ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-5904/2022
г. Челябинск
23 июня 2022 года
Дело № А07-42148/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2022 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июня 2022 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колясниковой Ю.С.,
судей Аникина И.А., Жернакова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Задворных С.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2022 по делу № А07-42148/2019.
В судебном заседании посредством сервиса веб-конференций приняли участие представители:
ответчика: Государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» - Петров Олег Павлович (доверенность от 10.01.2022 сроком действия до 31.12.2022, паспорт, диплом)
третьего лица: Управления капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Власов Данил Петрович (доверенность от 18.08.2021 сроком действия до 18.08.2022, паспорт, диплом).
Представитель истца к сервису веб-конференций подключение не произвел.
Коллегией установлено, что техническая возможность участия посредством сервиса веб-конференций со стороны суда представителю истца обеспечена, технических сбоев в работе сервиса на момент судебного заседания не имелось. У иных участников проблем с подключением не возникло.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
С учетом мнения представителей ответчика и третьего лица и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие истца.
Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к государственному унитарному предприятию «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» (далее – ГУП «ФЖС РБ», ответчик) о взыскании задолженности в размере 11 941 781 руб. 22 коп. (с учетом принятых судом уточнений иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, были привлечены Управление капитального строительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление капитального строительства, третье лицо) и муниципальное бюджетное учреждение «Служба сноса и расселения».
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2022 (резолютивная часть от 21.03.2022) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вышеуказанным решением не согласился истец (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Администрация просит решение суда отменить.
Податель жалобы не согласен с выводом суда об истечении срока исковой давности. По мнению апеллянта, течение срока исковой давности прервалось в связи с признанием долга по договору и продлением сторонами срока исполнения обязательств по пункту 3.1.4 договора до 08.10.2018. Поэтому трехгодичный срок исковой давности начал течь с 09.10.2018. Исковое заявление с приложениями поступило в Арбитражный суд Республики Башкортостан 23.12.2019, в связи с чем, установленный законодательством срок исковой давности истцом не пропущен. Поскольку течение срока исковой давности прервано совершением действия со стороны ответчика подтверждающее наличие и признание долга, утверждение ответчика о пропуске срока исковой давности является ошибочным. Орган местного самоуправления не мог предъявить требования по возмещению названных затрат с просьбой оплатить выкупную стоимость, т.к. до 2012 года расходы на расселение дома по ул. Некрасова 4 а не были произведены.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд принял апелляционную жалобу к производству, назначил дело к судебному разбирательству в судебном заседании 08.06.2022 (определение от 06.05.2022).
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 судебное разбирательство было отложено с целью представления сторонами дополнительных доказательств и пояснений по делу.
На основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в составе суда в соответствии с нормами частей 3 и 4 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена: судья Томилина В.А. судьей Аникиным И.А.
Ввиду замены в составе суда в соответствии с частью 5 указанной статьи судебное разбирательство начато с начала.
До начала судебного заседания посредством электронной системы «Мой Арбитр» от ГУП «ФЖС РБ» поступил отзыв на апелляционную жалобу с доказательствами отправки истцу и третьим лицам. Отзыв приобщен к материалам дела.
От Администрации посредством информационного ресурса «Мой Арбитр» поступили письменные пояснения по делу с доказательствами направления в адрес лиц, участвующих в деле. Письменные пояснения приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ГУП «ФЖС РБ» посредством информационного ресурса «Мой Арбитр» поступили письменные пояснения по делу с приложенными дополнительными документами: решение Кировского районного суда г. Уфы РБ №2-7744/2019 от 02.12.2019; апелляционное определение Верховного суда РБ №33-5080/2020 от 11.03.2020. Письменные пояснения с приложенными документами приобщены к материалам дела в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с условиями аукциона по продаже права на заключение договора о застроенной территории, утвержденными постановлениями главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 21.07.2010 № 4177, № 4792 от 18.08.2010, протоколом №2 от 20.09.2010 заседания аукционной комиссии, 08.10.2010 между Администрацией и ГУП «ФЖС РБ» заключен договор № 12-РТ о развитии застроенной территории микрорайона «Юрюзань», ограниченной улицами Софьи Перовской, Кавказской, Высотной и продолжением улицы Рабкоров в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – договор № 12-РТ, т. 1 л.д. 59-61).
