ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-18297/2023
г. Челябинск
05 февраля 2024 года
Дело № А47-7465/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2024 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ширяевой Е.В., судей Бабиной О.Е., Тарасовой С.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Трапезниковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2023 по делу № А47-7465/2023
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» Магасумова Людмила Владимировна (паспорт, доверенность № 357/23 от 15.12.2023 сроком действия по 31.12.2024, диплом).
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Оренбургской области (далее – истец, ТФОМС Оренбургской области, фонд) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» в лице филиала общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ингосстрах-М» в г. Оренбурге (далее - ответчик, страховая компания, ООО СК «Ингосстрах-М») о взыскании 396 000 руб. задолженности по штрафам.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2023 исковые требования удовлетворены частично, с ООО СК «Ингосстрах-М» в пользу Фонда взысканы: штраф в размере 198 000 руб., а также государственная пошлина в сумме 6 940 руб.
Полагая, что решение суда первой инстанции вынесено с нарушением действующего законодательства, ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М» обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
ООО «Страховая компания Ингосстрах-М» в своей апелляционной жалобе указывает на отсутствие в материалах дела доказательств наличия, указанных Фондом в исковом заявлении нарушений, отсутствие в материалах дела договоров, на которые ссылается истец и суд первой инстанции (от 29.11.2011, от 19.12.2013, от 28.12.,2015, от 28.12.2017, от 25.12.2019, от 18.12.2018.
Также апеллянт ссылается на то, что ТФОМС Оренбургской области нарушен порядок проведения контрольных мероприятий, а арбитражным судом при оценке заявленного довода приведены ссылки на утративший силу нормативный правовой акт.
Так, в нарушение требований пункта 8 Приказа Минздрава России от 26.03.2021 № 255н «Об утверждении порядка осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями» (далее – Приказ № 255-н) Фонд фактически провел камеральную проверку в отношении ответчика путем изучения имеющихся в РС ЕРЛЗ сведений в отсутствие приказа о проведении проверки, доведенного до страховой медицинской организации, в отсутствие созданной комиссии, без запросов документов от страховой медицинского организации, а также в отсутствие составления акта проверки.
Более того, судом применены положения, утвержденные приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 № 73 «Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования», тогда как с 02.05.2021 начал действовать Приказ № 255-н.
Также податель жалобы ссылался на пропуск срока исковой давности, полагая, что сведения о застрахованных лицах вносились в период с 2007 по 2019, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности.
ТФОМС Оренбургской области, в свою очередь, не приводит какие-либо обоснования обращения в арбитражный суд по случаям, начиная с 2007 года по 2019 год только в 2023, как и не приводит доказательств в подтверждение утверждения о получении сведений только в 2022 году.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
От ТФОМС по Оренбургской области также поступил отзыв на апелляционную жалобу общества, в котором истец возражал против доводов страховой компании, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции в указанной части.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей истца.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из искового заявления,между ТФОМС Оренбургской области (фонд) и ООО СК «Ингосстрах-М» (страховая медицинская организация) заключены договоры о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования от 29.12.2011,19.12.2013, 28.12.2015, 28.12.2017, 25.12.2019, 24.12.2021, в соответствии с которым Территориальный фонд принимает на себя обязательства по финансовому обеспечению деятельности страховой медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными в территориальной программе обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
Согласно пунктам 2.3, 2.4 договоров страховая медицинская организация обязуется оформлять (переоформлять), выдавать полис обязательного медицинского страхования застрахованному лицу; вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования в соответствии с порядком персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.01.2011 № 29н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.02.2011 № 19742) (далее - Порядок, персонифицированный учет), и составлять с территориальным фондом акты сверки численности застрахованных лиц на первое число каждого месяца в срок до 3 числа каждого месяца с распределением на половозрастные группы, применяемые при расчете дифференцированного подушевого норматива финансового обеспечения для страховой медицинской организации.
На основании пункта 2.6 договоров страховая медицинская организация обязуется представлять в территориальный фонд ежедневно (в случае наличия) данные о новых застрахованных лицах, сведения об изменении данных о ранее застрахованных лицах и направлять в территориальный фонд для включения в региональный сегмент застрахованных лиц сведения о гражданах, не обратившихся в страховую медицинскую организацию за выдачей им полисов обязательного медицинского страхования, полученные от территориального фонда в соответствии с частью 6 статьи 16 Федерального закона.
