НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 № А47-9017/18

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-1927/2019

г. Челябинск

18 марта 2019 года

Дело № А47-9017/2018

Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2019 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,

судей Карпачевой М.И., Соколовой И.Ю.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры, градостроительства и капитального строительства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2018 по делу № А47-9017/2018 (судья Сердюк Т.В.).

Общество с ограниченной ответственностью «Агропредприятие «Сборовское» (далее – ООО «АП «Сборовское», общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Управлению архитектуры, градостроительства и капитального строительства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области (далее – Управление, заинтересованное лицо) о признании недействительным отказа в утверждении схемы расположения земельного участка от 11.07.2018 № 01-15/575; обязании Управления утвердить схему расположения земельного участка 56:30:0304001:8:ЗУ1 и выдать соответствующее постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2018 (резолютивная часть от 26.12.2018) требования удовлетворены в полном объеме, отказ Управления в утверждении схемы расположения земельного участка от 11.07.2018 № 01-15/575 признан недействительным, на Управление возложена обязанность утвердить схему расположения земельного участка 56:30:0304001:8:ЗУ1 и выдать соответствующее постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории.

С указанным решением суда не согласилось Управление (далее также – податель апелляционной жалобы, апеллянт), в апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Считает вывод суда первой инстанции о том, что заявителем представлены в уполномоченный орган все необходимые для принятия решения об утверждении схемы расположения земельного участка документы основан на недействующей редакции нормы пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В связи с этим судом первой инстанции не учтены полномочия органа местного самоуправления по отказу в утверждении схемы расположения земельного участка с учетом установленных запретов и ограничений, в том числе в части норм отвода земельных участков и градостроительных регламентов, а также в силу нарушения порядка определения границ земельного участка. Указанные обстоятельства подлежат определению на стадии решения вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка, в силу чего выводы суда первой инстанции о том, что указанные вопросы подлежат установлению на стадии предоставления земельного участка, а отказ в утверждении схемы расположения земельного участка может быть мотивирован только нормами статьи 11.10 ЗК РФ и у органа местного самоуправления имеется безусловная обязанность по утверждению схемы расположения земельного участка не основаны на нормах материального права. В данном случае органом местного самоуправления установлено нарушение статьей 11.9 ЗК РФ требований к образуемому земельному участку, поскольку земельный участок налагается на земельный участок с кадастровым номером 56:30:0304001:8 и в границах образуемого земельного участка расположен водный объект – река Маньяжка и территория кладбища п. Сборовский, то есть объекты с особо охраняемыми зонами, установленными генеральным планом Сорочинского городского округа. Утверждение границ земельного участка с учетом включения указанных объектов приведет к невозможности рационального использования земель.

От общества «АП «Сборовское» поступил отзыв на апелляционную жалобу Управления, в котором заявитель просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда первой инстанции без изменения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились. Управление просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.

Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество «АП «Сборовское» обратилось в Управление с заявлением о предоставлении муниципальной услуги в виде утверждения схемы расположения земельного участка 56:30:0304001:8:ЗУ1 на кадастровом плане или кадастровой карте территории г. Сорочинск.

11.07.2018 письмом от № 01-15/575 Управлением в утверждении схемы расположения земельного участка отказано, в связи с расположением испрашиваемого земельного участка на землях, предназначенных для общественного выпаса скота(т.1 л.д. 7-8).

Обществу предложено скорректировать схему расположения земельного участка с учетом мнения населения и исключить из нее земельные участки, отведенные под общественный выпас скота.

Считая отказ органа местного самоуправления незаконным, общество «АП «Сборовское» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.

Признавая обоснованными требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем представлены в уполномоченный орган все необходимые для принятия решения документы, и предусмотренных статьей 11.10 ЗК РФ и пунктом 29 статьи 34 Федерального закона №171-ФЗ от 23.06.2014 оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не имеется. Заявленные органом местного самоуправления обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, возникли после обращения заявителя. Нарушения требований пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ судом не установлено.

Проверив законность и обоснованность решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены судебного акта.

Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В силу пункта 3 и пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка является первым этапом процедуры образования земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона.

В силу пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из документов, указанных в пункте 1 статьи 11.3 ЗК РФ, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

В силу пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункты 3, 4 статьи 11.10 ЗК РФ).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).

Пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрены основания отказа в утверждении схемы расположения земельного участка:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Из материалов дела следует, что общество «АП «Сборовское» обратилось в орган местного самоуправления с заявлением от 15.07.2018 (т. 1 л.д. 108) об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с целью образования земельного участка для сельскохозяйственного использования (выпаса скота).

В силу части 2 статьи 65 АПК РФ и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Между тем Управлением в обжалуемом ответе на обращение общества (т. 1 л.д. 7), ни в ходе судебного разбирательства не доказано наличие правовых оснований для отказа в утверждении заявленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Так, доводы апеллянта о противоречии представленной схемы расположения земельного участка требованиям статьи 11.9 ЗК РФ в силу наложения образуемого земельного участка на земельный участок с кадастровым номером 56:30:0304001:8, отклоняются.

В силу норм пункта 1 статьи 11.2 ЗК РФ раздел земельного участка является одним из способов образования земельного участка.

Из представленных Управлением сведений из единого государственного реестра недвижимости (т. 2 л.д. 3) следует, что право государственной собственности на земельный участок с кадастровым номером 56:30:0304001:8 не разграничено.

Таким образом, образование из указанного земельного участка нового земельного участка путем утверждения схемы расположения последнего не противоречит нормам пункта 1 статьи 11.2 и пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ.

Изложенное, вопреки убеждению апеллянта, не свидетельствует о наложении границ земельного участка и противоречии заявленной схемы расположения образуемого участка нормам пунктов 4-6 статьи 11.9 ЗК РФ.

Факт наложения границ испрашиваемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 56:30:0000000:998, на чем настаивало Управление в отзыве на заявление (т. 23 л.д. 1), объективно материалами дела не подтвержден, равно как и не подтвержден утверждаемый в апелляционной жалобе факт расположения в границах образуемого земельного участка водного объекта – реки Маньяжка и территории кладбища п. Сборовский.

Последнее обстоятельство опровергается представленной заявителем выкопировкой из генерального плана села Сборовское (т. 3 л.д. 126).

Сведения, представленные Управлением, о сопоставлении расположения границ испрашиваемого земельного участка с данными публичной кадастровой карты (т. 3 л.д. 107, 108), на которых указано на расположение кладбища, не могут быть приняты судом во внимание в силу недоказанности соответствия размещения такого объекта территориальному зонированию муниципального образования с учетом специального режима данного объекта.

Доводы апеллянта о нарушении при утверждении испрашиваемой схемы расположения участка принципа рационального использования земель в силу утверждения постановлением Администрации Сорочинского городского округа №1086-п от 10.07.2018 в границах кадастрового квартала 56:30:0304001 мест выпаса домашних животных и наличии в этой связи возражений жителей муниципального образования (т. 1 л.д. 68, 72, 118, 120), также не могут быть приняты во внимание, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о противоречии утверждаемой схемы норме статьи 11.9 ЗК РФ, тогда как порядок использования земель для выпаса скота регулируется нормами пункта 4 статьи 23 и подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

По смыслу части 4 статьи 200, частей 2, 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку заявителем совокупность указанных обстоятельств доказана, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.

Решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 27.12.2018 по делу № А47-9017/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления архитектуры, градостроительства и капитального строительства администрации Сорочинского городского округа Оренбургской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья Г.Н. Богдановская

Судьи: М.И. Карпачева

И.Ю. Соколова