ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-7631/2020
г. Челябинск
23 сентября 2020 года
Дело № А34-16668/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2020 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Забутыриной Л.В.,
судей Матвеевой С.В., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Юлбаевой М.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Союзпромснаб» на решение Арбитражного суда Курганской области от 26.05.2020 по делу № А34-16668/2019.
На основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), судебное заседание арбитражного апелляционного суда проводилось с использованием систем видеоконференц-связи, организацию которой осуществлял Арбитражный суд Курганской области.
В заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану - ФИО1 (паспорт, удостоверение, доверенность от 04.10.2019);
общества с ограниченной ответственностью «Союзпромснаб» - ФИО2 (паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью «СоюзпромснаБ» в лице ликвидатора ФИО3 (далее – заявитель, Общество, ООО «Союзпромснаб») обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану (далее – заинтересованное лицо, инспекция) о признании незаконным и отмене решения №5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «СоюзпромснаБ», обязать инспекцию произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Союзпромснаб»; взыскать с инспекции сумму ущерба в размере 50450 руб., сумму расходов на оплату услуг представителей в размере 23 500 руб. (с учетом уточнений).
Решение суда от 26.05.2020 (резолютивная часть от 19.05.2020) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО «Союзпромснаб» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило судебный акт отменить.
В обоснование доводов жалобы указана статья 270 АПК РФ.
17.09.2020 (согласно информации о документе - 16.09.2020 в 17:42) от ООО «Союзпромснаб» поступили дополнения к апелляционной жалобе, в принятии которых судом отказано, поскольку представлены незаблаговременно и не раскрыты заблаговременно перед иным участником процесса (статьи 9, 49, 65, 260 АПК РФ), с учетом даты принятия судебного акта (26.05.2020), момента подачи апелляционной жалобы (26.06.2020), факта оставления жалобы без движения (определение от 09.07.2020), момента принятия жалобы к производству (определение от 04.08.2020), момента проведения заседания (17.09.2020).
В судебном заседании представитель подателя доводы жалобы поддержал в полном объеме; представитель инспекции возражал по доводам жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 27.02.2007 ООО «СоюзпромснаБ» зарегистрировано в качестве юридического лица, о чём в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись ОГРН <***> (ИНН <***>).
В Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кургану 15.08.2019 в электронном виде через сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации ООО «СоюзпромснаБ» направлено заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме № Р16001. Согласно представленной в материалы дела расписке и содержащемуся в ней перечню документов, инспекцией 15.08.2019 вх. № 5319А получено только заявление по форме Р16001 (л.д. 21, 93, 94-97).
Кроме того по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) ООО «СоюзпромснаБ» 15.08.2019 в Инспекцию Федеральной налоговой службы по городу Кургану направлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность формы по КНД 0710096 (номер корректировки 1, отчетный период (код) 90, отчетный год 2019).
Согласно представленной в материалы дела квитанции о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность, 0710096, 1, 90, 2019 принята налоговым органом 15.08.2019 (л.д. 22, 23-26).
Инспекцией 15.08.2019 вынесено решение № 5319А об отказе в государственной регистрации. Согласно указанному решению, в нарушение подпункта «б» пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон о регистрации) среди представленных для государственной регистрации документов отсутствует ликвидационный баланс; также отражено, что в регистрирующем органе имеется задокументированная информация о том, что у ООО «СоюзпромснаБ» имеется денежное взыскание за нарушение законодательства о налогах и сборах в виде пени в сумме 11 руб. 23 коп. (л.д. 13-14, 122-130).
Не согласившись с указанным решением, ООО «СоюзпромснаБ» обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Курганской области, решением которого от 27.09.2019 № 245 жалоба общества на решение инспекции № 5319А от 22.08.2019 оставлена без удовлетворения (л.д. 15-20).
