ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
№ 18АП-11422/2023
г. Челябинск
20 сентября 2023 года
Дело № А47-12641/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камаева А.Х.,
судей Жернакова А.С., Колясниковой Ю.С.,
при ведении протокола помощником судьи Анисимовой С.П., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства труда и занятости Оренбургской области на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2023 по делу № А47-12641/2022.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации в сети Интернет, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей.
Министерство труда и занятости населения Оренбургской области (далее – истец, Министерство, ОГРН <***>) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Советский жилищный сервис» (далее – ответчик, ООО «Советский жилищный сервис», ОГРН <***>) о взыскании суммы субсидии в размере 73 544 руб. 71 коп.
На основании статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение «Центр занятости населения города Орска» (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2023 (резолютивная часть от 19.06.2023) в удовлетворении исковых требований отказано.
С вынесенным решением не согласился истец, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе Министерство (далее также - податель жалобы, апеллянт) просит решение суда отменить, принято по делу новый судебный акт об удовлетворении заваленных требований.
Податель жалобы указывает, что согласно подпункту «м» пункта 5 Общих требований результаты предоставления субсидии должны быть конкретными, измеримыми, с указанием в соглашениях точной даты завершения и конечного значения результатов (конкретной количественной характеристики итогов), а также должны соответствовать типам результатов предоставления субсидии, определенным в соответствии с установленным Министерством финансов Российской Федерации порядком проведения мониторинга достижения результатов предоставления субсидии.
Во исполнение норм Общих требований пунктами 6 и 19 Порядка установлено, что результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются: результат предоставления субсидии - трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года; показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.
Таким образом, в соответствии с условиями заключенного соглашения о предоставлении субсидии суммарно трудоустроенные лица по должностям маляр 4 разряда, дворник и слесарь-сантехник в течение 18 месяцев должны были отработать 12 месяцев.
Из нормы о необходимости приема другого сотрудника в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора не следует освобождение от обязанности обеспечения занятости штатной единицы в течение 12 месяцев. Соответственно, результат предоставления субсидии не может считаться достигнутым.
По мнению апеллянта, судом первой инстанции не учтено, что согласно условиям предоставления субсидии предусмотрено возмещение затрат работодателя на оплату труда в течение шести месяцев при условии сохранения занятости штатной единицы в течение 12 месяцев (пункт 15 Порядка). При этом, в случае неисполнения данного условия субсидия подлежит возврату пропорционально времени, когда штатная единица была незанятой в течение 12 месяцев.
В данном случае независимо от возмещения расходов на оплату труда работников на основании предоставленных заявок, средства, не возвращенные в бюджет на основании пункта 25 Порядка, также являются израсходованными не в соответствии с их нецелевым назначением.
От ООО «Советский жилищный сервис» поступил отзыв на апелляционную жалобу. Отзыв приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судом первой инстанции, Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее – Порядок предоставления субсидий), в соответствии с которым Министерством труда и занятости населения Оренбургской области в 2020 году осуществлялось предоставление субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
02.11.2020 и 09.11.2020 ответчик заключил трудовые договоры с работниками ФИО1, ФИО2, ФИО3, которых принял на работу по профессии «Маляр 4 разряда», «Дворник», «Слесарь-сантехник 5 разряда» (соответственно) по направлению государственного казенного учреждения «Центр занятости населения города Орска» (далее – Служба занятости г. Орска).
Кроме того, 09.11.2020 по направлению Службы занятости г. Орска ответчик также заключил трудовые договоры с ФИО4 и ФИО5 по профессии «Дворник», «Слесарь-сантехник 4 разряда».
На основании вышеуказанного Порядка предоставления субсидий ответчик произвел расчет суммы субсидии по каждому работнику за 6 месяцев, в соответствии с которым общая сума субсидии за 6 месяцев составила 536 679,60 руб. и 12.11.2020 обратился к истцу с заявлением о предоставлении субсидии, приложив к заявлению документы, необходимые для ее получения.
23.11.2020 между Министерством и ООО «Советский жилищный сервис» (получатель) заключено соглашение № 658, согласно условиям которого Министерство в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп (далее - Правила предоставления субсидии) предоставляет из областного бюджета в 2020 году получателю субсидию в целях возмещения затрат получателя, связанных с оплатой труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Согласно п. 2.1 соглашения (с учетом дополнительного соглашения от 16.12.2020, от 30.12.2020, от 17.08.2021, 30.12.2021, 23.05.2022), субсидия предоставляется получателю на цели, указанные в разделе I настоящего соглашения, в 2020 году в размере 74073,57 руб., в 2021 году в размере 321378,73 руб., в 2022 году в размере 32328,30 руб.
