НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2022 № А34-1821/2021

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-11472/2022

г. Челябинск

26 сентября 2022 года

Дело № А34-1821/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 сентября 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 08 июля 2022 года по делу № А34-1821/2021.

В судебном заседании принял участие представитель Департамента здравоохранения Курганской области – Тютина Н.В. (паспорт, доверенность от 09.02.2022 № 04-01571/22, диплом).

Департамент здравоохранения Курганской области (далее – заявитель, Департамент) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании незаконным представления Управления Федерального казначейства по Курганской области (далее – заинтересованное лицо, Управление) от 28.12.2020 № 43-45-14/45-71–ДСП.

В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Артюхова Анастасия Вячеславовна (далее – Артюхова А.В.), Логинова Наталья Николаевна (Логинова Н.Н.), Правительство Курганской области, Департамент финансов Курганской области (с учетом уточнения наименования третьего лица, предыдущее наименование – Финансовое управление Курганской области).

Решением Арбитражного суда Курганской области от 08.07.2022 (резолютивная часть решения объявлена 05.07.2022) по делу № А34-1821/2021 заявленные требования удовлетворены, представление признано недействительным, Управление обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Департамента.

Не согласившись с вынесенным решением, Управление (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В обоснование доводов жалобы ее податель указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкованы положения статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), а так же Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1614 (далее – Правила № 1614).

Поскольку Артюхова А.В. и Логинова Н.Н. приняты на государственную гражданскую службу в Департамент после периода с 01.01.2018 по 10.08.2019, за который производилась оценка достижения Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, следовательно, трудовая деятельность вышеуказанных должностных лиц не способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Таким образом, средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета направлены на оплату денежных обязательств (выплату поощрения указанному государственному гражданскому служащему Департамента) не соответствующих целям, определенным Правилами № 1614, пунктами 2 ,7 Порядка поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432 (далее – Порядок № 432). Кроме того, Постановление Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432, распоряжение Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р, приказ Департамента от 24.12.2019 № 925 «О премировании государственных гражданских служащих Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области за выполнение особо важных и сложных заданий» и приказ Департамента от 27.12.2019 № 936 «О премировании государственных гражданских служащих Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области за выполнение особо важных и сложных заданий» не свидетельствуют о том, что показатель «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства» в каждом субъекте Российской Федерации в 2018 году относительно его установленного значения (уровня) на 2018 год (пункт 10 Правил № 1614) не применим к Департаменту.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного и третьих лиц.

До начала судебного заседания от Правительства Курганской области и Департамента финансов Курганской области через систему «Мой Арбитр» поступили отзывы на апелляционную жалобу с доказательствами его направления в адрес лиц, участвующих в деле.

В порядке части 2 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные Правительством Курганской области и Департаментом финансов Курганской области документы приобщены к материалам дела.

В судебном заседании представитель Департамента против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления от 02.09.2020 № 442 «О назначении плановой камеральной проверки Правительства Курганской области» в соответствии с пунктами 10, 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Проведение проверок ревизий, и обследований и оформление их результатов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 123; пунктом 36 Раздела I Плана контрольных мероприятий Управления Федеральной казначейства по Курганской области в финансово-бюджетной сфере на 2020 год, утвержденного 31.12.2019 руководителем Управления должностными лицами Управления в период с 14.09.2020 по 09.10.2020 в отношении Департамента проведена плановая камеральная проверка. Идентификатор контрольного мероприятия: 2020-ПК.097.1036-4300.018. Тема камеральной проверки: «Проверка предоставления и использования иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Проверяемый период: 2019 год (т. 2 л.д. 49-50).

В Программе плановой камеральной проверки Департамента указана цель контрольного мероприятия: осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, при предоставлении и использовании средств федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По итогам проверки составлен Акт камеральной проверки от 09.10.2020, на который Департаментом представлены возражения.

07.12.2020 составлен Отчет о результатах плановой камеральной проверки (т. 2 л.д. 2-25).

Департаменту выдано представление от 28.12.2020 № 43-45-14/45-71–ДСП (т. 1 л.д. 9-10).

