НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2022 № А07-26082/2021

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 18АП-10250/2022

г. Челябинск

16 сентября 2022 года

Дело № А07-26082/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2022 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2022 года.

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скобелкина А.П.,

судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2022 по делу № А07-26082/2021.

В судебном заседании приняли участие представители:

Управления городского хозяйства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан - Байгутлина М.Р. (паспорт, доверенность от 10.01.2022), Шайдуллин С.И. (паспорт, диплом, доверенность от 09.03.2022);

Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - Зиганшин А.А. (паспорт, диплом, доверенность от 05.08.2022).

Управление городского хозяйства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан (далее - заявитель, Управление, УГХ г. Салават) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - УФК по РБ, казначейство) о признании недействительным пп. 1 п. 1 резолютивной части представления от 25.06.2021 №0100-21-06/4764 (в части возврата неправомерно израсходованных средств в размере 77 025 439 рублей 80 копеек).

Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2022 подпункт 1 пункта 1 резолютивной части представления УФК по РБ от 25.06.2021 №0100-21-06/4764 (в части возврата неправомерно израсходованных средств в размере 77 025 439 рублей 80 копеек) признан недействительным.

Не согласившись с вынесенным судебным актом, УФК по РБ (далее также - апеллянт, податель жалобы) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.05.2022 отменить.

В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что в ходе внеплановой камеральной проверки, проведенной в отношении УГХ г. Салават, установлено нарушение, связанное с нарушением адресности и целевого характера использования бюджетных средств, в связи с чем ссылки УГХ г. Салават на статью 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются неверными.Управление считает необходимым обратить внимание, что условия предоставления субсидии и нецелевое использование бюджетных средств являются по своей правовой природе различными нарушениями. При этом, поскольку по результатам проведенной проверки Управлением выявлено именно нецелевое использование бюджетных средств, указание в качестве обоснования незаконности представления на отсутствие нарушения условия предоставления субсидии основано на неверном истолковании судом закона, что всвою очередь является нарушением норм материального права.Содержание нарушения, вменяемого УГХ г. Салават описано в п. 1 оспариваемого представления. Управление полагает, что отсутствие ссылки на ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации само по себе не влияет на законность оспариваемого представления.Из оспариваемого представления следует, что Управлением описано, в чем заключается нарушение, указаны конкретные нарушенные статьи являющихся основанием для предоставления бюджетных средств нормативных правовых актов, а также пункты Соглашения, указана сумма нарушения, в связи с чем доводы УГХ г. Салават в указанной части не свидетельствуют об отсутствии факта нецелевого использования бюджетных средств и отсутствии оснований для направления оспариваемого Представления.

Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан от 31.03.2021 №131 «О назначении плановой выездной проверки в Управлении городского хозяйства администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан» и на основании пункта 4 Плана контрольных мероприятий Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан в финансово-бюджетной сфере на 2021 год, утвержденного 29.12.2020 руководителем Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан С.Р. Марваровой, в период с 05.04.2021 по 23.04.2021 Управлением Федерального казначейства по Республике Башкортостан в отношении Управления городского хозяйства Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан проведена выездная проверка соблюдения целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, на реализацию федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» (идентификатор контрольного мероприятия: 2021-ПВ.014.1004-0100.021) за период: с 01.01.2020 по 02.04.2021.

Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 23.04.2021, на который Управлением представлены возражения (замечания).

Казначейством в адрес Управления внесено представление № 0100-21-06/4764 от 25.06.2021 (далее - представление), полученное последним 02.07.2021, в котором указано, что:

- в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан на реализацию программ формирования современной городской среды от 17.01.2020 № 80739000-1-2020-001, подпункта «б» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, приложенных к Государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 на оплату мероприятий (работ), не включенных в Муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2022 годы», утвержденную постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 № 3658-п, неправомерно израсходованы средства федерального бюджета в размере 77 025 439 рублей 80 копеек (п. 1);

- в нарушение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации приняты и оплачены работы по устройству бетонной подготовки и покрытия из армированного бетона, не предусмотренные проектной документацией на сумму 557 619 рублей 33 копейки за счет средств федерального бюджета (п. 4);

- в нарушение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» приняты и оплачены фактически невыполненные работы по устройству верхнего слоя покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых в сумме 84 495 рублей 18 копеек за счет средств федерального бюджета (п. 35).

