НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 № А07-9875/2021

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1925/2022

г. Челябинск

24 марта 2022 года

Дело № А07-9875/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Плаксиной Н.Г.,

судей Бояршиновой Е.В., Скобелкина А.П.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «СалаватСтекло» на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2021г. по делу № А07-9875/2021.

В судебном заседании принял участие представитель – Межрайоной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан – Тухватуллина Г.И. (служебное удостоверение, доверенность от 16.12.2021 № 640, диплом).

Акционерное общество «СалаватСтекло» (далее – заявитель, общество, АО «СалаватСтекло») обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными:

- решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 25 по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Инспекция, Межрайонная ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан) от 17.12.2020 № 710 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 НК РФ, в виде штрафа в размере 1 281 руб.;

- решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан (далее – заинтересованное лицо, Управление, УФНС России по Республике Башкортостан) от 11.03.2021 № 61/17 по жалобе АО «СалаватСтекло» на решение Инспекции от 17.12.2020 № 710.

Согласно статье 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Уфимский филиал Акционерного общества «Статус» (далее – третье лицо, Уфимский филиал АО «Статус»).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16.12.2021 (резолютивная часть решения объявлена 09.12.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, АО «СалаватСтекло» (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель ссылается на приказ Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организации в электронной форме» и указывает, что приложение № 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценными бумагам российских эмитентов» заполняется информация по физическим лицам, получающим выплаты по ценным бумагам, указывает, что при отправке и приеме налоговых деклараций за период 2017-2019 налоговым органом данные декларации приняты без ошибок. Апеллянт указывает, что у АО «СалаватСтекло» отсутствует обязанность по ведению реестра акционеров и о том, что держатели акций за актуальность сведений отвечают самостоятельно. По мнению подателя жалобы, вина АО «СалаватСтекло» в рассматриваемом случае в предоставлении неактуальных данных отсутствует, а значит и отсутствует и квалифицирующий признак состава налогового правонарушения, предусмотренный статьей 126.1 НК РФ.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет, в судебное заседание представители АО «СалаватСтекло», УФНС России по Республике Башкортостан и Уфимского филиала АО «Статус» не явились.

До начала судебного заседания АО «СалаватСтекло» направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии своего представителя.

В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

До начала судебного заседания от Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан и УФНС России по Республике Башкортостан поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан возражал против доводов апелляционной жалобы, настаивал на позиции, изложенной в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, согласно акту от 28.09.2020 № 17681 об обнаружении фактов, налоговым органом установлены факты, свидетельствующие о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях, а именно: представление налоговым агентом АО «СалаватСтекло» налоговому органу документов (справка о доходах и суммах налога физического лица (справка 2-НДФЛ), предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения о персональных данных лиц-получателей дохода.

В соответствии с пунктом 8 статьи 101.4 НК РФ, по результатам рассмотрения материалов об обнаружении фактов (от 28.09.2020 акт № 17681), свидетельствующих о нарушениях законодательства о налогах и сборах, представленных АО «СалаватСтекло» возражений от 19.11.2020 № 11402-8211 (от 20.11.2020 № 19693), дополнительных документов, налоговым органом вынесено решение о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ) от 17.12.2020 № 710.

Решением от 17.12.2020 № 710 АО «СалаватСтекло» привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126.1 НК РФ, с учетом смягчающих ответственность обстоятельств, в виде штрафа в размере 1 281 руб.

Не согласившись с решением от 17.12.2020 № 710, АО «СалаватСтекло» обратилось в Управление с жалобой, в которой сообщает, что деятельность по ведению и хранению реестра акционеров АО «СалаватСтекло» на платной основе осуществляет Уфимский филиал АО «Статус». Заявитель указывает, что исходя из правоотношений, возникающих в сфере ведения реестра, эмитент не обязан владеть актуальной информацией о физических лицах, имеющих права по ценным бумагам. Закон не обязывает общество как эмитента ценных бумаг осуществлять мониторинг изменений личных данных акционеров после первоначального внесения соответствующих данных в реестр. Информацию о получателях дивидендов предоставляет регистратор.

