НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 № 18АП-6113/2016

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-6113/2016

г. Челябинск

21 июня 2016 года

Дело № А07-30198/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2016г.

Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2016г.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Арямова А.А.,

судей Малышева М.Б., Костина В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Матвеевой В.И.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 по делу №А07-30198/2015 (судья Азаматов А.Д.).

В судебном заседании приняли участие представители:

открытого акционерного общества «Строительство транспортных сетей – Автодор» – ФИО1 (доверенность от 02.03.2016);

Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан – ФИО2 (доверенность №1 от 11.01.2016).

Открытое акционерное общество «Строительство транспортных сетей – Автодор» (далее – заявитель, общество, ОАО «СТС-Автодор») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан (далее – управление, ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Уфы РБ, фонд) о признании недействительным решения от 25.09.2015 №00287815АВ0000604 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части начисления штрафа в сумме 114302,2 руб., начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2013 году в сумме 26972,39 руб., начисления дополнительных взносов на доход лиц в 2014 году в сумме 357087,16 руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов в сумме 22282,2 руб.

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 (резолютивная часть решения объявлена 29.03.2016) заявленные обществом требования удовлетворены, решение фонда в оспоренной части признано недействительным. Также судом взыскано с управления в пользу общества 3000 руб. в возмещение расходов на оплату госпошлины.

ГУ УПФ РФ в Советском районе г. Уфы РБ не согласилось с указанным судебным актом, и обжаловало  его в апелляционном порядке.

В обоснование апелляционной жалобы управление ссылается на соответствие ненормативного правового акта в оспоренной части закону. Полагает произведенное доначисление страховых взносов по дополнительному тарифу обоснованным. Обращает внимание на следующее: в случае отсутствия оформленного в установленном порядке перевода работника на другую работу, работник считается занятым полный рабочий день на той работе, на которую он принят, и исходя из этого страховые взносы должны начисляться в установленном порядке на все выплаты в пользу работника; профессии работников, по которым фондом произведено доначисление страховых взносов по дополнительным тарифам, поименованы в Списке №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10; расчетные ведомости подтверждают полную занятость таких работников в течение всего года и отсутствие изменения в их заработной плате; аттестация рабочих мест проведена лишь 02.06.2015 и до этой даты страховые взносы подлежат начислению по дополнительным тарифам; исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам влияет на досрочное получение работниками льготной пенсии.

Представитель управления в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

В судебном заседании представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы. Полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы – несостоятельными.

Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.

Как следует из материалов дела, ОАО «СТС-Автодор» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.04.2011 за основным государственным регистрационным номером 1110280018749 и состоит на учете в качестве страхователя в ГУ УПФР в Советском районе г.Уфы РБ.

В период с 17.04.2015 по 16.06.2015 управлением в отношении заявителя проведена выездная проверка правильности исчислении, полноты и своевременности уплаты страховых взносов  на обязательное пенсионное в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинской страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2012 по 31.12.2014. Результаты проверки отражены в акте от 14.08.20287815АВ0000604.

По результатам рассмотрения этого акта проверки управлением принято решение от 25.09.2015 №00287815РВ0000604, которым общество привлечено к ответственности по ч.1 ст.47 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон №212-ФЗ) за неполную уплату сумм страховых взносов в виде штрафа в сумме 114302,2 руб., а также обществу начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в сумме 22282,2 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 571511,03 руб.

Как следует из содержания этого решения, основанием для доначисления  недоимки за 2013 год в сумме 26972,39 руб. и за 2014 год – в сумме 357087,16 руб., а также начисления пеней и штрафа в полном объеме послужил вывод управления о необоснованном не начислении обществом в указанные периоды страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон №173-ФЗ).

Считая неправомерным указанное доначисление страховых взносов, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о незаконности решения фонда в оспоренной обществом части.

Оценивая выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.

Порядок оспаривания ненормативных правовых актов и решений государственных органов регламентирован положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лицо вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемые ненормативный правовой акт и решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

То есть для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.

В силу положений ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспоренного решения закону или иному нормативному акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения, возлагается на орган, принявший акт.

Отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование урегулированы положениями Закона №212-ФЗ.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, организации, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с ч.1 ст.18 Закона №212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

Своевременность уплаты страховых взносов обеспечивается пенями, под которыми в силу ст.25 Закона №212-ФЗ понимается установленная этой статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.

Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов (ч.5 ст.25 Закона №212-ФЗ). Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч.6 ст.25 закона №212-ФЗ).

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов (ч.1 ст.47 Закона №212-ФЗ).

Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (ч.1 ст.4 Закона №212-ФЗ).

         Органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право проводить проверки в порядке, установленном названным Федеральным законом (п.2 ч.1 ст.29 Закона №212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам.

В силу части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.

Частью 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ установлены дополнительные страховые тарифы, применяемые с 01.01.2013 для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 этого закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ (с 1 января 2015 года – в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона №173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 этого Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Пунктом 3 статьи 27 Закона №173-ФЗ установлено, что периоды работы, предусмотренные пп.1-18 п.1 этой статьи и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные пп.1-18 п.1 ст.27 этого Закона, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пп.1-18 п.1 этой статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей», с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Закона № 173-ФЗ установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

Согласно названному Списку, право на назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного возраста имеют, в том числе, мастер строительных и монтажных работ, производитель работ (прораб), асфальтобетонщики, машинисты укладчиков асфальтобетона. При этом применение Списка №2 производится с учетом аттестации рабочих мест.

Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Закона №173-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516.

В силу п.п.5, 6 этих Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 №29 утверждены разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст.ст.12, 78, 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», в соответствии с котрорыми под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80% процентов рабочего времени.

Как установлено в ходе проверки, ОАО «СТС-Автодор» в рассматриваемые периоды производил выплаты в пользу работников, занятых на видах работ: мастер строительных и монтажных работ; производитель работ, асфальтобетонщики, машинисты укладчиков асфальтобетона. При этом страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении таких выплат не начислялись. По мнению управления, страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работников, занятых по указанным профессиям (должностям) перечисленным в Списке №2, подлежат начислению независимо от фактической занятости работников в условиях труда предусмотренных указанными списками.

Между тем, в соответствии с п.п.5 и 6 Правил исчисления периодов работы (занятости в тяжелых условиях труда), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждены постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполнялась: постоянно в течение полного рабочего дня; в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства.

Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 №29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», предусмотрено, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% процентов рабочего времени.

В силу п.6 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени.

В целях реализации статьи 58.3 Закона №212-ФЗ Минтруд России в письме от 05.06.2013 №17-3/10/2-3105 (направлено Пенсионным фондом Российской Федерации для сведения и использования в работе письмом от 28.06.2013 №ТМ-30-26/9649) разъяснил, что порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат и вознаграждений в пользу работников обусловлен тем, был ли работник занят на работах с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в месяце, в котором начислены выплаты. Данное правило применяется независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются. В случае полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пп.1, пп.2-18 п.1 ст.27 Закона №173-ФЗ, организация исчисляет страховые взносы по дополнительным тарифам со всех начисленных ему в этом месяце выплат и вознаграждений, в том числе за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (например, с премий за прошлые периоды и др.). В случае частичной занятости работника в течение месяца на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда дополнительные тарифы страховых взносов применяются пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на соответствующих видах работ.

Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона №212-ФЗ заявитель обязан был исчислить и уплатить страховые взносы по дополнительному тарифу с выплат работникам, занятым по профессиям (должностям), перечисленным в Списке №2, пропорционально количеству дней (часов), фактически отработанных на данном виде работ.

Как установлено судом по итогам анализа представленных в материалы дела доказательств, особенностью деятельности общества (производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог) является ее временный (межсезонный) характер (поскольку соответствующие СНиПы не позволяет производить работы, связанные с дорожным строительством при низких температурах и в период осадков).

Работники заявителя, занимающие должности «прораб» и «Мастер СМР»,  фактически не выполняют работу в тяжелых и вредных условиях труда, в соответствии с должностными инструкциями начиная с 01 октября по 31 марта каждого года занимаются руководством производства работ строительного участка в межсезонный период, уделяя основную часть рабочего времени подготовке к началу нового сезона строительства (изучение новой проектно-сметной документации).

Проведенной в 2015 году аттестацией рабочих мест указанных работников установлено отсутствие вредных и тяжелых условий труда.

Работники общества, занимающие должности асфальтобетонщика и машиниста укладчика асфальта и бетона, начиная с октября по апрель включительно, когда выполнение ими прямых обязанностей в связи с наступлением климатического порога является невозможным, осуществляют иные обязанности, не связанные с тяжелыми условиями труда.

Так, согласно должностным обязанностям и приказам от 01.10.2013 №01/10-13, от 25.04.2014 №32/1 и от 25.09.2014 №57/1, в период с 01.10.2013 по 31.04.2014 эти работники выполняли обязанности, не связанные с вредными условиями труда, а в период с 01.05.2014 по 30.09.2014 – выполняли прямые должностные обязанности.

В этой связи страховые выплаты по дополнительному тарифу подлежат начислению с выплат указанным работникам, произведенным за период осуществления деятельности с 01.05.2014 по 30.09.2014. Начисление страховых выплат по дополнительному тарифу с выплат, произведенным указанным лицам в период с 01.10.2013 по 31.04.2014 следует признать необоснованным.

Исходя из этих обстоятельств, общество согласилось с решением фонда в части доначисления страховых взносов по дополнительном тарифу за 2014 в сумме 187451,48 руб. и обоснованно оспорило это решение в остальной части.

Судом первой инстанции позиция общества поддержана. При этом суд обоснованно указал на то обстоятельство, что при установлении возможности начисления дополнительных взносов необходимо исходить не просто из совпадения наименования должности с должностью, внесенной в Список № 2, а из характера выполняемой работы работника.

Изложенные в апелляционной жалобе управления возражения, основанные на мнении о необходимости начислять страховые взносы по дополнительному тарифу  на вознаграждения работникам общества, занятым на должностях, включенных в Список №2, без учета фактически отработанного по этим специальностям периода времени, подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании закона.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о необоснованности доначисления управлением указанных в решении фонда оспоренных сумм страховых взносов, а также соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о не соответствии оспоренного решения управления закону.

Поскольку таким решением нарушаются права и законные интересы заявителя ввиду необоснованного возложения на него обязанности по уплате обязательных платежей, следует признать подтвержденным наличие совокупности оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о признании такого решения недействительным.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч.4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 31.03.2016 по делу №А07-30198/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Советском районе города Уфы Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                             А.А. Арямов

Судьи:                                                                                         М.Б. Малышев

    В.Ю. Костин