В силу пункта 4.11 договоров, фонд обязуется осуществлять контроль деятельности страховой медицинской организации, в том числе, по заключению договоров на оказание и оплату медицинской помощи, выполнению условий данных договоров, организации обязательного медицинского страхования, защите прав застрахованных лиц, осуществлению контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, достоверности учетно-отчетных сведений, направляемых в территориальный фонд, и проводить проверку деятельности страховой медицинской организации, в том числе путем ревизий, сверки расчетов со страховой медицинской организацией, а также между страховой медицинской организаций и медицинскими организациями при досрочном расторжении или прекращении договора .
Страховая медицинская организация несет ответственность перед территориальным фондом за нарушение установленных в договоре сроков предоставления данных о застрахованных лицах, а также сведений об изменениях в этих данных; а также за ненадлежащее исполнение условий настоящего договора в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункты 6, 6.1, 6.4 договоров).
В силу пункта 9 договоров при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно Приложению № 3 к договору.
В пункте 2.1 приложения № 3 к договору установлен штраф в размере 3 000 руб. за нарушение сроков представления данных о застрахованном лице и сведений об их изменении за каждый случай нарушения.
Согласно пункту 2.3 приложения № 3 к договору установлен штраф в размере 3 000 руб. за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения, за каждый случай нарушения.
Фондом в отношении заявителя выявлены случае ненадлежащего исполнения обязательств по договору, так, выявлены следующие нарушения: в 132 случаях в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц (далее - РС ЕРЗЛ, регистр) внесены записи, содержащие недостоверные сведения.
Указанные случаи перечислены ТФОМС Оренбургской области в претензиях о ненадлежащем исполнении договорных обязательства в части внесения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения от 16.05.2022 № 2097/02-01 (далее – претензия от 16.05.2022), от 30.06.2022 № 3045/02-01 (далее – претензия от 30.06.2022).
По указанным нарушениям фондом страховой организации начислены штрафные санкции в сумме 396 000 руб.
С учетом изложенного, Фондом в адрес ответчика направлено предарбитражное уведомление о взыскании задолженности по штрафам в общей сумме 396 000 руб.
По причине неисполнения обществом изложенных в предарбитражной претензии требований, фонд обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из доказанности факта совершения ответчиком нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании, а также условий договора о финансовом обеспечении, однако посчитал возможным снизить размер штрафа за допущенные нарушения, на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частями 4 и 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (часть 2 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела усматривается, что предметом спора является взыскание штрафных санкций за нарушение обществом законодательства об обязательном медицинском страховании, а также условий договора о финансовом обеспечении.
Отношения между фондом и обществом, возникающие в рамках обязательного медицинского страхования, регулируются нормами Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ), Правилами ОМС, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 28.02.2011 № 158н, приказами Федерального фонда ОМС от 25.01.2011 №29н «Об утверждении порядка ведения персонифицированного учета в сфере ОМС», от 07.04.2011 № 79 «Об утверждении общих принципов построения и функционирования информационных систем и порядка информационного взаимодействия в сфере ОМС», и договором о финансовом обеспечении. В соответствии со статьей 970 Гражданского кодекса Российской Федерации, к отношениям по медицинскому страхованию также подлежат применению нормы гражданского законодательства, в случаях, не противоречащих законодательству о медицинском страховании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 326-ФЗ страховая медицинская организация, осуществляющая деятельность в сфере обязательного медицинского страхования (далее - страховая медицинская организация) - это страховая организация, имеющая лицензию, выданную в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Страховая медицинская организация осуществляет отдельные полномочия страховщика в соответствии с настоящим Федеральным законом и договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, заключенным между территориальным фондом и страховой медицинской организацией (далее - договор о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования).
Права и обязанности страховых медицинских организаций определяются в соответствии с договорами о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, а такжедоговора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (статья 19 Закона № 326-ФЗ).
Полномочия по контролю за использованием страховыми организациями средств обязательного медицинского страхования, соблюдением условий договора финансового обеспечения страховой организацией и выполнением ею своих обязанностей возложены на территориальные органы Фонда медицинского страхования (подпункт 12 пункта 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ).
Согласно пункту 11 статьи 40 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В случае выявления нарушений договорных обязательств территориальный фонд при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств. Перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами обязательного медицинского страхования. Перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (пункт 14 статьи 38 Закона № 326-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 38 Закона № 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
В договоре о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования должны содержаться положения, предусматривающие, в том числе, следующие обязанности страховой медицинской организации: ведение учета застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования, а также обеспечение учета и сохранности сведений, поступающих от медицинских организаций в соответствии с порядком ведения персонифицированного учета, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; сбор, обработка данных персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, обеспечение их сохранности и конфиденциальности, осуществление обмена указанными сведениями между субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом; представление в территориальный фонд ежедневно (в случае наличия) данных о новых застрахованных лицах и сведений об изменении данных о ранее застрахованных лицах, а также ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, отчетности об использовании средств обязательного медицинского страхования, об оказанной застрахованному лицу медицинской помощи, о деятельности по защите прав застрахованных лиц и иной отчетности в порядке и по формам, которые установлены Федеральным фондом; осуществление контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в медицинских организациях, включенных в реестр медицинских организаций, в том числе путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, и предоставление отчета о результатах такого контроля.