Подпунктом 1 пункта 1 указанного представления Казначейство обязало устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий по пунктам 1, 4, 35 представления в срок не позднее 01 октября 2021 года путем возврата средств федерального бюджета и принять меры по устранению их причин и условий, обеспечить неукоснительное соблюдение законодательства Российской Федерации, регулирующего установленную сферу деятельности. О результатах исполнения настоящего представления с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение, следует проинформировать Казначейство не позднее «01» октября 2021 г.

Не согласившись с подпунктом 1 пункта 1 Представления, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с рассматриваемым заявлением.

Арбитражный суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, пришел к выводу о наличии совокупности условий для признания пп. 1 п. 1 резолютивной части представления УФК по РБ недействительным.

Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Исходя из анализа статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, представление является властным актом, содержащим в себе требования к определенному лицу совершить указанные в них действия.

По смыслу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.

На основании статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Получатель бюджетных средств подтверждает обязанность оплатить за счет средств бюджета денежные обязательства в соответствии с платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования их оплаты (пункт 4 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с пунктом 1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами государственного (муниципального) финансового контроля составляются представления и (или) предписания.

Из оспариваемого представления следует, что Управлению вменяется бюджетное нарушение, выразившееся в том, что:

- в нарушение статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1.2 Соглашения о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан на реализацию программ формирования современной городской среды от 17.01.2020 № 80739000-1-2020-001, подпункта «б» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, приложенных к Государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 на оплату мероприятий (работ), не включенных в Муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2022 годы», утвержденную постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 № 3658-п, неправомерно израсходованы средства федерального бюджета в размере 77 025 439 рублей 80 копеек (п. 1);

- в нарушение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации приняты и оплачены работы по устройству бетонной подготовки и покрытия из армированного бетона, не предусмотренные проектной документацией на сумму 557 619 рублей 33 копейки за счет средств федерального бюджета (п. 4);

- в нарушение статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» приняты и оплачены фактически невыполненные работы по устройству верхнего слоя покрытия толщиной 4 ем из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых в сумме 84 495 рублей 18 копеек за счет средств федерального бюджета (п. 35).

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что Постановлением главы Администрации городского округа г. Салават РБ от 15.12.2017 №3658-п утверждена муниципальная программа «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2024 годы» (с последующими изменениями), задачей которой является, в том числе, улучшение состояния благоустройства наиболее посещаемых муниципальных территорий общественного пользования городского округа город Салават: восстановление (устройство) покрытия парковых зон отдыха, скверов, зон массового отдыха граждан, прилегающих территорий к памятникам истории и культуры, городской площади, установка скамеек, урн для мусора, детских и спортивных площадок, устройство цветочных клумб и вазонов, посадка деревьев и кустарников.

Перечень основных мероприятий программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2024 годы» отражен в приложении № 3 к Программе.

В приложении № 4 к Программе указан Перечень территорий общего пользования, подлежащих благоустройству в 2018 - 2024 годы.

В соответствии с уведомлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан от 12.02.2020 размер субсидии составляет из федерального бюджета - 148 000 529, 52 рублей, из бюджета Республики Башкортостан - 3 020 419,04 рублей, а также со финансирование из бюджета городского округа город Салават Республики Башкортостан - 7 949 000 руб.

