НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 № 18АП-7950/08

А76-13458/2008

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-7950/2008

Г. Челябинск

21 января 2009 г.

Дело № А76-13458/2008

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Серковой З.Н., судей Бабкиной С.А., Ершовой С.Д., при ведении протокола секретарем судебного заседания Крыловой Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2008 по делу № А76-13458/2008 (судья Кузьмин А.Г.), при участии: от общества с ограниченной ответственностью «Троицкая управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» - ФИО1 (доверенность от 11.01.2009), от Министерства финансов Российской Федерации - ФИО2 (доверенность от 19.01.2009), Управления Федерального казначейства по Челябинской области – ФИО2 (доверенность от 15.01.2008), от Министерства социальных отношений Челябинской области – ФИО3 (доверенность от 12.07.2006),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «Троицкая управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства» (далее – ООО «Троицкая УК ЖКХ», истец) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации (далее – ответчик) с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства социальных отношений Челябинской области с исковым заявлением о взыскании расходов по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам-военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС за период с января по май 2008 года в сумме 64 651 руб. 06 коп.

Определением арбитражного суда от 20.08.2008 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство обороны Российской Федерации, Управление социальной защиты населения администрации города Троицка, Управление Федерального казначейства по Челябинской области, Министерство финансов Челябинской области.

Решением арбитражного суда от 10.10.2008 исковые требования ООО «Троицкая УК ЖКХ» удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе Министерство финансов Российской Федерации просит решение арбитражного суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм материального права. Податель жалобы считает, что взыскание убытков в виде компенсации затрат за период с января по май 2008 года преждевременно, поскольку исполнение бюджета осуществляется в течение текущего финансового года до 31.12.2008, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. Судом первой инстанции не учтено, что хотя возмещение расходов по льготной оплате жилищно-коммунальных услуг и является расходным обязательством Российской Федерации, однако, в силу пункта 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, Закон) полномочия по предоставлению мер социальной поддержки передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Надлежащим ответчиком по делу должны быть органы социальной защиты населения Челябинской области. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций. Пунктом 5 постановления Губернатора Челябинской области от 22.02.2007 № 62 «О порядке и условиях предоставления отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в Челябинской области» (далее – постановление Губернатора Челябинской области от 22.02.2007 № 62) военнослужащие, сотрудники федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионеров из их числа, в том числе ныне работающих, а также на гражданский персонал указанных органов исполнительной власти фактически исключены из круга лиц, пользующихся предоставленными федеральным законодательством мерами социальной поддержки. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации № 48-Г07-7 от 15.08.2007 пункт 5 указанного положения признан противоречащим федеральному законодательству и является недействующим с момента вступления в силу решения суда. Вопрос определения категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки разрешен федеральным законодателем, органы государственной власти субъектов Российской Федерации иных полномочий при решении данного вопроса не имеют. Отказ органов социальной защиты населения в возмещении расходов со ссылкой на пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 30.08.2005 № 542 является необоснованным. Договор № 65 от 15.01.2008 не содержит условия том, что Управление социальной зашиты населения администрации города Троицка не должно возмещать расходы по предоставлению льгот военнослужащим, а также пенсионерам из их числа, что является неисполнением условий указанного договора. Выводы суда, изложенные в решении, противоречат друг другу. Утверждение суда о невыполнении Российской Федерацией своих обязательств в 2008 году опровергается выводом суда о том, что финансовая потребность изначально определена без учета соответствующей категории граждан. Ответчик считает, что фактически сущностью спора является необоснованный отказ органов социальной защиты города Троицка в возмещении льгот, неисполнение органами социальной защиты условий договора № 65 от 15.01.2008, неисполнение органами социальной защиты населения в Челябинской области Определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 15.08.2007 № 48-Г07-7.

ООО «Троицкая УК ЖКХ» представило письменные пояснения на апелляционную жалобу, в котором указало, что с доводами апелляционной жалобы не согласно, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители Министерства обороны Российской Федерации, Управления социальной защиты населения администрации города Троицка, Министерства финансов Челябинской области не явились.

С учетом мнения подателя апелляционной жалобы и в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и письменном мнении на нее. Представитель Управления Федерального казначейства по Челябинской области доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал полностью. Представитель Министерства социальных отношений Челябинской области считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным и не подлежащим отмене.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц - Управления Федерального казначейства по Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, между ООО «Троицкая УК ЖКХ» (общество) и Управлением социальной защиты населения администрации города Троицка (управление) подписан договор № 65 от 15.01.2008, который регулирует отношения, возникающие по поводу предоставления обществом управлению отчетности о расходах организаций - поставщиков жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям ветеранов, инвалидам и гражданам, подвергшимся воздействию радиации, проживающим на территории города Троицка Челябинской области в соответствии с законами Российской Федерации, в том числе в соответствии с Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 (т.1, л.д. 9,10).

В силу пункта 3.1 договора перечисление обществу денежных средств в счет возмещения расходов организаций - поставщиков жилищно-коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате за жилищные и коммунальные услуги отдельным категориям ветеранов, инвалидов и граждан, подвергшихся воздействию радиации, производится исходя из утвержденных государственным комитетом «ЕТО» Челябинской области тарифов на жилищно-коммунальные услуги, без включения налога на добавленную стоимость, за счет средств, предоставляемых местному бюджету из областного фонда компенсаций в пределах объемов финансирования текущих расходов по данной территории в 2008 году, без учета налога на добавленную стоимость.

