ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-5562/2009
г. Челябинск
06 октября 2009 г.
Дело № А76-1984/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009г.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2009г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Бояршиновой Е.В., Ивановой Н.А., при ведении протокола помощником судьи Бушковой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» на решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 мая 2009 года по делу № А76-1984/2009 (судья Худякова В.В.), при участии: от государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области – ФИО1 (доверенность от 01.04.2009), ФИО2 (доверенность от 24.04.2009 № 10/209), от федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» – Рыбки И.А. (доверенность от 22.06.2009), от федерального бюджетного учреждения Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области – Рыбки И.А. (доверенность от 02.06.2009 № 3),
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области (далее – заявитель, УПФР в городе Миассе Челябинской области) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (далее - заинтересованное лицо, учреждение, школа), 49.387 руб. 00 коп. штрафа в порядке ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ) за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Челябинской области от 27 апреля 2009 года по настоящему делу (т. 1, л. д. 151) к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены федеральное бюджетное учреждение Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее – ФБУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области, третье лицо), и Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее – ГУФСИН России по Челябинской области, третье лицо).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 06 мая 2009 года требования, заявленные УПФР в городе Миассе Челябинской области удовлетворены частично: с учреждения взыскан штраф в размере 500 руб. 00 коп. (с учетом применения арбитражным судом первой инстанции положений пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации). Также с учреждения в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 50 руб. 00 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований УПФР в городе Миассе Челябинской области отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, учреждение обжаловало указанный судебный акт в апелляционном порядке.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2009 (т. 2, л. <...>) апелляционная жалоба заинтересованного лица была оставлена без движения.
По устранению подателем апелляционной жалобы обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения (т. 2, л. д. 51 – 55), определением от 31.07.2009 (т. 2, л. д. 49) апелляционная жалоба была принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда.
В апелляционной жалобе учреждение просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, полностью отказав УПФР в городе Миассе Челябинской области в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражный суд первой инстанции принял решение от 06.05.2009, при несоответствии выводов арбитражного суда первой инстанции, фактическим обстоятельствам, и при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности, учреждение указывает на то, что не должно нести ответственность за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку соответствующие сведения были представлены в УПФР по городу Миассу Челябинской области, своевременно и в полном объеме, однако, не федеральным бюджетным общеобразовательным учреждением «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», но федеральным бюджетным учреждением Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, поскольку учителя, работающие в учреждении, набраны из числа работников ФБУ ФИО3, и указанным третьим лицом соответствующие сведения представлялись заявителю. Помимо изложенного, заинтересованное лицо ссылается на то, что не производит выплаты физическим лицам, по причине отсутствия раздельного баланса, и отсутствия расчетного счета в отделении Федерального казначейства.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2009, рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 22.09.2009, по ходатайству представителей УПФР в городе Миассе Челябинской области.
По основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 2 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Чередниковой М.В., судьей Бояршиновой Е.В.
Рассмотрение дела начато сначала.
Заявителем представлен отзыв на апелляционную жалобу (т. 2, л. д. 73 – 78), которым УПФР в городе Миассе Челябинской области просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения. В частности, в отзыве на апелляционную жалобу УПФР в городе Миассе Челябинской области указывает на то, что школа обладает статусом страхователя в силу условий ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, не является структурным подразделением ФБУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области, и при регистрации в УПФР в городе Миассе Челябинской области 15.10.2003 заявило количество застрахованных лиц, работающих в учреждении – 10 человек. Помимо изложенного, заявитель указывает на то, что, работники состоят именно, в штате учреждения, а не в штате ФБУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области, что, в частности, подтверждается справкой о заработной плате работников федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» за 2006, 2007 гг., записи в трудовых книжках работников учреждения. Помимо изложенного, заявитель в отзыве на апелляционную жалобу указал следующее: «Расчет суммы финансовых санкций Управлением был произведен на основании данных о начисленных страховых взносах, содержащихся в индивидуальных сведениях застрахованных лиц, представленных на работников Школы за 2006-2007 гг. под регистрационным номером ФГУ «Атлянская воспитательная колония» ГУФСИН России по Челябинской области, не являющимся работодателем равно, как и страхователем по отношению к работникам школы… Тот факт. что Школа не имеет своего расчетного счета в отделении Федерального казначейства, как указано в апелляционной жалобе, не свидетельствует о том, что она не финансировалась. Данный факт свидетельствует лишь о том, что финансовые средства на заработную плату, аккумулировались на счете ФГУ «Атлянская воспитательная колония» ГУФСИН России по Челябинской области, бухгалтерия которой выполняет лишь роль Централизованной бухгалтерии… Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работников школы были представлены под регистрационным номером ФГУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области, что является грубым нарушением, поскольку школа самостоятельное юридическое лицо».
