НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2016 № 18АП-11598/16

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11598/2016

г. Челябинск

26 сентября 2016 года

Дело № А76-11068/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2016г.

Постановление в полном объеме изготовлено 26 сентября 2016г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Плаксиной Н.Г., Костина В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 9 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2016 по делу №А76-11068/2016 (судья Кунышева Н.А.).

В судебном заседании приняли участие представители:

общества с ограниченной ответственностью «Гарант-Евразия» - Журавлев В.В. (паспорт, доверенность от 21.03.2014 №4);

Государственного учреждения - Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала № 9 - Водолеева Э.М. (доверенность от 01.08.2016 №148).

Общество с ограниченной ответственностью «Гарант-Евразия» (далее - заявитель, общество, ООО «Гарант-Евразия») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению – Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала №9 (далее – Фонд, ГУ ЧРО ФСС РФ, управление) о признании недействительным решения от 08.02.2016 №38 о привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2016 (резолютивная часть решения объявлена 28.07.2016) требования заявителя удовлетворены, решение от 08.02.2016 №38 признано недействительным. Также судом взыскано с Фонда в пользу заявителя в возмещение судебных расходов 3000 руб.

ГУ ЧРО ФСС РФ не согласилось с указанным судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе управление просит решение суда отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что п.6 ч.1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.12.2011 №379-ФЗ определяет признаки субъектного состава страхователей, имеющих право на применение пониженного тарифа, где условие о собственной разработке программ и (или) базы данных ЭВМ является ключевым. Вместе с тем, ООО «Гарант-Евразия» деятельностью по разработке программ для ЭВМ (баз данных) не занимается, а осуществляет установку и сопровождение Электронного периодического справочника «Система Гарант», обучает клиентов правообладателя работе с ним, а также осуществляет рекламные акции с целью расширения круга пользователей программным продуктом. Обращает внимание на то, что, что ни в акте камеральной проверки, ни в решении управления выводов об установлении факта оказания истцом услуг по адаптации программного продукта, а также установке, тестированию и сопровождению адаптированного программного продукта не содержится. Полагает, что если организация не осуществляла разработку программ ЭВМ, баз данных, то она не имеет право применять пониженные тарифы страховых взносов.

В судебном заседании представитель Фонда доводы апелляционной жалобы поддержал.

В судебном заседании представитель заявителя с апелляционной жалобой не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ООО «Гарант-Евразия» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.12.2012, имеет основной государственный регистрационный номер 1027401354991 и состоит на учете в качестве страхователя в филиале №9 Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования.

В период с 17.11.2015 по 24.12.2015 должностными лицами Фонда в отношении общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.09.2015. Результаты проверки отражены в Акте камеральной проверки от 24.12.2015 №1662лт (л.д.46-49).

По результатам рассмотрения материалов проверки, с учетом возражений ООО «Гарант-Евразия», Фондом вынесено решение №38 от 08.02.2016 о привлечении ООО «Гарант-Евразия» к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Указанным решением обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 21882,75 руб., соответствующие пени в сумме 128,56 руб., а также общество привлечено к ответственности по п.1 ст.47 Закона №212-ФЗ за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов в виде штрафа в размере 4376,55 руб. (л.д.16-19).

Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности фондом факта занижения обществом базы для исчисления страховых взносов.

Суд апелляционной инстанции соглашается с этим выводом суда первой инстанции.

Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

В силу положений ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Закона №212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст.25 Закона №212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч.5 ст.25 Закона №212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.6 ст.25 закона №212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ).

Из содержания решения управления №38 от 08.02.2016 следует, что основанием для доначисления заявителю страховых взносов за период с 01.07.2015 по 30.09.2015 в сумме 21882,75 руб., начисления соответствующих пеней и штрафных санкций послужил вывод фонда о несоблюдении обществом для применения пониженного тарифа условия о доле доходов, установленных частью 2.1 статьи 57 Закона № 212-ФЗ, за период с 01.07.2015 по 30.09.2015, позволяющего применять пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий.

Оценивая эту позицию управления, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

Согласно ч.1 ст.8 Закона №212-ФЗ, база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч.1 ст.7 этого Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст.9 названного Закона.

