ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ АП-13661/2023
г. Челябинск | |
14 декабря 2023 года | Дело № А76-7443/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена декабря 2023 года .
Постановление изготовлено в полном объеме декабря 2023 года .
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Киреева П.Н., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Козельской Е.М., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 сентября 2023 года по делу № А76-7443/2023.
В судебном заседании принял участие представитель Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района – ФИО1 (паспорт, решение совета депутатов от 15.06.2021).
Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области (далее также – заявитель, Администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Увельского муниципального района Челябинской области (далее также – заинтересованное лицо, КСП Увельского района, КСП) о признании недействительным представления от 06.03.2023 № 02-11/01 «Об устранении нарушений» к Акту от 06.03.2023 № 2-ИА/23 «по результатам проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, элементами аудита закупок Администрации Хуторского сельского поселения», о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя (с учётом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление Администрации Увельского муниципального района, Администрация Увельского муниципального района (далее также – третьи лица).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 (резолютивная часть решения объявлена 05.09.2023) по делу № А76-7443/2023 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу – удовлетворить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы её податель указывает, что нарушены сроки оформления результатов контрольного мероприятия в соответствии с действующим на момент проверки Регламентом работы КСП.
Заявителем представлены письменные консультации с бухгалтерской справочной системой «Госфинансы», которые свидетельствуют о том, что спорные договора являются целевым использованием по статье расходов «организация по накоплению, обработке, транспортировке ТКО» и полностью соответствуют заключенному Соглашению по переданным полномочиям в соответствии с пунктом 18 части 1, частей 3-4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ). Таким образом, договоры услуг техники по санитарной уборке прилегающей территории к свалкам неверно определены нецелевым использованием бюджетных средств.
Также договоры на услуги по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок твёрдых коммунальных отходов, неправомерно отнесены к числу неэффективного использования бюджетных средств.
Апеллянт указывает, что к проведению контрольных мероприятий КСП Увельского района не привлекало Отдел по экологии и муниципальному контролю Администрации Увельского муниципального района, который является контролирующим органом от Увельского муниципального района по расходованию бюджетных средств сельскими поселениями, готовит отчёты с пакетами документов для Министерства экологии Челябинской области. Письменное мнение отдела по освоенным средствам (письмо от 14.03.2022 № 6, от 01.09.2023 б\н, от 20.03.2023 № 10) не учтено и при принятии решения судом. В качестве третьего лица Отдел по экологии и муниципальному контролю Администрации Увельского муниципального района не привлечён.
По мнению подателя жалобы, исполнить оспариваемое представление не представляется возможным, поскольку в акте результатов контрольных мероприятий отражены нарушения, которые объект проверки не допускал. Обязательства, оплаченные Администрацией поселения как «организация деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов», являются целевыми. Доказательства того, что такие обязательства должны оплачиваться за счёт статей расхода по благоустройству поселения, а не за счёт средств по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в материалы дела не представлены.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2023 № 18АП-13661/2023 апелляционная жалоба Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 по делу № А76-7443/2023 принята к производству Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, дело назначено к судебному разбирательству в судебном заседании арбитражного суда апелляционной инстанции на 19.10.2023 на 10 час. 50 мин.
К дате судебного заседания в суд апелляционной инстанции от Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области поступил отзыв на апелляционную жалобу (вх. от 27.09.2023 № 59817) с приложением следующих документов:
-Стандарт внешнего муниципального финансового контроля (т. 3 л.д. 25-38);
-Табель учета использования рабочего времени № 003К-000002 (т. 3 л.д. 39);
-Табель учета использования рабочего времени № 003К-000004 (т. 3 л.д. 40);
-выписка из номенклатуры дел Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области на 2021 год на 27.09.2023 (т. 3 л.д. 41-52).
Представленные Контрольно-счетной палатой Увельского муниципального района Челябинской области отзыв на апелляционную жалобу с приложением дополнительных документов приобщены к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Также Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области направила возражения на представленный отзыв с ходатайством о приобщении следующих документов (вх. от 28.09.2023 № 59254/59255):
-Решение Собрания депутатов Увельского муниципального района от 16.12.2021 № 78 «О бюджете Увельского муниципального района на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (т. 3 л.д. 61-72);
-Решение Совета депутатов Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от 24.12.2021 № 32 «О бюджете Хуторского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (т. 3 л.д. 73-86);
-Муниципальная программа «Улучшение экологической обстановки в Увельском муниципальном районе 2022-2023 гг. (т. 3 л.д. 87-99);
-копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27.09.2023 № КУВИ-001/2023-219947258 (т. 3 л.д. 100-107);
-копия выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 27.09.2023 № КУВИ-001/2023-219947255 (т. 3 л.д. 108-115).
Администрацией Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области представлено ходатайство о приобщении дополнительных материалов (вх. от 09.10.2023 № 61211):
-Краткий обзор позиции Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области по апелляционной жалобе № 18АП-13661/2023 на решение арбитражного суда по делу № А76-7443/2023 (т. 3 л.д. 126-128).
В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В силу части 2 указанной статьи дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Согласно разъяснениям, приведенным в абзаце пятом пункта 29 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», немотивированное непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, может в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления.