Представителями третьих лиц в судебном заседании 22.09.2009 были поддержаны доводы апелляционной жалобы учреждения.
В судебном заседании 22.09.2009 объявлен перерыв до 29.09.2009; судебное заседание продолжено после объявленного перерыва.
Представитель Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, не прибыл в судебное заседание после объявленного перерыва.
С учетом мнения представителей лиц, участвующих в деле, присутствовавших в судебном заседании 29.09.2009, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ГУФСИН России по Челябинской области.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в материалах дела, доказательств, УПФР в городе Миассе Челябинской области проведена документальная проверка достоверности представленных страхователем в Пенсионный Фонд Российской Федерации сведений индивидуального (персонифицированного) учета о страховом стаже и начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», за период с 22.10.2003 по 31.12.2007.
По результатам проверки составлен акт от 10.12.2008 № 306 (т. 1, л. д. 12 – 22) и вынесено решение от 12.01.2009 № 24 «О привлечении к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (т. 1, л. <...>).
Указанным решением учреждение привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», штрафам в общей сумме 49.387 руб. 00 коп. за представление недостоверных сведений за расчетные периоды 2006, 2007 гг., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (10 % от суммы страховых взносов 493.869 руб. в отношении застрахованных лиц, за которые представлены неполные (недостоверные) сведения)).
Как таковое, описание вмененного учреждению правонарушения, приведено в акте от 10.12.2008 № 306, и заключается в непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в отношении 16 застрахованных лиц, а именно:
- ФИО4 (непредставление сведений за период с 31.10.2005 по 31.12.2007);
- ФИО5 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.12.2007);
- ФИО6 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.12.2007);
- ФИО7 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.08.2007);
- ФИО8 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 30.09.2004);
- ФИО9 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 01.03.2006);
- ФИО10 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 09.10.2005);
- ФИО11 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.12.2007);
- ФИО12 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.12.2007);
- ФИО13 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.12.2007);
- ФИО14 (непредставление сведений за период с 01.11.2007 по 31.12.2007);
- ФИО15 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.12.2007);
- ФИО16 (непредставление сведений за период с 22.10.2003 по 31.12.2007);
- ФИО17 (непредставление сведений за период с 17.08.2007 по 31.12.2007);
- ФИО18 (непредставление сведений за период с 02.03.2006 по 31.12.2007);
- ФИО19 (непредставление сведений за период с 01.01.2007 по 16.08.2007).
Приложением к акту проверки значатся справки о проверке достоверности и достаточности сведений индивидуального (персонифицированного) учета о трудовом стаже, в том числе стажа на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии на 16 листах, а именно (исходя из представленных в материалы дела, приложений): в отношении ФИО4 (т. 1, л. д. 23); в отношении ФИО5 (т. 1, л. д. 24); в отношении ФИО6 (т. 1, л. д. 25); в отношении ФИО7 (т. 1, л. д. 26); в отношении ФИО9 (т. 1, л. д. 27); в отношении ФИО11 (т. 1, л. д. 28); в отношении ФИО12 (т. 1, л. д. 29); в отношении ФИО13 (т. 1, л. д. 30); в отношении ФИО14 (т. 1, л. д. 31); в отношении ФИО15 (т. 1, л. д. 32); в отношении ФИО16 (т. 1, л. д. 33); в отношении ФИО17 (т. 1, л. д. 34); в отношении ФИО18 (т. 1, л. д. 35); в отношении ФИО19 (т. 1, л. д. 36).