Если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, применяется тариф страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации - 2,9 процента (ст.12 Закона № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 58 Закона №212-ФЗ установлено, что в течение переходного периода 2011-2027 годов применяются пониженные тарифы страховых взносов для отдельных плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В частности, пунктом 6 части 1 статьи 58 Закона №212-ФЗ (в редакции, действовавшей в 2012-2015 годах) предусматривалось, что право на применение пониженных тарифов имеют организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, заключивших с органами управления особыми экономическими зонами соглашения об осуществлении технико-внедренческой деятельности и производящих выплаты физическим лицам, работающим в технико-внедренческой особой экономической зоне или промышленно-производственной особой экономической зоне), которыми признаются российские организации, осуществляющие разработку и реализацию разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных.

Согласно п.5 ст.58 Закона №212-ФЗ, указанные в п.6 ч.1 этой статьи плательщики страховых взносов применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 этой статьи, при выполнении ими условий, установленных частями 2.1 и 2.2 статьи 57 Закона №212-ФЗ. Контроль за соблюдением требований, установленных пунктом 2 части 2.1 и пунктом 2 части 2.2 статьи 57 этого Федерального закона, осуществляется, в том числе, на основании отчетности, предоставляемой организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в соответствии со статьей 15 этого Федерального закона. В случае, если по итогам отчетного (расчетного) периода применительно к указанному отчетному (расчетному) периоду организация не выполняет хотя бы одно условие, установленное частями 2.1 или 2.2 статьи 57 этого Федерального закона, а также в случае лишения ее государственной аккредитации такая организация лишается права применять тарифы страховых взносов, предусмотренные частью 3 этой статьи, с начала периода, в котором допущено такое несоответствие и (или) аннулирована государственная аккредитация.

Частями 2.1 и 2.2 статьи 57 Закона №212-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (за исключением организаций, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, и вновь созданных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий), применяют тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 4 части 2 настоящей статьи, при выполнении ими следующих условий: 1) организацией получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 этой статьи, составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период (для вновь созданные организации доля доходов от реализации экземпляров программ для ЭВМ, баз данных, передачи исключительных прав на программы для ЭВМ, базы данных, предоставления прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, от оказания услуг (выполнения работ) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), а также услуг (работ) по установке, тестированию и сопровождению указанных программ для ЭВМ, баз данных по итогам отчетного (расчетного) периода составляет не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации за указанный период; 3) средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за девять месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по тарифам страховых взносов, предусмотренным пунктом 4 части 2 настоящей статьи, составляет не менее 7 человек.

Таким образом, страхователь-организация имеет право на применение пониженного тарифа при соблюдении совокупности следующих условий: наличие у организации документа о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, средняя численность работников не менее 7 человек, осуществление деятельности по разработке и реализации разработанных ими программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных, доля доходов от которой составляет не менее не менее 90 процентов в сумме всех доходов организации по итогам девяти месяцев года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по пониженным тарифам.

Судом первой инстанции из буквального толкования п.6 ч.1 ст.58 Закона №212-ФЗ сделан обоснованный вывод о том, что право на применение пониженного тарифа страховых взносов не связывается с оказанием услуг лишь в отношении разработанных самим страхователем программ для ЭВМ, баз данных.

Из материалов дела следует и фондом не оспаривается, что общество имеет государственную аккредитацию в качестве организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, средняя численность работников общества в проверяемых периодах составляла не менее 30 человек.

Кроме того, все полученные обществом доходы (100%) получены от деятельности по адаптации, модификации баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению баз данных (справочно-правовой системы «Гарант»), что отражено в расчете страховых взносов по коду ОКВЭД 72.60 «Прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий» и подтверждается представленными в материалы дела книгами учета доходов и расходов общества на 2014 и 2015 годы.

При таких обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу о соблюдении заявителем условий для применения пониженного тарифа страховых взносов и, соответственно, необоснованном доначислении ему страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за третий квартал 2015 года, соответствующих пени и штрафа за неуплату указанных страховых взносов.

С учетом этих обстоятельств, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о несоответствии закону оспоренного решения управления, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Челябинской области подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.08.2016 по делу №А76-11068/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала № 9 – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий А.А. Арямов

Судьи: Н.Г. Плаксина

В.Ю. Костин