НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2017 № А76-10471/17

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-11211/2017

г. Челябинск

26 октября 2017 года

Дело № А76-10471/2017

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2017 года .

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2017 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Сотниковой О.В.,

          судей: Матвеевой С.В., Хоронеко М.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Грушко Т.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2017 по делу № А76-10471/2017 (судья Шведко Н.В.).

Муниципальное предприятие «Магнитогорский городской транспорт» (далее – МП «Маггортранс», истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Челябинской области к муниципальному образованию Магнитогорский городской округ в лице Администрации города Магнитогорска (далее – администрация, ответчик, податель жалобы) о взыскании в счет недополученных доходов 96 385 428 руб.

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение от 01.08.2017 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал, что Администрация города и Министерство социальных отношений Челябинской области совместно в полном объеме возмещали расходы по перевозке льготных категорий граждан в соответствии с заключенными договорами за 2012-2014 годы. За 2015 год в соответствии с заключенными с МП «Маггортранс» договорами, в том числе об организации транспортного обслуживания населения городским электрическим транспортом на 2015 год и о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на перевозку пассажиров городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования по регулируемым тарифам на 2015 год администрация обеспечила исполнение обязательств о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров, которым льготы по оплате проезда предоставлены соответствующими решениями Магнитогорского городского Собрания депутатов.

Податель жалобы указал, что в отличие от заключенных договоров об организации транспортного обслуживания населении городским электрическим транспортом на 2015 год в комплексе на все трамвайные маршруты, договоры на оказание транспортных услуг населению города автомобильным транспортом заключались отдельно по каждому маршруту в соответствии с итогами конкурсного отбора. В условиях проведения конкурса на оказание транспортных услуг населению не было предусмотрено возмещение затрат, в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров городским автомобильным транспортом из расчета норматив возмещения затрат на перевозку пассажиров на 1 км пробега подвижного состава. Также сведения по перевозке льготных категорий граждан должны предоставляться по каждому маршруту отдельно в соответствии с заключенными договорами на оказание транспортных услуг населению города.

Истцом в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в приобщении которого к материалам дела отказано, ввиду непредставления доказательств его направления в адрес ответчика (ст. 262 АПК РФ).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

В соответствии со ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в городе Магнитогорске обязанность по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом в 2015 году возложена на МП «Маггортранс» следующими постановлениями Администрации города Магнитогорска:

1. Постановлением администрации города Магнитогорска от 21.12.2014 № 17093-П «Об организации пассажирских перевозок городским электрическим транспортом муниципальным предприятием «Магнитогорский городской транспорт» на 2015 г.»;

2. Постановлением администрации города Магнитогорска от 20.03.2015 № 4003-П «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.12.2014 № 17093-П;

3. Постановлением администрации города Магнитогорска от 17.04.2015 № 5522-П «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.12.2014 № 17093-П;

4. Постановлением администрации города Магнитогорска от 23.04.2015 № 5885-П «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.12.2014 № 17093-П;

5. Постановлением администрации города Магнитогорска от 10.06.2015 № 7995-П «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.12.2014 № 17093-П;

6. Постановлением администрации города Магнитогорска от 21.09.2015 № 12577-П «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.12.2014 № 17093-П;

7. Постановлением администрации города Магнитогорска от 05.1 1.2015 № 14798-П «О внесении изменений в постановление администрации города от 01.12.2014 № 17093-П.

Маршрутная сеть транспортного обслуживания населения в границах города Магнитогорска городским электрическим транспортом утверждена указанными выше постановлениями, без разработки отдельного нормативно-правового акта ввиду ее стационарности.

Муниципальным городским транспортом пользуются три категории лиц:

- лица, пользующиеся услугами общественного транспорта на общих условиях без предоставления льгот на проезд, по установленным органом местного самоуправления тарифам (для трамваев и автобусов);

- студенты и учащиеся, получающие льготы по оплате проезда;

- пенсионеры категорий, определенных нормативно-правовым актом органа местного самоуправления, обеспеченные пластиковой картой «Социальная карта жителя города Магнитогорска».