Ходатайство о принятии новых доказательств в силу требований части 3 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть заявлено лицами, участвующими в деле, до начала рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Удовлетворяя ходатайство Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области о приобщении дополнительных доказательств, суд апелляционной инстанции исходит из того, что представленные в суд апелляционной инстанции документы являются актами, регулирующими спорные правоотношения, и их отсутствие может повлиять на правильность принятого решение.
Арбитражный суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения ими процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела (часть 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, принцип состязательности в арбитражном судопроизводстве предполагает и активность суда в целях оказания помощи участникам процесса.
В связи с чем, по мнению апелляционного суда, формальный подход об отказе в приобщении дополнительных доказательств, имеющих непосредственное отношение к существу рассматриваемого спора, приведет к принятию судебного акта, не соответствующего задачам и смыслу арбитражного судопроизводства, установленным статьей 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, суд приобщает к материалам дела вышеуказанные документы, представленные Администрацией поселения.
Также Глава Хуторского сельского поселения ФИО1 ходатайствовала о приобщении к материалам дела информационного письма Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области от 14.09.2023 № 04-20/79 и о вызове представителя контролирующего органа (ходатайство от 03.10.2023 № 60015).
Протокольным определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 № 18АП-13661/2023 в удовлетворении ходатайства о приобщении информационного письма Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области от 14.09.2023 № 04-20/79 отказано в соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, на основании статьи 88 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказано в удовлетворении ходатайства о вызове представителя контролирующего органа.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2023 № 18АП-13661/2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района на решение Арбитражного суда Челябинской области от 12.09.2023 по делу № А76-7443/2023 отложено на 30.11.2023 на 10 час. 50 мин.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2023 № 18АП-13661/2023 судебное разбирательство по рассмотрению апелляционной жалобы отложено на 07.12.2023 на 11 час. 40 мин.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путём размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Контрольно-счетная палата Увельского муниципального района Челябинской области и Финансовое управление Администрации Увельского муниципального района направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы Администрации поселения в отсутствие их представителей.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района Челябинской области, Финансового управления Администрации Увельского муниципального района и Администрации Увельского муниципального района.
Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района ходатайствовала о приобщении к материалам дела дополнительных документов (вх. от 03.11.2023 № 66295): краткая расшифровка пунктов представления от 06.03.2023 № 02-11/01 с позиции Администрации поселения к апелляционной жалобе.
Апелляционный суд приобщил указанный документ к материалам дела в порядке части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что представленные в апелляционный суд документы являются пояснением позиции подателя жалобы.
Контрольно-счетная палата Увельского муниципального района Челябинской области направила дополнения к отзыву на возражения на отзыв на апелляционную жалобу (вх. от 06.12.2023 № 73548), которые приобщены к материалам дела в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, КСП на основании приказа председателя КСП от 19.01.2023 № 04-20/1 «О проведении контрольного мероприятия» в соответствии с программой проведения контрольного мероприятия в отношении Администрации поселения в период с 30.01.2023 по 28.02.2023 проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, с элементами аудита закупок Администрацией поселения за 2022 год.
Администрацией поселения в ходе контрольного мероприятия в адрес КСП направлены следующие документы:
- пояснения: от 31.01.2023 исх. № 27, от 07.02.2023 исх. № 37;
- распоряжение Администрации поселения от 22.07.2022 № 52 «О проведении субботника по санитарной очистке прилегающей территории к санкционированной свалке села Песчаное»;
- распоряжение Администрации поселения от 30.09.2022 № 69 «О проведении субботника по санитарной очистке прилегающей территории к санкционированной свалке села Хуторка»;
- распоряжение Администрации поселения от 10.01.2022 № 2 «О плане работы администрации Хуторского сельского поселения».
По результатам проверки составлен Акт от 06.03.2023 № 2-ИА/23 с приложениями.
Согласно Акту от 06.03.2023 № 2-ИА/23 КСП выявлены следующие нарушения:
1.Постановлением Администрации от 20.12.2021 № 34/1 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы Хуторского поселения» утвержден Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы поселения.
Первоначальная бюджетная смета утверждена Главой поселения 02.01.2022 по подразделам КФСР в общей сумме 10 282,25 тысяч руб., в том числе по КБК 93806050130006240244 в сумме 208,44 тыс. рублей. Уточненная бюджетная смета, утверждена Главой поселения 31.12.2022, итоговые показатели составили 15 165,80 тысяч рублей это больше на 4 883,55 тысяч рублей или 47,49 % к первоначальной смете.
При проведении проверки порядка составления, ведения бюджетной сметы и ее исполнение выявлено, что к уточненным показателям бюджетной сметы Администрации поселения не представлены обоснования.
2.При проведении анализа выполнения обязательных условий Соглашения от 10.01.2022 № 12 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Увельского муниципального района бюджету сельского поселения установлено, что условие о наличии договора с лицензированной организацией на транспортирование и утилизацию мусора, образующегося от субботников, не выполнено.
Отдельная муниципальная программа в Хуторском сельском поселении не утверждена, главному распорядителю бюджетных средств не представлена. В поселении Решением совета депутатов от 27.06.2019 в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ) определены мероприятия по сбору и вывозу ТКО.