По окончании проверочных мероприятий Управление пришло к заключению о наличии нарушений: в нарушение статьи 38, подпункта 3 пункта 1 статьи 162, статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 6, 10 Правил № 1614, пунктов 2, 7 Порядка № 432, Департаментом 26.12.2019 осуществлено нецелевое расходование средств иного межбюджетного трансферта, предоставленного из федерального бюджета за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по итогам работы за 2019 год, на общую сумму 151 285 руб. 92 коп., из них: 116 373 руб. 79 коп. – сумма начисленной и выплаченной премии (в том числе 15 129 руб. - налог на доходы физических лиц) по КБК 014-0909- 5190055500-121 (код цели 19Ж-41), 34 912 руб. 13 коп.. – сумма страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по КБК 014-0909-5190055500-129 (код цели 19Ж-41), выразившееся в использовании средств на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий следующим государственным гражданским служащим Курганской области: Артюховой А.В., назначенной на должность главного специалиста службы организационной работы отдела организационной работы управления правового и организационно-кадрового обеспечения приказом Департамента здравоохранения Курганской области от 04.10.2019 № 435 л/с, и Логиновой Н.Н., назначенной на должность заместителя начальника управления правового и организационно-кадрового обеспечения - начальника отдела правового и кадрового обеспечения приказом Департамента от 19.08.2019 № 369 л/с (т. е. после даты 10.08.2019, установленной Правилами от 07.12.2019 № 1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности), которые не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году в соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 и пунктом 2 Порядка № 432 и не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

В резолютивной части представления Управление требует от Департамента: принять меры по устранению причин и условий нарушения (пункт 1); возвратить в доход федерального бюджета сумму нецелевого использования средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в размере 151 285 руб. 92 коп. по коду бюджетной классификации Российской Федерации 09021945550020000150 «Возврат остатков иных межбюджетных трансфертов за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации из бюджетов субъектов Российской Федерации» (пункт 2).

В представлении также указано, что его невыполнение в установленный срок (до 08.04.2021) влечет административную ответственность в соответствии с частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заявитель, не согласившись с указанным представлением, обратился в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что отраженные в оспариваемом представлении казначейства нарушения и вина заявителя в их совершении не доказаны в ходе судебного разбирательства, в связи с чем обжалуемое представление Управления, обязывающее возвратить спорные средства, является необоснованным, не соответствует законодательству, нарушает права Департамента в сфере экономической деятельности и в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным.

Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом судом оцениваются на соответствие закону лишь те выводы, которые были положены в основу обжалуемого ненормативного правового акта, поскольку при рассмотрении дела в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяется вопрос о законности конкретного ненормативного правового акта, а не спорная ситуация в целом.

Пунктом 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений отнесен к контрольной деятельности Федерального казначейства.

В соответствии со статьей 269.2 БК РФ, полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий (пункт 1). При осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе проводятся проверки, направляются объектам контроля акты и представления (пункт 2).

Под представлением в целях БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан (пункт 2 статьи 270.2 БК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092 утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере (далее – Правила № 1092), в соответствии с которыми, Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий (абз.1, 2 подпункт «а» пункт 6). По результатам рассмотрения акта и иных материалов выездной проверки (ревизии) руководитель (заместитель руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа) принимает решение о направлении предписания и (или) представления объекту контроля и (либо) наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения (пункт 67). При осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта «а» и подпунктом «в» пункта 6 этих Правил, Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет представления, содержащие обязательную для рассмотрения информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и требования о принятии мер по их устранению, а также устранению причин и условий таких нарушений (подпункт «а» пункт 68).

Таким образом, оспоренное представление выдано Управлением в пределах предоставленных ему полномочий.

Согласно статье 28 БК РФ, бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе, на принципах результативности, эффективности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств.

Статьей 34 БК РФ установлено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статьей 162 БК РФ установлена обязанность получателя бюджетных средств по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно статье 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

В силу положений статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств (пункт 1). Нецелевое использование бюджетных средств, источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являлся межбюджетный трансферт, имеющий целевое назначение, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных не по целевому назначению, или сокращение предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) (пункт 3).

Как следует из материалов дела, основанием для выдачи Департаменту оспоренного представления о возврате в федеральный бюджет 151 285 руб. 92 коп. послужил вывод Управления о нецелевом использования денежных средств в этой сумме за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (средства иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета использованы на выплату премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственному гражданскому служащему Курганской области, назначенным на должность после 10.08.2019, установленной Правилами № 1614 для расчета размера иного межбюджетного трансферта на основе сводной оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей оценки эффективности деятельности.

По мнению Управления, указанные гражданские служащие не входили в региональную управленческую команду, деятельность которой способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности в 2019 году, и, соответственно, не принимали участие в достижении значений (уровней) показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации.