В соответствии с нормативно-правовыми актами, на открытый в организации, выпускающей пластиковые карты, отвечающие требованиям программного продукта и соответствующего оборудования, используемого городскими пассажирскими транспортными предприятиями текущий счет (далее - текущий транспортный счет) перечисляется сумма в размере 200 рублей ежемесячно (600 рублей ежеквартально). Каждая поездка по социальной карте отражается на текущем транспортном счете гражданина. С текущего транспортного счета ежедневно производится списание денежных средств в адрес пассажирских транспортных предприятия по действующему тарифу на момент совершения поездки.

Таким образом, льгота на проезд предоставлена обладателям «Социальной карты жителя города Магнитогорска» без каких-либо ограничений количества поездок. А расходы на перевозку истцу возмещались лишь в пределах выделяемых 200 рублей. Право на совершение поездок, превышающих данный месячный лимит денежных средств, сохранялось, а оплата за них не производилась.

С 01.01.2015 вступило в силу Решение Магнитогорского городского Собрания депутатов от 25.11.2014 №176 «О льготах на проезд отдельных категорий пенсионеров в городском пассажирском транспорте общего пользования в 2015 году».

В соответствии с данным Решением предоставлена:

- льгота в виде права бесплатного и безлимитного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования пенсионерам, проживающим на территории города Магнитогорска, не получающим меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами Челябинской области и достигшим возраста, с которого наступает право на получение пенсии по старости (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет);

- льгота в виде права безлимитного проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования пенсионерам, проживающим на территории города Магнитогорска, получающим меры социальной поддержки в соответствии с законодательством Челябинской области.

Таким образом, с 01.01.2015 перевозка муниципальных льготников осуществлялась без какой-либо платы за их проезд от лица установившего льготы и без оплаты за проезд региональных льготников, исчерпавших лимит средств на текущем транспортном счете в размере 200 рублей.

Соответственно, у муниципального предприятия «Магнитогорский городской транспорт» нет претензий в части перевозки:

- обладателей пластиковой карты «Социальной карты жителя города Магнитогорска», за которых производилась оплата в пределах выделяемых ежемесячно 200 рублей (региональных льготников и муниципальных льготников до 01.01.2015).

Администрация города Магнитогорска не возместила расходы на перевозку (что и составляет предмет исковых требований):

- обладателей пластиковой карты «Социальной карты жителя города Магнитогорска», чье количество поездок превысило выделяемый на текущие транспортные счета лимит в 200 рублей (региональных, муниципальных льготников);

- не произвела оплату за перевозку всех муниципальных льготников (обладателей пластиковой карты «Социальной карты жителя города Магнитогорска») за 2015 год.

В соответствии с заключенными договорами услуги по обслуживанию операций, осуществляемых с использованием автоматизированной систем оплаты проезда в частности: поддержка базы данных транспортного предприятия, обслуживание терминалов, сбор и обработка информации по операциям, а также обеспечение информационного и технологического взаимодействия между участниками безналичных расчетов с использованием «Социальной карты города Магнитогорска» для нужд муниципального предприятия «Магнитогорский городской транспорт» осуществлялось в течение 2015 года по договорам на оказание услуг: № 633/14 от 31.12.2014, № 42/15 от 30.01.2015, № 81/15 от 31.03.2015 обществом с ограниченной ответственностью «Эрлайн-Плюс».

ООО «Эрлайн-Плюс» осуществляло обслуживание работ пластиковых карт «Социальная карта жителя города Магнитогорска», заключающееся, помимо прочего, в сборе и обработке информации по операциям с использованием пластиковых карт, предоставлении участникам безналичных расчетов отчетной информации по операциям с использованием пластиковых карт (билинговое обслуживание).

В процессе пассажироперевозок, согласно сведениям, предоставленным организацией, осуществляющее билинговое обслуживание - ООО «Эрлайн-Плюс» муниципальным предприятием «Магнитогорский городской транспорт» было перевезено по установленному тарифу (региональных и муниципальных льготников с использованием пластиковой карты «Социальная карта жителя города Магнитогорска») в 2015 году трамвайными перевозками:

- перевезено региональных льготников на сумму 88 567 875 руб. (5 904 525 поездок) из них было возмещено предприятию (путем списания с транспортных счетов льготников) сумма в размере 42 594 672 руб.