Постановлениями главы Администрации городского округа г. Салават РБ от 29.03.2018 №948-п, от 20.07.2018 № 2101-п, от 21.11.2018 №3145-п, от 25.01.2019 №164-п, от 29.04.2020 №928-п, от 27.07.2020 №1546-п, от 10.08.2020 №1662-п, от 14.03.2022 №480-п в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2024 годы» вносились изменения, в том числе, в части предоставленного финансирования.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа г. Салават РБ от 29.04.2020 № 928-п «О внесении изменений в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2024 годы», утвержденную Постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 №3658-п «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2022 годы» в «Перечень территорий общего пользования, подлежащих благоустройству в 2018 - 2024 годы» (приложение № 3) включена территория набережной реки Белой городского округа город Салават. Планируемый объем финансирования на 2020 год составляет 158 969,9 тыс. рублей.

Согласно постановлению Администрации городского округа г. Салават РБ от 27.07.2020 № 1546-п «О внесении изменений в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2024 годы», утвержденную постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 № 3658-п «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2022 годы» (в редакции постановления Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 25.01.2019 № 164-п)» в адресный перечень общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации Программы (приложением № 3), включено благоустройство набережной реки Белой и прилегающей территории городского округа город Салават; а также определены следующие виды проводимых мероприятий по благоустройству набережной реки Белой и прилегающей территории:

- разработка проектно-сметной документации на выполнение работ по благоустройству набережной реки Белой и прилегающей территории;

- устройство освещения;

- установка урн;

- установка скамеек;

- обрезка и выкорчевка деревьев;

- устройство пешеходных дорожек;

- устройство бордюров;

- устройство беговой дорожки;

- устройство площадок из резинового покрытия;

- установка МАФ;

- установка велопарковки;

- посадка деревьев и кустарников;

- монтаж наружных сетей канализации и водопровода;

- установка модульного здания;

- устройство видеонаблюдения;

- устройство дорожек из лиственницы;

- озеленение.

Постановлением Администрации городского округа г. Салават РБ от 10.08.2020 № 1662-п «О внесении изменений в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2024 годы», утвержденную Постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 № 3658-п «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018 - 2022 годы» (в редакции постановления Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 27.07.2020 № 1546-п)» планируемый объем финансирования на 2020 год определен в размере 132 840,40 тыс. рублей.

В соответствии с положениями статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Согласно п. 8 Постановления Правительства РБ от 02.08.2019 № 476 предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан осуществляется на основании соглашений, заключаемых между Министерством и администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан.

В соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее - Правила формирования субсидий), Порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Республики Башкортостан бюджетам муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.02.2019 № 68 (далее - Порядок предоставления субсидий), распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.01.2020 № 3-р между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) и Администрацией городского округа город Салават Республики Башкортостан заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Башкортостан бюджету городского округа город Салават Республики Башкортостан на реализацию программ формирования современной городской среды от 17.01.2020 №80739000-1-2020-001 (далее - Соглашение).

Предметом Соглашения является предоставление из бюджета Республики Башкортостан в 2020 году бюджету городского округа города Салават Республики Башкортостан субсидии на реализацию программ формирования современной городской среды (далее - Субсидия) в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: 832 0503 32 2 F2 55550 523 в рамках подпрограммы «Благоустройство территорий муниципальных образований Республики Башкортостан» государственной программы «Формирование современной городской среды в Республике Башкортостан», утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30.08.2017 №401 (п. 1.1 соглашения).

Согласно п. 1.2 соглашения, предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий, направленных на достижение результата (ов) регионального проекта по муниципалитету согласно приложению №1 и приложению № 2 к соглашению, являющимся его неотъемлемыми частями, утвержденным постановлением Администрации городского округа город Салават Республики Башкортостан от 15.12.2017 №3658-п «Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2022 годы» (с изменениями).

Пунктом 3.2 соглашения указано на необходимость соблюдения условия: наличие утвержденной муниципальной программы формирование городской среды на 2018-2022 годы, подготовленной с учетом методических рекомендаций по подготовке государственных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06.04.2017 691/пр.