Согласно раздела 1 договора № 12-РТ предметом указанного договора является предоставление ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» права на заключение договора о развитии застроенной территории квартала.
ГУП «ФЖС РБ», получая указанные права, принимает на себя обязательства в установленные разделом 3 договора сроки своими силами и за свой счет и (или) с привлечением других лиц и (или) средств третьих лиц выполнить обязательства по развитию территории, в том числе разработать и утвердить в установленном порядке проект планировки и проект межевания застроенной территории, оформить права на земельные участки в границах застроенной территории и осуществить строительство объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией, а Администрация обязуется создать необходимые условия для выполнения обязательств ГУП «ФЖС».
В соответствии с пунктом 2.4 договора № 12-РТ установлен перечень объектов, находящихся на застроенной территории и подлежащих сносу:
- по ул. Белореченской, жилые дома №№ 17, 19, 21, 23, 25-27, 27 а, 28- 31, 31а, 33-39, 39а, 40,41,41а,42-44,46;
- по ул. Высотной, жилые дома №№ 2,4, 6, 8, 14;
- по ул. Егора Сазонова, жилые дома №№ 39, 41, 43-62, 62а, 63, 64, 64 а, 65 а, 66, 68, 70;
- по ул. Крымской жилые дома №№ 1,3,5,6,6а,6б,7-10, 10а,11,12,12/1,13-15, 21,21/1,23,23/1;
- по ул. Некрасова, жилые дома №№4а, 12.
- по ул. Ушинского, жилые дома №№ 2, 4, 6, 8, 9, 9б, 10, 12, 13, 15-24, 24/1, 24а, 25-27, 29, 31, 31а, 33;
- 15 капитальных гаражей;
- здание завода безалкогольных напитков «Нурлы» по ул. Кавказской, 8.
Указанные объекты также определены в Постановлении Администрации № 4177 от 21.07.2010, пунктом 3.1.2 договора №12-РТ от 08.10.2010 предусмотрена обязанность ответчика в срок до 30.03.2012 разработать и представить на рассмотрение в Главное управление архитектуры и строительства Администрации проект планировки и проект межевания застроенной территории с учетом требований градостроительного заключения ГЗ-459/ОПО от 18.02.2010 и согласований к нему.
Согласно пункту 3.1.1 договора ответчик должен был оплатить в срок до 20.03.2013 Администрации цену права на заключение договора о развитии застроенной территории в размере 25 000 000 руб.
Данное обязательство застройщиком выполнено, что подтверждается платежными поручениями от 28.09.2010 № 159, от № 589, от 4.06.2012 № 592, от 14.06.2012 № 555, 01.10.2012 № 271, от 20.12.2012 № 57, от 28.03.2013 № 893, от 02.07.2013 № 160, от № 159, от 27.09.2013 № 666, от 20.12.2013 № 963, от 20.12.2013 № 968.
Согласно пункту 3.1 договора ответчик должен был в срок до 30.03.2012 создать либо приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, договорам найма специализированного жилого помещения, расположенных на застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
На основании пункта 3.1.4 ответчик в срок до 30.03.2012 должен был оплатить выкупную цену за изымаемые на основании решения Администрации жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных на предоставляемой территории, и за земельные участки, на которых расположены такие многоквартирные дома, за исключением жилых помещений и земельных участков, находящихся в собственности, в том числе в общей долевой собственности, Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в случае если таким собственникам были переданы жилые помещения в соответствии с пунктом 3.1.3 настоящего договора.
В силу пункта 3.1.5 договора ответчик обязуется осуществить в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания, градостроительными планами земельных участков строительство объектов капитального строительства на застроенной территории, подлежащей развитию, в течении 5 лет с даты проведения торгов.
Обязательства застройщиком не выполнены: сносу (или реконструкции) подлежат 114 жилых домов, в том числе жилой дом № 4а по Некрасова, 15 капитальных гаражей и здание завода безалкогольных напитков «Нурлы» по ул. Кавказская, 8.
Застройщиком было расселено 10 жилых домов.
Постановлением Администрации от 13.10.2015 № 3547 многоквартирный жилой дом № 4а но ул. Некрасова был признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения Межведомственной комиссии ГО г. Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 02.09.2015.
Указанный жилой дом был включен в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 № 136.