В соответствии с п. 4.1.5 соглашения показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, является количество трудоустроенных работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого работника по направлению службы занятости на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.
05.02.2021 работник ФИО1 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность «Маляр 4 разряда» по направлению службы занятости 13.10.2021 принят другой работник ФИО6, который, как указывает истец, работает по настоящее время.
01.12.2020 работник ФИО2 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность «Дворник» по направлению службы занятости принят другой работник ФИО7, который как указывает истец, работает по настоящее время.
07.06.2021 работник ФИО3 уволился по собственному желанию. Работодатель в течение трех дней подал в Службу занятости г. Орска заявку о потребности в работниках на вакансию «Слесарь-сантехник 5 разряда». На освободившуюся должность «Слесарь-сантехник 5 разряда» Службой занятости г. Орска 19.10.2021 направлен для трудоустройства ФИО8, который отказался от трудоустройства, а 22.06.2022 направлен ФИО9, который также отказался от трудоустройства на данную должность в связи с низким заработком.
За период работы вышеуказанных работников (ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО7, ФИО3) по профессиям «Маляр 4 разряда», «Дворник» и «Слесарь-сантехник 5 разряда» работодатель выплатил им заработную плату в общем размере 366776,73 руб., из которых 111 546,70 руб. – по профессии «Маляр 4 разряда», 144387,88 руб. - «Дворник», 110 842,15 руб. - «Слесарь-сантехник 5 разряда».
Кроме того, работодатель произвел выплату заработной платы в общем размере 449 459,25 руб. работникам: ФИО4 по профессии «Дворник» в размере 283 590,48 руб., отработавшему более года, ФИО5 в размере 1 1076,90 руб. по профессии «Слесарь-сантехник 4 разряда», отработавшему 22 дня, ФИО10 - в размере 41 067,74 руб., принятого на работу вместо ФИО5 и отработавшему 3 мес.3 дня, ФИО11 – в размере 113 724,13 руб., принятого на работу вместо ФИО10 и работающего по настоящее время.
Таким образом, общая сумма выплаченной работодателем заработной платы вышеуказанным работникам составляет 816 235,98 руб.
Платежными поручениями от 30.12.2020, 18.02.2021, 17.05.2021, 20.08.2021, 23.09.2021, 22.10.2021, 29.11.2021, 23.12.2021, 11.04.2022 истец перечислил ответчику субсидию на возмещение оплаты труда указанных работников в общем размере 427780,56 руб.
06.06.2022 истец на основании приказа Министерства № 166 от 08.06.2021 провел проверку соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии ответчику, по результату которой установил, что результат предоставления субсидий не достигнут, поскольку, по мнению истца, первые принятые ответчиком на работу по направлению службы занятости работники (ФИО1, ФИО2, ФИО3) не проработали 12 месяцев.
Кроме того, истец в акте проверки указывает на то, что общий трудовой стаж ФИО1, ФИО2, и работников ФИО6 и ФИО7, принятых вместо ФИО1 и ФИО2, в совокупности составляет менее 12 месяцев, а вместо ФИО3 в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора по направлению службы занятости не трудоустроены другие работники, что не соответствует условиям предоставления субсидии, о чем министерством составлен акт проверки от 06.06.2022.
Считая, что результат предоставления субсидии ответчиком, не достигнут, истец произвел расчет суммы субсидии, подлежащей возврату в бюджет, размер которой составил 73 544,96 руб., в том числе 12 074,31 руб. по профессии «Маляр 4 разряда» (ФИО1, ФИО6), 17 044,30 руб. по профессии «Дворник» (ФИО2, ФИО7), 44 426,35 руб. по профессии «Слесарь-сантехник 5 разряда» (ФИО3).
16.06.2022 истец направил ответчику уведомление о возврате субсидии, которое оставлено без удовлетворения.
Поскольку в добровольном порядке денежные средства ответчиком не возвращены, истец обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем цели, порядка и условий предоставления субсидии, поскольку после увольнения первых принятых работников, ответчик в течение трех дней подал информацию о наличии вакантных должностей в органы службы занятости и в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора по направлению службы занятости принял на эти же вакантные должности других работников. Суд пришел к выводу, что работодателем (ответчиком) полностью выполнены условия, необходимые для достижения результата предоставления субсидии, предусмотренные пунктом 19 и подпунктом «в» пункта 6 Порядка.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 5 статьи 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за установленными в этой норме исключениями), выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпунктов 2, 3 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (пункт 3.1 статьи 78 БК РФ).
Постановлением Правительства Оренбургской области от 18.05.2020 № 403-пп утвержден Порядок предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с пунктом 1 указанного Порядка порядок устанавливает цели, условия и правила предоставления субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (далее - субсидия).