Решением УФНС России по Республике Башкортостан от 11.03.2021 № 61/17 жалоба АО «СалаватСтекло» на решение Межрайонной ИФНС России № 25 по Республике Башкортостан от 17.12.2020 №710 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное НК РФ (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 НК РФ), оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением Инспекции от 17.12.2020 № 710, а также с решением Управления от 11.03.2021 № 61/17, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия совокупности условий для признания решения Инспекции от 17.12.2020 № 710 и решения Управления от 11.03.2021 № 61/17 незаконными (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в экономической деятельности), в связи с чем основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.

При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту учета по формам, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов документ, содержащий сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период по каждому физическому лицу (за исключением случаев, при которых могут быть переданы сведения, составляющие государственную тайну), – не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приказом ФНС России от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме, а также порядка представления в налоговые органы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержания налога, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц» утверждены форма и порядок заполнения формы сведений о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц «Справка о доходах и суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ).

Согласно Приложению № 2 к приказу ФНС России от 02.10.2018 №ММВ-7-11/566@ (далее – Порядок) сведения о доходах физических лиц и суммах налога на доходы физических лиц и сообщения о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога на доходы физических лиц представляются налоговыми агентами по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах и суммах налога физического лица» за налоговый период.

Форма справки состоит из общей части, раздела 1 «Данные о физическом лице - получателе дохода», раздела 2 «Общие суммы дохода и налога по итогам налогового периода», раздела 3 «Стандартные, социальные и имущественные налоговые вычеты», поля «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей Справке, подтверждаю», а также Приложения «Сведения о доходах и соответствующих вычетах по месяцам налогового периода».

Согласно пункту 3.2. Порядка в поле «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика – физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогового агента информации об ИНН физического лица – получателя дохода данный реквизит не заполняется.

В полях «Фамилия», «Имя», «Отчество» указывается фамилия, имя и отчество физического лица – налогоплательщика, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Отчество может отсутствовать, если оно не указано в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика (пункту 3.3 Порядка).

В поле «Дата рождения» указывается дата рождения (число, порядковый номер месяца, год) путем последовательной записи данных арабскими цифрами (пункту 3.6 Порядка).

В силу пункту 3.8 Порядка в поле «Код документа, удостоверяющего личность» указывается код вида документа, удостоверяющего личность, в соответствии с приложением № 1 к настоящему Порядку.

Пунктом 3.9 Порядка установлено, что в поле «Серия и номер» указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак «N» не проставляется.

Пунктом 7 статьи 84 НК РФ установлено, что каждому налогоплательщику присваивается единый на всей территории Российской Федерации по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика.

Приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» утверждены форма сведений о доходах физического лица и порядок: заполнения данных сведений (далее – Порядок) (изменения, внесенные Приказом ФНС России от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19@, вступили в силу начиная с представления сведений о доходах физических лиц за налоговый период 2017 года).

Пунктом IV Порядка заполнения Раздела 2 «Данные о физическом лице - получателе дохода» установлено следующее: - при заполнении поля «ИНН в Российской Федерации» указывается идентификационный номер налогоплательщика - физического лица, подтверждающий постановку данного физического лица на учет в налоговом органе Российской Федерации. При отсутствии у налогоплательщика ИНН данный реквизит не заполняется; - в полях «Фамилия», «Имя», «Отчество» указывается фамилия, имя и отчество физического лица - налогоплательщика, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Отчество может отсутствовать, если оно не указано в документе, удостоверяющем личность налогоплательщика; - при заполнении поля «Серия и номер» указываются реквизиты документа, удостоверяющего личность налогоплательщика, соответственно, серия и номер документа, знак «N» не проставляется.

В соответствии с пунктом 2.5 приказа Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций от 30.05.2017 № 94 «Об утверждении методических рекомендаций по уведомлению уполномоченного органа о начале обработки персональных данных и о внесении изменений в ранее представленные сведения» персональными данными является любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата рождения, место рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация, относящаяся к этому физическому лицу).

Сведения об акционерах общества отражаются в реестре акционеров, ведение и хранение которого в соответствии с положениями статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» обеспечивается самим обществом с момента государственной регистрации общества. Держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор.