Расселение граждан из жилых помещений, расположенных в жилом доме № 4а по ул. Некрасова, было осуществлено Администрацией в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ.
Истец указывает, что им понесены затраты по предоставлению гражданам расселенного жилого дома № 4а по ул. Некрасова жилых помещений в сумме 11 941 781 руб. 22 коп. (с учётом уточнения), которые в соответствии с условиями договора №12-РТ от 08.10.2010 подлежат возмещению ответчиком.
Так, для расселения долевых собственников квартиры № 1 спорного дома были предоставлены квартира № 454 в доме №21 по ул. Испытателей г. Уфы (общая площадь 31,6кв.м) и № 434 в доме №21 по ул. Испытателей г. Уфы (общая площадью 31,6 кв.м). Стоимость расходов составила 2 264 400 руб.
Для расселения долевых собственников комнаты 4 квартиры № 2 спорного дома была предоставлена квартира № 84 в доме №53 по ул. Геологов г. Уфы (общая площадью 82,1 кв.м). Стоимость расходов составила 2 264 400 руб.
Для расселения собственника комнат 2,3 квартире № 2 спорного дома были предоставлены квартира № 53 в доме №14 А по ул. Р. Нуреева г. Уфы (общей площадью 68,8 кв.м), стоимость расходов составила 654 179 руб. 85 коп., и квартира № 105 в доме №14 А по уд, Р. Нуреева г. Уфы (общая площадью 64 кв.м) стоимость расходов составила 486 831 руб. 51 коп.
Для расселения собственника квартиры 3 спорного дома была предоставлена квартира № 4 в доме №16/1 по ул. Летчиков г. Уфы (общая площадью 42,2 кв.м). Стоимость расходов составила 1 274 357 руб.
Для расселения собственника, проживавшего комнаты 4 квартиры 3, спорного дома была предоставлена квартира № 265 в доме № 53 до ул. Геологов г. Уфы (общая площадью 52,7 кв.м). Стоимость расходов составила 1 189 209 руб. 60 коп.
Для расселения собственников квартиры 4 предоставлена квартира № 158 в доме № 53 по ул. Геологов г. Уфы (общая площадью 41,6 кв.м). Стоимость расходов составила 1 513 299 руб. 66 руб.
Для расселения собственника квартиры №1 А была предоставлена квартира № 119 в доме № 3 по ул. Сельская г. Уфы (общая площадью 27.1 кв.м). Стоимость расходов составила 859 439 руб. 35 коп.
Для расселения собственника квартиры 3а была предоставлена квартира № 412 в доме № 6 по ул. Лесунова г. Уфы (общей площадью 34,6 кв.м). Стоимость расходов составила 1 062 220 руб.
Для расселения собственника квартиры 4а была предоставлена квартира № 324 в доме № 21 по ул. Испытателей г. Уфы (общей площадью 45,6 кв.м). Стоимость расходов составила 1 679 800 руб.
Всего, общая стоимость переданного жилья в счет расселяемых помещений жилых домов по ул. Некрасова, д. 4а составила: 11 941 781, 22 руб.
В материалы дела истцом представлены документы, подтверждающие расселение, а именно муниципальные контракты, платежные поручения к ним, договоры мены, акты приема-передачи, выписки ЕГРП (т. 1 л.д. 11-37).
С целью принятия мер к досудебному урегулированию спора Администрация 25.09.2019 направила ответчику требование об исполнении условий, предусмотренных пунктами 3.1.3, 3.1.4 договора. Претензия была оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, при этом убытки определяются в соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (пункты 12, 13) по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции относительно пропуска срока исковой давности ввиду следующего.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.
Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Изъятия из этого правила устанавливаются законом (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что течение исковой давности по требованиям юридического лица начинается со дня, когда лицо, обладающее правом самостоятельно или совместно с иными лицами действовать от имени юридического лица, узнало или должно было узнать о нарушении права юридического лица и о том, кто является надлежащим ответчиком (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из того, что Администрация возникновение убытков связывает с ненадлежащим исполнением ГУП «ФЖС РБ» обязательств, срок исковой давности по данному требованию составляет три года и подлежит исчислению на общих основаниях с момента, когда Администрация узнала или должна была узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 196 и пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции верно указал на то, что Администрация узнала о ненадлежащем исполнении ответчиком пунктов 3.1.3 и 3.1.4 договора со сроком – до 30.03.2012.
