ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-1906/2015
г. Челябинск | |
19 марта 2015 года | Дело № А07-6163/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2015 года .
Постановление изготовлено в полном объеме марта 2015 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Ершовой С.Д., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алекберовой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 по делу № А07-6163/2014 (судья Журавлева М.В.).
В судебном заседании принял участие представитель:
общества с ограниченной ответственностью «Лидер» - ФИО1 (паспорт, доверенность от 01.01.2015).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее – Министерство сельского хозяйства, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», ответчик) о взыскании денежных средств в размере 1 468 800 рублей, на основании акта проверки от 12.07.2013 проведенной по вопросу правомерности получения ООО «Лидер» субсидий из бюджета Республики Башкортостан в 2012 году, в рамках республиканской целевой программы «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы» (т.1, л.д. 6-10).
Определением арбитражного суда от 09.10.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью «Нефтегазстройсервис» (далее – ООО «Нефтегазстройсервис», третье лицо) (т.2, л.д. 28-29).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 (резолютивная часть от 17.11.2014) в удовлетворении иска отказано (т.2, л.д. 65-75).
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства просит решение арбитражного суда от 22.12.2014 отменить, иск удовлетворить.
Истец полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции не основаны на доказательствах, представленных в материалы дела. В соответствии с приказом Министерства от 08.08.2012 №207 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан в рамках республиканской целевой программы развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока. Комплексная модернизация 500 молочно-товарных ферм в Республике Башкортостан» на 2012-2016 годы» (далее - Приказ Министерства сельского хозяйства от 08.08.2012 №207) в 2012 году Министерством сельского хозяйства были выплачены ООО «Лидер» субсидии за счет средств бюджета Республики Башкортостан на строительно-монтажные работы в сумме 4 268 831 рублей.
В целях проверки данных, проведена проверка документов ответчика, представленных в Министерство сельского хозяйства на получение вышеназванного вида субсидии. Проверкой установлено, что строительно-монтажные работы по капитальному ремонту животноводческих помещений в 2012 году выполнены гражданином ФИО2 по договору подряда от 24.07.2012, где стоимость строительно-монтажных работ по реконструкции животноводческих помещений составила 1 400 000 рублей. По данным первичного бухгалтерского учета ответчик рассчитался с гражданином ФИО2 на сумму 1 419 689 рублей.
Указывает, что ООО «Нефтегазстройсервис» в 2012 году строительно-монтажные работы по капитальному ремонту животноводческих помещений в ООО «Лидер» не производились, что подтверждается объяснительной ответчика. Согласно справкам-расчетам на предоставление субсидии на компенсацию строительно-монтажных работ в 2012 году потребность в субсидиях ООО «Лидер» заявлена в сумме 4 268 831 рублей. Факт перечисления денежных средств за выполненные работы не подтверждается оригиналами платежных поручений и выписками из лицевого счета №<***> (ОАО «Социнвестбанк») в 2012 году на сумму 6 145 725, 68 рублей. По результатам проверки ООО «Лидер» вернуло в бюджет Республики Башкортостан денежную сумму в размере 2 800 000 рублей (платежные поручения № 129 от 16.08.2013, № 154 от 02.09.2013). Согласно пункту 18 Приказа Министерства сельского хозяйства от 08.08.2012 №207 получатель субсидии обязан вернуть субсидии в бюджет Республики Башкортостан в полном объеме в течении 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления в случае нарушения получателем субсидий условий, установленных при их предоставлении.
До начала судебного заседания от ООО «Нефтегазстройсервис» поступил отзыв на апелляционную жалобу (рег. №9622 от 16.03.2015), в котором, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, третье лицо просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители истца и третьего лица не явились. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Представитель ответчика в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возразил, заявил ходатайство об отзыве апелляционной жалобы, в обоснование которого привел мотивы, аналогичные изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании в силу части 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом отказано в приобщении к материалам дела отзывов ООО «Нефтегазстройсервис» и ООО «Лидер» на апелляционную жалобу, поскольку отсутствуют доказательства направления копий отзывов лицам, участвующим в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством сельского хозяйства составлен акт от 12.07.2013 проверки правомерности получения ООО «Лидер» субсидий из бюджета Республики Башкортостан в 2012 году в рамках Республиканской целевой программы, в котором отражено, что финансирование субсидий за счет средств бюджета Республики Башкортостан в 2012 году произведено в сумме 4 268 831 руб. (т.1, л.д. 11-15).
