ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-12986/2011
г. Челябинск
23 января 2012 г.
Дело № А47-7198/2010
Резолютивная часть постановления принята 16 января 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2012 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серковой З.Н.,
судей Ершовой С.Д., Матвеевой С.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Степановой Е.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2011 по делу № А47-7198/2010 (судья Бабердина Е.Г.).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 28.02.2011 общество с ограниченной ответственностью «Компания «Оренбургский автобус» (далее – общество «Компания «Оренбургский автобус», должник) (основной государственный регистрационный номер 1075658007193, идентификационный номер налогоплательщика 5610113727) признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждена Чернова Елена Николаевна (далее – Чернова Е.Н.).
Конкурсный управляющий Чернова Е.Н. от имени должника обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга (далее – ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга, Инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании недействительными сделок по перечислению с расчетного счета общества «Компания «Оренбургский автобус» на счет Инспекции денежных средств в общей сумме 2 866 708 руб. 90 коп. в период с 25.02.2010 по 01.10.2010, применении последствий недействительности сделок в виде обязания Инспекции возвратить должнику денежные средства в размере 2 866 708 руб. 90 коп. и восстановления обязательства должника по налогам и страховым взносам на общую сумму 2 866 708 руб. 90 коп. (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Определением арбитражного суда от 03.11.2011 заявление конкурсного управляющего удовлетворено.
В апелляционной жалобе ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга просит определение суда от 03.11.2011 отменить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что требование Озерской Евгении Федоровны (далее – Озерская Е.Ф.) на дату совершения оспариваемых сделок не было включено в реестр требований кредиторов общества «Компания «Оренбургский автобус». Требования уполномоченного органа включены в реестр требований кредиторов должника в сумме 11 419 800 руб. 90 коп., что составляет 96,87% от общего числа требований. Следовательно, предпочтение, оказанное налоговому органу по оспариваемым сделкам в общей сумме 2 866 708 руб. 90 коп., по сравнению с другими кредиторами, существовавшими до совершения данных сделок, в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности, составляет 89 728 руб.
По мнению подателя жалобы, меры, предусмотренные статьями 69, 46, 76 Налогового кодекса Российской Федерации, предпринятые налоговым органом по отношению к должнику, не свидетельствуют о том, что Инспекции было известно о признаке неплатежеспособности общества «Компания «Оренбургский автобус», должник с момента постановки на налоговый учет исполнял обязанность по уплате налогов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом путем направления в их адрес копии судебного акта, а также размещения информации на официальном сайте Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Протокольным определением суда от 16.01.2012 на основании статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в приобщении к материалам отзыва конкурсного управляющего Черновой Е.Н. на апелляционную жалобу в связи с тем, что не представлены доказательства направления данного отзыва ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 24.08.2010 возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) общества «Компания «Оренбургский автобус» (т. 1, л.д. 16-18).
В период с февраля по октябрь 2010 года были осуществлены банковские операции по списанию с расчетного счета общества «Компания «Оренбургский автобус» на счет ИФНС России по Ленинскому району г. Оренбурга денежных средств в общей сумме 2 866 708 руб. 90 коп.:
от 25.02.2010 в сумме 8 262 руб. 90 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 27.02.2010 в сумме 6 746 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 02.03.2010 в сумме 9 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 04.03.2010 в сумме 90 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 09.03.2010 в сумме 117 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 10.03.2010 в сумме 18 руб. 23 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 11.03.2010 в сумме 35 409 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 15.03.2010 в сумме 63 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 17.03.2010 в сумме 108 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 18.03.2010 в сумме 25 305 руб. 66 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 22.03.2010 в сумме 54 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 24.03.2010 в сумме 36 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 26.03.2010 в сумме 90 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 30.03.2010 в сумме 81 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 06.04.2010 в сумме 117 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 08.04.2010 в сумме 27 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 09.04.2010 в сумме 26 511 руб. 27 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 13.04.2010 в сумме 63 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 15.04.2010 в сумме 18 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 19.04.2010 в сумме 99 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 21.04.2010 в сумме 90 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 23.04.2010 в сумме 72 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 27.04.2010 в сумме 108 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 29.04.2010 в сумме 81 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 04.05.2010 в сумме 173 руб. 70 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 06.05.2010 в сумме 48 руб. 60 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требования № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 11.05.2010 в сумме 113 руб. 40 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требования № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 13.05.2010 в сумме 105 руб. 30 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 19.05.2010 в сумме 97 руб. 20 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 21.05.2010 в сумме 145 руб. 80 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 24.05.2010 в сумме 162 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 26.05.2010 в сумме 178 руб. 20 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 28.05.2010 в сумме 121 руб. 50 