Дополнительных соглашений к договору об изменении указанного в пунктах 3.1.3 и 3.1.4 договора срока стороны не заключали, истец доказательств обращения к ответчику с требованием заключить указанное соглашение не представил.
При этом судом первой инстанции верно указано, что доказательств приостановления срока исковой давности истцом в материалы дела не представлено, в том числе не может быть отнесено к числу таких доказательств соблюдение претензионного порядка, поскольку претензия направлена уже за пределами срока исковой давности.
Таким образом в данном случае для исчисления срока исковой давности имеет существенное значение момент, когда Администрация узнала или должна была узнать о соответствующем нарушении.
В обоснование исковых требований Администрация указывает на заключенную муниципальные контракты, а также соглашения об изъятии жилых помещений, расположенных в аварийных домах, договоры мены с гражданами.
Так,между Управлением капитального строительства и НО Фонд развития жилищного строительства РБ 18.07.2016 был заключен муниципальный контракт № 43, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах городского округа г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 02.08.2017 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 454 в жилом доме № 21 по ул. Испытателей, стоимость которой составила 1 132 200,00 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 37 000,00 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 454 в жилом доме № 21 по ул. Испытателей составила 30,60 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 30,60 кв.м * 37 000,00 руб. за 1 кв.м = 1 132 200 руб.
Гр. Биглову Э.Х. принадлежала 1/2 доля в праве общей собственности на квартиру № 1 в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ и гр. Бигловым Э.Х. 11.12.2017 был заключен договор мены квартиры № 454 жилого дома № 21 по ул. Испытателей на долю в праве общей собственности на квартиру № 1 жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Между Управлением капитального строительства и НО Фонд развития жилищного строительства РБ 18.07.2016 был заключен муниципальный контракт № 43, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 02.08.2017 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 434 в жилом доме № 21 по ул. Испытателей, стоимость которой составила 1 132 200 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 37 000,00 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 434 в жилом доме № 21 по ул. Испытателей составила 30,60 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 30,60 кв.м. * 37 000,00 руб. за 1 кв.м. = 1 132 200 руб.
Гр. Корнилаеву А.О. принадлежала 1/2 доля в праве общей собственности на квартиру № 1 в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между Администрацией муниципального образования ГО г. Уфа РБ и гр, Корнилаевым А.О. 29.06.2018 был заключен договор мены квартиры № 434 жилого дома № 21 по ул. Испытателей на долю в праве общей собственности на квартиру № 1 жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Между Управлением капитального строительства и НО Фонд развития жилищного строительства РБ 29.06.2016 был заключен муниципальный контракт № 14, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 31.07.2017 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 84 в жилом доме № 53 по ул. Геологов, стоимость которой составила 2 992 930 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 37 000 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 84 в жилом доме № 53 по ул. Геологов составила 80,89 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 80,89 кв.м. * 37 000,00 руб. за 1 кв.м = 2 992 930 руб.
Гр. Бикмухаметовой А.Р., Бикмухаметову P.P., Бикмухаметову P.P. принадлежало по 1/3 доли в праве общей собственности на комнату 4 квартиры № 2 в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ и гр. Бикмухаметовой А.Р., Бикмухаметовым P.P., Бикмухаметовым P.P. 03.10.2017 был заключен договор мены 32/100 доли квартиры № 84 жилого дома № 53 по ул. Геологов на комнату 4 квартиры № 2 жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Таким образом, гр. Бикмухаметовой А.Р., Бикмухаметову P.P., Бикмухаметову P.P. было передано по 32/300 доли (0,1067) в квартире № 84 жилого дома № 53 по ул. Геологов.
Исходя из этого, расчет стоимости доли в данной квартире произведен следующим образом: 80,89 кв.м * 37 000,00 руб. за 1 кв.м* 0,3201 = 958 036,89 руб.
Между Управлением капитального строительства и ООО «ГСФ КПД» 17.11.2014 был заключен муниципальный контракт № 58, предметом которого являлось строительство «под ключ» жилого дома литер 10 в микрорайоне «Глумилино-2» в Октябрьском районе ГО г. Уфа РБ в целях реализации социальных программ (почтовый адрес объекта: жилой дом № 14 А по ул. Рудольфа Нуреева).
