ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-7934/2014
г. Челябинск | |
22 сентября 2014 года | Дело № А76-2497/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2014 года .
Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2014 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышевой И.А.,
судей Ивановой Н.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Челябинска на решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 по делу № А76-2497/2014 (судья Попова Т.В.).
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Челябинский автотранспортный техникум» (далее – заявитель, учреждение, ГБО СПО «ЧАТТ») обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г.Челябинска (далее – заинтересованное лицо, Фонд, ГУ – УПФР в Советском районе г.Челябинска) о признании недействительным решения от 23.01.2014 № 084 002 14 РК 0000 582.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 (резолютивная часть объявлена 26.05.2014) заявленные требования удовлетворены: решение от 23.01.2014 № 084 002 14 РК 0000 582 признано недействительным.
Не согласившись с вынесенным решением, Фонд (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указал, что плательщиком представлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) с нарушением установленного законодательством срока представления расчёта: срок представления по 15.11.2013, фактически расчёт представлен плательщиком по телекоммуникационным каналам связи 29.11.2013.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 23.09.2013 прекращение деятельности юридического лица в результате реорганизации в форме присоединения произошло 29.08.2013, соответственно, правопреемник ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский автотранспортный техникум» несёт ответственность с 29.08.2013. Кроме того, отчётная компания по приёму отчётности в ПФР за 9 месяцев 2013 года началась с 01.10.2013 и длилась по 15.11.2013, в связи с чем у плательщика страховых взносов было достаточно времени представить в Управление данный расчёт в установленный законом срок.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет - сайте, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156,200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Челябинский автотранспортный техникум» зарегистрировано в качестве юридического лица 30.12.2002 ИФНС России по Центральному району г.Челябинска за основным государственным регистрационным номером 1027403901007.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 04.06.2013 № 25-рп принято решение о реорганизации образовательных учреждений: ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 79» (ОГРН 1027402918586) путём присоединения к ГБО СПО «ЧАТТ» (ОГРН 1027403901007).
Процедура реорганизации была завершена 29.08.2013, вследствие чего ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 79» прекратило своё существование, а его правопреемником стало государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Челябинский автотранспортный техникум».
03.12.2013 начальником отдела ОАСВ, ВС и ВЗ Бояринцевой Н.С. ГУ УПФ РФ в Советском районе г.Челябинска была проведена камеральная проверка страхователя -государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 79» (далее – ГБОУ «Профессиональное училище № 79»), правопреемником которого является заявитель, по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиком взносов, реорганизованным путём присоединения к заявителю.
По итогам проверки был составлен акт № 08400230011264 от 04.12.2013 (т.1 л.д. 63,64). Возражения на акт камеральной проверки страхователем представлены не были.
23.01.2014 Фондом было вынесено решение № 084 002 14 РК 0000582 о привлечении ГБО СПО «ЧАТТ» - плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение части 1 статьи 46 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» и непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в виде штрафа в размере 44 881 руб. 39 коп.
Пунктом 5 данного решения правопреемнику ГБОУ «Профессиональное училище № 79» - государственному бюджетному образовательному учреждению среднего профессионального образования «Челябинский автотранспортный техникум» предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 142 659 руб. 97 коп.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришёл к выводу о том, что, поскольку представитель ГБО СПО «ЧАТТ» при рассмотрении материалов проверки не участвовал, а надлежащие доказательства извещения плательщика у Фонда отсутствовали, контролирующий орган был не вправе принимать решение о привлечении лица к ответственности.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования».
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» (далее - Федеральный закон №212-ФЗ) заявитель является плательщиком страховых взносов.
Пунктом 3 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта расчёты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
В соответствии со статьёй 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных организациями за расчётный период в пользу физических лиц. Организации определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 10 Закона №212-ФЗ расчётным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчётными - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Однако, в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона № 212-ФЗ если организация была ликвидирована или реорганизована до конца календарного года, последним расчётным периодом для неё является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 15 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчётным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное Пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по представлению расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам страхователь несёт ответственность, предусмотренную статьёй 46 Закона №212-ФЗ, согласно части 1 которой непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Федеральным законом срок расчёта по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учёта влечёт взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчётного (расчётного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.
Пунктом 16 статьи 15 Закона № 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.
Согласно пункту 2 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Поскольку данные отчётности присоединяемой организации в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов присоединяемой организации, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учёту при определении базы правопреемника.
Из анализа указанных положений законодательства следует, что данные учёта выплат в пользу физических лиц правопреемника в случае реорганизации в форме присоединения формируются путём объединения числовых показателей выплат в пользу физических лиц присоединяемой и присоединяющей организации.
Поскольку данные отчётности правопредшественника в части начислений оплаты труда работникам, страховых взносов подлежат передаче правопреемнику, база по исчислению страховых взносов правопредшественника, формируемая на основе указанных данных, также подлежит учёту при определении базы правопреемника.
Статьёй 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчинённости) организации или её реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
В силу положений ст. 75 Трудового кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме преобразования трудовые отношения с работником присоединяемого юридического лица не прекращаются, выплаты, производимые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации не могут не учитываться при определении облагаемой базы по страховым взносам реорганизованной организации.