С учетом требований, установленных Правилами предоставления федеральной субсидии в региональную (муниципальную) программу рекомендуется включать следующие разделы:

а) титульный лист, включающий:

- наименование программы;

- наименование субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на территории которой реализуется программа;

- сроки и этапы реализации программы в целом;

- номер и дату нормативного правового акта об утверждении программы;

б) текстовую часть программы, включающую:

характеристику текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании - для муниципальной программы);

- описание приоритетов региональной (муниципальной) политики в сфере благоустройства, формулировка целей и постановка задач программы;

- прогноз ожидаемых результатов реализации программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта;

- объем средств, необходимых на реализацию программы за счет всех источников финансирования на каждый год реализации программы;

- мероприятия, предусмотренные разделом 3 настоящих Методических рекомендаций;

в) приложения к программе, в том числе:

паспорт программы (примерная форма предусмотрена в приложении №1 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о показателях (индикаторах) программы (примерная форма предусмотрена в приложении № 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения об основных мероприятиях программы (примерная форма предусмотрена в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о ресурсном обеспечении программы за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации (примерная форма предусмотрена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);

план реализации программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям);

г) сведения о софинансировании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ;

д) иные мероприятия по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В последующем к соглашению сторонами заключены дополнительные соглашения от 03.04.2020 № 80739000-1-2020-001/1, от 01.09.2020 №80739000-1-2020-001/2, от 27.11.2020 № 80739000-1-2020-001/3, от 23.12.2020 № 80739000-1-2020-001/4 о внесении изменений.

В целях реализации Программы в части благоустройства набережной реки Белой и прилегающей территории в городском округе город Салават УГХ г. Салават заключен муниципальный контракт от 30.03.2020 №0801300011920000078-0340018-01 с обществом с ограниченной ответственностью «Промэкобезопасность» на разработку проектно-сметной документации на выполнение работ по «Благоустройству набережной реки Белой и прилегающей территории в городском округе город Салават Республики Башкортостан» на сумму 1 800 000,00 рублей, из них за счет средств федерального бюджета предусмотрено финансирование в сумме 1 675 800,00 рублей, бюджета Республики Башкортостан - 34 200,00 рублей и бюджета городского округа город Салават - 90 000,00 рублей.

10.04.2020 объявлен электронный аукцион на выполнение работ по «благоустройству набережной реки Белой и прилегающей территории в городском округе город Салават Республики Башкортостан в рамках муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2024 годы» с начальной ценой контракта 157 169 260,00 рублей.

06.05.2020 протоколом подведения итогов электронного аукциона 0801300011920000183 в результате рассмотрения вторых частей заявок аукционной комиссией победителем закупки признано общество с ограниченной ответственностью «МЕГАСТРОЙМОНТАЖ» ИНН 0274184367, предложившее цену контракта 129 664 639,50 руб., снижение цены контракта на 17,5%.

18.05.2020 между Управлением с указанным обществом заключен муниципальный контракт № 080130001190000183-0340018-01, который в дальнейшем соглашением № 1 от 28.08.2020 был расторгнут по соглашению сторон, и произведена оплата за фактические выполненные работы в размере 4 483 358,42 руб.

В связи с расторжением муниципального контракта от 18.05.2020 №080130001190000183-0340018-01 от 28.08.2020 УГХ г. Салават заключен с обществом с ограниченной ответственностью «Башальянсстрой» (далее - ООО «Башальянсстрой») муниципальный контракт от 09.09.2020 №080130001190000183-0340018-02 на основании результатов осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (протокол от 06.05.2020, извещение №080130001190000183, ИКЗ 203026603488002660100101121124299244.

Цена контракта 125 886 298,52 рублей.

Как уже указывалось ранее, постановлением Администрации от 29.04.2020 № 928-п внесены изменения в муниципальную программу «Формирования современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2022 годы» в части предоставленного финансирования.

В соответствии с абз. 4 п. 2 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные (муниципальные) программы подлежат приведению в соответствие с законом (решением) о бюджете не позднее трех месяцев со дня вступления его в силу.

Таким образом, нарушение вышеуказанного требования бюджетного законодательства допущено не было.