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 31.12.2015 были приобретены в муниципальную собственность квартиры № 53, № 105 в жилом доме № 14 А по ул. Рудольфа Нуреева, стоимость строительства которых составила 2 180 599,49 руб. и 2 028 464,64 руб. соответственно.
Гр. Медведевой принадлежали на праве собственности комнаты 2, 3 квартиры № 2 в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ и гр. Медведевой Н.В.14.06.2017 был заключен договор мены 30/100 доли квартиры № 53 и 24/100 доли квартиры № 105 жилого дома № 14 А по ул. Рудольфа Нуреева на комнаты 2, 3 квартиры № 2 жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Исходя из этого, расчет стоимости доли квартире № 53 жилого дома № 14 А по ул. Рудольфа Нуреева произведен следующим образом: 2 180 599,49 руб. * 30 /100 = 654 179,85 руб..
Расчет стоимости доли квартире № 105 жилого дома № 14 А по ул. Рудольфа Нуреева произведен следующим образом: 2 028 464,64 руб. * 24 /100-486 831,51 руб.
Между Управлением капитального строительства и МУП «Инвестиционно-строительный комитет ГО г. УфаРБ» 16.12.2013 был заключен муниципальный контракт № 177, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 30.04.2014 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 4 в жилом доме № 16/1 по ул. Летчиков, стоимость которой составила 1 274 357 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 30 700,00 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 4 в жилом доме № 16/1 по ул. Летчиков составила 41,51кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 41,51 кв.м * 30 700,00 руб. за 1 кв.м = 1 274 357,00 руб.
Гр. Лохову А.Е. принадлежала на праве собственности комната 3 квартиры № 3 в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ и гр. Лоховым А.Е. 01.08.2017 был заключен договор мены квартиры № 4 жилого дома № 16/1 по ул. Летчиков на комнату 3 квартиры № 3 жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Между Управлением капитального строительства Администрации ГО г. Уфа РБ и НО Фонд развития жилищного строительства РБ 29.06.2016 был заключен муниципальный контракт № 28, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства Администрации ГО г. Уфа РБ в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 31.07.2017 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 265 в жилом доме № 53 по ул. Геологов, стоимость которой составила 1 918 080,00 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 37 000 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 265 в жилом доме № 53 по ул. Геологов составила 51,84 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 51,84 кв.м * 37 000,00 руб. за 1 кв.м =1918 080,00 руб.
Гр. Мизенковой Г.Г. и Мизенковой В.А. принадлежало по 1/2 доли в праве общей собственности на комнату 4 квартиры № 3 в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между Муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ и гр. Мизенковой Е.Г., Мизенковой В.А. 14.12.2017 был заключен договор мены 62/100 доли квартиры № 265 жилого дома № 53 по ул. Геологов на комнату 4 квартиры № 3 жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Таким образом, гр. Мизенковой Е.Г. и Мизенковой В.А. было передано по 31/100 доли (0,31) в квартире № 265 жилого дома № 53 по ул. Геологов.
Исходя из этого, расчет стоимости доли в данной квартире произведен следующим образом: 51,84 кв.м * 37 000,00 руб. за 1 кв.м * 0,62 = 1 189 209,60 руб.
Между Управлением капитального строительства и НО Фонд развития жилищного строительства РБ 29.06.2016 был заключен муниципальный контракт № 11, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 31.07.2017 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 158 в жилом доме № 53 по ул. Геологов, стоимость которой составила 1 513 300 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 37 000,00 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 158 в жилом доме № 53 по ул. Геологов составила 40,90 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 40,90 кв.м. * 37 000,00 руб. за 1 кв.м = 1 513 300 руб.
Гр. Баранову О.В., Барановой О.П., Барановой Н.О., Киселеву П.Г., Киселеву О.П., Киселевой Л.Д. принадлежало по 1/6 доли в праве общей собственности на квартиру № 4 в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между Муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ и гр. Барановым О.В., Барановой О.П., Барановой Н.О., Киселевым П.Г., Киселевым О.П., Киселевой Л.Д.02.11.2017 был заключен договор мены квартиры № 158 жилого дома № 53 по ул. Геологов на квартиру № 4 жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Между Управлением капитального строительства и НО Фонд развития жилищного строительства РБ 07.11.2014 был заключен муниципальный контракт № 59, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 23.07.2015 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 119 в жилом доме № 3 по ул. Сельская, стоимость которой составила 859 439,35 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 32 395 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 119 в жилом /доме № 3 по ул. Сельская составила 26,53 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 26,53 кв.м * 32 395,00 руб. за 1 кв.м = 859 439,35 руб.