В разделе 4 акта проверки правомерности получения субсидий на строительно-монтажные работы указано, что ООО «Лидер» для проверки представлены:
- договор подряда от 11.01.2012 №3 с ООО «Нефтегазстройсервис» на производство капитального ремонта животноводческого комплекса. Стоимость работ составила 32 148 517 рублей.
- акт о приемке выполненных работ от 25.09.2012 №1 на выполнение работ по капитальному ремонту животноводческой базы №3 на 248 голов. Справка о стоимости выполненных работ и затрат, всего работ и затрат включаемых в стоимость работ в ценах 2001 года 982 183 рублей, в ценах 2012 года с коэффициентом 4,73 составляет 4 645 725, 68 рублей.
- акты о приемке выполненных работ от 25.10.2012 №2-1, 2-2, 2-3, на выполнение работ по капитальному ремонту животноводческой базы №3 на 248 голов, скважины, молочного блока. Справка о стоимости выполненных работ и затрат, всего работ и затрат, включаемых в стоимость работ в ценах 2001 года - 1448 641 рублей, в ценах 2012 года с коэффициентом 4,73 - 6 852 073 рублей.
- акты о приемке выполненных работ от 26.11.2012 №3-1, 3-2, 3-3, 3-4,3-5 на выполнение работ по капитальному ремонту животноводческой базы №3 на 248 голов, электроосвещению, канализации молочного блока. Справка о стоимости выполненных работ и затрат, всего работ и затрат, включаемых в стоимость работ в ценах 2001 года - 1 862 083 рублей, в ценах 2012 года с коэффициентом 4,73- 8 807 652 рублей.
- копии платежных поручений: от 13.07.2012 №195 в сумме 1 000 000 рублей (предоплата); от 24.08.2012 №204 в сумме 1 129 877, 18 рублей; от 27.09.2012 №228 в сумме 2 515 848, 5 рублей; от 22.10.2012 №98 в сумме 2 000 000 рублей; от 24.10.2012 №101 в сумме 804 013, 04 рублей; от 05.12.2012 №261 в сумме 1 500 000 рублей.
Всего на сумму 8 949 738, 72 рублей.
Проверкой установлено, что строительно-монтажные работы по капитальному ремонту животноводческих помещений в 2012 году выполнены гражданином ФИО2 по договору подряда от 24.07.2012, где стоимость строительно-монтажных работ по реконструкции животноводческих помещений составила 1 400 000 рублей.
Ответчик рассчитался с гражданином ФИО2 на сумму 1 419 689 рублей (данные первичного бухгалтерского учета).
По данным бухгалтерского учета ООО «Лидер» в 2012 году приобретены и использованы при капитальном ремонте строительные материалы на сумму 1 722 786 руб.
Перечисление денежных средств выписками по лицевому счету №<***> (ОАО «Социнвестбанк»), не подтверждаются.
При проверки правомерности получения субсидии Министерство пришло к выводу о том, что ООО «Лидер» неправомерно получены субсидии в 2012 году в сумме 4 268 831 руб. В 2013 обществом представлены недостоверные сведения на получение субсидий в сумме 1 235 530 руб.
Ответчик произвел возврат денежных средств в размере 2 800 000 руб.