3.При проверке закупочной деятельности установлено, что в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 60 «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота» (далее – Постановление № 60) Администрации поселения необходимо принять меры по актуализации сведений об уполномоченном лице учреждения.
При анализе должностных обязанностей контрактного управляющего, которые определены должностной инструкцией, выявлено, что пункты 2.1, 2.2, 2.3 не соответствуют нормам статьи 38 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).
С целью применения норм частей 6-8, 13, 14 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ Администрации поселения рекомендовано разработать порядок работы членов комиссии по приемке работ, товаров и услуг.
4.При проверке на соблюдение требований Федеральному закону № 44-ФЗ при заключении и исполнении муниципальных контрактов, выявлено, что не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств путем определения НМЦК. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) не применялся.
В ходе анализа заключенных договоров выявлено, что при заключении договоров при определении цены договора калькуляция услуг не подвергалась проверке со стороны Заказчика. В договорах на вывоз мусора, заключенных с ФИО2: от 12.01.2022 на сумму 10 000 руб., от 01.03.2022 на сумму 10 000 руб., от 01.04.2022 на сумму 10 000 руб., от 04.05.2022 на сумму 10 000 руб., общая стоимость услуг согласно представленной калькуляции к данным договорам должна составлять 9999,99 руб. Расчет стоимости 1 услуги по уборке контейнерной площадки составляет 1111,11 рублей, убрать необходимо 9 контейнерных площадок на территории 15 сельского поселения. Цена каждого вышеперечисленного контракта должна составлять 9999,99 руб.
5.При проверке исполнения муниципальных контрактов (договоров), заключенных в рамках переданных полномочий.
В ходе анализа исполнения договора от 12.01.2022 без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 31.01.2022 № 2 на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ. В нарушение требований части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017 № 24-03- 08/70501).
Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 12.01.2022 без номера. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (далее – Журнал операций № 4). Акт от 31.01.2022 № 2 о приемке выполненных работ подписан со стороны Администрации поселения 31.01.2022, а к бухгалтерскому учету принят 22.02.2022, что подтверждено записью в журнале операций № 4 за февраль 2022 года, содержание операции (очистка дорог от снега) не соответствует наименованию работ указанных в акте (уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО).
В ходе анализа исполнения договора от 01.04.2022 без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 30.04.2022 без номера на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ. В нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70501). Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 01.04.2022 без номера. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 (далее – Журнал операций № 4). Акт без номера от 30.04.2022 о приемке выполненных работ подписан со стороны администрации поселения 30.04.2022, а к бухгалтерскому учету принят 12.05.2022, что подтверждено записью в журнале операций № 4 за май 2022 года.
В нарушение пункта 11 Инструкции № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 157н) установлен факт неправильного ведения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, а именно: нарушена хронологическая группировка объектов бухгалтерского учета (к журналу операций за февраль подложены первичные документы за январь, апрель).
6.При проведении проверки порядка учета основных средств выявлено, что в нарушение пункта 54 Инструкции № 157н аналитический учет основных средств в инвентарных карточках ведется не должным образом: не заполнены сведения об объекте (графа 1), документ, устанавливающий право обладание (графа 7-10), сведения о внутреннем перемещении объекта и проведение ремонта (графа 5-11).
7.При проведении оценка законности, эффективного и целевого использования бюджетных средств направленных сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов выявлено нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Администрацией поселения к акту проверки представлены возражения, в которых заявитель указал, что нарушен срок оформления Акта, акт подписан с замечаниями, а представление выдано без учета замечаний, изменения в смету не вносились, транспортирования и утилизации мусора в договорах с подрядчиками, нет, в запросе документов отдельная программа не запрашивалась, изменения цены не было ни по одному договору с момента их подписания, согласование объема по услугам по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора с территории контейнерных площадок ТКО нецелесообразно.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком на сумму, не превышающую ста тысяч рублей. При этом ограничения в отношении годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не применяются в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений, в данном случае у заказчика отсутствует необходимость приложения к контракту обоснования цены контракта, в том числе ценовых (коммерческих) предложений от поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Экспертиза выполненных работ выполняется внутренним способом и возложена на комиссию по приемке выполненных услуг, работ и товаров» распоряжением от Копии актов (экспертиз) в Запросе о предоставлении документов от 19.01.2023 № 04-20/2 не отражены.
Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. В соответствии с каталогом отходов, древесный мусор относится к отходам из 3 группы, составляют 5 класс опасности. На деятельность по обращению с отходами I-IV классов организациям требуется получить лицензию. Федеральным законом № 89-ФЗ обозначено, что на деятельность с отходами 5 класса лицензия не требуется.
Администрации поселения выдано представление от 06.03.2023 № 02-11/01, в котором указано, что ходе проверки выявлены нарушения Федерального закона № 44-ФЗ, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее также – БК РФ), Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).
Расходование бюджетных средств, при заключении договоров (контрактов) с единственным поставщиком на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения в сумме 72,72 тысяч рублей контрольным органом признаны нецелевыми. Предмет договоров (санитарная очистка прилегающей территории) не соответствует видам работ соглашения от 10.01.2022 № 12 о предоставлении иного межбюджетного трансферта из бюджета Увельского муниципального района бюджету сельского поселения. В нарушение требований статей 38, 162, пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации допущено нецелевое использование Межбюджетного трансферта, имеющие целевое назначение.