Страховые медицинские организации осуществляют свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенного между страховой медицинской организацией и медицинской организацией (далее - договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию). Страховые медицинские организации отвечают по обязательствам, возникающим из договоров, заключенных в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями этих договоров (пункты 7, 8 статьи 14 Закона № 326-ФЗ).
На основании пунктов 2 и 7 части 2 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ, пунктов 2.4 и 2.5 договора СМО обязана:
- вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования;
- собирать, обрабатывать, обеспечивать сохранность и конфиденциальность сведений и информации при осуществлении персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, осуществлять обмен указанными сведениями между субъектами и участниками ОМС в соответствии с общими принципами построения и функционирования информационных систем и порядком информационного взаимодействия в сфере ОМС, утверждаемыми Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в соответствии с пунктом 8 части 8 статьи 33 Федерального закона № 326-ФЗ.
Персонифицированный учет в сфере ОМС - организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице в целях реализации прав граждан на бесплатное оказание медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 43 Федерального закона № 326-ФЗ).
Таким образом, страховая медицинская организация несет ответственность за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения.
Судом установлено, что в июне и мае 2022 года истцом в адрес ответчика были выставлены претензии, в связи с нарушением ответчиком договорных обязательств, на общую сумму 396 000 руб.
В материалы дела истцом представлены указанные претензии с приложением копий соответствующих документов, подтверждающих обстоятельства, установленные Фондом и послуживших основанием для выставления претензий.
Претензия от 30.06.2022 № 3045/02-01 выставлена в связи с ненадлежащем исполнении ответчиком договорных обязательств в части внесения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения.
Претензия от 16.05.2022 № 2097/02-01 выставлена в связи с ненадлежащем исполнении договорных обязательств в части внесения в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения.
В пункте 9 договора финансового обеспечения установлено, что при выявлении нарушений договорных обязательств территориальный фонд применяет штрафные санкции к страховой медицинской организации согласно Приложению № 3 к настоящему договору.
В пункте 2.1 приложения № 3 к договору установлен штраф в размере 3 000 руб. за нарушение сроков представления данных о застрахованном лице и сведений об их изменении за каждый случай нарушения.
Согласно пункту 2.3 приложения № 3 к договору установлен штраф в размере 3 000 руб. за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения, за каждый случай нарушения.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика возражал в отношении предъявленных требований, ссылался на несоблюдение процедуры проверки (отсутствовал приказ о проведении проверки, отсутствие комиссии, акт проверки не составлен).
Проверив довод жалобы в указанной части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о его не состоятельности с учетом следующего.
В силу пунктов 2.3, 2.4, 2.6 договоров, страхования страховая медицинская организация обязуется: оформлять (переоформлять), выдавать полис обязательного медицинского страхования застрахованному лицу, вести учет застрахованных лиц, выданных им полисов обязательного медицинского страхования.
На основании пунктов 6, 6.1, 6,4 договоров страховая медицинская организация несет ответственность перед ТФОМС Оренбургской области за ненадлежащее исполнение условий договора в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе за нарушение сроков предоставления данных о застрахованных лицах и сведений об изменениях в этих данных.
Пунктом 9 договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования предусмотрено, что при выявлении нарушений договорных обязательств ТФОМС Оренбургской области, при возмещении страховой медицинской организации затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств и применяет штрафные санкции согласно Приложению № 3 к договору.
Из содержания пункта 2.3 Приложения № 3 к договорам следует, что за внесение в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц записей, содержащих недостоверные сведения предусмотрен штраф - 3000 руб. за каждый случай нарушения.
В рамках информационного взаимодействия при ведении регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц было выявлено внесение ответчиком недостоверных сведений по застрахованным лицам.
Фонд, сразу после получения информации о допущенных ошибках направил в страховую медицинскую организацию претензии, в которых указал на выявленные недостоверные данные, рекомендовал в кратчайшие сроки их исправить и уведомил о наложении штрафных санкций по данным случаям.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для проведения Фондом проверки по фактам выявленных нарушений страховой организацией, которые нашли свое отражение в спорных претензиях.