Данные о суммах начисленных страховых взносов за 2006, 2007 гг. по каждому из вышеперечисленных лиц, в целях исчисления штрафа, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ приведены УПФР в городе Миассе Челябинской области в расчете суммы штрафа (т. 1, л. д. 40).
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя частично требования заявителя, исходил из доказанности УПФР в городе Миассе Челябинской области, факта совершения вмененного заявителю правонарушения, однако, счел возможным уменьшить размер санкций, исходя из положений пп. 3 п. 1, п. 4 ст. 112, п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации.
Между тем, арбитражным судом первой инстанции не учтено следующее.
Из представленной УПФР в городе Миассе Челябинской области при подаче заявления о взыскании с учреждения санкций, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 12.08.2008 в отношении федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (т. 1, л. д. 9 – 11), следует, что учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Миассу Челябинской области 12.09.2003 за основным государственным регистрационным номером 1037400877392.
Федеральному государственному общеобразовательному учреждению «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области 28.04.2007 выдана лицензия на право осуществления образовательной деятельности, сроком действия по 28.04.2009 (т. 1, л. д. 121).
В материалы дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции также представлены следующие документы:
- выписка из устава федерального государственного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (т. 1, л. д. 104 – 106), согласно которому, финансирование школы осуществляется ГУФСИН России по Челябинской области через органы федерального казначейства;
- приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 01.06.2006 № 309 «Об утверждении Устава федерального государственного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 31 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (т. 1, л. д. 103);
- выписка из устава федерального государственного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (т. 1, л. д. 109 – 111), согласно которому, финансирование школы осуществляется ГУФСИН России по Челябинской области через органы федерального казначейства;
- приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 08.07.2008 № 456 «Об утверждении Устава федерального государственного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (т. 1, л. д. 107);
- приказы Атлянской воспитательной колонии по личному составу: от 01.11.2005 № 140л/с о приеме на работу ФИО4 в федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (т. 1, л. д. 125); от 02.04.2007 № 49 о закреплении за классами, преподавателей (т. 1, л. д. 126); от 11.09.2007 № 101л/с о приеме на работу в учреждение ФИО20, ФИО15 (т. 1, л. <...>); от 02.03.2006 № 28л/с о приеме на работу в учреждение ФИО18 (т. 1, л. д. 130);
- тарификационные списки педагогических работников учреждения на соответствующие периоды 2006, 2007 гг. (т. 1, л. д. 131 – 133, 134 – 136, 137 – 139, 140 – 142, 143 – 145), утвержденные исполняющим обязанности начальника Атлянской воспитательной колонии;
- выписки из табелей учета рабочего времени Атлянской воспитательной колонии, в отношении лиц, работавших в учреждении за 2006, 2007 гг. (т. 1, л. д. 55 – 58);
- табеля-справки Атлянской воспитательной колонии, в отношении лиц, работавших в учреждении за 2006, 2007 гг. (т. 1, л. д. 59 – 75);
- справка о заработной плате работников учреждения за 2006, 2007 гг. (т. 1, л. д. 76);
- справка Отделения по г. Миассу Федерального казначейства по Челябинской области от 19.03.2009 № 2-35/96 об отсутствии у федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» открытого лицевого счета в казначействе (т. 1, л. д. 77);
- выписки из трудовых книжек лиц, работающих в учреждении (т. 2, л. д. 6 – 10, 15 – 21);
- письмо федерального государственного учреждения Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (т. 1, л. д. 48), - не содержащее исходящего номера и даты, и адресованное начальнику УПФР в городе Миассе Челябинской области, которым Атлянская воспитательная колония доводит до сведения заявителя, что, «Государственное общеобразовательное учреждение вечерняя сменная общеобразовательная школа № 31 при Атлянской воспитательной колонии 12 сентября 2003 года зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо с целью получения лицензии на общеобразовательную деятельность в соответствии с законом РФ «Об образовании», но какой-либо финансово-хозяйственной, предпринимательской деятельности не осуществляло, ни бухгалтера, ни кассира в своих штатах не имеет. Финансирование производилось за счет сметы Уголовно-исполнительной системы области из средств Федерального бюджета через Государственное учреждение «Атлянская воспитательная колония», т.к. входит в структуру ФИО3. Налоговые платежи и сборы в государственные внебюджетные фонды начислялись Государственным учреждением «Атлянская воспитательная колония». Просим принять налоговую отчетность с учетом вышеизложенного»;
- индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование ФГУ ФИО3 ГУФСИН России за 2006, 2007 гг., в том числе, в отношении лиц, работавших в учреждении (т. 1, л. д. 79 – 102);