ООО «Троицкая УК ЖКХ» в период с января по май 2008 года осуществляло деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. В связи с данным обстоятельством во исполнение Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 истец предоставил льготы по оплате жилья и коммунальных услуг семнадцати гражданам - военнослужащим, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в общей сумме 64 651 руб. 06 коп.

В подтверждение указанных обстоятельств в материалы дела представлены удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы, выписки из лицевых счетов указанных граждан (т.1, л.д.24-35).

Поскольку понесенные в связи с предоставлением льгот расходы не возмещены в установленном законом порядке, ООО «Троицкая УК ЖКХ» обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что расходы по финансированию льгот, предоставленных истцом, должны осуществляться из федерального бюджета. Финансовая потребность в денежных средствах на предоставление льгот была определена без учета соответствующей категории граждан. Невыполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, понесенных истцом в связи с реализацией законодательно установленных льгот, влечет возникновение у истца убытков, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации.

Выводы арбитражного суда являются правильными, соответствуют материалам дела и законодательству.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени соответствующей казны выступают финансовые органы.

Согласно пункту 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 военнослужащие, которым истец предоставил льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы, на которых распространяется действие закона.

Гражданам, указанным в пункте 3 статьи 13 вышеназванного Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 статьи 14 Закона.

В соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, гарантируется плата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципального фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы.

Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных настоящим пунктом.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Фонда компенсаций федерального бюджета в виде субвенций.

Объем средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций, образованном в федеральном бюджете, бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов.

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2007 № 861 утверждены Правила зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета в 2008 - 2010 годах бюджетам субъектов Российской Федерации на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, введенные в действие с 01.01.2008.

Правила определяют порядок зачисления, расходования и учета субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В пунктах 2,3 указанных Правил предусмотрено предоставление субвенций в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству финансов Российской Федерации, перечисление субвенций на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 предусмотренные законом меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Во исполнение вышеуказанного предписания Правительство Российской Федерации постановлением № 542 от 30.08.2005 утвердило Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (далее – Правила), согласно которым финансирование названных расходов осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с пунктом 2 вышеназванных Правил финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству финансов Российской Федерации, за исключением расходных обязательств Российской Федерации, указанных в пункте 6 Правил.

В пункте 6 указанных Правил предусмотрено, что финансирование расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению мер социальной поддержки военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и федеральных органов налоговой полиции, а также пенсионерам из их числа, в том числе ныне работающим (независимо от места работы), подвергшимся радиационному воздействию, осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

В указанном порядке осуществляется финансирование расходных обязательств Российской Федерации, связанных с возмещением вреда и предоставлением мер социальной поддержки гражданскому персоналу указанных федеральных органов исполнительной власти.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 22.02.2007 № 62 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 5 Положения о порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан, подвергшихся воздействию радиации, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотрено, что Положение не распространяется на военнослужащих, сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионеров из их числа, в том числе ныне работающих, а также на гражданский персонал указанных органов исполнительной власти.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2007 по делу № 48-Г07-7 пункт 5 вышеназванного Положения признан противоречащим законодательству и недействующим с момента вступления судебного акта в законную силу.

Управление социальной защиты населения администрации города Троицка не возместило истцу расходы, возникшие в связи с предоставлением льгот служащим и пенсионерам силовых ведомств, со ссылкой на пункт 6 Правила финансирования расходных обязательств Российской Федерации по возмещению вреда и предоставлению гражданам мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

В материалы дела представлено приложение № 28 к Федеральному закону от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (т.1, л.д. 113-117), из которого следует, что в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2008 год предусмотрено финансирование только социальных выплат вышеназванным категориям граждан. Финансирование мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг через силовые ведомства не предусмотрено.

Поскольку причинение истцу убытков связано с предоставлением льгот, установленных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1, а доказательства, свидетельствующие о том, что военнослужащие, сотрудники федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионеры из их числа, в том числе ныне работающих, а также гражданский персонал указанных органов исполнительной власти были приняты на учет органами социальной защиты населения и финансовая потребность в денежных средствах на 2008 год определялась с учетом такой категорий граждан, доказательства выделения из федерального бюджета денежных средств для возмещения расходов, вызванных предоставлением льгот вышеназванным категориям граждан, а также доказательства нецелевого использования денежных средств органами социальной защиты населения в материалы дела не представлены (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), арбитражный суд первой инстанции обоснованно взыскал убытки с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации.

Довод ответчика о том, что спор возник не в связи с недофинансированием со стороны федерального бюджета, а в связи с необоснованным отказом Министерства социальных отношений по Челябинской области в возмещении льгот военнослужащим, сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, пенсионерам из их числа не имеет правового значения при рассмотрении арбитражным судом настоящего дела в силу следующего.

Убытки истца возникли в результате бездействия Российской Федерации, которое выразилось в недостаточном выделении денежных средств для возмещения расходов истцу в связи с предоставлением льгот, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1.

Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что взыскание убытков в виде компенсации затрат за период с января по май 2008 года преждевременно, поскольку исполнение бюджета осуществляется в течение текущего финансового года до 31.12.2008, противоречит Порядку финансирования расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации производит ежемесячно авансовые перечисления средств, выделяемых из федерального бюджета, на финансирование расходов, связанных с предоставлением предусмотренных указанными законами льгот и компенсаций, в распоряжение органов Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации. Средства на следующий месяц перечисляются в размере фактических выплат, произведенных за предыдущий месяц, с последующим уточнением.

При названных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению не подлежат

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 10.10.2008 по делу № А76-13458/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

В случае обжалования постановления в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья З.Н.Серкова

Судьи: С.А.Бабкина

С.Д.Ершова