Гр. Перевалову О.И. принадлежала на праве собственности квартира № 1а в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», согласно постановлению Администрации ГО г. Уфа РБ от 23.01.2017 № 91 гр. Перевалову О.И. была предоставлена по договору социального найма квартира № 119 жилом доме № 3 по ул. Сельская.
Между Управлением капитального строительства и ООО «УКЗ № 2 ОАО КПД» 11.12.2013 был заключен муниципальный контракт № 159, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 18.12.2014 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 412 в жилом доме № 6 по ул. Валерия Лесу нова, стоимость которой составила 1 064 369 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 30 700 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 412 в жилом доме № 6 по ул. Валерия Лесунова составила 34,67 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 34,67 кв.м * 30 700,00 руб. за 1 кв.м = 1 064 369 руб.
Гр. Бикметовой В.П. принадлежала на праве собственности квартира № За в аварийном жилом доме № 4а но ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», согласно постановлению Администрации ГО г. Уфа РБ от 15.05.2017 № 546 гр. Бикметовой В.П. была предоставлена по договору социального найма квартира № 412жилом доме № 6 по ул. Валерия Лесунова.
Между Управлением капитального строительства и НО Фонд развития жилищного строительства РБ 18.07.2016 был заключен муниципальный контракт № 38, предметом которого являлось приобретение жилых помещений в муниципальную собственность путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в границах ГО г. Уфа РБ, в целях реализации Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Управлением капитального строительства в рамках указанного контракта и акту приема-передачи от 02.08.2017 была приобретена в муниципальную собственность квартира № 324 в жилом доме № 21 по ул. Испытателей, стоимость которой составила 1 679 800 руб.
Стоимость квартиры определена из расчета фиксированной стоимости 37 000,00 руб. за 1 кв.м и общей проектной площади приобретаемого по указанному муниципальному контракту жилого помещения.
Общая проектная площадь квартиры № 324 в жилом доме № 21 по ул. Испытателей составила 45,40 кв.м.
Исходя из этого, расчет стоимости данной квартиры произведен следующим образом: 45,40 кв.м * 37 000,00 руб. за 1 кв.м = 1 679 800 руб.
Гр. Кудакаевой 3.3. и Кудакаеву P.P. принадлежало по 1/2 доли в праве общей собственности на квартиру № 4а в аварийном жилом доме № 4а по ул. Некрасова.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», постановления Правительства РБ от 28.03.2014 № 136 «Об Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы» между муниципальным образованием ГО г. Уфа РБ и гр. Кудакаевой 3.3., Кудакаевым P.P. 21.12.2017 был заключен договор мены квартиры № 324 жилого дома № 21 по ул. Испытателей на квартиру № 4а жилого дома № 4а по ул. Некрасова.
Между тем судебной коллегией доводы истца о наличии у ответчика обязанности производить расселение в рамках договора №12-РТ от 08.10.2010 подлежат отклонению, поскольку данная обязанность по расселению дома по адресу г. Уфа, ул. Некрасова, 4а находится в ведении самого истца.
С письменными пояснениями ГУП «ФЖС РБ» представило в материалы дела решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан №2-7744/2019 от 02.12.2019.
Согласно части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле.
02.12.2019 Кировским районным судом г. Уфы Республики Башкортостан по делу №2-7744/2019 вынесено решение по иску Прокурора Кировского района г. Уфы Республики Башкортостан к Администрации, согласно которому обязали Администрацию городского округа город Уфа обеспечить снос расселенного аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Некрсова, 4а в течении 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
11.03.2020 апелляционным определением Верховного суда Республики Башкортостан №33-5080/2020 решение от 02.12.2019 оставлено без изменений.
Таким образом, решение суда вступило в законную силу 11.03.2020, что так же отражено в картотеке дел Кировского районного суда г. Уфы РБ.
