НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2023 № 18АП-11915/2023

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ АП-11915/2023

г. Челябинск

14 сентября 2023 года

Дело № А76-8212/2023

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2023 года .

Постановление изготовлено в полном объеме сентября 2023 года .

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Аникина И.А.,

судей Жернакова А.С., Камаева А.Х.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2023 по делу                                   № А76-8212/2023.

В судебном заседании приняли участие представители:

Министерства сельского хозяйства Челябинской области - Фатеева А.В. (доверенность от 01.07.2021, паспорт, диплом);

главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алдажарова Каната Сарынтаевича - Зварич И.В. (доверенность от 04.08.2023, паспорт, диплом).

Министерство сельского хозяйства Челябинской области (далее – истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Алдажарову Канату Сарынтаевичу (далее – ответчик, ИП Алдажаров К.С.) о взыскании средств гранта в размере 3 000 000 руб. (т. 1, л.д. 3-7).

Решением Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2023 в удовлетворении исковых требований Министерства отказано (т. 1, л.д. 161-164).

С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также – податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ответчиком были нарушены подп. 9 п. 7 Порядка и п. 3.9 соглашения о предоставлении гранта, которыми определено условие предоставления гранта, при котором начинающий фермер должен обеспечить сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта. По условиям пунктов 5.3.12, 5.3.13 соглашения ответчик обязался создать 4 постоянных рабочих места и сохранить их в течение не менее 5 лет после получения гранта. Полагает, что судом при вынесении решения не применены нормы материального права, подлежащие применению, а именно статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Общие требования и Порядок. При этом условия предоставления гранта, а также порядок возврата бюджетных средств при нарушений его условий также определены соглашением о предоставлении гранта и не учтены судом.

ИП Алдажаровым К.С. представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором выражено несогласие с доводами жалобы.

В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель ответчика, ссылаясь на необоснованность доводов апелляционной жалобы, просил судебный акт оставить без изменения.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 06.05.2019 в Министерство поступила заявка от ИП Алдажарова К.С. на участие в отборе на предоставление гранта на поддержку начинающих фермеров (т. 1, л.д. 48-51).

По результатам отбора, на основании перечня победителей конкурсного отбора крестьянских (фермерских) хозяйств на право получения грантов начинающим фермерам в 2019 году, утвержденного приказом Министерства от 18.06.2019 № 361, ответчик признан победителем конкурсного отбора (т. 1, л.д. 57-61).

Между Министерством и предпринимателем заключено соглашение              № 9-02-07 от 01.07.2019 (т. 1, л.д. 38-47), предметом которого является предоставление за счет средств областного бюджета и средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета, в 2019 году предпринимателю гранта в форме субсидии на поддержку начинающих фермеров.

Во исполнение условий соглашения Министерством в адрес предпринимателя перечислен грант в размере 3 000 000 руб. (платежное поручение от 25.07.2019 № 637518 – т. 1, л.д. 54).

Истец указывает, что согласно копии расчета по страховым взносам, предоставленной ответчиком за 2021 год, условие по сохранению 4 постоянных рабочих мест нарушено, что не соответствует условиям предоставления гранта согласно подп. 9 п. 7 Порядка предоставления в 2017 - 2020 годах субсидий на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства Челябинской области от 11.04.2017 № 174-П (далее - Порядок), а также п. 3.9 соглашения.

Протоколом заседания комиссии Министерства для осуществления контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления грантов № 4 от 03.10.2022 (т. 1, л.д. 52-53) по итогам рассмотрения вопроса о признании ответчика нарушившим (не нарушившим) условие представления гранта принято решение о признании ответчика нарушившим условие предоставление гранта, а именно подп. 9 п. 7 Порядка и п. 3.9 соглашения.

Приказом Министерства от 17.10.2022 № 901 ответчик признан допустившим нарушение условий, целей и порядка предоставления гранта    (т. 1, л.д. 55).

Министерством ответчику направлено требование от 17.10.2022                      № 16689 о возврате гранта (т. 1, л.д. 36-37).

Поскольку требование о возврате средств субсидии предпринимателем не было выполнено в добровольном порядке, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Рассмотрев заявленные истцом требования, суд первой инстанции не нашел оснований для их удовлетворения.

Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются:

1) из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов);

2) из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

3) из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:

1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;

2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;

4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);

5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Поименованным ранее Порядком определяется цель предоставления из областного бюджета начинающим фермерам грантов на создание и развитие КФХ, критерии отбора начинающих фермеров для предоставления грантов на развитие КФХ, условия и порядок предоставления грантов на развитие КФХ, а также порядок возврата грантов на развитие КФХ в случае нарушения условий их предоставления.

В пункте 7 Порядка перечислены условия предоставления грантов начинающим фермерам, в числе которых предусмотрено сохранение созданных новых постоянных рабочих мест в течение не менее 5 лет после получения гранта начинающим фермерам (подп. 9).

Аналогичное условие содержится и в п. 3.9 соглашения.

Как усматривается из материалов дела, приложением № 1 к соглашению (т. 1, л.д. 46) ИП Алдажарову К.С. установлен показатель результативности в части количества постоянных рабочих мест (исключая главу КФХ), планируемых к созданию, в году получения гранта, в размере 4 единиц.