Лицо, осуществляющее деятельность по ведению реестра, именуется держателем реестра. Держателем реестра по поручению эмитента или лица, обязанного по ценным бумагам, может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, либо в случаях, предусмотренных федеральными законами, иной профессиональный участник рынка ценных бумаг.

Держатель реестра осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, нормативными актами Банка России, а также правилами ведения реестра, которые обязан утвердить держатель реестра. Требования к указанным правилам устанавливаются Банком России (статья 8 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон № 39-ФЗ).

Из буквального толкования данной нормы законодателем определена обязанность акционерного общества по введению и хранению реестра акционеров.

Держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор.

Федеральным законом от 29.06.2015 № 210-ФЗ были признаны утратившими силу пункты 2 и 3 статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах», предусматривавшие, что общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества (в настоящее время данное положение воспроизведено в пункте 1 статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах»), а также, что держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор; в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.

В целом данные положения направлены на усиление защиты прав и законных интересов владельцев акций, устранение возможного конфликта интересов акционеров и эмитента, обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота.

Данная правовая позиция отражена в определении Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2019 № 136-0, письме Минэкономразвития России от 22.07.2020 № ОГ-Д22-21476 и др.

Соответственно, именно налогоплательщик обязан представлять достоверные данные о своих акционерах.

Таким образом, актуализацией персональных данным своих акционеров должно заниматься само акционерное общество. Данная обязанность прямо установлена в положениях статьи 44 Федерального закона «Об акционерных обществах».

В соответствии с главой 1 Положения о требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, утвержденного Банком России 27.12.2016 № 572-П (далее – Положение № 572-П), при ведении реестра держатель реестра организует систему учета документов, относящихся к ведению реестра, а также документов, связанных с учетом и переходом прав на ценные бумаги. Система учета документов должна обеспечивать наличие записи о любом документе, относящемся к ведению реестра, или документе, связанном с учетом и переходом прав на ценные бумаги, которые были получены или направлены держателем реестра.

Согласно главе 6 Положения № 572-П правила ведения реестра должны включать, в частности, процедуру открытия лицевых и иных счетов держателем реестра, в том числе перечень документов, представляемых для открытия лицевых счетов при размещении ценных бумаг, перечень, порядок и сроки внесения учетных записей, а также порядок предоставления документов и информации держателю реестра, в том числе для проведения операции с ценными бумагами.

Таким образом, документы, необходимые для совершения операций в реестре, и требования к ним устанавливаются правилами ведения реестра. В частности, в правилах ведения реестра устанавливается документ, на основании которого вносится запись о переходе права собственности на ценные бумаги, - он может называться передаточным распоряжением или распоряжением на совершение операции.

Также в правилах устанавливается перечень документов, которые представляются вместе с распоряжением для внесения в реестр записи о переходе прав собственности на ценные бумаги при совершении сделки. К ним относятся: документы, необходимые для открытия лицевого счета нового владельца (в случае отсутствия лицевого счета); документ, удостоверяющий личность (предъявляется регистратору); подлинник или нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего права уполномоченного представителя.

Согласно пунктам 1.3, 1.4 Положения № 572-П при ведении реестра держатель реестра осуществляет ведение учетных регистров, содержащих сведения в отношении лиц, которым открыты лицевые счета (зарегистрированные лица), в порядке, определенном внутренними документами держателя реестра.

В случае если держатель реестра обнаружил ошибку в сведениях, предусмотренных абзацем вторым пункта 1.4 Положения № 572-П и переданных ему предыдущим держателем реестра, или установил, что при внесении им записи в учетные регистры, предусмотренные пунктом 1.3 Положения № 572-П, допущена ошибка, то записи, направленные на исправление указанных ошибок, вносятся в учетный регистр в порядке, предусмотренном правилами ведения реестра.

Из буквального толкования закона обязанность по обеспечению ведению и хранению реестра акционеров общества возложена на само общество. Держателем реестра акционеров может быть само общество или регистратор. В любом случае если свои полномочия общество передаст регистратору, обязанность по представлению сведений об акционерах у общества сохраниться.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что обязанность по предоставлению актуальной информации регистратору закреплена законодателем за держателем акций, в рассматриваемом случае – АО «СалаватСтекло».

