в том, что управляющая компания индустриального (промышленного) парка должна быть зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится индустриальный (промышленный) парк, и поставлена на учет в налоговых органах Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом управляющая компания индустриального (промышленного) парка распоряжается на праве собственности или на ином законном основании, в том числе на основании договора аренды, земельными участками, составляющими территорию индустриального (промышленного) парка.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 14.04.2016 № 1184 (т.1 л.д. 97-99), а также решением Министерства экономического развития Челябинской области от 30.05.2016            № 01-р индустриальный парк «Станкомаш» и его управляющая компания ООО Индустриальный парк «Станкомаш» внесены в федеральный и региональный реестры индустриальных (промышленных) парков.

В пункте 2 Требований к индустриальным паркам дано понятие территории индустриального (промышленного) парка как совокупности земельных участков, находящихся на расстоянии не более 2 километров друг от друга и связанных технологически, в границах которых размещены и (или) планируется разместить объекты индустриального (промышленного) парка.

Согласно выписке из реестра индустриальных парков, общая площадь земельных участков, на которых расположен индустриальный парк «Станкомаш», составляла в 2016 году 131 га (т. 4 л.д. 19-20).

Согласно ответу Комитета экономики города Челябинска от 21.12.2017  № 1478/025-8 в перечень земельных участков индустриального парка обществом заявлены находящиеся в собственности заявителя 10 земельных участков общей площадью 131 га (т. 4 л.д. 74-75) с кадастровыми номерами: 74:36:0302002:517, 74:36:0302002:578, 74:36:0302002:580, 74:36:0302001:13, 74:36:0000000:53371, 74:36:0302002:608, 74:36:0302002:609, 74:36:0302002:612, 74:36:0302002:639, 74:36:0302002:640.

Согласно сведениям, предоставленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, в реестр индустриальных парков приказом от 14.04.2016 № 1184 был включен индустриальный парк «Станкомаш», состоящий из 10 земельных участков общей площадью 131,34 га, на которых размещено промышленное производство 7 резидентов.

Согласно представленной выписке из реестра земельных участков по состоянию на 01.02.2016 в территорию индустриального парка «Станкомаш» входили земельные участки с кадастровыми номерами: 74:36:0302002:517, 74:36:0302002:578, 74:36:0302002:580, 74:36:0302001:13, 74:36:0000000:53371, 74:36:0302002:608, 74:36:0302002:609, 74:36:0302002:612, 74:36:0302002:639, 74:36:0302002:640 (т.6 л.д. 5).

Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 01.01.2016 ООО ИП «Станкомаш» являлось собственником земельных участков с кадастровыми номерами: 74:36:0302001:13, 74:36:0302002:578, 74:36:0303001:33, 74:36:0303001:32, 74:36:0000000:52586, 74:36:0000000:52585, 74:36:0302002:571, 74:36:0302002:580, 74:36:0000000:53371, 74:36:0302002:612, 74:36:0302002:609, 74:36:0302002:611, 74:36:0302002:610, 74:36:0302002:608, 74:36:0302002:639, 74:36:0302002:640, общей площадью 1 806 077 кв.м.

В период 2016 года заявителем производилось разделение земельного участка 74:36:0000000:53371.

Также заявителем в 2016 году (02.09.2016) был приобретен земельный участок с кадастровым номером 74:36:0302002:683.

Согласно уточненной налоговой декларации обществом задекларировано 42 земельных участка, в том числе образовавшиеся в результате разделения земельного участка 74:36:0000000:53371, а также земельные участки 74:36:0302002:578, 74:36:0303001:33, 74:36:0303001:32, 74:36:0000000:52586, 74:36:0000000:52585, 74:36:0302002:571, 74:36:0302002:580, 74:36:0000000:53371, 74:36:0302002:612, 74:36:0302002:609, 74:36:0302002:608, 74:36:0302002:639, 74:36:0302002:640, 74:36:0302002:683, по которым использована льгота, установленная пунктом 2 Приложения № 2 к решению Челябинской городской Думы от 22.11.2005 № 8/11, налог к уплате составил 0 руб.

При сравнении задекларированных обществом земельных участков, со сведениями, предоставленными Комитетом экономики города Челябинска из реестра индустриальных парков, налоговым органом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0303001:33, 74:36:0303001:32, 74:36:0000000:52586, 74:36:0000000:52585, 74:36:0302002:683 не были заявлены в составе территории индустриального парка «Станкомаш» при включении ООО ИП «Станкомаш» в реестр индустриальных парков 16.04.2016, в связи с чем в применении льготы в отношении данных участков инспекцией было отказано, исчислен земельный налог по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков в сумме 5 684 435 руб.

Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в пункте 6.1 ГОСТ Р 56301-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Индустриальные парки. Требования (утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 1982-ст) установлены общие требования к территории индустриального парка, в соответствии с которыми, в частности, территория индустриального парка должна быть определена, иметь границы.

В примечании к пункту 3.13 ГОСТ Р 56301-2014 указано, что земельные участки, предполагаемые к поэтапному освоению для целей развития индустриального парка, необеспеченные необходимой инфраструктурой и неподготовленные для размещения резидентов, не входят в территорию индустриального парка.

Таким образом, территорию индустриального парка составляют не все земельные участки, которые имеются в собственности (аренде) у управляющей компании или у резидентов, а земельные участки, которые отвечают необходимым условиям.

