НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2019 № А47-2643/19

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-14043/2019

г. Челябинск

29 октября 2019 года

Дело № А47-2643/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 29 октября 2019 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Матвеевой С.В.,

судей Сотниковой О.В., Хоронеко М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожевниковой Е.Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мечта» на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2019 по делу № А47-2643/2019.

В заседании приняли участие представители:

- общества с ограниченной ответственностью «Мечта» - Борисов А.Н. (доверенность от 21.08.2019);

- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Оренбургской области - Юртаева Е.А. (доверенность от 22.11.2017);

- Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области - Гневашева Н.А. (доверенность от 16.10.2019); Горюнова Н.В. (доверенность от 08.12.2016);

- Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Холомеев И.П. (доверенность от 25.07.2019).

Общество с ограниченной ответственностью «Мечта» (далее – ООО «Мечта») обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №10 по Оренбургской области (далее – МИФНС № 10 по Оренбургской области, Инспекция, регистрирующий орган) о признании недействительным решения №18288А от 10.01.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества.

В качестве третьего лица указано Управление Федеральной налоговой службы по Оренбургской области (далее - УФНС России по Оренбургской области).

Определением суда от 22.04.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Орску Оренбургской области (далее - налоговый орган, ИФНС России по г.Орску Оренбургской области).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 05.08.2019 (резолютивная часть от 31.07.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.

С решением суда от 05.08.2019 не согласилось ООО «Мечта» и обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просило обжалуемый судебный акт отменить.

В апелляционной жалобе ООО «Мечта» ссылается на то, что общество уведомило регистрирующий орган о принятии решения о своей ликвидации, уведомление о предстоящей ликвидации общества опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации»; налоговый орган никакие требования о необходимости погашения задолженности перед бюджетом не заявлял, судебные процессы о взыскании задолженности не инициировал; в регистрирующий орган представлен ликвидационный баланс, содержащий достоверные сведения.Налоговым органом контрольные мероприятия по проведению налоговых проверок не проводились, никакие требования об уплате налогов не выставлялись. У общества отсутствовала обязанность отразить сведения о наличии дебиторской задолженности в ликвидационном балансе, поскольку до наступления даты, на которую был составлен ликвидационного баланс - 22.11.2018, дебиторская задолженность была погашена, что оформлено соглашениями о прекращении обязательств от 03.05.2018 и от 07.05.2018. Отсутствовала обязанность отразить сведения о наличии дохода в целях исчисления налога по УСН в налоговых декларациях по УСН за соответствующие периоды, поскольку общество считает, что в данном случае доход для целей исчисления налога по УСН не возникал. Уклонение общества от представления документов по требованиям налогового органа не имелось.

До начала судебного заседания МИФНС № 10 по Оренбургской области, ИФНС по г. Орску Оренбургской области, УФНС по Оренбургской области (рег.№46554 от 26.09.2019, рег.№48875 от 09.10.2019, рег.№46308 от 24.09.2019) направили в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу, протокольным определением суда в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные отзывы приобщены судом к материалам дела.

В судебном заседании представитель ООО «Мечта» доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители МИФНС № 10 по Оренбургской области, ИФНС по г. Орску Оренбургской области, УФНС по Оренбургской области с доводами апелляционной жалобы не согласились.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, общество зарегистрировано в качестве юридического лица 30.08.2013 с присвоением ОГРН 11356558028659.

04.04.2018 единственным участником общества Долбиной С.А. было принято решение о ликвидации юридического лица, ликвидатором назначен Леоновец И.И.

На основании представленных в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №10 по Оренбургской области документов регистрирующим органом 13.04.2018 в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) внесены соответствующие записи - о начале процедуры ликвидации общества и назначении ликвидатора.

Уведомление о предстоящей ликвидации ООО «Мечта» опубликовано в журнале «Вестник государственной регистрации» часть 1 №16 (681) от 25.04.2018.

Установлен двухмесячный срок для заявления кредиторами требований к ликвидируемому юридическому лицу.

29.06.2018 заинтересованное лицо было уведомлено о составлении промежуточного ликвидационного баланса путем представления заявителем соответствующих документов.

Решением №9425А от 06.07.2018 регистрирующий орган отказал в государственной регистрации составления промежуточного ликвидационного баланса в связи с тем, что уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса представлено ранее срока вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу №А47- 14672/2017, в рамках которого принято к производству заявление, содержащее требования к обществу.