Расходование бюджетных средств, при заключении договоров (контрактов) с единственным поставщиком на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения без обоснования начальной максимальной цены контракта в сумме 99,62 тысяч рублей контрольным органом признаны неэффективными. Принцип эффективности использования бюджетных средств определён статьёй 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, требований закона о бухгалтерском учете, требований закона о контрактной системе в сфере закупок товаров работ и услуг для муниципальных нужд содержат признаки состава административных правонарушений.
Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области предписано в срок до 01.04.2023:
1.Исключить нарушения при проведении закупочной деятельности, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ. Сообщить о принятие мер по устранению его причин и условий.
2.Исключить в деятельности Администрации Хуторского сельского поселения неэффективное использование бюджетных средств. Сообщить о принятии мер по устранению его причин и условий.
3.Исключить в деятельности Администрации Хуторского сельского поселения нецелевое использование бюджетных средств. Сообщить о принятии мер по устранению его причин и условий.
4.Исключить нарушения требований Федерального закона № 402-ФЗ. Сообщить о принятии мер по устранению его причин и условий.
5.Разработать и утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего в соответствии с нормами статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ.
6.С целью применения норм частей 6-8, 13, 14 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ разработать порядок работы членов комиссии по приемке работ, товаров и услуг. Предоставить информацию и подтверждающие документы об исполнении представления в Контрольно-счетную палату Увельского муниципального района в срок 05.04.2023.
Не согласившись с указанным представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое представление от 06.03.2023 № 02-11/01 является законным.
Оценив повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из системного толкования части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен доказать заявитель.
Бюджетные полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля установлены положениями пункта 1 статьи 157 БК РФ.
При этом полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 157 БК РФ, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 41-ФЗ) и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ).
Таким образом, специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является именно Федеральный закон № 6-ФЗ, который устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1 Федерального закона № 6-ФЗ).
Статьей 265 БК РФ определены виды государственного (муниципального) финансового контроля. Так, государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Согласно части 3 статьи 268.1 БК РФ порядок осуществления полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю определяется соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Частью 1 статьи 34 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что структура органов местного самоуправления включает, в том числе и контрольно-счетный орган муниципального образования.
Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом № 6-ФЗ, Федеральным законом № 131-ФЗ, БК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 38 Федерального закона № 131-ФЗ).
КСП в своей деятельности руководствуется, в том числе, Законом Челябинской области от 29.09.2021 № 196-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Челябинской области и контрольно-счетных органов муниципальных образований Челябинской области», Уставом Увельского муниципального района, Решением Собрания депутатов Увельского муниципального района от 16.12.2021 № 82 «Об утверждении положения «О Контрольно-счетной палате Увельского муниципального района»,Регламентом КСП.
Контрольно-счетная палата Увельского муниципального района Челябинской области является контрольно-счетным органом Увельского муниципального района, постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, наделена полномочиями осуществлять проверку в соответствии с нормами действующего законодательства, независимо от того, кто является главным распорядителем бюджетных средств и осуществляет контроль за целевым использованием субсидий в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии.
Целью Федерального закона № 6-ФЗ является установление общих принципов организации, деятельности и основных полномочий контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1).
Согласно положениям частей 2, 4, 8 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования. Контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
В соответствии с частью 1 статьи 268.1 БК РФ органам внешнего государственного (муниципального) финансового контроля предоставлены следующие полномочия по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом № 41-ФЗ и Федеральным законом № 6-ФЗ.
При этом при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (часть 2 статьи 268.1 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях БК РФ понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетный орган муниципального образования осуществляет, в том числе контроль за исполнением местного бюджета; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации; а также иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Объектом контроля являются органы местного самоуправления и муниципальные органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия соответствующего муниципального образования, а также иные организации, если они используют имущество, находящееся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования (часть 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются, в том числе, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов.
Внешний муниципальный финансовый контроль осуществляется контрольно-счетными органами в отношении организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий за счет средств соответствующего бюджета в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий (пункт 2 части 4 статьи 9 Федерального закона № 6-ФЗ).
При этом бюджетные полномочия Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляются с соблюдением положений, установленных Федерального закона № 41-ФЗ и Федерального закона № 6-ФЗ.
Таким образом, специальным законом в отношении правовой регламентации вопросов, связанных с осуществлением контрольных мероприятий, является именно Федеральный закон № 6-ФЗ, который устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований (статья 1 Федерального закона № 6-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.3.2 Плана работы КСП на 2023 года, утверждённого Приказом от 23.12.2022 № 05-05/4, в соответствии со статьёй 12 Федерального закона № 6-ФЗ, на основании приказа от 19.01.2023 № 04-20/1 «О проведении контрольного мероприятия», приказа от 28.02.2023 № 04-20/16 «О продлении контрольного мероприятия», составлена Программа проведения Контрольного мероприятия, Поручение о проведении контрольного мероприятия и Контрольно-счетной палатой Увельского муниципального района проведено контрольное мероприятие в Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области.