Так, налоговым агентом – АО «Салаватстекло» 13.05.2019, 25.03.2020, 24.03.2020 представлены сведения по форме 2-НДФЛ за 2017, за 2018, за 2019 год соответственно.

В ходе проведения мероприятий налогового контроля по вопросу достоверности сведений, указанных в справках о доходах по форме 2-НДФЛ за 2017, за 2018, за 2019 годы, Инспекцией установлено, что в 41 справке (9+18+14) содержатся недостоверные сведения в отношении конкретных физических лиц по нижеуказанным позициям, а именно:

- отсутствуют данные об ИНН физического лица получателя доходов (поле не заполнено в 41 справке);

- отсутствуют данные о номере паспорта (в 19 справках);

- недостоверные сведения о дате рождения (дата рождения — 01.01.1950 указана по 36 физическим лицам, дата рождения – 09.08.1932 указана по 3 физическим лицам, дата рождения 01.01.1937 указана по 2 физическим лицам), не позволяющие налоговому органу идентифицировать налогоплательщиков – физических лиц – получателей дохода.

Заявляя доводы апелляционной жалобы, АО «СалаватСтекло» ссылается на приказ Федеральной налоговой службы от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организации, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организации в электронной форме» и указывает, что приложение № 2 «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом при осуществлении операций с ценными бумагами, финансовыми инструментами срочных сделок, а также при осуществлении выплат по ценными бумагам российских эмитентов» заполняется информация по физическим лицам, получающим выплаты по ценным бумагам, указывает, что при отправке и приеме налоговых деклараций за период 2017-2019 налоговым органом данные декларации приняты без ошибок.

Судебная коллегия не может согласиться с данным доводом в силу следующего.

Так, приказом ФНС России от 11.09.2020 № ЕД-7-3/655@ часть XXII «Заполнение Приложения № 2 к Декларации «Сведения о доходах физического лица, выплаченных ему налоговым агентом от операций с ценными бумагами, операций с производными финансовыми инструментами, а также при осуществлении выплат по ценным бумагам российских эмитентов» утратила силу.

Данные сведения заполняются в налоговой декларации по прибыли, чтобы определить объект налогообложения по налогу на прибыль организаций, а именно определить прибыль, полученную налогоплательщиком, которая исчисляется как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Для заполнения налоговой декларации по прибыли используется специальный порядок.

При том, что для заполнения справок по форме 2-НДФЛ предусмотрена иная форма заполнения, утвержденная приказом ФНС России от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@ «Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме» утверждены форма сведений о доходах физического лица и порядок заполнения данных сведений.

В силу пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме. Перечень оснований в отказе в приеме налоговой декларации (расчета) указан в статье 80 НК РФ.

Так, в момент поступления налоговой декларации в программном комплекс налогового органа в автоматическом режиме проводиться формально-логический контроль.

Как усматривается из материалов дела, оснований для отказа в приеме представленных АО «СалаватСтекло» деклараций по налогу на прибыль организаций за 2017-2019 год у налогового органа отсутствовали.

Однако, представленные АО «СалаватСтекло» справки 2-НДФЛ за 2016-2019 маршрутизируются от ПП «ГП-3» в прикладную подсистему «Внешний информационный обмен» и регистрируются в прикладной подсистеме «Управление документами» и «Электронный архив налоговой информации». Принятые файлы автоматически регистрируются в электронном журнале, в результате чего им присваивается учетные номера. Далее выполняется автоматизированный форматный контроль, включающий в себя:

- контроль за дублированием имени принимаемого файла;

- контроль файла на соответствии XSD—схеме;

- форматный контроль документов на соответствие утвержденной структуре;

- контроль соответствия реквизитов документа описанному в формате типу данных;

- контроль реквизитов, принимающих ограниченный перечень значений, на наличие значений в соответствующем справочнике.