На основании вновь представленных ООО «Мечта» 06.11.2018 предусмотренных законом документов, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесена запись о составлении обществом промежуточного ликвидационного баланса (решение №16762А от 13.11.2018).

22.11.2018 единственным участником ООО «Мечта» принято решение об утверждении ликвидационного баланса.

03.12.2018 в регистрирующий орган поступило заявление по форме № Р16001, ликвидационный баланс общества, решение о его утверждении и иные документы для государственной регистрации прекращения деятельности ООО «Мечта».

Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Орску Оренбургской области в регистрирующий орган 06.12.2018 поступило заявление о приостановлении государственной регистрации ликвидации юридического лица с указанием на то, что установлены факты, указывающие на недостоверность сведений, содержащихся в ликвидационном балансе.

На основании решения от 10.12.2018 регистрирующий орган приостановила до 30.12.2018 государственную регистрацию ликвидации юридического лица для проверки достоверности сведений, указанных в ликвидационном балансе.

28.12.2018 ИФНС России по г. Орску Оренбургской области в регистрирующий орган представлено заявление №06-13/33249@ от 27.12.2018 с просьбой отказать в государственной регистрации ликвидации ООО «Мечта» в связи с тем, что ликвидационный баланс не отражает действительного финансово-хозяйственного положения ликвидируемого лица.

Решением МИФНС №10 по Оренбургской области от 10.01.2019 №18288А в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ №О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в государственной регистрации ликвидации заявителя отказано со ссылкой на непредставление обществом определенных статьей 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, необходимых для государственной регистрации документов.

Указанное решение регистрирующего органа было обжаловано ООО «Мечта» в вышестоящий налоговый орган.

Решением УФНС России по Оренбургской области от 25.02.2019 №16-10/02953 жалоба ООО «Мечта» на решение от 10.01.2019 №18288А об отказе в государственной регистрации ликвидации юридического лица оставлена без удовлетворения.

Ссылаясь на то, что решение МИФНС №10 по Оренбургской области от 10.01.2019 №18288А является незаконным, нарушает права и законные интересы ООО «Мечта», общество обратилось с заявлением о признании его недействительным в суд.

Отказывая в удовлетворении заявления общества, суд первой инстанции, обоснованно руководствовался следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 2 статьи 61 и пункту 2 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации общество может быть ликвидировано по решению его участников, которые назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами.

В силу статей 1, 11 Закона о регистрации основанием внесения записи о ликвидации юридического лица в ЕГРЮЛ является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом.

Из пункта 4 статьи 5, статей 9, 21 Закона о регистрации следует, что регистрирующий орган принимает решение о государственной регистрации на основании представленных ему документов.

В соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 1 статьи 21 указанного Закона для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица и расчеты с его кредиторами завершены, а также ликвидационный баланс.

Заявление о государственной регистрации и ликвидационный баланс, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, являющегося федеральным информационным ресурсом, должны соответствовать требованиям закона и содержать достоверную информацию.

Таким образом, сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Закона о регистрации, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах, недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.

Согласно пункту 1 статьи 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

По смыслу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при ликвидации юридического лица ликвидационная комиссия (ликвидатор) должна принимать меры к выявлению его кредиторов и получению дебиторской задолженности; совершать действия, направленные на разрешение надлежащим образом вопросов, касающихся расчетов с ними, в том числе заблаговременно направлять известным им кредиторам письменные уведомления с тем, чтобы последние имели возможность реализовать право на предъявление требований в пределах установленного для этого срока; составить промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс, характеризующие имущественное положение и финансовое состояние ликвидируемого юридического лица.

При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Установленный статьями 61 - 64 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок ликвидации юридического лица не может считаться соблюденным в ситуации, когда ликвидируемому должнику и его ликвидатору (ликвидационной комиссии) было достоверно известно о наличии неисполненных обязательств перед кредитором, потребовавшим оплаты долга, в том числе путем инициирования судебного процесса о взыскании задолженности, при этом ликвидатор (ликвидационная комиссия) письменно не уведомил данного кредитора о ликвидации должника и не произвел расчета с ним. В таком случае представление в регистрирующий орган ликвидационного баланса, не отражающего действительного размера обязательств перед названным кредитором, следует рассматривать как непредставление документа, содержащего необходимые сведения, что в свою очередь, является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Согласно информации, полученной от ИФНС России по г. Орску Оренбургской области, ООО «Мечта» с даты постановки на налоговый учет (30.08.2013) применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы.