Подтверждение соответствия индустриального парка необходимым требованиям, осуществляется Минпромторгом России в порядке, установленном Правительством РФ (ч.2 ст. 19 Закона №488-ФЗ, п.2 Правил подтверждения соответствия, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 №794).

 Приказом Минпромторга России от 09.02.2016 №303 утвержден Порядок ведения реестра индустриальных парков (далее – Порядок № 303), в пп. «г» п.2 которого указано, что в реестр включаются сведения о площади территории индустриального парка.

Подпунктом «б» п.3 Порядка №303 установлено, что в случае изменения сведений о площади индустриального парка управляющая компания направляет заявление на проверку соответствия, на которое департамент направляет ей предложение подготовить документы, предусмотренные п.3 Правил подтверждения соответствия, и повторно пройти проверку на соответствие требованиям. При этом площадь парка определяется не произвольно, а исходя из представленных на проверку документов.

Следовательно, Минпромторг России при включении земельных участков, входящих в индустриальный парк, в реестр проверяет их соответствие обязательным Требованиям к индустриальным паркам.

ООО ИП «Станкомаш» отнесено Минпромторгом России к индустриальным парка с учетом соответствующих характеристик (расположение на них объектов промышленного назначения, коммуникаций и т.д.), включенных в реестр.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что в рассматриваемой ситуации ООО ИП «Станкомаш» в 2016 году не имел право на льготу по земельному налогу в отношении земельных участков с кадастровыми номерами: 74:36:0303001:33, 74:36:0303001:32, 74:36:0000000:52586, 74:36:0000000:52585, 74:36:0302002:683, которые не в ходили в площадь индустриального парка 131 га, которая была определена на 2016 год и учитывалась в реестре индустриальных (промышленных) парков, ведение которого осуществляет Минпромторг России. Указанные земельные участки не проверялись Минпромторгом России на соответствие установленным действующим законодательством требованиям.

Следовательно, в отсутствие вышеуказанного подтверждения в целях получения мер стимулирования (в том числе и в виде налоговых льгот) не имеет правового значения факт самостоятельного определения налогоплательщиком какие земельные участки будут
образовывать территорию индустриального парка, а схемы расположения земельных участков по состоянию на 31.12.2016 и на 31.12.2017, а также установление координат характерных точек границ земельных участков на территории индустриального парка «Станкомаш» по состоянию
на 31.12.2016 и на 31.12.2017 сами по себе не подтверждают факт включения спорных земельных участков в территорию индустриального парка в соответствии с предусмотренными законом требованиями в целях применения налоговой льготы.

Доводы общества, что спорные земельные участки в проверяемый период эксплуатируются парком, а также используются резидентами в целях ведения промышленного производства, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку не свидетельствует о том, что спорные земельные участки находились в границах территории данного индустриального парка в отсутствие включения их в соответствующий реестр.

Довод заявителя о том, что инспекция в ходе камеральной налоговой проверки не осуществила осмотр спорной территории и не установила ее соответствие установленным постановлением Правительства РФ от 04.08.2015 №794 требованиям в целях применения мер стимулирования основано, в том числе, на неприменении норм ч.2 ст. 19 Закона №488-ФЗ.

Более того, из пояснительной записки к проекту решения Челябинской городской Думы о предоставлении льготы по земельному налогу управляющим компаниям индустриальных парков и резидентам прямо указаны:

- площадь территории индустриального парка (131 га),

- расчетная сумма земельного налога (15,1 млн руб.), т.е. сумма налога, которая не поступит в местный бюджет,

- предполагаемые дополнительные поступления НДФЛ в случае увеличения численности работающих на территории индустриального парка.

Таким образом, содержание пояснительной записки к проекту решения Челябинской городской Думы прямо свидетельствует, что льготируемыми являются земельные участки, проверенные Минпромторгом и внесенные в реестр индустриальных парков.

Мнение представителя третьего лица о том, что оформление управляющей компанией или резидентом индустриального парка прав на земельные участки предполагает образование новых объектов налогообложения, на которые распространяется льгота по уплате земельного налога, опровергается содержанием принятой депутатами Челябинской городской Думы нормы права, которая ограничивает льготируемые земельные участки границами территории индустриального парка.

Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что по состоянию на 2018 год площадь индустриального парка в реестре составляет 212 га., что подтверждается выпиской из реестра индустриальных парков, являющейся приложением к приказу Минпроторга России от 10.08.2018            № 3174, представленной обществом в материалы дела.

То есть заявителем осуществлены действия, направленные на предоставление Минпромторгу России нового пакета документов для проверки соответствия Требованиям в целях получения права на применение мер стимулирования в отношении спорных объектом налогообложения в последующих налоговых периодах.

В связи с вышеизложенным, поскольку спорные пять земельных участков в 2016 году не были включены в реестр индустриальных парков, у заявителя отсутствовали в 2016 году правовые основания для получения льготы по земельному налогу в отношении данных земельных участков, в связи с чем, судом первой инстанции правомерно отказано заявителю в удовлетворении требований.

Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.

При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 18.02.2019 по делу №А76-33541/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Индустриальный парк «Станкомаш» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующийсудья

 Н.А. Иванова

Судьи:

В.Ю. Костин

А.П. Скобелкин