Логический контроль сведений, содержащихся в представленном налоговым агентом файле, выполняется автоматически в соответствии с правилами контроля сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ в электронном виде. По результатам приема и обработки файлов 2-НДФЛ выполняется автоматическое формирование протокола приема реестра сведений о доходах физических лиц.

То есть, налоговым органом принимаются сведения от налогового агента прошедшие форматно-логический контроль, в том числе сведения по неидентифицируемым физическим лицам.

По сведениям, по которым автоматическая процедура идентификации завершилась успешно (лицо осталось не идентифицированным), проводиться процедура ручной идентификации. Данные сведения отражаются в ПК АИС Налог-3 в ветке 5.01 «Не идентификационные получатели дохода». В данной ветке формирование образа Справки по форме 2 -НДФЛ программным комплексом не предусмотрено.

Так, представленные налоговым агентом АО «СалаватСтекло» справки о доходах по форме 2-НДФЛ, сели в базу данных как «не идентифицированные», сотрудниками сделана заявка в ЦУН (центральный учет налогоплательщиков), где проводиться проверка, идентификация по всей базе России, с целью выяснения налогоплательщика. Соответственно налоговым органом отработано каждое физическое лицо, в отношении кого была представлена справка о доходах по форме 2-НДФЛ.

Таким образом, налоговая декларация по прибыли и справки по форме 2-НДФЛ являются разными документами налоговой отчетности и регулируются разными нормами (главами) налогового законодательства и предусматривают особый порядок заполнения и представления.

Следовательно, вышеназванный довод налогоплательщика не соответствует действующим нормам законодательства.

Довод апелляционной жалобы о том, что у АО «СалаватСтекло» отсутствует обязанность по ведению реестра акционеров и о том, что держатели акций за актуальность сведений отвечают самостоятельно, рассмотрен апелляционным судом и отклоняется в силу следующего.

В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 28.01.2010 № 2-П акционерное общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества и предусматривает, что держателем реестра акционеров общества может быть само это общество или регистратор, которому оно поручает ведение и хранение реестра акционеров.

Следовательно довод заявителя относительно, того что у него отсутствует обязанность по введению реестра судом исследован и судом дана надлежащая правовая оценка.

Таким образом, обязанность по предоставлению актуальной информации регистратору законодательством закреплена как за держателем акций, так и за самим акционерным обществом, в данном случае за АО «СалаватСтекло».

Довод апелляционной жалобы о том, что вина АО «СалаватСтекло» в рассматриваемом случае в предоставлении неактуальных данных отсутствует, а значит и отсутствует и квалифицирующий признак состава налогового правонарушения, предусмотренный статьей 126.1 НК РФ, судебной коллегией рассмотрен и подлежит отклонению.

С 01.01.2016 статьей 126.1 НК РФ предусмотрено привлечение к ответственности налоговых агентов за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ) в виде штрафа в размере 500 рублей за каждый документ. Данная норма вступила в силу с 01.01.2016.

В связи с тем, что налогоплательщиком АО «СалаватСтекло» представлены в налоговый орган недостоверные сведения о физических лицах налоговым органом установлен состав налогового правоотношения предусмотренного статьей 126.1 НК РФ.

Кроме того, налоговое законодательство не содержит определения понятия «недостоверные сведения». К недостоверным сведениям можно отнести любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ, не соответствующие действительности.

К таким сведениям могут быть отнесены: неверное указание сумм доходов, налогов и налоговых вычетов, а также неверное указание персональных данных о физическом лице (ИНН, Ф.И.О., серия и номер документа, удостоверяющего личность), которые не позволяют идентифицировать физическое лицо – получателя дохода.

На основании изложенного, ввиду недоказанности наличия совокупности условий для признания решения Инспекции от 17.12.2020 № 710 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение и решения Управления от 11.03.2021 № 61/17 незаконными (одновременное несоответствие закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в экономической деятельности), отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Вместе с тем апелляционным судом исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении. Нормы материального и процессуального права применены судом первой инстанции правильно.

На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы подателя апелляционной жалобы по уплате государственной пошлины относятся на его счет.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 16 декабря 2021г. по делу № А07-9875/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «СалаватСтекло» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Г. Плаксина

Судьи Е.В. Бояршинова

А.П. Скобелкин