Перечень показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193, во исполнение которого Правительством Российской Федерации утверждены Правила №1614, устанавливающие порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с поощрением региональных управленческих команд за достижение субъектами Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В целях реализации Правил № 1614 Правительством Курганской области приняты Порядок № 432 и Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам на цели поощрения муниципальных управленческих команд в 2019 году, утвержденные постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 433.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2019 № 2960-р Курганской области в 2019 году за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти Курганской области иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета утверждены в размере 96 493 900 руб.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р утверждены перечни региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности, а также распределены иные межбюджетные трансферты в сумме 96 493 900 руб., из которых: 69 907 900 руб. – на поощрение региональных управленческих команд; 26 586 000 руб. – на поощрение муниципальных управленческих команд.

Согласно предоставленному Протоколу совещания от 19.12.2019, на основании которого было подготовлено Распоряжение губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р, размер поощрения каждой управленческой команды рассчитывался как произведение общей суммы баллов, полученной в ходе оценки региональных и муниципальных управленческих команд, на среднюю стоимость баллов, определенную в размере 5 000 руб. (т. 6 л.д. 33-35).

Как установлено в ходе проверки в соответствии с Правилами от 07.12.2019 № 1614 распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р «Об утверждении перечня региональных и муниципальных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской области значений (уровней) показателей эффективности деятельности» утверждена региональная управленческая команда – Департаменту здравоохранения Курганской области доведены бюджетные ассигновании по следующему коду бюджетной квалификации (далее – КБК) 014-0909-5190055500-100 с учетом утонений в размере 2 758 000 руб.

На основании распоряжения Финансового управления Курганской области от 24.12.2019 № 932, распоряжения Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р Департаменту здравоохранения Курганской области выделены бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на поощрение региональных управленческих команд, деятельность которых способствовала достижению Курганской областью значений (уровней) показателей эффективности деятельности уведомлением от 24.12.2019 № С-1075 об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств по следующим КБК:

- 014-0909-5190055500-121 код цели 19Ж-41 в сумме 2 121 538 руб. 46 коп.;

- 014-0909-5190055500-129 код цели 19Ж-41 в сумме 636 461 руб. 54 коп. Финансовым управлением Курганской области доведены предельные объемы финансирования до Департамента здравоохранении Курганской области расходным расписанием от 25.12.2019 № 10427ф на лицевой счет № 01432000130 главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в размере 2 758 000 руб., за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, из них на:

КБК 014-0909-5190055500-121 в сумме 2 118 000 руб. (код цели 19-Ж41);

КБК 014-0909-05190055500-129 в сумме 640 000 руб. (код цели 19-Ж41). Предельные объемы финансирования Финансовым управлением Курганской области изменены:

по КБК 014-0909-5190055500-129 уменьшены на (-) 3 538 руб. 46 коп. (код цели 19-Ж41) расходное расписание от 26.12.2019 № 10649ф;

по КБК 014-0909-5190055500-121 увеличить на 3 538 руб. 46 коп. (код цели 19-Ж41) расходное расписание от 26.12.2019 № 10651ф.

Далее предельные объемы финансирования Департаментом здравоохранения Курганской области доведены расходным расписанием от 26.12.2019 № 014/1302 с лицевого счета № 01432000130 главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, затем на лицевой счет № 03432000130 получателя бюджетных средств в размере 2 758 000 руб., из них: 2 121 538 руб. 46 коп. (КБК 014-0909-5190055500-121) (код цели 19-Ж41); 636 461 руб. 54 коп. (КБК 014-0909-05190055500-129) (код цели 19-Ж41).

По состоянию на 01.01.2020 задолженность по иным межбюджетным трансфертам, предоставленных из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за достижение показателей деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отсутствовала.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных заданий» (далее – Распоряжение Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р) руководителю Департаменту здравоохранения Курганской области выплатить премию за выполнение особо важных и сложных заданий.

Согласно информации по распределению премии за особо важные и сложные задания руководителю и государственным гражданским служащим Департамента здравоохранения Курганской области по итогам работы за 2019 год, расчетных листков и расчетно-платежной ведомости № ДЗКО-111 за декабрь 2019 общая сумма начисленной премии за особо важные и сложные задания за декабрь 2019 составила 2 121 538 руб. 46 коп.