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 01.06.2010 в сумме 259 руб. 20 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 03.06.2010 в сумме 42 393 руб. 27 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требования № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 07.06.2010 в сумме 259 руб. 20 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требования № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 09.06.2010 в сумме 170 руб. 10 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требования № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 11.06.2010 в сумме 202 руб. 50 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 16.06.2010 в сумме 315 руб. 90 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 18.06.2010 в сумме 69 694 руб. 45 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 22.06.2010 в сумме 202 руб. 50 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 24.06.2010 в сумме 89 руб. 10 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 28.06.2010 в сумме 234 руб. 90 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 30.06.2010 в сумме 113 руб. 40 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 02.07.2010 в сумме 72 руб. 90 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 06.07.2010 в сумме 210 руб. 60 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 12.07.2010 в сумме 283 руб. 50 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 14.07.2010 в сумме 145 руб. 80 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 16.07.2010 в сумме 145 руб. 80 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 20.07.2010 в сумме 218 руб. 70 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 22.07.2010 в сумме 105 руб. 30 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 25.02.2010 в сумме 162 309 руб. 79 коп. – налог на добавленную стоимость согласно требованию № 148434 от 26.11.2009 за 3 квартал 2009 года;
от 25.02.2010 в сумме 237 690 руб. 21 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 за 2 квартал 2009 года;
от 23.03.2010 в сумме 133 563 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 за 2 квартал 2009 года;
от 23.03.2010 в сумме 266 437 руб. 21 коп. – налог на добавленную стоимость согласно требованию № 148434 от 26.11.2009 за 3 квартал 2009 года;
от 23.03.2010 в сумме 2 260 руб. - водный налог за 4 квартал 2009 года;
от 24.03.2010 в сумме 14 081 руб. - налог на имущество за 4 квартал 2009 года;
от 24.03.2010 в сумме 20 766 руб. - транспортный налог за 4 квартал 2009 года ;
от 21.04.2010 в сумме 2 230 руб. - пеня по налогу на добавленную стоимость согласно требованию № 32 от 22.01.2010 за 4 квартал 2009 года;
от 21.04.2010 в сумме 428 000 руб. – налог на добавленную стоимость согласно требованию № 11 от 18.02.2010 за 4 квартал 2009 года;
от 25.05.2010 в сумме 3 000 руб. - пени по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года;
от 25.05.2010 в сумме 400 000 руб. – налог на добавленную стоимость за 4 квартал 2009 года;
от 26.07.2010 в сумме 129 руб. 60 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 28.07.2010 в сумме 32 руб. 40 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 30.07.2010 в сумме 32 руб. 40 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 03.08.2010 в сумме 121 руб. 50 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 05.08.2010 в сумме 81 руб. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 09.08.2010 в сумме 105 руб. 30 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 11.08.2010 в сумме 72 руб. 90 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 12.08.2010 в сумме 32 руб. 40 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 16.08.2010 в сумме 16 руб. 20 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 12.10.2010 в сумме 10 руб. 29 коп. - единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, согласно требованию № 11436 от 12.10.2009 со сроком уплаты до 02.11.2009;
от 30.08.2010 в сумме 890 605 руб. 09 коп. – задолженность по страховым взносам, пени и штрафам на основании решения ГУ-УПФР в г. Оренбурге от 24.06.2010 № 3067;
от 01.10.2010 в сумме 85 293 руб. 73 коп. - задолженность по страховым взносам, пени и штрафам на основании решения ГУ-УПФР в г. Оренбурге от 24.06.2010 № 3067.
В ходе процедуры банкротства в реестр требований кредиторов должника помимо требований налогового органа были включены требования еще трех кредиторов третьей очереди – общества с ограниченной ответственностью «Автошина» (далее – общество «Автошина»), открытого акционерного общества «АК БАРС» Банк Оренбургский филиал (далее – общество «АК БАРС»), Попова Максима Анатольевича (далее – Попов М.А.), а также требование одного кредитора первой очереди – Озерской Е.Ф.
Полагая, что сделки по перечислению с расчетного счета общества «Компания «Оренбургский автобус» на счет Инспекции денежных средств в общей сумме 2 866 708 руб. 90 коп. в период с 25.02.2010 по 01.10.2010, повлекли за собой предпочтительное удовлетворение требований одного кредитора перед другими, конкурсный управляющий от имени должника обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые сделки привели к удовлетворению требований уполномоченного органа вне очереди, установленной статьей 134 Федерального закона от 26.02.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве, Закон).
Проверив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий вправе подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником.
В силу пункта 1 статьи 61.1 Закона о банкротстве сделки, совершенные должником или другими лицами за счет должника, могут быть признаны недействительными в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также по основаниям и в порядке, которые указаны в настоящем Федеральном законе.
Согласно пункту 1 статьи 61.3 Закона сделка, совершенная должником в отношении отдельного кредитора или иного лица, может быть признана арбитражным судом недействительной, если такая сделка влечет или может повлечь за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами в отношении удовлетворения требований, в частности при наличии следующего условия - сделка привела к тому, что отдельному кредитору оказано или может быть оказано большее предпочтение в отношении удовлетворения требований, существовавших до совершения оспариваемой сделки, чем было бы оказано в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).
Из материалов дела усматривается, что на дату совершения сделок по перечислению с расчетного счета общества «Компания «Оренбургский автобус» на счет Инспекции денежных средств в общей сумме 2 866 708 руб. 90 коп. у должника имелись обязательства перед обществом «Автошина», обществом «АК БАРС», Поповым М.А.
