НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2019 № А07-37449/18

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-2453/2019

г. Челябинск

26 марта 2019 года

Дело № А07-37449/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 марта 2019 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Бояршиновой Е.В., Румянцева А.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.01.2019 по делу №А07-37449/2018 (судья Азаматов А.Д.).

В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан – ФИО1 (доверенность №2 от 09.01.209), ФИО2 (доверенность №19 от 22.03.2019).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее – заявитель, Управление Росприроднадзора по РБ) обратилось в арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (далее – ГУ УПФР в Советском районе г.Уфы РБ, Пенсионный фонд) о признании недействительными: 1) решений от 26.11.2018 №№002S19180021149, 002S19180021151 и 002S19180021152 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования; 2) требований от 10.12.2018 №№002501180050229, 002501180050230 и 002501180050231 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования (с учетом принятого судом уточнения заявленных требований).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.01.2019 (резолютивная часть решения объявлена 23.01.2019) заявленные требования удовлетворены, оспоренные решения и требования Пенсионного фонда признаны недействительными.

ГУ УПФР в Советском районе г.Уфы РБ не согласилось с указанным судебным актом, и обжаловало его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы Пенсионный фонд ссылается на следующие обстоятельства: проверкой представленных заявителем двух форм отчетов (СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ) выявлены расхождения в представленных сведениях о лицах за январь, февраль, апрель 2017 года, о чем заявителю направлены соответствующие уведомления; впоследствии 14.09.2018 заявитель представил сведения по форме СЗВ-М (дополняющие): за январь 2017 года – на трех застрахованных лиц; за февраль 2017 года – на 7 застрахованных лиц; за апрель 2017 года – на четырех застрахованных лиц; поскольку указанные сведения представлены несвоевременно заявитель привлечен к ответственности оспоренными решениями и в его адрес направлены требования об уплате штрафа. Полагает оспоренные ненормативные правовые акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представители заявителя возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Представители Пенсионного фонда, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. В апелляционной жалобе Пенсионного фонда содержится ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей ее подателя. Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ГУ УПФР в Советском районе г.Уфы РБ.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.

Из материалов дела следует, что Управление Росприроднадзора по РБ зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020203221147 и состоит на учете в качестве страхователя в ГУ УПФР в Советском районе г.Уфа РБ (регистрационный номер 002-878-000-762).

Управлением Росприроднадзора по РБ в Пенсионный фонд представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М: за январь 2017 года (на 70 лиц) – 07.02.2017; за февраль 2017 года (на 74 застрахованных лица) – 06.03.2017; за апрель 2017 года (на 78 застрахованных лиц) – 03.05.2017. сведения приняты пенсионным фондом, что подтверждается положительными протоколами входного контроля (л.д.12-20).

Как указывает Пенсионный фонд и подтверждает заявитель, 27.02.2018 заявителем представлены сведения по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год, по итогам сверки которых с ранее представленными сведениями по форме СЗВ-М установлены расхождения по застрахованным лицам за январь, февраль и апрель 2017 года, в связи с чем заявителю 06.09.2018 направлялись уведомления об устранении расхождений.

После получения указанных уведомлений заявитель 14.09.2018 представил в Пенсионный фонд сведения по форме СЗВ-М (дополняющая): за январь 2017 года – на троих застрахованных лиц; за февраль 2017 года – на семерых застрахованных лиц; за апрель 2017 года – на четырех застрахованных лиц. Эти сведения приняты пенсионным фондом, что подтверждается положительными протоколами входного контроля (л.д.21-26).

По итогам проведенной Пенсионным фондом проверки указанных сведений приняты решения от 26.11.2018 №№002S19180021149, 002S19180021151 и 002S19180021152 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.6-11). Этими решениями заявитель привлечен к ответственности за нарушение требований пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) ввиду непредставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в установленный срок, в соответствии со статьей 17 Закона №27-ФЗ в виде штрафа в суммах 1500 руб., 3500 руб. и 2000 руб. соответственно.

На основании этих решений Пенсионным фондом в адрес заявителя выставлены требования от 10.12.2018 №№002501180050229, 002501180050230 и 002501180050231 об уплате указанных сумм финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования (л.д.52-57).