Обязанность работодателя по начислению взносов в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после её завершения.
Распоряжением Правительства Челябинской области от 04.06.2013 № 25-рп принято решение о реорганизации образовательных учреждений: ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 79» (ОГРН 1027402918586) путём присоединения к ГБО СПО «ЧАТТ» (ОГРН 1027403901007).
Процедура реорганизации была завершена 29.08.2013, вследствие чего ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 79» прекратило своё существование, а его правопреемником стало государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Челябинский автотранспортный техникум».
Таким образом, на основании части 4 статьи 10 Закона № 212-ФЗ последним расчётным периодом для реорганизованного юридического лица является период с начала этого календарного года до дня завершения ликвидации или реорганизации.
Из приведённых выше норм права следует, что обязанность по сдаче отчётности за спорный период (9 месяцев 2013 года) лежит на правопреемнике (ГБОУ СПО «ЧАТТ»), так как реорганизация произведена 29.08.2013.
ГБОУ СПО «ЧАТТ» отчётность была сдана в УПФР в Центральном районе г.Челябинска (по месту регистрации заявителя) 15.11.2013, что подтверждается формой РСВ-1 от 15.11.2014 (т.1 л.д.96-98) и протоколом о принятии сведений № 192506 (т.1 л.д.99).
В данной отчётности были отражены сведения с учётом данных присоединённого ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 79» (суммы за третий отчётный месяц август в строке 113 существенно больше соответствующих сумм за июнь и июль в строках 111 и 112, что объясняется присоединением в августе ГБОУ НПО «Профессиональное училище №79»).
Расчёт формы РСВ-1 от 15.11.2014 (т.1 л.д.96-98) согласно протоколу о принятии сведений № 192506 (т.1 л.д.99) был отправлен 15.11.2013 в 14 час. 59 мин., то есть с соблюдением установленного законом срока.
То обстоятельство, что своевременно представленный заявителем расчёт не был принят Фондом (по неизвестным причинам), не свидетельствует о нарушении срока его представления.
С учётом изложенного, суд отклоняет довод апеллянта о том, что плательщиком представлен расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам (РСВ-1) с нарушением установленного законодательством как противоречащий материалам дела.
Кроме того, при рассмотрении спора суд первой инстанции пришёл к верному выводу о нарушении установленного законом порядка проведения проверки и вынесения решения.
Согласно части 4 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (ч. 5 ст. 38 Федерального закона № 212-ФЗ).
Частью 2 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ закреплено следующее: руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Часть 3 поименованной статьи закрепляет право лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещённого надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Таким образом, законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусмотрены определённые процессуальные гарантии плательщиков взносов для целей соблюдения баланса частных и публичных интересов.
В рассматриваемой ситуации при проведении проверки Фонд должен был надлежащим образом известить заявителя о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки для соблюдения процессуальных прав последнего. Несоблюдение данного требования признаётся существенным нарушением процедуры привлечения плательщика взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации, в том числе, об обязательном пенсионном страховании.
Поскольку распоряжением Правительства Челябинской области от 04.06.2013 № 25-рп было принято решение о реорганизации образовательных учреждений: ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 79» (ОГРН 1027402918586) путём присоединения к ГБО СПО «ЧАТТ» (ОГРН 1027403901007), то Фонд должен был известить правопреемника о привлечении к ответственности.
Однако, в нарушение приведённых выше норм права акт камеральной проверки от 04.12.2013 №08400230011264 был вынесен в отношении ГБОУ «Профессиональное училище № 79» и вместе с уведомлением от 04.12.2013 № 084 002 13 РМ 0010259 о рассмотрении материалов проверки был направлен по неактуальному адресу реорганизованного образовательного учреждения, а не по юридическому адресу заявителя.
Доказательств направления акта в адрес заявителя, предоставления ему возможности представить свои возражения на акт, а также уведомления заявителя о времени и месте рассмотрения материалов проверки в деле не имеется, в связи с чем суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято Фондом в отсутствие представителя заявителя. Учреждение не было надлежащим образом извещено о дате рассмотрения материалов проверки, что привело к нарушению его прав и процедуре принятия решения. Доказательств иного Фондом не представлено.
Копия реестра на отправку заказных писем от 09.12.2013 и список на отправку заказных писем без уведомления не свидетельствуют о направлении в адрес государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Челябинский автотранспортный техникум» акта от 04.12.2013 №08400230011264 и уведомления плательщика о дате, времени и месте рассмотрения одноименного акта и иных материалов проверки по факту выявления нарушений, поскольку они были направлены по адресу реорганизованного юридического лица, а не по адресу заявителя.
На основании изложенного, суд первой инстанции обоснованно признал решение Фонда от 23.01.2014 № 084 002 14 РК 0000 582 недействительным.
Иных доводов в апелляционной жалобе не приведено.
При таких обстоятельствах дела, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиции ст. ст. 65-71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы подтверждения не нашли, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 27.05.2014 по делу № А76-2497/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе города Челябинска - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья И.А. Малышева
Судьи: Н.А. Иванова
О.Б. Тимохин