Данные о государственных гражданских служащих Департамента отражены в Реестре распределения премии за особо важные и сложные задания руководителю и государственным гражданским служащим Департамента по итогам работы за 2019 год. Фактов выплаты поощрения должностным лицам, не являющимся должностными лицами, замещающими государственные должности Курганской области или должности государственной гражданской службы Курганской области проверкой не установлено.

Пунктом 4 Правил № 1614 предусмотрено, что условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил и достижение значений (уровней) следующих показателей эффективности деятельности: «Количество высокопроизводительных рабочих мест во внебюджетном секторе экономики», «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей», «Уровень реальной среднемесячной заработной платы», «Объем инвестиций в основной капитал, за исключением инвестиций инфраструктурных монополий (федеральные проекты) и бюджетных ассигнований федерального бюджета» (показатели экономического блока); «Уровень бедности», «Ожидаемая продолжительность жизни при рождении», «Естественный прирост населения», «Уровень образования» (показатели социального блока); «Уровень доверия к власти (Президенту Российской Федерации, высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации)» (показатель внутриполитического блока), по отдельности в соответствии с пунктом 13 этих Правил.

В силу пункта 6 Правил № 1614 под региональными и муниципальными управленческими командами понимается группа должностных лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации или должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, замещающих муниципальные должности или должности муниципальной службы, деятельность которых в соответствии с решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) способствовала достижению субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей эффективности деятельности.

Пункт 10 Правил № 1614 содержит формулу определения размера иного межбюджетного трансферта g-го субъекта Российской Федерации за сводное значение оценки достижения субъектом Российской Федерации значений (уровней) показателей для оценки эффективности деятельности, в которой в качестве одного из сводных показателей указан «3 Rg2019» - ранг достижения установленного значения (уровня) показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» в g-м субъекте Российской Федерации на 10.08.2019 относительно его установленного значения (уровня) на 2019 год (3 Dg2019).

Пунктом 13 Правил № 1614 определены формулы размера иного межбюджетного трансферта за достижение значений (уровней) показателей экономического блока, показателей социального блока и показателя внутриполитического блока, в соответствии с которой достижение показателей по блокам производится с учетом начисленных баллов.

Распоряжением Губернатора Курганской области от 19.12.2019 № 46-П-р, в качестве региональных и муниципальных управленческих команд Курганской области определены: высший исполнительной орган государственной власти Курганской области, органы исполнительной власти Курганской области, а также муниципальные образования.

В силу пункта 19 Правил № 1614 порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд устанавливается актами субъекта Российской Федерации.

На территории Курганской области порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, утвержден постановлением Правительства Курганской области от 19.12.2019 № 432.

Указом Губернатора Курганской области от 29.12.2014 № 129 утверждены Порядок и размер выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий государственным гражданским служащим Курганской области. В соответствии с этим Порядком, в случае включения органа исполнительной власти Курганской области распоряжением Губернатора Курганской области в перечень региональных управленческих команд в соответствии с Порядком № 432, размер премии государственным служащим соответствующего органа исполнительной власти Курганской области устанавливается правовым актом представителя нанимателя.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Порядка № 432 конкретные размеры поощрения определяются в соответствии с личным вкладом каждого должностного лица региональной управленческой команды в достижение показателей. Выплата поощрения должностным лицам региональных управленческих команд производится представителем нанимателя (работодателя).

Губернатором Курганской области издано распоряжение от 24.12.2019 № 43-р «О премии за выполнение особо важных и сложных задач». Также, заместителем Губернатора Курганской области руководителем Аппарата Губернатора Курганской области издан приказ от 25.12.2019 № 98-Пр «О премии за выполнение особо важных и сложных задач».

Указанными нормативными актами методика расчета размеров поощрения должностных лиц каждой конкретной команды не установлена, представитель нанимателя (работодателя) уполномочен самостоятельно определять размер личного вклада и размер поощрения каждого участника команды.

Вместе с тем в письме Министерства финансов Российской Федерации от 04.08.2021 № 06-06-20/68329 указано, что при проведении контрольных мероприятий, территориальным органам Федерального казначейства целесообразно определить наличие акта (решения) являющегося основанием возникновения расходного обязательства, и содержащего в соответствии с пунктом 6 Правил № 1614 перечень должностных лиц, подлежащих поощрению. Поскольку расходные обязательства по предметам ведения субъектов Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно, требования к основаниям включения должностных лиц в акт (решение) со стороны Российской Федерации, предъявляться не должны. Согласно пункту 4 Правил № 1614 условием предоставления иных межбюджетных трансфертов является достижение субъектом Российской Федерации сводного значения (уровня) показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти в соответствии с пунктом субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 13 Правил.

