НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2018 № А76-18975/2017

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-374/2018

г. Челябинск

02 апреля 2018 года

Дело № А76-18975/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2018 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2018 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Кузнецова Ю.А., судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Медведева Виктора Васильевича на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2017 по делу № А76-18975/2017 (судья Котляров Н.Е.)

В судебном заседании приняли участие представители:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Челябинской области - Малуха Г.И. (доверенность № 05-1-07/21399 от 29.12.2017), Зайченко Д.Я. (доверенность № 05-107/16383 от 09.10.2017)

28.06.2017 индивидуальный предприниматель Медведев Виктор Васильевич (далее – заявитель, предприниматель, Медведев В.В.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Челябинской области (далее – административный орган, инспекция) о признании незаконным и отмене постановления № 55 от 23.05.2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) и наложении штрафа 10 000 руб.

Проверкой установлено, что при проведении контрольной закупки через принадлежащий предпринимателю платежный терминал, находящийся в магазине по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская д.1б, было установлено неприменение платежным агентом контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при внесении денежных средств. Не приняты меры по соблюдению законодательства о применении контрольно-кассовой техники и предотвращению правонарушений в этой сфере.

Постановление незаконно, проверка произведена с нарушением полномочий налоговых органов, поскольку контрольная закупка не может проводиться работниками инспекции в силу ст.13 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно – розыскной деятельности» (далее Закон № 144-фз), имеющиеся доказательства получены с нарушением закона и не могут быть основанием для применения ответственности.

Заявитель не извещен о рассмотрении дела, не мог ходатайствовать о его рассмотрении по его месту жительства. Протокол, акт проверки и другие материалы ему не направлялись. Не учтены особенности денежных расчетов с применением платежных терминалов. Постановление вынесено за пределами двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности (т.1 л.д. 3-6).

Инспекция возражала против заявленных требований, ссылалась на установленные в ходе проверки обстоятельства, отсутствие нарушений при проведении проверки, наличие собственных полномочий и соблюдение прав заявителя, вынесение постановления в пределах сроков давности (т.1 л.д. 27-31).

Решением арбитражного суда первой инстанции от 19.12.2017 в удовлетворении требований предпринимателя отказано.

Суд указал, что при оплате услуг сотовой связи через платежный терминал № 313644, кассовый чек, либо иной документ, подтверждающий осуществление соответствующего платежа, в котором должны содержаться обязательные реквизиты не был выдан. Выданная квитанция № 2992 не указывает на применение ККТ, поскольку не содержит обязательные реквизиты: заводской номер, признак фискального режима, регистрационный номер ЭКЗЛ, номер контрольно-проверочного кода и его значение. Предпринимателем контрольно-кассовая техника, установленная по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская д.1б, в налоговом органе не зарегистрирована.

Совокупность этих обстоятельств указывает на наличие вмененного административного правонарушения, вина предпринимателя, в совершении которого доказана.

Процедура привлечения к ответственности не нарушена – о проведении проверки, составлении административного протокола и рассмотрении дела о нарушении предприниматель был извещен по домашнему адресу, действия Инспекции по проведению проверки применения ККТ не подпадают под действие закона об оперативно – розыскной деятельности.

Отклонен довод о неизвещении Медведева В.В. о рассмотрении дела об административном правонарушении, как противоречащий материалам дела. Заявитель привлечен к административной ответственности в пределах срока установленного ст.4.5 КоАП РФ (т.1 л.д.98-102).

15.01.2018 от предпринимателя поступила апелляционная жалоба об отмене судебного решения.

Суд не учел, что заявитель не был извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении, материалы проверки, в том числе и акт проверки, ему не направлялись, он не мог ходатайствовать о рассмотрении дела по месту жительства.

Административным органом не доказано событие правонарушения, не установлена вина Медведева В.В., также не доказано, что он не выдал чек умышленно.

В материалы дела не представлены доказательства принадлежности терминала заявителю.

Вмененное нарушение может быть признано малозначительным (т.1 л.д. 109-112).

Инспекция возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства, установленные в судебном решении.

Предприниматель извещен о дате и времени рассмотрения апелляционной жалобы, его представители не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся лиц.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Медведев В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя свидетельством от 03.10.2013 (т. 1 л.д. 11).

10.03.2017 налоговым органом на основании поручения (т. 1 л.д. 33) проведена проверка соблюдения законодательства о применении ККТ в магазине, по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская д.1б.