Посчитав, что вынесенное инспекцией решение незаконное и необоснованное заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Представитель заинтересованного лица в ходе судебного заседания возражал по заявленным требованиям согласно доводам, изложенным в отзыве, дополнении к отзыву (л.д. 72-74, 115-116), в удовлетворении заявленных требований просил отказать. Согласно позиции заинтересованного лица, в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи обществом была 15.08.2019 представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096; однако среди представленных 15.08.2019 в регистрирующий орган документов отсутствовал ликвидационный баланс, что подтверждается содержанием расписки; отсутствие ликвидационного баланса при подаче заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией общества явилось основанием для отказа в регистрационных действиях; решение инспекции является законным, основания для взыскания с инспекции убытков и судебных расходов у общества отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не выполнил требования предусмотренные Законом о регистрации для внесения в ЕГРЮЛ.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, исходя из следующего.
По смыслу положений статей 198-201 АПК РФ для признания недействительным ненормативного правового акта, решения уполномоченного органа необходима совокупность условий – несоответствие акта закону или иному нормативному акту, нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Следовательно, для признания ненормативного правового акта недействительным, незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок ликвидации юридического лица определен в статье 63 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения, на основе которых впоследствии производятся расчеты с кредиторами и составляется ликвидационный баланс.
Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен статьями 20 - 22 Закона о регистрации.
Перечень документов, представляемых для такой регистрации, определен в пункте 1 статьи 21 названного Закона.
Согласно данной норме для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (в том числе Банка России), соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда РФ в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством РФ.
Основания для отказа в государственной регистрации юридического лица приведены в статье 23 Закона о регистрации, согласно которой отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов (подпункт а пункта 1).
По мнению заявителя, представленная обществом упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096 содержала код отчетного периода «90», что позволяло идентифицировать сданные в инспекцию документы как ликвидационный баланс.
Однако, судом установлено, что среди представленных 15.08.2019 в регистрирующий орган документов отсутствовал ликвидационный баланс, что также следует из содержания представленной в материалы дела расписки. Согласно расписке, пакет документов содержал только заявление по форме Р16001 (л.д. 21).
Таким образом, из материалов дела не следует, что при подаче в регистрирующий орган документов для государственной регистрации ликвидации был представлен ликвидационный баланс (статья 9, 65 АПК РФ).
15.08.2019 заявителем в инспекцию по телекоммуникационным каналам связи действительно была представлена упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность по форме КНД 0710096. По результатам приема данной отчетности инспекцией сформирована квитанция о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде, а также сформировано извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме.
Таким образом, по телекоммуникационным каналам связи была представлена отчетность во исполнение обязанности общества, как налогоплательщика (в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ).
Совпадение регистрирующего и налогового органа в одном лице (в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кургану) не означает, что все поступающие документы поступают одновременно во все структурные подразделения. Заявителем не учтено, что вопросы представления документов на государственную регистрацию и в целях исполнения обязанностей как налогоплательщиком регулируются различными правовыми нормами, с соблюдением соответствующих требований.
Регистрация носит заявительный характер, а регистрирующий орган анализирует исключительно документы, представленные на государственную регистрацию, не имеет полномочий на истребование и анализ каких-либо документов, представленных в иные структурные подразделения в связи с исполнением заявителями иных обязанностей (в том числе как налогоплательщика).
Ввиду чего, выводы арбитражного суда об отсутствии достаточных правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным и отмене решения Инспекции №5319А от 15.08.2019 об отказе в государственной регистрации ликвидации ООО «Союзпромснаб», обязании инспекции произвести государственную регистрацию ликвидации ООО «Союзпромснаб» правомерны.
Недоказанность неправомерности поведения регистрирующего органа исключает возможность возмещения убытков (статья 15 ГК РФ) и отнесения на инспекцию судебных расходов (статья 110 АПК РФ).
Принимая во внимание изложенное, решение отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 26.05.2020 по делу № А34-16668/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Союзпромснаб» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья Л.В. Забутырина
Судьи: С.В. Матвеева
А.А. Румянцев