Учитывая, что целью предоставления иного межбюджетного трансферта является поощрение должностных лиц, трактовать отсутствие акта субъекта Российской Федерации, устанавливающего порядок поощрения региональных и муниципальных управленческих команд, или решения как нецелевое использование бюджетных средств нецелесообразно.

Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что приведенными выше нормативными правовыми актами, не определена конкретная дата, по состоянию на которую должностное лицо должно замещать соответствующую должность, в качестве критерия выплаты поощрения.

Как следует из материалов дела, на момент выплаты в 2019 году Департаментом премии за выполнение особо важных и сложных заданий Артюховой А.В., Логиновой Н.Н., названные должностные лица отвечали требованиям, предъявляемым пунктом 6 Правил № 1614 к должностным лицам, входящим в состав региональных управленческих команд.

Управление полагает, что в целях выплаты поощрения за счет межбюджетного трансферта должна учитываться лишь деятельность государственных гражданских служащих в период с 01.01.2018 до 10.08.2019. При этом ссылается на положения пункта 10 Правил № 1614, которыми установлена самая поздняя дата для учета при расчете размера трансферта в отношении значения показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» – 10.08.2019.

Этому доводу Управления судом первой инстанции дана надлежащая оценка.

В частности судом обоснованно отмечено противоречие указанной позиции управления понятию «отчетный период», который в пункте 3 Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2019 № 193 определяется как «текущий год» или «прошедший год», а в пункте 11 Правил № 1614 – «отчетный год».

Буквальное содержание указанных нормативных правовых актов позволило суду прийти к верному выводу о том, что отчетным периодом для цели выплаты за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации в настоящем случае являлся именно 2019 год, а не период с 01.01.2018 по 10.08.2019, как полагает Управление. При этом названные нормативные правовые акты не содержат ограничений в части поощрения сотрудников, принятых на работу после 10.08.2019, поскольку такое поощрение зависит от результатов работы в целом в 2019 году. Положения пункта 10 Правил № 1614 (на которые ссылается Управление) обоснованно отнесены судом исключительно к порядку расчета размера межбюджетного трансферта субъекту Российской Федерации, а не к порядку расходования субъектом межбюджетных трансфертов, который установлен Порядком № 432, распоряжением Губернатора Курганской области от 24.12.2019 № 43-р и приказом заместителя Губернатора Курганской области руководителя Аппарата Губернатора Курганской области от 25.12.2019 № 98-Пр. Нормативных положений, ограничивающих возможность выплаты поощрения государственным служащим в зависимости от занятия ими соответствующей должности исполнительных органов субъекта Российской Федерации на дату определения значения того или иного показателя или на дату определения сводного показателя, не имеется.

Аналогичное толкование нормам, регулирующим порядок выплаты поощрения за достижение значений показателей эффективности деятельности субъекта Российской Федерации, дано в письме Минфина России от 18.08.2021 № 06-06-20/66377, которое также принято судом первой инстанции во внимание.

С учетом указанных обстоятельств следует согласиться с выводом суда первой инстанции о несостоятельности позиции Управления о нарушении Департаментом при выплате спорной суммы поощрений за счет иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета с нарушением установленных БК РФ принципов результативности и целевого характера использования бюджетных ассигнований, а потому оспоренное представление следует признать вынесенным в отсутствие законных оснований.

Так как этим представлением на заявителя необоснованного возложена обязанности по возврату сумм межбюджетного трансферта, следует признать подтвержденным факт нарушения таким представлением прав и законных интересов Департамента в сфере экономической деятельности.

Таким образом, материалами дела подтверждена совокупность обстоятельств, свидетельствующих об обоснованности заявленных требований о признании представления Управления недействительным.

В этой связи требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции правомерно.

Доводы апелляционной жалобы не подтвердились и не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда.

Таким образом, обжалуемое решение законное, обоснованное и мотивированное, выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Все выводы суда основаны на материалах дела и соответствуют установленным обстоятельствам.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

С учётом изложенного, решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Курганской области от 08 июля 2022 года по делу № А34-1821/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Курганской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Г. Плаксина

Судьи Е.В. Бояршинова

А.П. Скобелкин