Не согласившись с этими решениям и требования, Управление Росприроднадзора по РБ обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив в совокупности все имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспоренных ненормативных правовых актов.

Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

В силу статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон №167-ФЗ) заявитель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона №167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежегодно не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; другие сведения, необходимые для правильного назначения страховой пенсии и накопительной пенсии; суммы пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения; документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице.

Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона №27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона №27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Статьей 15 Закона № 27-ФЗ закреплено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Действующая с 01.01.2017 часть 5 статьи 17 Закона №27-ФЗ предусматривает, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В 2017 и 2018 годах сведения подавались по формам, утвержденным Постановлениями Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.01.2017 №3п (в том числе по форме «Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)») и от 01.02.2016 №83п (по форме СЗВ-М «Сведения о застрахованных лицах»).

В силу раздела 3 Постановления от 01.02.2016 №83п «Тип формы», страхователи выбирают один из предлагаемых кодов: «исхд», «доп», «отм». Код «исхд» (исходная форма) используется при первичной подаче формы СЗВ-М за отчетный период. Код «доп» (дополняющая форма) используется при подаче с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах с отчетный период.

Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена Приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н, действует с 19.02.2017), при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

В силу пункта 39 Инструкции №766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.

Таким образом, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.

Первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочеты, ошибки, впоследствии исправленные самим страхователем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы в соответствии с действующим законодательством.

Из материалов дела следует, что заявитель первоначально представил отчетность формы СЗВ-М за период январь, февраль, апрель 2016 года в установленные законом сроки. Документы приняты Пенсионным фондом, какие-либо ошибки и неполноты сведений в представленной обществом отчетности органом Пенсионного фонда не выявлены.

В связи с представлением заявителем 27.02.2018 отчетности по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год Пенсионным фондом выявлены ошибки в указанных представленных ранее сведениях о застрахованных лицах, в связи с чем в адрес заявителя 06.09.2018 направлены уведомления об устранении ошибок, и 14.09.2018 заявителем поданы формы СЗВ-М «дополняющие» за указанные периоды в отношении застрахованных лиц, в отношении которых сведения первоначально не представлялись. Данные документы также приняты Пенсионным фондом.

Указанные обстоятельства явились основанием для применения управлением взыскиваемых по настоящему делу штрафных санкций.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, Пенсионным фондом не опровергнуто, что первоначально сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М «исходная» за январь, февраль и апрель 2017 года были представлены своевременно.

После получения уведомления об обнаружении ошибки в представленных сведениях, учреждение реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный отчетный период, откорректировав их путем представления в пятидневный срок в адрес Пенсионного фонда дополнительных сведений о застрахованных лицах («дополняющей» формы) за эти периоды, что исключает возможность применения к учреждению финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона №27-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в орган Пенсионного фонда сведениях, исходя из конструкции нормы статьи 17 Закона №27-ФЗ, не установлен.

В этой связи основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, отсутствуют.

В ином случае страхователь был бы наказан за добросовестное поведение, связанное с исполнением предусмотренной законом обязанности по представлению сведений о застрахованных лицах, что не отвечает принципу справедливости при привлечении к ответственности за неисполнение публично-правовой обязанности.

Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа, является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности. Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.

Указанные выводы соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99, от 05.09.2018 по делам № 303-КГ18-5702 и № 303-КГ18-5700.

Таким образом, в действиях общества отсутствует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Закона №27-ФЗ.

С учетом этих обстоятельств, оспоренные решения Пенсионного фонда и выданные на основании этих решения требования об уплате финансовых санкций правомерно признаны судом несоответствующим закону.

Поскольку этими ненормативными правовыми актами нарушены права заявителя в сфере экономической деятельности (ввиду необоснованного возложения на него обязанности по уплате штрафа), следует признать подтвержденным совокупность обстоятельств, являющихся основанием для признания это решение недействительным.

Суд апелляционной инстанции считает, что все имеющие существенное значение для рассматриваемого дела обстоятельства судом установлены правильно, представленные доказательства полно и всесторонне исследованы и им дана надлежащая оценка.

Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 23.01.2019 по делу №А07-37449/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе городе Уфы Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.А. Арямов

Судьи: Е.В. Бояршинова

А.А. Румянцев