Сумма недополученных доходов в размере 45 973 203 руб. предприятию не возмещена;

- муниципальных льготников перевезено в количестве 3 360 815 пассажиров на сумму 50 412 225 руб.

Сумма недополученных доходов по муниципальным льготникам составила в размере 50 412 225 руб., предприятию не была возмещена.

Таким образом, общая сумма убытков (недополученный доход от перевозки неоплаченные льготных категорий граждан) в 2015 году составляет (45 973 203+50 412 225) = 96 385 428 руб.

Ссылаясь на то, что данные убытки должны быть возмещены за счет муниципального образования Магнитогорский городской округ в лице Администрации города Магнитогорска, МП «Маггортранс» обратилось с рассматриваемым исковым заявлением в суд. В качестве правового обоснования заявленных требований истец указал ст. 15, 16, 790, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования МП «Маггортранс», суд первой инстанции исходил из того, что заявленные к взысканию убытки в размере 96 385 428 руб. понесены истцом в результате предоставления органом местного самоуправления льгот на проезд отдельных категорий граждан на основании пластиковой карты «Социальной карты жителя города Магнитогорска», в связи с чем Администрация г. Магнитогорска обязана в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму неполученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан, доказательств возмещения МП «Маггортранс» заявленных расходов не имеется.

Выводы суда первой инстанции являются верными, соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При этом, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно правовой позиции, изложенной в пунктах 16 - 19 постановления Пленума от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» обязанность публично-правового образования по возмещению расходов перевозчикам, осуществляющим перевозку льготных категорий пассажиров, обусловлена фактом предоставления льгот и может быть прекращена только путем возмещения перевозчику понесенных расходов, возникших в связи с осуществлением им перевозок по льготным ценам. Ответчиком по делам о взыскании убытков, вызванных неисполнением публично-правовым образованием обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, является непосредственно публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Таким образом, как верно указано судом, соответствующее публично-правовое образование обязано в полном объеме компенсировать транспортной организации сумму неполученной платы за оказание льготных услуг городских пассажирских перевозок граждан.

В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Из материалов дела следует и участвующими в деле лицами не оспаривается, что истец в 2015 году на основании Постановлений Администрации г. Магнитогорска осуществлял транспортное обслуживание населения г. Магнитогорска в виде перевозок пассажиров городским электрическим транспортом общего пользования.

Перевозка пассажиров осуществлялась по тарифу, установленному органом местного самоуправления постановлением администрации города Магнитогорска от 28.07.2012 №9226-П «Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа городским пассажирским транспортом общего пользования, осуществляемые МП «Маггортранс».

При этом, отдельным категориям граждан Решениями Магнитогорского городского собрания депутатов были предоставлены льготы по оплате проезда в городском общественном транспорте.

Так, в соответствии с Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 28.10.2014 № 150 «О льготах по оплате проезда студентов и учащихся в городском пассажирском транспорте общего пользования в 2015 году» предоставлены льготы по оплате проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования студентам и учащимся, обучающимся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, расположенных в городе Магнитогорске. Тариф на разовый проезд в городском электрическом транспорте общего пользования данной категории установлен в размере 6 рублей, в том числе при проезде на основании электронных билетов.

В соответствии с Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 25.11.2014 №176 «О льготах на проезд отдельных категорий пенсионеров в городском пассажирском транспорте общего пользования в 2015 году» предоставлена льгота в виде права проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования пенсионерам, проживающим на территории города Магнитогорска, на основании пластиковой карты «Социальная карта жителя города Магнитогорска».