10.03.2017 в присутствии понятых составлен протокол осмотра магазина, в котором находится терминал № 313644 для оплаты платежей. После внесения денег на счет оператора сотовой связи терминал не выдал квитанцию. Платёжный терминал не внесён в государственный реестр, не зарегистрирован в налоговом органе (т.1 л.д. 36-37).

3аявителю направлено по домашнему адресу уведомление о вызове для составления административного протокола (т.1 л.д. 38 оборот).

10.04.2017 составлен протокол об административном правонарушении № 56 по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ в отсутствии предпринимателя, извещенного надлежащим образом (т.1 л.д. 42-43), копия документа направлена заказным письмом с уведомлением 23.04.2017, с извещением о времени и месте рассмотрения материалов по административному делу (т.1 л.д. 44-45).

23.05.2017 вынесено постановление № 55 о привлечении заявителя к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа - 10 000 руб. (т.1 л.д. 47-48), которое направлено заявителю 25.05.2017 (т.1 л.д.48 оборот, 49).

Заявитель апелляционной жалобы – предприниматель указывает на неверное применение судом норм материального и процессуального права, отсутствие состава вмененного деяния, нарушение процедуры проверки.

Суд пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.5 КоАП РФ.

Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу ч.ч. 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ) неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.

Статьей 5 Закона № 54-ФЗ предусмотрена обязанность индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих контрольно-кассовую технику, применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).

Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата должна передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти (пункт 1.1 статьи 4 Закона № 54-ФЗ).

Согласно статье 2, части 1 статьи 6 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ) платежный агент (юридическое лицо, осуществляющее деятельность по приему платежей физических лиц; оператор по приему платежей либо платежный субагент) при приеме платежей вправе использовать платежные терминалы. Платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику.

В соответствии с частью 12 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой; соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, прием денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека. Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего расчета, должен соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

В силу пункта 1.1 статьи 4 Федерального закона № 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата.

Платежный терминал № 313644, расположенный по адресу: Челябинская область, с. Еткуль, ул. Первомайская д.1б ККТ в установленном порядке не зарегистрирован, чек при проверке с необходимыми реквизитами выдан не был.

Судом первой инстанции сделан верный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена части 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Вопрос о наличии вины исследован налоговым органом в ходе производства по делу об административном правонарушении и отражен в оспариваемом постановлении. Этот вопрос также исследован судом первой инстанции.

Доказательств того, что предпринимателем принимались достаточные меры, направленные на соблюдение требований действующего законодательства, которые свидетельствовали бы об отсутствии его вины, а также наличия обстоятельств, препятствующих исполнению обязанностей, предусмотренных законодательством, подтверждающих отсутствие у него реальной возможности предпринять все возможные меры, направленные на недопущение нарушений законодательства, в материалах дела не имеется.

Привлечение к административной ответственности осуществлено в данном случае в пределах срока, установленного части 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

Довод о неуведомлении заявителя о получении материалов проверки, акта проверки, протокола, и других документов опровергаются представленными в материалы дела документами:

- уведомлением о вызове для составления протокола (т.1 л.д.38 оборот), которое направлено заявителю (т.1 л.д.39). Протокол об административном правонарушении направлен согласно списку от 14.04.2017 (т.1 л.д.44 оборот,45),

- список почтовых писем об отправлении копии постановления от 25.05.2017 (т.1 л.д.48 оборот, 49).

Все материалы направлялись по месту жительства Медведева В.В. по адресу, указанному в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (т.1 л.д. 12-13), тот же адрес указан в тексте апелляционной жалобы (т.1 л.д. 109-113).

Правовых оснований для замены штрафа на предупреждение в порядке статьи 4.1.1 КоАП РФ судом не установлено, поскольку согласно общедоступным сведениям на сайте «Картотека арбитражных дел» Медведев В.В. ранее привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение.

Оценив доводы заявителя, приведенные им в обоснование применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания правонарушения по части 2 статьи 14.5 КоАП РФ малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным органом в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции отсутствуют, апелляционная жалоба подлежит отклонению.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании п. 4 ст. 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.12.2017 по делу № А76-18975/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Медведева Виктора Васильевича - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Ю.А. Кузнецов

Судьи А.А. Арямов

Н.Г. Плаксина