Также Казначейством вменяется Управлению включение в контракт видов проводимых мероприятий, не включенные в муниципальную программу «Формирование современной городской среды на территории городского округа город Салават Республики Башкортостан на 2018-2024 годы», а именно:

- система оповещения,

- конструкция покрытия из асфальтобетона, проезды, парковки общей площадью 11860 м2,

- конструкция покрытия бетонной плиткой на щебеночном основании, проезжая часть площадью 680 м2,

- конструкция покрытия бетонной плиткой, экобрусчатка площадью 974 м2,

- конструкция покрытия террас из лиственницы по металлическим сваям площадью 904 м2,

- конструкция покрытия террас из лиственницы по деревянным лагам площадью 3062 м2,

- конструкция покрытий площадок песком площадью 2912 м2,

- конструкция покрытий площадок мульчей площадью 48 м2,

- установка комплекса тренажеров на раме для инвалидов-колясочников в количестве 1 единицы,

- устройство детских площадок с установкой 29 единиц элементов, установка крупных архитектурных форм: пергола в количестве 19 единиц, ферма-арка в количестве 1 единицы, пергола-киоск в количестве 1 единицы, пергола угловая в количестве 2 единиц, элемент «Комплекс-ЖКХ» в количестве 1 единицы, элемент «Амфитеатр» в количестве 1 единицы, пергола с навесом в количестве 4 единиц, вышка спасателя в количестве 1 единицы,

- устройство площадки № 1 площадью 251,66 м2,

- устройство площадки № 2 площадью 99 м2,

- устройство противопожарных резервуаров в количестве 2 единиц.

Между тем, как указывалось ранее, постановлением Администрации от 27.07.2020 №1546-п внесены изменения в муниципальную программу, в которой были указаны виды проводимых мероприятий (вид благоустройства).

Из пояснений специалиста, озвученных в судебном заседании, следует, что п. 1. Система оповещения является сопутствующей частью системы видеонаблюдения, указанной в программе, которая не функционирует совместно с системой видеонаблюдения и дает возможность оповестить посетителей на основе картинки (н-р: возможность сотрудникам МЧС оповестить о какой-либо ситуации) то сопутствующее видеонаблюдение. Слаботочные сети - это важный элемент электрокоммуникации. Система оповещения, как и устройство видеонаблюдения осуществляются по одной слаботочной линии. Устройство телефонной связи на 13 номеров не входит в систему оповещения.

п.п. 2 - 4. Конструкция покрытия из асфальтобетона, проезды, парковки общей площадью 11860 м2; конструкция покрытия бетонной плиткой на щебеночном основании, проезжая часть площадью 680 м2; конструкция покрытия бетонной плиткой, экобрусчатка площадью 974 м2. Проезды и парковки относятся к видам работ дорожного фонда. Обозначение проезд и парковки является технической характеристикой конструкции покрытия и возможных нагрузок (для возможности механизированной уборки и проезда спецтехники, н-р: аварийно-спасательные службы), но не является отображением функционального назначения этого покрытия. Функциональным назначением данного покрытия является использование его пешеходами и бегунами. Не предназначены для движения личного автотранспорта. Следовательно, расхождений с программой не имеется.

п.п. 5, 6. Конструкция покрытия террас из лиственницы по металлическим сваям площадью 904 м2; конструкция покрытия террас из лиственницы по деревянным лагам площадью 3062 м2 соответствуют позиции устройства дорожек из лиственницы заявленной в программе. Способ укладки по лагам либо по сваям в зависимости от рельефа участка местности является более развернутым описаниям способа монтажа дорожек из лиственницы.

п.7. Конструкция покрытий площадок песком площадью 2912 м2. В связи с безопасностью и профилактикой травматизма отдыхающих данный вид работ был включен в муниципальный контракт до окончания выполнения работ.

п.8. Конструкция покрытий площадок мульчей площадью 48 м2. Технология посадки деревьев и кустарников предполагает отсыпку мульчой поверх лунки вокруг посаженного дерева (для укрытия грунта и удобрения посадочного материала).