Заявленные к взысканию убытки в размере 96 385 428 руб. понесены истцом в результате предоставления органом местного самоуправления льгот на проезд отдельных категорий граждан на основании пластиковой карты «Социальной карты жителя города Магнитогорска», установленных указанным выше Решением Магнитогорского городского Собрания депутатов от 25.11.2014 №176 «О льготах на проезд отдельных категорий пенсионеров в городском пассажирском транспорте общего пользования в 2015 году»

Так, Администрация города Магнитогорска не возместила расходы на перевозку обладателей пластиковой карты «Социальной карты жителя города Магнитогорска», чье количество поездок превысило выделяемый на текущие транспортные счета лимит в 200 рублей (региональные и муниципальные льготники), а также не произвела оплату за перевозку всех муниципальных льготников (обладателей пластиковой карты «Социальной карты жителя города Магнитогорска») за 2015 год.

При этом, право льготного проезда для отдельных категорий граждан является гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив право льготного проезда, публично-правовое образование приняло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении перевозчиков по возмещению выпадающих (недополученных) доходов от предоставления права проезда по льготным проездным билетам в отношении отдельных категорий граждан.

Таким образом, с учетом того, что МП «Маггортранс» в спорный период осуществляло перевозку пассажиров в соответствии с требованиями вышеназванных муниципальных правовых актов, понесенные им в связи с этим расходы (в виде недополученных доходов от перевозки неоплаченных льготных категорий граждан) являются ущербом для перевозчика и подлежат возмещению истцу за счет администрации города Магнитогорска в соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер убытков определен истцом на основании сведений, представленных организацией, осуществляющее билинговое обслуживание - ООО «Эрлайн-Плюс», а также исходя из тарифов на перевозку пассажиров, утвержденных постановлениями администрации города Магнитогорска.

Доказательств компенсации истцу убытков в размере 96 385 428 руб., понесенных в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании пластиковой карты «Социальная карта жителя города Магнитогорска», в материалах дела не имеется.

При таких обстоятельствах исковые требования МП «Маггортранс» о взыскании с администрации г. Магнитогорска убытков в размере в размере              96 385 428 руб.  удовлетворены судом правомерно.

Довод апелляционной жалобы о том, что Администрацией города Магнитогорска обязательства по предоставлению субсидий в целях возмещения затрат, связанных с перевозкой льготных категорий пассажиров по всем заключенным договорам за 2015 год, исполнены в полном объеме, судом отклоняется.

Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

В рамках заключенных между Администрацией города Магнитогорска и МП «Маггортранс» договоров, в частности, о предоставлении субсидий в целях возмещения затрат на перевозку пассажиров городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования по регулируемым тарифам на 2015 год, на которые ссылается податель жалобы, истцу из бюджета города Магнитогорска предоставлены субсидии в целях возмещения затрат в связи в оказанием услуг по перевозке пассажиров городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования (трамвай) по регулируемым тарифам.

Между тем, предоставление субсидий в порядке статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях возмещения затрат на перевозку пассажиров городским электрическим пассажирским транспортом общего пользования является выплатой, обусловленной компенсировать разницу транспортной организации, равную величине между себестоимостью перевозки и ценой единицы.

Возмещение затрат, понесенных транспортной организацией в связи с перевозкой льготных категорий граждан является расходами лица, установившего льготы и направленными на оплату проезда за него, основываясь на норме, содержащейся в статье 790 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, в случае компенсации Администрацией города Магнитогорска затрат на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом общего пользования по регулируемым тарифам, данные суммы не могут идти в зачет выплат за перевозку льготных категорий граждан, направленных на возмещение затрат транспортной организации лицом, установившим льготы.

Доказательств компенсации истцу убытков в размере 96 385 428 руб., понесенных в результате льготного проезда отдельных категорий граждан на основании пластиковой карты «Социальная карта жителя города Магнитогорска», в материалах дела не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы основанием для отмены обжалуемого судебного акта не являются и судом отклоняются.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.

Заявитель жалобы в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе, в силу чего вопрос о распределении между сторонами судебных расходов судом не рассматривается.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.08.2017 по делу №А76-10471/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Магнитогорска Челябинской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                       О.В. Сотникова

   Судьи:                                                                             С.В. Матвеева

                                                                                                  М.Н. Хоронеко