Объектом проверки выступает Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области.
Предметом проверки является законность и эффективность использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, с элементами аудита закупок.
Проверяемый период – 2022 год. Сроки проведения контрольного мероприятия: с 30.01.2023 по 28.02.2023.
Материалами дела установлено, что Контрольное мероприятие в Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области окончено 06.03.2023 и после завершения контрольных действий на объекте КСП оформлен акт проверки по вопросам программы контрольного мероприятия 06.03.2023 № 2-ИА/23.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушены сроки оформления результатов контрольного мероприятия в соответствии с действующим на момент проверки Регламентом работы КСП, рассмотрены судом апелляционной инстанции.
Так, в соответствии с разделом 3 Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК 101у «Правила проведения Контрольно-счетной палатой Увельского муниципального района контрольного мероприятия» (далее также – Стандарт, СВМФК 101у) при возникновении необходимости продления сроков проведения контрольного мероприятия, оно может быть продлено.
Председатель КСП вправе продлить срок проведения контрольного мероприятия своим решением, которое оформляется в порядке, предусмотренном Регламентом КСП.
Как усматривается из материалов дела, такая необходимость у КСП возникла, в связи с чем Приказом Председателя КСП от 28.02.2023 № 04-20/16 «О продлении контрольного мероприятия».
Ознакомление с приказами КСП осуществляют лица, которые указаны в данных приказах.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены доводы Администрации поселения о том, что в период с 27.02.2023 по 03.03.2023 Председатель КСП отсутствовал на рабочем месте.
В соответствии со статьёй 91 Трудового кодекса Российской Федерации», Приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» в Контрольно-счетной-палате ведется «Табель учета использования рабочего времени» по форме 0504421.
Вопреки доводам апелляционной жалобы явка Председателя КСП отражена в первичных учетных документах.
В соответствии со Стандартом у КСП отсутствует обязанность проводить совещание с объектом проверки по спорным вопросам до формирования Акта проверки.
Так, пунктом 7.1 СВМФК 101у определено, что проведение контрольного мероприятия заключается в осуществлении проверки на объектах контрольного мероприятия, сборе и анализе фактических данных и информации для формирования доказательств в соответствии с целями контрольного мероприятия.
Пунктом 7.3.4 СВМФК 101у определено, что доказательства получают путём проведения:
- проверки документов, полученных от объекта контрольного мероприятия;
- аналитических процедур, представляющих собой анализ и оценку полученной информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей объекта контрольного мероприятия с целью выявления нарушений и недостатков в финансовой и хозяйственной деятельности, а также причин их возникновения;
- пересчета, который заключается в проверке точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях, либо выполнения самостоятельных расчетов;
- подтверждения, представляющего собой процедуру запроса и получения письменного подтверждения необходимой информации от независимой (третьей) стороны.
Пунктом 7.3.7.1 СВМФК 101у определено, что документальные доказательства получают на основе финансовой и иной документации на бумажных носителях или в электронном виде, представленной объектом контрольного мероприятия, вышестоящими и другими организациями, которые имеют непосредственное отношение к предмету контрольного мероприятия или деятельности данного объекта.
После завершения контрольных действий на объекте контрольного мероприятия инспектором – ревизором КСП оформляется акт проверки по вопросу (вопросам) программы контрольного мероприятия. Разногласия (возражения, замечания, пояснения) должностных лиц объекта контрольного мероприятия в письменном виде по акту (актам) проверки, направляются в КСП в течение 7 рабочих дней после представления акта (перечня актов) для ознакомления (пункт 7.4.2.21 СВМФК 101у).
Доводы Администрации поселения относительно того, что Акт подписан старшим бухгалтером-ревизором, как участника рабочей группы в присутствии объекта контроля 06.03.2023 не подтверждает того факта, что старший бухгалтер – ревизор КСП не принимал фактического участия в контрольном мероприятии. Акт оформляется членами рабочей группы в соответствии с требованиями СВМФК 101у (пункт 7.4 Стандарта).
Акт проверки по содержанию состоит из заголовка, текста, подписной части документа и приложений к нему, составляется по окончании проверки в двух экземплярах инспекторами КСП, участвовавшими в проверке.
Акт проверки – официальный служебный документ КСП, которым оформляются результаты контрольных действий по вопросу (вопросам) программы контрольного мероприятия.
Срок исполнения представления должен составлять не менее 30 дней со дня вручения представления. Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы федеральной территории, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в указанный в представлении срок или, если срок не указан, в течение 30 дней со дня его получения обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам выполнения представления решениях и мерах, в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона № 6-ФЗ.
Регламент КСП утверждён в новой редакции Приказом Председателя КСП от 27.02.2023 № 05-05/1.
В КСП в соответствии с требованиями Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» утверждена номенклатура дел.
По общему правилу юридические лица не обязаны составлять номенклатуру дел.
В соответствии с частью 1 статьи 17, частью 10 статьи 23 Федерального закона № 125-ФЗ номенклатура дел, позволяющая упорядочить документацию, используемую в работе, важна для всех организаций.