Обращаясь в арбитражный суд с заявленными требованиями, Министерство полагает доказанным ненадлежащее исполнение предпринимателем обязательств в части создания, сохранения новых постоянных рабочих мест в количестве 4 единиц в течение не менее 5 лет после получения гранта.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для признания указанной позиции правомерной и поддерживает выводы суда первой инстанции, на основании следующего.

Согласно пояснениям предпринимателя, во исполнение положений Порядка и условий соглашения ответчиком в 2019 году были созданы постоянные рабочие места в количестве четырех. В мае 2020 года по инициативе работников были расторгнуты трудовые договоры с двумя работниками Тургановой М.С. (доярка) и Тургановым Н. Н. (скотник). В дальнейшем в марте 2021 года был вновь заключен трудовой договор с Тугановым М.С., принятым на должность скотника, в апреле 2021 года был вновь заключен трудовой договор с Тугановой Н.Н., принятой на должность доярки. С указанного времени трудовая деятельность у ответчика осуществлялась четырьмя работниками. Впоследствии также происходило расторжение трудовых договоров по инициативе работников, после чего ответчиком вновь принимались на работу сотрудники, что подтверждается приказами о приеме на работу, приказами о расторжении трудового договора. Данные обстоятельства отражены в письменных пояснениях ИП Алдажарова К.С. о численности работников в период с 2019 по 2023 год (т. 1, л.д. 88-105, 149-156).

Также, ИП Алдажаровым К.С. на протяжении 2021 года предпринимались попытки поиска, приглашения и приема на работу новых работников. Указанные усилия связаны с существенными сложностями, поскольку согласно сведениям ОКУ «Центр занятости населения Верхнеуральского района» № 365 от 03.04.2023 (т. 1, л.д. 120-121) в месте нахождения ответчика в период с 01.01.2021 по 31.12.2022 не состояли на учете в качестве безработных граждан, подходящих по квалификационным требованиям для трудоустройства к ответчику.

Начиная с апреля 2022 года и по настоящее время на созданных ответчиком четырех рабочих местах трудовая деятельность работниками ответчика осуществляется постоянно, что также подтверждается расчетными ведомостями (т. 1, л.д. 106-119).

Из пояснительной записки (т. 1, л.д. 56), предоставленной ответчиком Министерству, следует, что среднесписочная численность работников по КФХ в 2020 году составила 3 человека по причине увольнения 2 человек, в КФХ на основании бизнес плана создано 4 рабочих места, есть возможность платить заработную плату и налоги, по причине малого количества населения и удаленности населенного пункта от центра, отсутствуют желающие работать в КФХ, ответчиком периодически подаются объявления в местную прессу и на сайтах, с середины марта 2022 года ответчиком принято на работу еще 2 человека, что составляет общую численность работников – 4 человека.

Доказательств того, что причиной увольнения работников являлось сокращение штатной численности (т.е. трудовые отношения прекращались по инициативе работодателя), Министерством в материалы дела не представлено.

Принимая во внимание, что ИП Алдажаровым К.С. в период с 2019 года по настоящее время не производилось расторжение трудовых договоров с работниками по инициативе работодателя, не осуществлялось сокращение ставок работников, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что временная вакантность созданных рабочих мест была вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от ответчика, а именно в результате сложившегося кадрового дефицита в сельскохозяйственной отрасли по месту деятельности ответчика, при этом созданные штатные должности не сокращались, но периодически некоторые из них были вакантны.

Министерством не оспаривается, что полученные в рамках соглашения денежные средства освоены предпринимателем и использованы в соответствии с целями, определенными условиями соглашения.

Факта нецелевого использования субсидии из материалов дела не усматривается.

Правовая природа договорного обязательства о гранте заключается в безвозмездной передаче грантодателем денежных средств грантополучателю для направления их на общеполезные социально значимые цели с последующим предоставлением грантодателю отчета об их использовании (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.07.2010 № 3393/10 по делу № А56-43988/2008).

По условиям п. 2 соглашения грант предоставлен в рамках государственной программы Челябинской области «Развитие сельского хозяйства в Челябинской области», утвержденной Постановление Правительства Челябинской области от 21.12.2016 № 724-П.

Согласно разделу 2 указанной государственной программы Челябинской области основной целью государственной программы является обеспечение продовольственной безопасности Челябинской области и повышение ее конкурентоспособности на основе инновационного развития агропромышленного комплекса, создания благоприятной среды для развития предпринимательства и повышения уровня и качества жизни населения, проживающего в сельской местности.

Задачами государственной программы является, в том числе обеспечение ежегодного роста объемов производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, улучшение материально-технического состояния агропромышленного комплекса, стимулирование ввода новых производственных мощностей в агропромышленном комплексе, создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, создание благоприятной среды для развития фермерства и сельской кооперации.

Условие о возврате гранта в случае нарушения грантополучателем условий его предоставления по своему содержанию является ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления нарушенного права.

В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила расходования гранта, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой нормой законного интереса.

Следовательно, ответственность в виде возврата гранта подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при получении гранта, фактически привело или может привести к неисполнению, ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при нарушениях формального характера грантополучатель будет поставлен в неравные условия с грантодателем, а уже достигнутый общественно полезный результат предоставления гранта будет нивелирован.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ее подателя по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Их взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку податель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19.07.2023 по делу № А76-8212/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства Челябинской области - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                   И.А. Аникин

Судьи:                                                                         А.С. Жернаков

                                                                                     А.Х. Камаев