- письмо федерального государственного учреждения Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области от 17.02.2006 № т/512 (т. 2, л. д. 24), адресованное начальнику УПФР в городе Миассе Челябинской области, которым Атлянская воспитательная колония доводит до сведения заявителя, что, «При оформлении лицензии на право образовательной деятельности школы № 31 возникла необходимость в оформлении юридических документов. Все документы школы № 31 оформлены как у отдельного юридического лица: зарегистрирована в налоговой инспекции и во всех фондах (соцстрах, медстрах, пенсионный фонд и фонд занятости). Так как по школе № 31 нет штатного расписания учителя трудоустроены в ФГУ ФИО3, где штаты школы предусмотрены приказом ГУИН МЮ РФ по Челябинской области № 252 от 05.06.2000 г. Вследствие с тем, что положением об учреждении предусмотрена образовательная деятельность просим принять индивидуальные сведения с учителей с льготой по выслуге лет по регистрационному ПФР 034-034-034445. Копию штатного расписания и положение по учреждению, прилагаю». Данное письмо содержит входящий штамп от 17.02.2006 № 01-24/494-о и визу «ФИО21 ФИО2 для подготовки ответа».
При рассмотрении апелляционной жалобы в материалы дела в числе прочих документов представлен приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 08.07.2008 № 456 (т. 3, л. <...>), в соответствии с которым, государственное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», переименовано в федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области».
В материалах дела также имеется заявление государственного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» о регистрации в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации страхователя – организации, в связи с созданием, - представленное заинтересованным лицом в УПФР в городе Миассе Челябинской области 13.10.2003 (т. 2, л. <...>), в соответствии с которым страхователь указал количество застрахованных лиц, работающих в организации – 10, и дату получения зарплаты – 20 число.
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: 1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели; физические лица; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производится им по каждому основанию.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации граждане и лица без гражданства:
работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;
самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);
являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
являющихся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется в случае уплаты страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом (п. 2 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
В соответствии с п. 2 ст. 9 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, установление или выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральным законом «О погребении и похоронном деле».
Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном счете (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, регистрация страхователей является обязательной и осуществляется в территориальных органах страховщика: работодателей – организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей (лиц, приравненных к ним в целях настоящего Федерального закона) и самостоятельно уплачивающих страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, реестре членов саморегулируемых организаций и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу условий п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ), дано следующее понятие страхователей – юридические лица, в том числе иностранные, их обособленные подразделения; международные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации (в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане, в том числе иностранные, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. В целях настоящего Федерального закона органы службы занятости в отношении безработных, а также организации, в которых лица, осужденные к лишению свободы, привлекаются к труду, приравнены к понятию «страхователь».
Также статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ даны следующие понятия:
- страховые взносы – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, уплачиваемые в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», а также страховые взносы, уплачиваемые страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованных лиц – работников, являющихся субъектами профессиональных систем, для реализации ими пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах;
- индивидуальный (персонифицированный) учет – организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- индивидуальный лицевой счет застрахованного лица – документ, хранящийся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащий предусмотренные настоящим федеральным законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ установлены цели индивидуального (персонифицированного) учета, коими являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования; упрощение порядка и ускорение процедуры назначения трудовых пенсий застрахованным лицам.
Одним из принципов организации индивидуального (персонифицированного) учета, согласно ст. 4 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, является соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждым страхователем, в том числе физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, для индивидуального (персонифицированного) учета, сведениям о фактически уплаченных и поступивших суммах страховых взносов.
Порядок предоставления сведений о застрахованных лицах, страхователем, регламентирован статьей 9 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ; порядок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о страховых взносах и страховом стаже регламентирован статьей 11 настоящего Федерального закона, при этом в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, страхователь должен представить один раз в год, не позднее 1 марта о каждом работающем у него застрахованном лице, определенные сведения.