Полагая, что ООО «Лидер» неправомерно получило субсидии на строительно-монтажные работы в сумме 1 468 800 руб., Министерство сельского хозяйства обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что представленный акт проверки сведений, содержащихся в представленных документах на получение субсидий, сектора ревизионной работы Министерства сельского хозяйства от 12.07.2013, не содержит выводов и доказательств, подтверждающих выполнение работ ответчиком хозяйственным способом. Иных доказательств подтверждающих выполнение работ ответчиком хозяйственным способом, истцом не представлено.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления субсидий из бюджета Республики Башкортостан в рамках Республиканской целевой программы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19.07.2012 №245, субсидии предоставляются получателям субсидий в целях оказания финансовой поддержки в рамках Программы на компенсацию части затрат, произведенных после 01.01.2012, на строительно-монтажные работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм (включая затраты на обследование зданий и сооружений на предмет надежности несущих конструкций и соответствия площадки требованиям ветеринарных, санитарных, экологических норм; проектно-изыскательские работы; проектно-сметную документацию; государственную экспертизу проекта; строительно-монтажные работы; технический надзор за строительством) по ставке до 50% затрат.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства сельского хозяйства от 08.08.2012 №207 субсидии предоставляются получателям субсидий в целях оказания финансовой поддержки в рамках Программы на компенсацию части затрат, произведенных после 01.01.2012, в том числе на строительно-монтажные работы по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм.
В силу пункта 5.6 Приказа Министерства при строительно-монтажных работах по строительству, капитальному ремонту, реконструкции и модернизации молочно-товарных ферм по мере освоения средств представляются следующие документы.
Согласно пункту 5.6.1 Приказа при проведении работ подрядным способом - заверенные получателями субсидий копии:
а) договоров на поставку технологического оборудования, на выполнение подрядных работ, прочих работ (на обследование зданий и сооружений на предмет надежности несущих конструкций и соответствия площадки требованиям ветеринарных, санитарных, экологических норм; проектно-изыскательские работы; экспертизу, технадзор), графика выполнения строительно-монтажных работ;
б) платежных поручений, подтверждающих оплату технологического оборудования, прочих работ (на обследование зданий и сооружений на предмет надежности несущих конструкций и соответствия площадки требованиям ветеринарных, санитарных, экологических норм; проектно-изыскательские работы, экспертизу, технический надзор) и перечисление средств подрядчикам на выполнение работ, в том числе по авансовым платежам;
в) товарно-транспортных накладных, счетов-фактур на получение технологического оборудования;
г) актов о приемке-передаче оборудования в монтаж (форма № ОС-15);
д) актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2);
е) справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).
В соответствии с пунктом 19 Приказа Министерства сельского хозяйства возврат субсидий в случае нарушения получателем субсидии условий, установленных при их предоставлении, осуществляется в следующем порядке.
В течение 7 рабочих дней со дня принятия Министерством решения о необходимости возврата выделенных бюджетных средств получателю субсидии направляется соответствующее письменное уведомление.
Получатель субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму средств.
При отказе получателя субсидии от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке.
Материалами дела подтверждается, что работы осуществлялись подрядным способом, при этом общая стоимость работ определена сметной документацией.
Согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 ООО «Нефтегазстройсервис» по вышеуказанному договору выполнены работы на общую сумму 8 854 013,04 рублей.
Платежными поручениями №73 от 01.08.2013, № 78 от 19.08.2013, №101 от 24.10.2012, № 98 от 22.10.2012, № 91 от 09.07.2012, № 109 от 24.07.2012, №142 от 22.08.2013 в общей сумме 8 854 013 руб. 04 коп., ООО «Лидер» произведена оплата за выполненные работы.
Согласно актам о приемке выполненных работ формы КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3, выполненных подрядчиком ООО «Нефтегазстройсервис» установлено, что работы выполнены в полном объеме. Иного суду не представлено.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, представленный акт проверки сведений, содержащихся в представленных документах на получение субсидий, сектора ревизионной работы Министерства сельского хозяйства от 12.07.2013, не содержит выводов и доказательств, подтверждающих выполнение работ ответчиком хозяйственным способом. Иных доказательств подтверждающих выполнение работ ООО «Лидер» хозяйственным способом, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах вывод арбитражного суда первой инстанции о правомерности получения субсидии в размере 1 468 800 руб. на строительно-монтажные работы по капитальному ремонту животноводческого комплекса в с. Старобелокатай Балокатайского района Республики Башкортостан подтверждается материалами дела.
В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта. Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.12.2014 по делу № А07-6163/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.П. Скобелкин
Судьи: С.Д. Ершова
С.В. Матвеева