Данное обстоятельство подтверждается реестром требований кредиторов должника, определениями Арбитражного Оренбургской области о включении требований указанных кредиторов в реестр требований кредиторов общества «Компания «Оренбургский автобус», решениями Арбитражного суда Оренбургской области от 09.07.2010 по делу №А47-3817/2010, от 21.06.2010 по делу №А47-3818/2010, решением Дзержинского районного суда города Оренбурга от 19.11.2010 о взыскании с должника в пользу Озерской Е.Ф. 35 000 руб. денежной компенсации морального вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием, произошедшим 30.06.2009.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемые сделки привели к удовлетворению требований налогового органа с нарушением очередности, установленной статьей 134 Закона о банкротстве.
В соответствии с пунктом 2 статьи 61.3 Закона сделка, указанная в пункте 1 настоящей статьи, может быть признана арбитражным судом недействительной, если она совершена после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение одного месяца до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Как следует из материалов дела, заявление о признании общества «Компания «Оренбургский автобус» банкротом принято Арбитражным судом Оренбургской области 24.08.2010 (т. 1, л.д. 16-18).
Таким образом, сделки, совершенные должником в период с 26.07.2010 по 01.10.2010, на сумму 976 532 руб. 81 коп. подлежат признанию недействительными в соответствии с пунктом 2 статьи 61.3 Закона о банкротстве.
Пунктом 3 статьи 61.3 Закона предусмотрено, что сделка, указанная в пункте 1 настоящей статьи и совершенная должником в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, может быть признана арбитражным судом недействительной, если в наличии имеются условия, предусмотренные абзацами вторым и третьим пункта 1 настоящей статьи, или если установлено, что кредитору или иному лицу, в отношении которого совершена такая сделка, было известно о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества либо об обстоятельствах, которые позволяют сделать вывод о признаке неплатежеспособности или недостаточности имущества.
Как верно установлено судом первой инстанции, оспариваемые сделки на сумму 1 890 176 руб. 09 коп. совершены в течение шести месяцев до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
Арбитражный апелляционный суд полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что на момент совершения оспариваемых сделок налоговому органу было известно о неплатежеспособности общества «Компания «Оренбургский автобус».
Из материалов дела видно, что ИФНС России по Ленинскому району г.Оренбурга до совершения оспариваемых сделок неоднократно выносились решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика – общества «Компания «Оренбургский автобус» в связи с неисполнением последним обязанности по уплате налога после истечения срока исполнения требований, по которым налоговым органом вынесены решения о взыскании налога (т. 2, л.д. 121-141).
Согласно пунктам 1, 2 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации решение о взыскании налогов, сборов, пени и штрафов за счет денежных средств должника принимается налоговым органом в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок.
В соответствии с абзацем 34 статьи 2 Закона о банкротстве для целей данного закона под неплатежеспособностью понимается прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
Таким образом, принятые налоговым органом меры по принудительному взысканию с должника недоимки по обязательным платежам свидетельствуют о прекращении должником в рассматриваемом периоде исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей вследствие недостаточности денежных средств и об осведомленности налогового органа об этом обстоятельстве.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что меры, предусмотренные статьями 69, 46, 76 Налогового кодекса Российской Федерации, предпринятые налоговым органом по отношению к должнику, не свидетельствуют о том, что Инспекции было известно о признаке неплатежеспособности общества «Компания «Оренбургский автобус», является ошибочным, не соответствующим действительности.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции о наличии оснований для признания сделок должника на общую сумму 1 890 176 руб. 09 коп. недействительными в соответствии с пунктом 3 статьи 61.3 Закона о банкротстве.
Ответчик в апелляционной жалобе ссылается на то, что предпочтение, оказанное налоговому органу по оспариваемым сделкам в общей сумме 2 866 708 руб. 90 коп., по сравнению с другими кредиторами, существовавшими до совершения данных сделок, в случае расчетов с кредиторами в порядке очередности, составляет 89 728 руб., поскольку требования уполномоченного органа включены в реестр требований кредиторов должника в сумме 11 419 800 руб. 90 коп., что составляет 96,87% от общего числа требований.
Между тем, указанное обстоятельство не имеет значения для рассмотрения настоящего спора, установление факта предпочтительного удовлетворения требований одного кредитора перед другими при совершении оспариваемых сделок влечет признание недействительными всех данных сделок без исключения.
Согласно пункту 1 статьи 61.6 Закона о банкротстве все, что было передано должником или иным лицом за счет должника или в счет исполнения обязательств перед должником, а также изъято у должника по сделке, признанной недействительной в соответствии с настоящей главой, подлежит возврату в конкурсную массу.
В силу указанной нормы, судом обоснованно применены последствия недействительности оспариваемых сделок в виде обязания Инспекции возвратить должнику денежные средства в размере 2 866 708 руб. 90 коп. и восстановления обязательства должника по налогам и страховым взносам на общую сумму 2 866 708 руб. 90 коп.
При таких обстоятельствах, определение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба – удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.11.2011 по делу № А47-7198/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Оренбурга – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.
Председательствующий судья З.Н. Серкова
Судьи: С.Д. Ершова
С.В. Матвеева