Правоотношения сторон в настоящем случае следует рассматривать как возникшие из заключенных договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
То обстоятельство, что выставление претензии не предусматривает возможность ее обжалования, не является основанием полагать страховую организацию лишенной права на судебную защиту, которое может быть реализовано при рассмотрении судом требований Фонда о взыскании штрафной санкции.
Таким образом, анализ представленных в материалы дела документов позволил суду прийти к выводу о доказанности истцом фактов нарушения ответчиком требований пунктов 2.2-2.6 договоров и обоснованности выставления спорных претензий об уплате штрафа.
В отношении довода ответчика о пропуске срока исковой давности суд области указал, что из установленных обстоятельств следует, что территориальный орган мог узнать о допущенных нарушениях только в ходе проведения выездной проверки - не ранее 2022. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Таким образом, с учетом того, что истец обратился в Арбитражный суд Курской области 05.05.2023, суд области пришел к выводу о том, что территориальным органом срок исковой давности не пропущен.
Обосновывая свои выводы в указанной части, суд первой инстанции ссылался на следующие обстоятельства.
В целях актуализации регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц и внесения в него сведений о застрахованных лицах страховая медицинская организация формирует и передает информационные файлы с изменениями сведений о застрахованных лицах, в территориальный фонд по мере необходимости, но не реже 1 раза в день при наличии изменений в сведениях о застрахованных лицах, в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования.
В файлы с изменениями включаются все вновь введенные и измененные с момента последней отправки сведения о застрахованных лицах.
Таким образом, случай внесения в регистр застрахованных лиц Оренбургской области недостоверных сведений мог быть выявлен ТФОМС в рамках ежедневного информационного взаимодействия при ведении регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц, только после: сопоставления данных, содержащихся в сегменте единого регистра застрахованных лиц со сведениями, полученными в рамках межведомственного обмена; получения документальных подтверждений от других страховых медицинских организаций при обращении в Фонд о снятии ошибок ФЛК; межведомственного обмена с ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области».
Согласно материалам дела указанные события произошли в 2022 году, и только тогда истец мог узнать о нарушениях допущенных ответчиком, что и отражено в претензиях. В связи с чем срок исковой давности не считается пропущенным.
Учитывая то, что ежегодные проверки носят выборочный характер, нарушения ответчика, рассматриваемые в данном споре могли не попасть в проверку, и, следовательно, при проведении ежегодных проверок могли быть не обнаружены.
С учетом изложенного указанный довод подателя жалобы подлежит отклонению.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчиком было заявлено о снижении предъявленного штрафа в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По указанному эпизоду нарушения законодательства страховой организацией было заявлено ходатайство о снижении размера штрафа по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, которое было удовлетворено судом первой инстанции, штраф снижен до 198 000 руб.
При этом, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Статьей 329 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве способов обеспечения исполнения обязательств предусмотрены неустойка, залог, удержание имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.
Соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке (статья 331 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу положений статей 329 и 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором, и не может являться способом обогащения кредитора за счет должника.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее - постановление Пленума ВС РФ № 7), если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (пункт 73 постановления Пленума ВС РФ № 7).
Положения пункта 71 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 7 предусматривает право суда снизить размер договорной неустойки, подлежащей взысканию с коммерческой организации, при наличии соответствующего ходатайства ответчика и установленности факта несоразмерности неустойки.
Суд первой инстанции, снижая размер штрафа, отметил, что предъявленный к взысканию штраф является чрезмерным и несоразмерным последствиям нарушения обязательства. Принимая во внимание факт того, что штраф будет оплачиваться из денежных средств, направленных на финансирование страховой организации, которая, в свою очередь, за счет данных средств оказывает медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию гражданам, необходимость установления баланса прав и интересов сторон, суд обоснованно снизил размер подлежащего взысканию штрафа до 198 000 руб.
Доводы о применении судом нормативного акта утратившего силу также подлежат отклонению.
Ответчик указывает, что суд руководствовался Положениями № 73 от 16.04.2012, которые утратили силу 02.05.2021.
Однако ссылка суда на данные документы не является нарушением или неправильным применением норм материального права, что могло бы явиться основанием для отмены решения.
Ссылка на данные Положения не влияет на суть вынесенного решения, решение суда в полной мере соответствует и действующим в настоящий момент нормам материального права, несмотря на наличие в нем ссылок на указанные Положения № 73.
Судом первой инстанции полно и правильно установлены все фактические обстоятельства по делу, исходя из оценки доказательств и доводов, приведенных лицами, участвующими в деле, правильно применены нормы материального и процессуального права, принято законное и обоснованное решение, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 28.11.2023 по делу № А47-7465/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Ингосстрах-М» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Е.В. Ширяева
Судьи О.Е. Бабина
С.В. Тарасова