Номенклатура дел – это систематизированный перечень заголовков дел, создаваемых в организации, с указанием сроков их хранения (пункт 94 ГОСТ Р 7.0.8-2013, утверждённый Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1185-ст).
В соответствии с утвержденной номенклатурой дел в КСП к заголовку дела 05-05 относятся приказы по основному виду деятельности КСП, а порядковый номер приказа 1, 2, и т.д. присваивается в течение текущего года. Регламент не имеет номера, но имеет номер Приказ Председателя КСП, которому присвоен номер в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. Приказ от 11.02.2022 № 05-05/1 издан с первым порядковым номером в 2022 году по основной деятельности, что приказ от 27.02.2023 № 05-05/1 издан первым порядковым номером в 2023 году.
В соответствии с пунктом 4.2 Плана работы КСП на 2023 год предусмотрена систематизация правовых актов и методических документов Контрольно-счетной палатой Увельского муниципального района.
С целью исполнения Письма Контрольно-счетной палаты Челябинской области от 11.01.2023 № ОКР 23/40 о принятых мерах по реализации выданных предложений и рекомендаций, Контрольно-счетной палатой Увельского муниципального района Приказом от 27.02.2023 № 05-05/1 «Об утверждении Регламента Контрольно-счетной палаты Увельского муниципального района» утверждена новая редакция Регламента и в установленный срок (в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за датой его утверждения) размещён на официальном сайте Администрации Увельского муниципального района в сети интернет.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения Отдела по экологии и муниципальному контролю Администрации Увельского муниципального района к проведению контрольного мероприятия отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Как видно из материалов дела, в плане работы на 2023 год не запланировано совместных проверок с органами контроля Администрации Увельского муниципального района.
В то же время частью 4 статьи 3 Федерального закона № 6-ФЗ установлено и определено, что контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд апелляционной инстанции исходит из того, что цели и порядок контрольного мероприятия соблюдены Контрольно-счетной палатой Увельского муниципального района Челябинской области.
Целью контрольного мероприятие послужила проверка соблюдения Администрацией Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области требований бюджетного законодательства, в том числе о бухгалтерском учете и законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг при заключении и исполнении муниципальных контрактов.
В ходе контрольного мероприятия проведена проверка на наличие и порядок формирования контрактной службы (контрактного управляющего), наличие и порядок формирования комиссии по осуществлению закупок, планирование и обоснование закупок, осуществление приемки товаров, работ и услуг.
Так, Администрация поселения является участником закупок в единой информационной системе закупок, данная информация размещена в открытом доступе на официальном сайте в единой информационной системе https://zakupki.gov.ru.
В учетной карточке организации неверно указано Ф.И.О. уполномоченного лица (ФИО3). Ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых для размещения в реестре участников, за несоответствие указанной информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанной информации и документов, несет уполномоченное лицо.
Контрольным органом сделан вывод о том, что в соответствии с требованиями Постановления № 60 Администрации поселения необходимо принять меры по актуализации сведений об уполномоченном лице учреждения.
С целью планирования и осуществления закупок Распоряжением Администрации поселения от 27.09.2021 № 37 «О совмещении должностей» поручена работа ФИО4, заместителю Главы сельского поселения с функциями, компетенциями и обязанностями контрактного управляющего.
Должностная инструкция специалиста по закупкам (контрактного управляющего) не утверждена Главой поселения.
ФИО4 ознакомлена с должностной инструкцией контрактного управляющего 27.09.2021, в должностную инструкцию включены функции и полномочия из статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ.
При анализе должностных обязанностей контрактного управляющего, которые определены должностной инструкцией выявлено, что пункты 2.1, 2.2, 2.3 не соответствуют нормам статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ.
Дополнительное соглашение к трудовому договору от 27.09.2021 № 12 о возложении дополнительной работы по должности «Специалист по закупкам» оформлено 27.09.2021 ФИО4 имеет высшее образование и имеет удостоверение о повышении квалификации от 11.03.2022 ПК № 02 по дополнительной профессиональной программе «Управление государственными и муниципальными закупками в контрактной системе».
Апеллянт полагает, что подпись должностного лица, прошедшего обучение по Федеральному закону № 44-ФЗ, считывается проведенной экспертизой.
Вместе с тем приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, заказчики осуществляют в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 7 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги заказчик, приемочная комиссия должны учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
Таким образом, если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки товаров, работ, услуг, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика, является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара (работы, услуги).
Для проведения экспертизы своими силами назначается приказом эксперт из числа сотрудников с подходящей квалификацией или организуется экспертная комиссия. Отдельное экспертное заключение составлять необязательно. Достаточно указать в акте или товарной накладной, что экспертиза проведена, ее результат, подписи экспертов. Если выявлено несоответствие товара (работы, услуги) условиям контракта, то нужно указать, в чем именно оно проявляется.
Распоряжением от 07.12.2021 № 58/1 «О создании комиссии по приемке выполненных услуг, работ и товаров» создана комиссия по приемке выполненных услуг, работ и товаров. Состав комиссии утверждён в количестве пяти человек.