Статьей 2 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что в целях настоящего Федерального закона, под индивидуальным лицевым счетом понимается совокупность сведений о поступивших страховых взносах за застрахованное лицо и другой информации о застрахованном лице, содержащей его идентификационные признаки в Пенсионном фонда Российской Федерации, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Согласно статьи 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемые периоды), в Российской Федерации устанавливается казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возлагается организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
В соответствии со статьей 67 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в проверяемые периоды), трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.
Статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Работодатель обязан вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше пяти дней, в случае, если работа в этой организации является для работника основной.
При рассмотрении апелляционной жалобы ФБУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области, в материалы дела № А76-1984/2009 Арбитражного суда Челябинской области, в числе прочих документов, представлены читаемые копии трудовых книжек работников федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» (т. 3, л. д. 75 – 108), а также выписка из приказа Министерства юстиции Российской Федерации Главного управления исполнения наказаний по Челябинской области Атлянской воспитательной колонии от 22.10.2003 № 123 л/с (т. 4, л. д. 5), согласно которому, в связи с организационно-штатными изменениями и ликвидацией общеобразовательной школы (приказ ГУИН № 327 от 18.08.2003), в государственное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 31», переведены, с освобождением от ранее занимаемых должностей, ФИО7, ФИО8, ФИО16, ФИО5, ФИО6, ФИО9, ФИО12, ФИО10, ФИО11, ФИО15 (т. 4, л. д. 5).
Также Атлянской воспитательной колонией издавались приказы: о приеме на работу на должность директора в федеральное государственное учреждение «Вечерняя (сменная школа) общеобразовательная школа № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», ФИО4 – от 01.11.2005 № 140л/с (т. 4, л. д. 6); о приеме на работу на должность учителя в федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная школа) общеобразовательная школа № 31 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», ФИО18 – от 02.03.2006 № 28л/с (т. 4, л. <...>); о приеме на работу на должность учителя в федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 ГУФСИН России», ФИО22, и предоставлении одного дня без сохранения заработной платы, учителю школы ФИО18 – от 01.10.2008 № 96л/с (т. 4, л. <...>).
Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за лиц, фактически работающих в федеральном бюджетном общеобразовательном учреждении «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», за спорные периоды, представлялись федеральным государственным учреждением Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, - что подтверждено представленными в материалы дела, документами (т. 4, л. д. 55 – 97), и не оспаривается со стороны УПФР в городе Миассе Челябинской области.
При рассмотрении апелляционной жалобы, УПФР в городе Миассе Челябинской области в материалы дела в числе прочих, представлены: акты камеральной проверки сведений персонифицированного учета ФГУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области – от 06.03.2007 № 3445/2 за 2006 год (т. 2, л. д. 102), от 20.02.2008 № 3445/2 (т. 2, л. д. 101), согласно которым, в результате проверки индивидуальных сведений, ошибок не обнаружено; письмо УПФР в городе Миассе Челябинской области от 14.03.2006 № 06/701 (т. 2, л. <...>) (на исх. № 512 от 17.02.2006 ФГУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области, т. 2, л. д. 95).