В силу пункта 2 Порядка (здесь и далее положения Порядка приведены в редакции, действующей на дату заключения соглашения) получателями субсидии являются юридические лица (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированные на территории Оренбургской области и трудоустроившие работников при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области (далее - работодатели).
На основании пункта 3 Порядка субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25.12.2018 № 869-пп.
Согласно пункту 4 Порядка под работниками, трудоустроенными при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, понимаются незанятые граждане, зарегистрированные в органах службы занятости населения Оренбургской области в целях поиска подходящей работы, а также граждане, признанные в установленном порядке безработными, которые трудоустроены по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области после 17.03.2020 (далее - работники).
В пункте 6 Порядка установлено, что субсидия предоставляется работодателям при соблюдении следующих условий:
а) отсутствие на дату подачи заявления о предоставлении субсидии просроченной задолженности по возврату в областной бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами Оренбургской области, и иной просроченной задолженности перед областным бюджетом;
б) на дату подачи заявления о предоставлении субсидии работодатель не должен:
находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении него не введена процедура банкротства, деятельность работодателя не должна быть приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
являться иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
являться получателем средств из федерального и областного бюджетов в соответствии с иными нормативными правовыми актами на цель, указанную в пункте 3 настоящего Порядка;
в) трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.
В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.
На основании пункта 7 Порядка субсидия предоставляется в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии, заключенным по типовой форме, установленной Министерством финансов Оренбургской области (далее - соглашение).
В пункте 15 Порядка определено, что размер субсидии рассчитывается на каждого трудоустроенного работника из расчета не более 6 месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года по следующей формуле:
Сот - размер субсидии, предоставляемой работодателю (рублей); Сотi = (Смротi + Нсвi) x Пз, где:
Сотi - размер субсидии на одного работника, предоставляемой работодателю (рублей);
Смротi - минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Порядка, увеличенный на размер районного коэффициента, при условии установления трудовым договором полного рабочего времени работника (далее - сумма заработной платы, подлежащая возмещению).
При условии установления трудовым договором работнику неполного рабочего времени сумма заработной платы, подлежащая возмещению, рассчитывается пропорционально фактически отработанному времени;
Нсвi - страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации из расчета суммы заработной платы, подлежащей возмещению;
Пз - количество месяцев трудовой деятельности работника в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года, но не более 6 месяцев.
Результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются:
- результат предоставления субсидии - трудоустройство работника(ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка;
- показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).
По условиям пункта 24 Порядка в случае недостижения результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, работодатель обязан вернуть средства в областной бюджет в течение 30 календарных дней по истечении срока действия соглашения на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» в объеме, рассчитанном по следующей формуле: в сi нзi С = (С П /12), где:
Св - сумма субсидии, подлежащая возврату в областной бюджет;
Ссi - размер субсидии, полученной работодателем, на возмещение затрат на оплату труда работника(ов), трудоустроенных на одну штатную единицу;
Пнзi - период, в течение которого штатная единица была вакантна (месяцев).
Возврат работодателем в областной бюджет субсидии в связи с недостижением результата предоставления субсидии, значения показателя, необходимого для достижения результата предоставления субсидии, не производится в случае документально подтвержденного наступления обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайной ситуации), препятствующих исполнению обязательств в части достижения указанных результата и значения показателя (пункт 26 Порядка).
Из материалов дела следует, что во исполнение пункта 3 Правил, 02.11.2020 и 09.11.2022ООО «Советский жилищный сервис» заключил трудовые договоры с работниками ФИО1, ФИО2, ФИО3, которых принял на работу по профессии «Маляр 4 разряда», «Дворник», «Слесарь-сантехник 5 разряда» (соответственно) по направлению службы занятости. При этом, трудовой договор заключен с указанными лицами бессрочно, что следует из текста трудовых договоров.
Между Министерством и ООО «Советский жилищный сервис» заключено соглашение о предоставлении субсидии юридическим лицам на возмещение затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в условиях ухудшения экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, № 658 от 23.11.2020.
05.02.2021 работник ФИО1 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность «Маляр 4 разряда» по направлению службы занятости 13.10.2021 принят другой работник ФИО6, который, как указывает истец, работает по настоящее время.
01.12.2020 работник ФИО2 уволился по собственному желанию. На освободившуюся должность «Дворник» по направлению службы занятости принят другой работник ФИО7, который как указывает истец, работает по настоящее время.
07.06.2021 работник ФИО3 уволился по собственному желанию. Работодатель в течение трех дней подал в Службу занятости г. Орска заявку о потребности в работниках на вакансию «Слесарь - сантехник 5 разряда». На освободившуюся должность «Слесарь - сантехник 5 разряда» Службой занятости г. Орска 19.10.2021 направлен для трудоустройства ФИО8, который отказался от трудоустройства, а 22.06.2022 направлен ФИО9, который также отказался от трудоустройства на данную должность в связи с низким заработком.