п.п. 9 - 10. Установка комплекса тренажеров на раме для инвалидов-колясочников в количестве 1 единицы; устройство детских площадок с установкой 29 единиц элементов,

Совокупность малых архитектурных форм (МАФ) объекта благоустройства включает в себя 29 единиц элементов детской площадки и комплекс тренажеров на раме для инвалидов колясочников в количестве 1 единицы.

п.11. Установка крупных архитектурных форм: пергола в количестве 19 единиц, ферма-арка в количестве 1 единицы, пергола-киоск в количестве 1 единицы, пергола угловая в количестве 2 единиц, элемент «Комплекс-МЖК» в количестве 1 единицы, элемент «Амфитеатр» в количестве 1 единицы, пергола с навесом в количестве 4 единиц, вышка спасателя в количестве 1 единицы,

Согласно классификатору «Строительных ресурсов», утвержденного приказом Минстроя России от 29.03.2021 N 189/пр (код 15.2.03.03) пергола (теневой навес) 19 единиц, ферма-арка в количестве 1 единицы, пергола угловая в количестве 2 единиц является МАФ. «Комплекс-МЖК», элемент «Амфитеатр», пергола-киоск в количестве 1 единицы являются модульными зданиями.

Термин «крупная архитектурная форма» был принят для внутренней классификации МАФов по габаритам во время проведения работ по благоустройству объекта.

п.п.12 - 13 Площадка № 1 является основанием для элемента «Амфитеатр» и ее устройство является частью работ по установке модульного здания. Площадка № 2 является основанием для элемента «Комплекс МЖК».

п.п 14. Устройство противопожарных резервуаров в количестве 2 единиц не были указаны в графе вид проводимых мероприятий муниципальной программы «Формирования современной городской среды на территории городского округа г. Салават Р. Башкортостан на 2018-2020 г. по причине технической ошибки сотрудника управления. Но в целях пожарной безопасности и общественного пространства, а также в связи с отсутствием пожарных гидрантов на прилегающей территории данный вид работ был включен в муниципальный контракт».

Согласно пп. 3.9.1, 3.9.2 Правил в региональной (муниципальной) программе рекомендуется привести обоснование основных мероприятий с указанием целевых показателей и сроков их реализации. Включение в региональную (муниципальную) программу основных мероприятий целесообразно осуществлять исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач и достижения целей, направленных на повышение уровня благоустройства территории муниципальных образований, субъекта Российской Федерации.

При этом, Правила не содержат рекомендаций, связанных с перечнем видов работ по общественным территориям.

Таким образом, все оплаченные Управлением мероприятия (работы), содержатся в муниципальной программе в обобщенном виде как основные мероприятия.

Пунктом 6 муниципальной программы предусмотрено, что «экономия средств от проведенных аукционных процедур направляется на дополнительные объемы работ либо на благоустройство объектов последующих периодов».

Постановлением Администрации от 03.06.2021 № 1034-п в муниципальную программу внесены изменения в соответствии с локально-сметным расчетом, технические ошибки по тексту программы устранены.

Таким образом, в ходе исполнения муниципальной программы могут образоваться денежные средства, которые получатель субсидии вправе направить на исполнение и достижение целей предоставления субсидии.

В рассматриваемом случае, работы конструкция покрытий площадок песком площадью 2912 м2 реализованы за счет экономии средств (объем финансирования не изменился) и направлены на реализацию благоустройство набережной реки Белая.

Кроме того, согласно п. 4.1.5 Соглашения «в случае, если муниципалитетом по состоянию на 31 декабря года предоставления Субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных пунктом 4.3.3 соглашения, и в срок до первой даты предоставления отчетности о достижении результата (ов) регионального проекта в году, следующем за годом предоставления субсидии, установленной в соответствии с правилами предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Министерство обязуется рассчитать в соответствии с пунктами 16 - 19 Правил формирования субсидий объем средств, подлежащий возврату из бюджета городского округа города Салават РБ в бюджет РБ, и направить муниципалитету требование о возврате средств субсидии в бюджет РБ в указанном объеме».