При этом письмом от 14.03.2006 № 06/701, заявитель сообщил ФГУ ФИО3 ГУФСИН России по Челябинской области, в числе прочего, следующее: «Зарегистрировав 11 мая 2004 г. устав в установленном порядке, ГОУ «Вечерняя (сменная) школа № 31» стало юридическим лицом, со всеми вытекающими отсюда последствиями, а именно, с момента регистрации указанное юридическое лицо выступает в страхователем в отношении работающих у него застрахованных лиц и как следствие, имеет право приема и увольнения работников и обязано самостоятельно, либо через централизованную бухгалтерию представлять на них в территориальный орган Пенсионного фонда индивидуальные сведения о стаже и начисленных страховых взносах. Тот факт, что штаты ГОУ «Вечерняя (сменная) школа № 31» предусмотрены в штатном расписании ФГУ «Атлянская воспитательная колония» свидетельствует лишь о том, что вновь созданная организация является юридическим лицом, на имущество которого учредитель имеет право собственности и которое финансируется собственником. В данном случае бухгалтерия ФГУ «Атлянская воспитательная колония» может выступать лишь в роли централизованной бухгалтерии, взаимоотношения с которой ГОУ «Вечерняя (сменная) школа № 31» должны оформляться договором на обслуживание. Таким образом, отсутствуют правовые основания для представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета на работников, состоящих в штате ГОУ «Вечерняя (сменная) школа № 31», под регистрационным номером ФГУ «Атлянская воспитательная колония». Учитывая вышеизложенное, прошу обязать специалистов вашего учреждения по принадлежности, разобраться в ситуации, связанной с регистрацией ГОУ «Вечерняя (сменная) школа № 31» в качестве самостоятельного юридического лица, в том числе оформление трудовых отношений с работниками указанной организации и представить сведения о стаже и начисленных страховых взносах за них на 2004, 2005 годы в соответствии с действующим законодательством под регистрационным номером ГОУ «Вечерняя (сменная) школа №31 (084-034-4070). Представление сведений на работников ГОУ «Вечерняя (сменная) школа №31» под регистрационным номером ФГУ «Атлянская воспитательная колония» является нарушением Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», а также прав работников школы, так как индивидуальные сведения за 2004 и 2005 год на них представлены без кодов досрочного назначения пенсии… Для сведения сообщаем, что специалистам вашей организации неоднократно давались разъяснения о порядке представления индивидуальных сведений на работников ГОУ «Вечерняя (сменная) школа № 31», в том числе в части деления и разноски платежей, однако сведения на работников указанной организации за 2005 год вновь представлены без кодов досрочного назначения пенсии без всяких на то оснований».
Учитывая вышеизложенное, а также нормы ст. ст. 66, 67 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 9, п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 11, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», именно, федеральное бюджетное общеобразовательное учреждение «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», выступает в качестве работодателя, и соответственно, в качестве страхователя, а потому, у заинтересованного лица наличествует обязанность по представлению в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом в контексте вышеперечисленных норм не имеет значения тот факт, что первоначально прием на работу в учреждение оформлялся третьим лицом, равно как, не имеет значения отсутствие лицевого счета у федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», и выплата в связи с этим, сумм вознаграждения работникам школы, через бухгалтерию ФБУ Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области.
В то же время, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что у заявителя отсутствовали правовые основания для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, в связи со следующим.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации, обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, помимо перечисленных в пп. 1 – 3 п. 1 ст. 111 Кодекса, являются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину в совершении налогового правонарушения.
В данном случае, УПФР в городе Миассе, имея сведения о том, что ФБУ (ФГУ) Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, на протяжении ряда лет представляет сведения об индивидуальном (персонифицированном) учете, включающие в себя, в том числе и сведения, непосредственно относящиеся к федеральному бюджетному общеобразовательному учреждению «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области», безоговорочно приняло соответствующие сведения за 2006, 2007 гг., не установив каких-либо нарушений (что также следует из представленного УПФР в городе Миассе отзыва на апелляционную жалобу), а также не поставило в известность заинтересованное лицо о том, что соответствующие сведения должны представляться, именно, им, а не ФБУ (ФГУ) Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (при этом заинтересованное лицо, действуя добросовестно, полагало, что данные сведения должны представляться (и фактически представляются) за него ФБУ (ФГУ) Атлянская воспитательная колония Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области.
Вышеупомянутые обстоятельства не были расценены заявителем, как исключающие ответственность лица в совершении вмененного ему, правонарушения, однако, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются таковыми, арбитражным апелляционным судом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для привлечения заинтересованного лица к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, у УПФР в городе Миассе Челябинской области не имелось.
Указанные обстоятельства не были выяснены арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении спора, в связи с чем, апелляционная жалобы подлежит удовлетворению, а обжалуемое решение арбитражного суда первой инстанции соответственно подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 06 мая 2009 года по делу № А76-1984/2009 отменить.
В удовлетворении заявленных требований о взыскании с федерального бюджетного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области» 49.387 руб. 00 коп., государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Миассе Челябинской области, отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья М.Б. Малышев
Судьи: Е.В. Бояршинова
Н.А. Иванова