За период работы этих работников и принятых на их место других работников по направлению службы занятости по профессии «Маляр 4 разряда», «Дворник», «Слесарь-сантехник 5 разряда», работодатель произвел выплату им заработной платы в общем размере 366 776 руб. 73 коп., что подтверждается отчетом работодателя о достижении результатов предоставления субсидии, имеющимся в материалах дела.
В свою очередь, истец произвел перечисление ответчику субсидии в возмещение затрат на выплату заработной платы этим работникам в общем размере 228 241 руб. 93 коп.
Указанная сумма субсидии соответствует условиям соглашения № 658 от 23.11.2020.
Доказательств того, что Министерство произвело перечисление ответчику субсидии в большем размере, чем полагалось ООО «Советский жилищный сервис», материалы дела не содержат.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии фактов нарушения работодателем (ответчиком) цели, порядка и условий предоставления субсидии.
Согласно подпункту «в» пункта 6 Порядка субсидия предоставляется работодателям при соблюдении следующего условия: трудоустройство работника(ов) на срок не менее 12 месяцев на одну штатную единицу, а в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев - трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года. В случае увольнения работника ранее истечения 12 месяцев работодатель обязан в течение трех дней подать информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей в органы службы занятости населения Оренбургской области и принять другого работника по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области.
Проанализировав указанное положение Порядка, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что из буквального прочтения и толкования подпункта «в» пункта 6 Порядка не следует, что в случае увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев работодатель был обязан обеспечить трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу также на срок 12 месяцев, или обеспечить совокупный период трудоустройства ранее уволенного и вновь принятого работников в размере 12 месяцев. Единственным условием, указанным в Порядке, на случай увольнения работника(ов) ранее истечения 12 месяцев являлось трудоустройство другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года.
В пункте 19 Порядка стороны предусмотрели, что результатом предоставления субсидии и показателем, необходимым для достижения результата предоставления субсидии, значения которых устанавливаются соглашением, являются:
результат предоставления субсидии - трудоустройство работника(ов) с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка;
показатель, необходимый для достижения результата предоставления субсидии, - количество трудоустроенных работников с соблюдением условий, предусмотренных подпунктом «в» пункта 6 настоящего Порядка (пункт 19 Порядка).
Судом первой инстанции было установлено, что указанный результат предоставления субсидии ответчиком был достигнут, требование о необходимости трудоустройства другого(их) работника(ов) по направлению органов службы занятости населения Оренбургской области на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора после 17 марта 2020 года было соблюдено.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что исходя из положений пункта 3 Порядка, условий п. 4.1.4, 4.1.5 соглашения, ответчик был обязан сохранить рабочие места не менее 12 месяцев с момента трудоустройства работника, а в случае увольнения трудоустроенного работника до истечения 12 месяцев - трудоустроить другого работника на ту же штатную единицу в течение 18 месяцев со дня заключения первого трудового договора, и более того обеспечить, чтобы суммарно в период 18 месяцев равно 12 месяцев трудоустроенные лица отработали у ответчика, отклонен судебной коллегией как не соответствующий содержанию и толкованию подпункта «в» пункта 6 Порядка.
Апелляционный суд находит несостоятельной ссылку апеллянта на пункт 3 Порядка в редакции постановления Правительства Оренбургской области от 06.10.2020 № 845-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 18 мая 2020 года № 403-пп», поскольку на дату заключения соглашения о предоставлении субсидии редакция пункта 3 Порядка предусматривала, что субсидия предоставляется работодателям в целях возмещения затрат по оплате труда работников, трудоустроенных при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области, в рамках государственной программы «Содействие занятости населения Оренбургской области», утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 25 декабря 2018 года № 869-пп.
Условие о трудоустройстве при содействии органов службы занятости населения Оренбургской области работников на срок не менее 12 месяцев после 17 марта 2020 года в пункте 3 Порядка на дату заключения соглашения не содержалось. Положения пункта 3 Порядка были уточнены только постановлением Правительства Оренбургской области от 06.10.2020 № 845-пп, то есть уже после заключения соглашения о предоставлении субсидии с ответчиком.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии фактических оснований требовать возврата перечисленной ответчику субсидии.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного иска является обоснованным, правильным, отмене не подлежит.
Доводы апеллянта, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и в силу оставления апелляционной жалобы без удовлетворения относятся на апеллянта.
В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 23.06.2023 по делу № А47-12641/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства труда и занятости Оренбургской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья А.Х. Камаев
Судьи: А.С. Жернаков
Ю.С. Колясникова