Судом общей юрисдикции по делу №2-7744/2019 установлено, что довод Администрации о том, что обязанность по сносу дома лежит на ГУП «ФЖС РБ», с которым заключен договор № -РТ о развитии застроенной территории признается несостоятельным. Указанным договором на ГУП «ФЖС РБ» не возложена обязанность по сносу <адрес> г. Уфы» (абз.1 стр.4).
В целях реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» постановлением Правительства РБ № 136 от 28.03.2014 утверждена Адресная программа РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, исполнение которой возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе на Администрацию ГО г.Уфа.
Задачами указанной программой наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда названа, в том числе, поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан на территории муниципальных образований Республики Башкортостан. Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы на каждом ее этапе указан в том числе снос аварийных многоквартирных домов
Адресный перечень многоквартирных домов, включенных в Программу, указан в приложении № 1 к ней.
Дом 4а по ул. Некрасова г. Уфы включен в адресный перечень аварийных многоквартирных домов (приложение № 1) под номером 224 как признанный аварийным Постановлением Администрации Кировского района г. Уфы № 584 от 07.05.2003 с планируемой датой сноса IV квартал 2017 г.
Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном названным Кодексом порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным названным Кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу положений ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение, занимаемое ими, признано непригодным для проживания.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Указанный жилой дом был включен в Адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.03.2014 № 136.
Исполнение Адресной программы возложено на администрации городских округов и городских поселений Республики Башкортостан, в том числе Администрацию ГО г. Уфа РБ.
Согласно пункта 3 Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы, программа реализуется в течение 2013-2017 годов в четыре этапа: 1 этап - до 31 декабря 2014 года, 2 этап - до 31 декабря 2015 года, 3 этап - до 31 декабря 2016 года, 4 этап - до 1 сентября 2017 года.
Указанной программой наряду с переселением граждан из аварийного жилищного фонда предусмотрена поэтапная ликвидация многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, в целях значительного уменьшения аварийного жилищного фонда РБ.
При этом в определении Верховного Суд Республики Башкортостан от 11.03.2020 указано, что срок реализации Адресной программы истек, однако, аварийный дом не снесен.
Возложенные программой обязанности и полномочия по сносу Администрацией не выполнены.
Расселение граждан из жилых помещений, расположенных в жилом доме № 4а по ул. Некрасова, было осуществлено Администрацией в рамках реализации Федерального закона Российской Федерации «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, собственником всех помещений расположенных в г. Уфе является муниципальное образование городского округа г. Уфа РБ.
Как указано в п. 34 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 29.11.2019) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома.
Как установлено выше, постановлением Администрации от 13.10.2015 № 3547 многоквартирный жилой дом № 4а по ул. Некрасова был признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения Межведомственной комиссии ГО г. Уфа РБ по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 02.09.2015.
С учетом изложенного апелляционная коллегия приходит к выводу, что обязанность по расселению граждан лежит на Администрации.
Также суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Постановлением Администрации №4177 от 21.07.2010 в условиях продажи права на заключение договора пунктами 14.1.4 и 14.3 приложения № 1 указано, что срок действия договора устанавливается на 5 лет с даты проведения торгов.
В силу пунктов 3.1.5, 3.1.6 договора №12-РТ от 08.10.2010, предусмотрен 5 летний срок действия договора.
Таким образом, договор прекратил свое действие 09.10.2015.
Из материалов дела следует, что каких либо, действий со стороны ответчика свидетельствующих о продлении такого договора, выраженные в проведении работ или отсутствия передачи земельного участка, не осуществлялось, расчетов после 09.10.2015 между сторонами не производилось, по причине прекращения срока действия, что так же усматривается из писем ответчика исх.№ 96-1475 от 13.04.2018 и исх.№ 96-3580 от 22.07.2019.
При этом коллегия обращает внимание на то, что постановление Администрации от 13.10.2015 № 3547 принято после прекращения договора с ответчиком. Между тем в отсутствие постановления о признании дома аварийным и подлежащим сносу ответчик не мог выполнять работы по расселению и сносу объекта.
В силу вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по возмещению истцу понесенных затрат на предоставление гражданам расселенного жилого дома № 4а по ул. Некрасова жилых помещений в сумме 11 941 781 руб. 22 коп.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку администрация в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины в связи с рассмотрением апелляционной жалобы, судом не разрешается.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2022 по делу № А07-42148/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.С. Колясникова
И.А. Аникин
Судьи:
А.С. Жернаков