Пункт 4.3.3 соглашения гласит о том, что муниципалитет обязуется обеспечивать достижение значения (ий) результата (ов) регионального проекта, установленных приложением № 1 к соглашению.

В приложении № 1 к соглашению в разделе «тип результата» указано «благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества».

Таким образом, п. 1.2 соглашения не был нарушен, а именно денежные средства были израсходованы на благоустройство территории, ремонт объектов недвижимого имущества.

Также п. 4.3.1 соглашения установлена обязанность муниципалитета обеспечивать выполнение условий предоставления субсидии, установленных п. 3.2 соглашения (наличие утвержденной муниципальной программы формирования городской среды на 2018-2022 годы, наличие в бюджете городского округа бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия).

В данном случае софинансирование было обеспечено.

Исходя из вышеизложенного, нарушения ст. 132 БК РФ со стороны Управления городского хозяйства Администрации не усматривается.

В Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными приложением №15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710), сказано, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации формирования современной городской среды, а также с предоставлением субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на реализацию муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований, в том числе территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий), дворовых территорий (муниципальная программа).

Материалами дела подтверждается, что выделенные Заявителю средства были направлены на работы по благоустройству Набережной р. Белой, которые включены в Программу.

Согласно статье 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации под бюджетным нарушением совершенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком понимается, в том числе нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в пункте 14.1 Постановления от 22.06.2006 №23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Таким образом, для вывода о нецелевом характере использования средств соответствующего бюджета необходимо установить, что они были направлены на оплату денежных обязательств, не соответствующих целям их выделения, определенных тем документом, на основании которого они были выделены. Если бюджетные средства были использованы в соответствии с целями, определенными в документе, являющемся правовым основанием для их выделения, вывод об их нецелевом использовании не может быть признан правомерным, пусть даже при их использовании и были допущены какие-либо иные нарушения.

В данном же случае средства выделенные субсидии были направлены на реализацию муниципальной программы, целью которой являлось повышение уровня комфортности жизнедеятельности граждан посредством благоустройства наиболее посещаемых территорий общественного пользования, указанные работы по содержанию являются мероприятиями, предусмотренными муниципальной программой.

В части Представления, где прописаны «Нарушенные положения нормативных правовых актов и иных документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств (со ссылками на соответствующие пункты, части, статьи)» нет ссылки на ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающейся принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.

Кроме того, актом от 23.04.2021 г. УФК по РБ при проверке соблюдения принципа адресности и целевого характера, принципа эффективности использования бюджетных средств, выделенных на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды городского округа город Салават Республики Башкортостан», нарушений не установлено.

С учетом изложенных обстоятельств, следует признать, что нецелевое использование средств Казначейством не доказано. Управлением в рамках исполнения контрактов были приняты и оплачены работы, предусмотренные программой, что свидетельствует о целевом использовании средств.

В связи с этим, со стороны Управления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, не имеется.

Мотивы возражений Казначейства судом отклоняются как неподтвержденные соответствующими доказательствами и основанными на неверном толковании норм права, регулирующих соответствующие правоотношения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый пп. 1 п. 1 резолютивной части Представления не отвечает требованию исполнимости, не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы Управления, поскольку в отсутствие доказательств нарушения им требований п. 1.2 Соглашения, подпункта «б» пункта 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, приложенных к Государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710, части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ст. ст. 132, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возлагают на него необоснованную обязанность по возврату средств в доход федерального бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Подводя итог изложенному, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое представление не соответствует действующему законодательству. Соответственно суд первой инстанции обоснованно в порядке части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил заявленные требования.

Приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.

Иное толкование положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств рассматриваемого дела не свидетельствуют о нарушении судом норм права и не опровергают правильность выводов суда первой инстанций.

Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.

В связи с подачей апелляционной жалобы лицом, освобожденным от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, взыскание государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции не производится.

Руководствуясь статьями 176, 268- 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 27.05.2022 по делу № А07-26082/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий судья А.П. Скобелкин

Судьи А.А. Арямов

Н.Г. Плаксина