Суд апелляционной инстанции полагает законным вывод контрольного органа, согласно которому с целью применения норм частей 6-8, 13, 14 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ Администрации поселения рекомендовано разработать порядок работы членов комиссии по приемке работ, товаров и услуг.
КСП верно заключило, что для проведения конкурентных закупок статья 39 Федерального закона № 44-ФЗ обязывает заказчика создать комиссию по осуществлению закупок.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает правомерными и обоснованными пункты представления, согласно которым Администрации поселения необходимо исключить нарушения при проведении закупочной деятельности, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ, разработать и утвердить должностную инструкцию контрактного управляющего в соответствии с нормами статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ, разработать порядок работы членов комиссии по приемке работ, товаров и услуг с целью применения норм частей 6-8, 13, 14 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ.
Контрольно-счетной палатой Увельского муниципального района Челябинской области проведена проверка на соблюдение требований Федеральному закону № 44-ФЗ при заключении и исполнении муниципальных контрактов.
Как установлено КСП, судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, Администрацией поселения в рамках переданных полномочий на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений на 2022 год заключались муниципальный контракты (договоры).
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ с 01.01.2019 органы местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов уполномочены на создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют свои полномочия.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя их обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборка ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнер) и подметание мусора вокруг контейнеров.
Распоряжением Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от 07.12.2021 № 58/2 «О создании комиссии по надзору за санитарной очисткой и благоустройству» утверждена комиссия, которая следит за техническим состоянием контейнерных площадок на территории сельского поселения, обследует контейнерные площадки на наличие крупногабаритного мусора, наличие грязи, снега и т.д.
По результатам обследования составляется Акт с описанием состояния площадки ТКО.
Администрация поселения принимает меры по санитарной очистке, ремонту площадок и заключает договоры на данный вид работ.
Уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО. Общая стоимость работ - 10,00 тысяч рублей, дата заключения договора - 12.01.2022 б\н. Срок выполнения работ по настоящему договору: начало работ 12.01.2022. Окончание работ – 31.01.2022. Подрядчик ИП ФИО2. В ходе анализа исполнения договора от 12.01.2022 без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 31.01.2022 № 2 на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ.
В нарушение требований части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют (Письмо Минфина от 26.10.2017 № 24-03-08/70501).
Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 12.01.2022 б\н. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4. Акт от 31.01.2022 № 2 о приемке выполненных работ подписан со стороны администрации поселения 31.01.2022, а к бухгалтерскому учету принят 22.02.2022, что подтверждено записью в журнале операций № 4 за февраль 2022 года, содержание операции (очистка дорог от снега) не соответствует наименованию работ указанных в акте (уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО).
В нарушение пункта 11 Инструкции № 157н обоснованно установлен факт неправильного ведения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, а именно: нарушена хронологическая группировка объектов бухгалтерского учета (к журналу операций за февраль подложены первичные документы за январь).
Уборка и вывоз крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО. Общая стоимость работ - 10,00 тысяч рублей, дата заключения договора - 01.04.2022 без номера. Срок выполнения работ по настоящему договору: начало работ с 01.04.2022. Окончание работ – 30.04.2022. Подрядчик: ИП ФИО2. В ходе анализа исполнения договора от 01.04.2022 без номера выявлено, что работы по уборке и вывозу крупногабаритного органического мусора (ветки) с территории контейнерных площадок ТКО выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных от 30.04.2022 без номера на сумму 10,00 тысяч рублей). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании акта выполненных работ.
При этом в нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют.
Проведена проверка достоверности и законности произведенных операций по лицевым и банковским счетам при исполнении договора от 01.04.2022 без номера. В ходе проверки установлено, что операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражались Администрацией поселения в Журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4. Акт без номера от 30.04.2022 о приемке выполненных работ подписан со стороны администрации поселения 30.04.2022, а к бухгалтерскому учету принят 12.05.2022, что подтверждено записью в журнале операций № 4 за май 2022 года.
Соответственно, в нарушение пункта 11 Инструкции № 157н установлен факт неправильного ведения журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, а именно: нарушена хронологическая группировка объектов бухгалтерского учета (к журналу операций за май подложены первичные документы за апрель).
Ремонт площадок ТКО в с. Хуторка, с. Песчаное, д. Маркове. Общая стоимость работ - 36,1 тысяч рублей, дата заключения договора - 01.11.2022 № 25. Срок выполнения работ по настоящему договору: начало работ с момента подписания. Окончание работ – 21.11.2022. Подрядчик: ООО «Хуторское ЖКХ». В ходе анализа исполнения договора от 01.11.2022 № 25 выявлено, что работы по ремонту площадок ТКО в с. Хуторка, с. Песчаное, д. Марково выполнены. Срок выполнения работ по договору не нарушен (Акт о приемке выполненных работ от 21.11.2022 № 25 на сумму 36,1 тысяч рублей по форме КС-2, справка о стоимости выполненных работ от 21.11.2022 № 25 на сумму 36,1 тысяч рублей по форме КС-3). Оплата за выполненные работы Администрацией поселения осуществлена в срок, установленный в договоре на основании документов о приемке.
В нарушение требований части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ экспертиза выполненных работ не проведена, отметка о проведении экспертизы и подписи экспертов отсутствуют.