На основании договоров купли-продажи недвижимого имущества от 20.02.2017, 05.04.2017 и 15.06.2017 ООО «Мечта» единственному учредителю данного юридического лица Долбиной С.А. реализовано недвижимое имущество на общую сумму 70 260 000 руб.

Из письма ООО «Мечта» от 07.03.2018 следует, что доход от реализации недвижимого имущества заявителя будет отражен в том налоговом периоде, в котором поступят соответствующие денежные средства.

Однако согласно уведомлению, представленному в ИФНС России по г. Орску Оренбургской области представителем ООО «Мечта» по доверенности от 01.09.2017 Белоненко И.Г., оплата за реализованное имущество произведена в качестве отступного.

В налоговых декларациях по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2017 и 2018 годы, доход от реализации недвижимого имущества ООО «Мечта» не отражен, налог не исчислен.

Согласно информации, представленной ИФНС России по г. Орску Оренбургской области, у ООО «Мечта» с 17.03.2017 в собственности находится автотранспортное средство марки ТОЙОТА ЛЕНД КРУЗЕР 200. Информация о реализации заявителем данного транспортного средства у ИФНС России по г. Орску Оренбургской области отсутствует. Однако, транспортный налог не уплачен.

Сведения о наличии у заявителя активов, дебиторской и кредиторской задолженностей ликвидационный баланс по состоянию на 22.11.2018 не содержит.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что при проведении зачета взаимных требований ООО «Мечта» доходы от реализации имущества обязано было отразить в составе доходов при определении объекта налогообложения за 2018 на дату проведения зачета взаимных требований, поскольку в этой ситуации, в силу положений пункта 1 статьи 346.17 Налогового кодекса Российской Федерации, реализованное имущество признается оплаченным.

Между тем, в представленной до окончания налогового периода налоговой декларации по УСН за 2018 год, доход от реализации имущества не отражен и налог не исчислен.

Тот факт, что налоговый период по УСН за 2018 год на момент представления ликвидационного баланса не истек, не имеет значения, поскольку с учетом нормы, закрепленной в пункте 3 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода самостоятельно исчисляют сумму авансового платежа по налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Авансовые платежи по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 1 полугодие 2018 года, за 9 месяцев 2018 года, обществом не исчислены и не уплачены.

Представленные соглашения о прекращении обязательств от 07.05.2018, 03.05.2018 подтверждают факт внесения ООО «Мечта» в налоговую декларацию по УСН 2018 год недостоверных сведений в результате не отражения реального дохода.

Факт совершения передачи обществом в связи с ликвидацией транспортного средства 22.06.2018 своему учредителю, без снятия транспортного средства с регистрационного учета, внесения изменений в регистрационную запись транспортного средства не свидетельствует об отсутствии обязанности по исчислению транспортного налога.

Судом первой инстанции верно указано на то, что транспортное средство является объектом налогообложения до тех пор, пока остается зарегистрированным за налогоплательщиком в определенном законом порядке.

Согласно полученным ИФНС России по г. Орску Оренбургской области сведениям из уполномоченных органов, автомобиль в органах ГИБДД на имя Долбиной С.А. не зарегистрирован и данное транспортное средство до настоящего времени зарегистрировано на ООО «Мечта».

Обладая информацией о наличии у ООО «Мечта» зарегистрированного в органах ГИБДД автомобиля и зная об обязанности исчисления и уплаты транспортного налога, общество также изменения в декларацию по транспортному налогу за 2018 год не внесло, налог в полном объеме не исчислило и в установленные сроки не оплатило.

С учетом изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что представленный для государственной регистрации в регистрирующий орган ликвидационный баланс составлен ликвидационной комиссией без отражения сведений о наличии неисполненных перед бюджетом обязательств, то есть содержал заведомо недостоверные сведения, что рассматривается как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, в связи с чем решение об отказе в государственной регистрации принято обоснованно.

Довод о том, что налоговый орган с требованием к ликвидатору не обращался, не свидетельствует о наличии оснований для отмены судебного акта, так как правильное начисление, отражение в отчетности и уплата налога является прямой обязанностью налогоплательщика.

Иные доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для которой суд апелляционной инстанции не имеет.

Следовательно, оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в соответствии с пунктом 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Судебные расходы распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.08.2019 по делу № А47-2643/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Мечта» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья С.В. Матвеева

Судьи: О.В. Сотникова

М.Н. Хоронеко