В апелляционной жалобе Администрация поселения ссылается на то, что не представлены доказательства об оплате расходов по санитарной уборке, очистке территорий, которые должны оплачиваться по разделу 05 подразделу 03 «Благоустройство».
К данной классификации расходов бюджета относятся расходы, в том числе на проведение мероприятий по содержанию территорий муниципального образования по муниципальной программе «Устойчивое развитие Хуторского сельского поселения».
Решением Совета депутатов Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от 24.12.2021 № 32 утверждён бюджет Хуторского сельского поселения на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (т. 3 л.д. 73-86).
Приложением № 5 к Решению Совета депутатов Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от 24.12.2021 № 32 «О бюджете Хуторского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждены бюджетные ассигнования по разделам и подразделам классификации расходов бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов (материалы электронного дела от 27.09.2023).
Объем бюджетных ассигнований по разделу 05 подразделу 03 «Благоустройство» на 2022 год утвержден 1981,94 тысяч рублей.
Приложением № 4 к Решению Совета депутатов Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области от 24.12.2021 № 32 «О бюджете Хуторского сельского поселения на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» утверждена Ведомственная структура расходов Администрации хуторского сельского поселения на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов (материалы электронного дела от 27.09.2023).
Вместе с тем в генеральную схему очистки территорий населенных пунктов Хуторского поселения, утвержденной Решением Совета депутатов от 27.06.2019 № 19 на основании Правил Благоустройства санитарная очистка прилегающих территорий площадок временного хранения твёрдых бытовых отходов, возлагается на Администрацию Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области в соответствии с картами-схемами.
Таким образом, КСП проведена оценка законности, эффективного и целевого использования бюджетных средств направленных сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
По результатам проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, с элементами аудита закупок Администрации поселения за 2022 год выявлены:
-не соблюдение принципов целевого и эффективного использования бюджетных средств по представленному из бюджета Увельского муниципального района бюджету Хуторского сельского поселения иного межбюджетного трансферта на цели - участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений (пункт 3.3.4 соглашения от 10.01.2022 № 12);
-нарушение условия соглашения от 10.01.2022 № 12 о наличии договора с лицензированной организацией на транспортирование и утилизацию мусора, образующегося от субботников (пункт 2.2.4 соглашения от 10.01.2022 № 12);
-нарушение обязанности предоставления главному распорядителю бюджетных средств заверенной в установленном порядке копии НПА муниципального образования об утверждении муниципальной программы,предусматривающих проведение указанных мероприятий (пункт 3.3.1 соглашения от 10.01.2022 № 12);
-нарушения требований Федерального закона от № 44-ФЗ;
-нарушения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации;
-нарушения требований Федерального закона № 402-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что обжалуемое представление является неисполнимым, отклоняется коллегией как несостоятельный.
Так, особенностью такого ненормативного правового акта, как представление, является то, что данный вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого выносится представление, определенных действий.
Соответственно, вынесение представление порождает обязанность лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия либо, напротив, воздержаться от их совершения.
При этом представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. В свою очередь содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности представления, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определённый срок.
Следовательно, представление должно содержать конкретные выявленные нарушения с указанием сроков их устранения и (или) о проведении конкретных мероприятий по предотвращению выявленных нарушений, то есть требования представления должны быть определенными, исполнимыми и конкретным. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.
Оценив содержание оспариваемого представления, апелляционный суд считает, что представление является исполнимым, доступным по содержанию для понимания, направленным на пресечение и устранение выявленных нарушений требований бюджетного законодательства, в представлении подробно описаны выявленные нарушения, имеются ссылки на нарушенные нормы права, какая-либо неопределенность относительно изложенных в представлении требований отсутствует.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что Контрольно-счетная палата Увельского муниципального района Челябинской области по результатам проведённых проверок верно установила по делу фактические обстоятельства, оспариваемое представление является по своему содержанию законным, обоснованным, соответствует обстоятельствам дела.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что оспариваемое представления от 06.03.2023 № 02-11/01 «Об устранении нарушений» к Акту от 06.03.2023 № 2-ИА/23 «по результатам проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на участие в организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, элементами аудита закупок Администрации Хуторского сельского поселения» соответствует требованиям нормативных правовых актов и является законным, в связи с чем в удовлетворении требований заявителей отказано правомерно.
Таким образом, решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права, ведущих к отмене судебного акта, не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, им дана надлежащая оценка судом первой инстанции, в связи с чем они подлежат отклонению как неосновательные по приведенным выше мотивам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
С учётом изложенного решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
При обращении с апелляционной жалобой в суд Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб. на основании по чеку по операции от 15.09.2023.
Учитывая изложенное, Администрация Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района Челябинской области освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем ошибочно уплаченная заявителем государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета, на основании пункта 1 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 12 сентября 2023 года по делу № А76-7443/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района – без удовлетворения.
Возвратить Администрации Хуторского сельского поселения Увельского муниципального района (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 руб., излишне уплаченную по чеку по операции от 15 сентября 2023 года.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Н.Г. Плаксина
Судьи П.Н. Киреев
Е.В. Бояршинова